Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методология внешкольного образования в трудах В.И. Чарнолуского




Чарнолуский Владимир Иванович (1865-1941), деятель в области народного образования и общественно-педагогического движения, профессор (1924), д-р педагогических наук (1935). В 1891-97 работал в Петербургском комитете грамотности. По его инициативе и методике проведена перепись рос. начальных школ (материалы обобщил в фундаментальном труде "Начальное народное образование в России", т. 1-4, 1900-05; совместно с Г.А. Фальборком). Один из организаторов общества "Знание" (после 1897). За критику правительства в области образования был арестован и сослан. По возвращении из ссылки (1905) активно участвовал в деятельности Всероссийского учительского союза (ВУСа), входил в его Центральное бюро, в 1906 член правления Лиги образования. В 1908-16 разработал совместно с Фальборком проект демократической реформы системы рос. образования (децентрализация управления образованием, расширение автономии школ, создание школьных советов и пр.). Составил также совместно с Фальборком фундаментальный труд "Настольная кнГИА по народному образованию" (т. 1-4, 1899-1911), содержавший полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по вопросам школьного и внешкольного образования. После Февральской революции 1917 вошёл в Комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства (председатель бюро). Под его руководством были разработаны осн. принципы реформы образования (Декларация и Временное положение "О единой общественной общеобразовательной школе", октябрь 1917). После Октябрьской революции 1917 в труде "Культура социальной личности" (не опубликован, хранится в научном архиве РАО) обосновал концепцию "единой общей гармонической школы". С 1921 в Наркомпросе РСФСР, одновременно до середины 20-х гг. сотрудничал в его научных институтах, преподавал в 1-м и 2-м МГУ. Один из инициаторов создания Государственной библиотеки по народному образованию (1923), а также издания справочной литературы для учителей (календари, спутники учителя и др.).

Вклад В.И. Чарнолуского в разработку теории внешкольного образования:

· обоснование принципа частной инициативы в практике внешкольного образования (Чарнолуский В.И. Частная инициатива в деле народного образования: Социальное значение, типы, основные вопросы и очередные практические задачи свободных просветительных общественных организаций в современной России. – М., 1909).

· выделение основных организационно-педагогических условий внешкольного образования: участие органов общественного управления в организации внешкольного образования; бесплатность общественных просветительных учреждений; обслуживание общественными, просветительными учреждениями потребностей всего населения; участие в заведывании общественными просветительными учреждениями тех, кто ими пользуется; решение национального вопроса в общественной организации внешкольного образования;

· разработка типологии форм внешкольного образования по основным типам: школы для взрослого населения; учреждения, назначенные для удовлетворения потребностей населения в материале для чтения (библиотеки, общественное издательство и книжная торговля); учреждения для распространения среди взрослого населения научных и специальных знаний (так называемые «народные университеты», курсы, лекции, чтения); общественные развлечения (театр, увеселения) и спорт; музеи и картинные галереи; народные дома (Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. – М., 1909).

Основные педагогические труды В.И. Чарнолуского и их современная оценка.

Методология внешкольного образования в трудах С.О. Серополко

Серополко Степан Онисимович (1872-1959), педагог, земский деятель. Опубликовал "Краткий обзор тридцатипятилетней деятельности Тульского губернского земства в области народного образования" (1902). В 1912 совместно с А.М. Обуховым, Н.В. Чеховым и другими был соредактором справочного издания "Народное образование в земствах и городах" и справочника "Высшая крестьянская школа" (1917). С 1917 жил в Киеве, занимал ответственные должности в городской управе и Генеральном секретариате народного образования Украинской Республики. С 1920 в эмиграции в Польше, Чехословакии. После 1927 преподавал в Украинском педагогическом институте им. М.П. Драгоманова в Праге. Был председателем Украинского педагогического общества. Исследовал общетеоретические и организационные проблемы внешкольного образования.

Вклад С.О. Серополко в разработку теории внешкольного образования (курс лекций по внешкольному образовании, прочитанный в Русском педагогическом институте в Праге 1927-1928 гг.). Определение внешкольного образования как науки, которая «принадлежит к циклу педагогических наук, имеющих своим предметом образование человека, т.е. приобщение его к благам культуры»;

Основные педагогические труды С.О. Серополко и их современная оценка.

 

 

Парадигма педагогического воздействия в процессе становления теории культурно-просветительной деятельности










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 925.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...