Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура методологии теории социально-культурной деятельности
Структура методологии теории социально-культурной деятельности: а) общенаучная методология (общефилософская методология); б) методология интегративной науки, объединяющей несколько специальных, генетически близких частнонаучных дисциплин; в) методология специальной научной теории. Уровнив структуре методологии: · ценностно-целевой уровень ‑ социальные цели, влияющие на развитие воспитательной деятельности в сфере досуга; ориентация на цели гармонизации социального взаимодействия, приобщения развивающейся личности к ценностям культуры и др;философские основания - обобщенные философские идеи, определяющие сущность свободного развития личности в ее наилучших потенциях и дарованиях, творчества, социальной активности; · инструментально-теоретический уровень ‑ понятийный аппарат ‑ тезаурус базовых и периферийных понятий, в котором отражается специфика предметной области науки, а также присутствуют понятия из общенаучной, частнонаучных теорий (педагогика, психология, социология, теория досуга, теория культуры, социальная работа, менеджмент и др.), язык педагогической науки; научные представления о теории социально-культурной деятельности (т.е. знания о знаниях как отраженных в теории), об особенностях применения категорий, принципов и законов научного познания в исследовании социально-культурных явлений и процессов; · технологический уровень ‑ методы научного исследования, как инструмент научного поиска, научного решения задач теории и практики социально-культурной деятельности; методы проектирования и прогнозирования социально-культурных процессов; принципы и методы,реализуемыев реальных ситуациях социально-культурной деятельности, социального воспитания в досуговых ситуациях; принципы и методы интерпретации результатов культурно-воспитательной деятельности и последствий внедрения инноваций;показатели и критерии эффективности качества результатов профессиональной деятельности работников социально-культурной сферы.
Историография теории социально-культурной деятельности Общие проблемы историографии теории социально-культурной деятельности Историография источников для осмысления процесса развития научной теории социально-культурной деятельности в конце XIX – начале ХХ столетия. Недостаточная разработка историографии теории социально-культурной деятельности. Проблемы современной историографии теории социально-культурной деятельности.
Источниковая база истории теории социально-культурной деятельности Архивные учреждения Российской Федерации, обеспечивающие хранение и обработку документов по истории социально-культурной деятельности (Государственный архив РФ, Научный архив РАО и др.). Научно-методическая деятельность крупных библиотек по сохранению научной информации по проблемам социально-культурной деятельности (Российская государственная библиотека (Информкультура), Государственная педагогическая библиотека им. Ушинского и др.). Периодические издания по проблемам социального воспитания, культуры, организации досуга. Общероссийские научно-педагогические издания («Педагогика», «Народное образование», «Социальная педагогика», «Социальная работа» и др.) и освещение в них проблематики социально-культурной деятельности. Ретроспективный анализ специальной периодики по проблемам внешкольного образования, политико-просветительной работы, культурно-просветительной деятельности («Внешкольное образование» (1918), «Политическое просвещение и образование», «Коммунистическое воспитание» и др.). Журналы второй половины XX века («Встреча: Культурно-просветительная работа», «Народное творчество» и др.). Научные журналы вузов культуры и искусств («Вестник МГУКИ», «Вестник СПГУКИ», «Вестник Каз.ГУКИ», «Научный вестник ТГУ им. Г.Р. Державина» и др.
Современная историография социально-культурной деятельности Современные исследования педагогической теории внешкольного образования, политико-просветительной и культурно-просветительной работы, культурно-досуговой и социально-культурной деятельности (Е.М. Клюско, Ю.А. Стрельцов, А.В. Соколов, Г.Я. Никитина, А.С. Каргин, А.Д. Жарков, Т.И. Бакланова, В.С. Садовская, Е.В. Литовкин, Б.К. Тебиев, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко и др.). Активизация исследований истории социально-культурной деятельности, введение в научный оборот новых архивных источников, забытых и редких публикаций.
Основные научные школы современной социально-культурной деятельности Становление и развитие социально-культурной деятельности как направления научных исследований, реализуемых в деятельности научных школ и отдельных исследователей. Основные научные школы в современной теории социально-культурной деятельности:
Авторские подходы в теории социально-культурной деятельности: «педагогика досуга» В.Е. Триодин; «синергетика досугового общения» Ю.А. Стрельцов; «технология культурно-досуговой деятельности» - А.Д. Жарков; «социально-коммуникативная концепция социально-культурной деятельности» А.В. Соколов; «феноменология клуба» В.В. Туев; «парадигмальный анализ теории социально-культурной деятельности» Н.Н. Ярошенко и др. Современные тенденции развития научных исследований социально-культурной деятельности: разработка узких научных направлений, которые оказывают все возрастающее влияние на процессы интеграции и дифференциации научного знания; формирование и уточнение понятийного аппарата теории, формирование научного представления о предметном поле теории социально-культурной деятельности. Научные дискуссии как источник Дискуссии о предмете науки – необходимый компонент становления и генезиса научной дисциплины. Методологические дискуссии, научные споры как признаки нормального функционирования научного сообщества. Дискуссия 1920-х годов по проблемам организации и идейно-политического содержания внешкольной, а затем и политико-просветительной работы. Дискуссия 1970-х годов о институциональной и не институциональной сущности советского клуба. Дискуссия 1990-х годов о названии, специфике предмета социально-культурной деятельности. Дискуссионный потенциал современных научных исследований социально-культурной деятельности.
Научный аппарат теории социально-культурной деятельности |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 645. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |