Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятийно-категориальный аппарат современной теории социально-культурной деятельности
Основные понятия содержания социально-культурной деятельности, множественности ее субъектов - социально-культурных институтов, ресурсной базы социокультурной деятельности и многообразия технологий, используемых в сфере культуры, образования, искусства, социальной работы, досуга и спорта. Соотношение категорий свободного времени, досуга, отдыха, рекреации, досуговой и рекреационной деятельности. Проблемная обусловленность целей, содержания и задач социально-культурной деятельности.
Объект и предмет в научном исследовании социально-культурной деятельности Основные сферы социально-культурной деятельности: сфера досуга и досуговой деятельности; сфера народной художественной культуры и любительского творчества; сфера образования; сфера социальной защиты и реабилитации. Изменения предметного поля теории ‑ результат процесса становления и развития педагогических исследований социально-культурной деятельности. Предметная область теории социально-культурной деятельности, объединяющая социально-культурное содержание различных видов деятельности человека в сфере свободного времени. Специфический объект теории социально-культурной деятельности ‑ культурно обусловленные аспекты жизнедеятельности человека, использование социокультурных и социопедагогических методов воздействия на поведение человека, оптимизация духовного развития различных социальных групп, выделяемых по возрастному, гендерному, региональному, этническому, религиозному, экономическому и политическому признакам. Предмет теории социально-культурной деятельности ‑ наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования как часть, сторона, элемент объекта. Алгоритм научного педагогического исследования в современной теории социально-культурной деятельности Алгоритм научного педагогического исследования в современной теории социально-культурной деятельности - общепедагогическая матрица научного исследования, определяемую парадигмой и методологией как педагогики в целом, так и ее отраслевых теорий. Постановка цели и задач исследования социально-культурной деятельности как способ научного решения проблемы, имеющей место в жизнедеятельности общества, учреждений, организаций, социальных групп и отдельных людей. Генезис социологических, психологических и педагогических методов в системе методов научного исследования социально-культурной деятельности
Генезис теории социально-культурной деятельности в контексте смены научных парадигм Генезис теории социально-культурной деятельности как предмет научного исследования Обусловленность генезиса теории социально-культурной деятельности видоизменениями общенаучных, философских парадигм, идейно-смыслового контекста педагогической науки.
Осмысление процесса закономерностей становления и функционирования теории культурно-просветительной, культурно-досуговой и социально-культурной деятельности в научной литературе. Отражение проблемы развития теории в соответствующих разделах учебников по клубоведению, подготовленных отдельными авторами и авторскими коллективами в 1970-1980-х годах (Стрельцов Ю.А. и А.В. Сасыхов; В.А. Ковшаров, Н.П. Скрыпнев, А.Г. Соломоник; С.Н. Иконникова, В.И. Чепелев и др.). Рассмотрение процесса становления и функционирования научной теории культурно-просветительной деятельности в диссертационных исследованиях 1980-1990 гг. (В.Е. Триодин «Теоретические основы воспитательной деятельности советских клубов» (1985); Ю.А. Стрельцова «Развитие теоретических основ просветительной деятельности советских клубов» (1989)). Продолжение анализа генезиса теории социально-культурной деятельности в диссертационных исследованиях 1990-2000 гг. (В.В. Туев «Феномен клуба: Историко-педагогический анализ» (1998); Н.Н. Ярошенко «Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности» (2000)). Периодизация развития теории социально-культурной деятельности в контексте смены педагогических парадигм Традиционная периодизация этапов генезиса клубной теории. Периодизация В.В. Туева (разработка теоретико-методических основ клубного дела (1920-е г.); формирование клубоведения как науки о теории и методике культурно-просветительной деятельности клуба (1960-1970-е г.); развитие клубоведческих исследований в русле новых отраслей гуманитарных наук (1990-е г.). Динамика предметной области теории социально-культурной деятельности (Н.Н. Ярошенко): · первый период (конец XIX – первая треть XX века) - парадигма частной инициативы (характерная для этапа предпосылочного знания); · второй период (1930-е годы – середина 1980-х годов) - парадигма педагогического воздействия (просветления "затемненного" сознания масс, реализации социального заказа); · третий период (с 1990-х годов) - парадигма социальной активности личности в социально-культурной сфере (формирование либеральной ориентации исследований на основе феноменологической методологии).
Парадигма частной инициативы в теории внешкольного образования Методологическое обоснование принципа частной инициативы в трудах педагогов внешкольного образования Особенности специальной методологии внешкольного образования, функционировавшую в рамках педагогической парадигмы частной инициативы. Специфические познавательные средства теории, понятийный аппарат, система принципов, аксиом и др.. Ориентация научно-исследовательская деятельности на выявление таких, форм воспитания в социально-культурной сфере, которые должны соответствовать не только особенностям развития нравственности, рациональности и чувственности человека, но и возрастным особенностям, охватывая все возрастные периоды жизни человека (домашнее образование, школьное и свободное образование взрослых). Труды В.П. Вахтерова, Н.В. Чехова, В.И. Чарнолуского, С.О. Серополко, Е.Н. Медынского и др. Научно-педагогическая деятельность А.У. Зеленко, С.Т. Шацкого.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 647. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |