Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука как объект исследования




Наука как знание и наука как деятельность. Характерные черты и многообразие форм научного знания. Формы организации науки. Научное сообщество. Наука в системе культуры. Проблема демаркации науки и не-науки. Эмпирические и теоретические знания. Наблюдение и эксперимент. Роль естественных и гуманитарных наук в развитии науки.

Понятие научной картины мира. Историческое изменение научной картины мира. Проблема реконструкции научной картины мира. Предмет, структура и функции истории науки. Общекультурное значение истории науки и ее роль в понимании сущности науки. История науки и развитие научного мировоззрения. Философия и история науки.

Общие закономерности возникновения
и развития науки

Возникновение и развитие науки, генезис науки. Понятие научно-исследовательской программы. Научные школы, условия их формирования и роль в развитии науки.

Историческая изменчивость представлений о науке. Концепции генезиса науки. Взаимозависимость степени развития общества и уровня научного знания. Модели историографии науки. Кумулятивная модель развития науки. Научные революции. Взаимосвязь научных и технических революций. “Структура научных революций” Томаса Куна. Концепция развития науки как смены парадигм Куна. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса. Ситуативная модель истории науки. “Личностное знание” Майкла Полани. Отрицание адекватности рациональных реконструкций истории науки Паулем Фейерабендом.

Развитие цивилизации как процесс взаимодействия человека и природы. Концепция истории науки В.И. Вернадского. Проблемы периодизации истории науки. Концепция истории Карла Ясперса. Критика европоцентризма и антиисторизма в понимании сущности и происхождения науки.

 

 


Научный статус теории социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность
как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знании

Теория социально-культурной деятельности как система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях (педагогических, культурных и др.) осуществления в условиях свободного времени, досуга.

Теория социально-культурной деятельности как фундаментальное научно-образовательное направление, интегрирует способы получения знаний, присущие целому ряду наук, в том числе педагогике, культурологии, социологии, психологии, социальной психологии, менеджменту, предполагает анализ целостных социально-культурных структур, уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социально-культурных, условиях, а также изучение путей и форм активного воздействия на открытый социум, на духовное развитие социальных, возрастных, гендерных, религиозных и этнических групп.

Обусловленность научно-теоретических достижений уровнем развития гуманитарного знания и конкретных социально-культурных условий.

Основные источники формирования теории: изучение исторического и современного отечественного и зарубежного опыта; результаты социологических исследований и опытно-экспериментальной работы; использование данных смежных наук.

Гуманистический смысл теории социально-культурной деятельности, ее нацеленность на научное объяснение закономерностей развития личности, социальных общностей; духовного возвышения человека; снижения негативных последствий цивилизационного процесса, социально-экономических преобразований и др.

 


Организационная основа педагогических исследований социально-культурной деятельности

Организационная основа функционирования научной теории социально-культурной деятельности (деятельность многочисленных вузов, обеспечивающих подготовку кадров для отрасли и проведение научно-исследовательской работы; работа диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций; деятельность научно-исследовательских институтов; наличие научных периодических изданий т.д.).

 

Родовидовая структура теории социально-культурной деятельности как отрасли педагогических исследований

Педагогический статус теории социально-культурной деятельности.

Структурный состав теории социально-культурной деятельности: совокупность научно достоверных фактов; понятийный аппарат; система выявленных закономерностей; исходные принципы; общепринятые типологии явлений, характерных для истории и современной практики.

Теория социально-культурной деятельности как антропоцентрическая модель воспитания. Определение вариативности педагогических моделей, сформулированных в теории социально-культурной деятельности различной степенью выраженности социоцентрической (напр., педагогические модели пролеткульта (А. Богданов и др.)) и антропоцентрической направленности (напр., концепция «Свободного воспитания» (К.Н. Вентцель, И.И Горбунов-Посадов и др.)).

 

Парадигмы и методология социально-культурных исследований

Парадигмальные основания научного исследования педагогики социально-культурной деятельности

Содержание понятия «парадигма» (от греч. paradeigma - пример, образец). Парадигма ‑ «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» (Т. Кун). Парадигма как господствующая система идей, научных представлений, которая позволяет решать мировоззренческие и практические задачи, служит эталоном научного мышления.

Смена парадигм социальной науки как условие и предпосылка общественного прогресса, позволяющая более эффективно и успешно воздействовать на развитие общества, определять ближайшие и отдаленные последствия такого воздействия.

Понятие «парадигма» в социально-культурном исследовании какобобщающая модель методологической, теоретической и прикладной деятельности научного сообщества теоретиков социально-культурной деятельности, научно-педагогических коллективов, представителей научных школ.

Структура и многоукладный характер парадигм социально-культурных исследований.

Методология социально-культурной деятельности

Методология (от метод и греч. λόγος - слово, понятие, учение) как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, либо как учение об этой системе. Сущность и научный статус методологии теории социально-культурной деятельности. Предмет методологии – теория социально-культурной деятельности как наука, как самостоятельная система знаний, обоснование процесса и результатов исследования педагогических явлений в социально-культурной сфере; предмет теории – целенаправленный воспитательный процесс, который выстраивается в условиях социально-культурной деятельности.

Современный контекст методологических исследований в педагогических науках.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...