Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Абу Нувасаль-Хасан ибн Хани аль-Хаками 14 страница




ثم التفت إلى أهل الشام فقال: يا أهل الشام! إنما أنا لكم كالظليم الذاب عن فراخه ينفي عنه المدر, ويبعد عنها الحجر, ويكنها من المطر. يا أهل الشام أنتم الجنة و الرداء وأنتم العدة والغطاء!

 

 

التدريب الأول.

اجب على الأسئلة التالية:

1. من هو الحجاج؟

2. أين ومتى ولد الحجاج بن يوسف؟

3. بما أُشتهرَ الحجاج بن يوسف الثقفى؟

4. فى عهد مَن مِن الخلافاء الأموين اصبح واليا على العراق؟

5. فى اىّ فرع من فروع الأدب تميز؟

6. متى واين مات الحجاج بن يوسف الثقفى؟

 

التدريب الثانى.

ضع علامة (صح) أمام الصحيح وعلامة(خطأ)أمام الخطأ فيما يلي:

1. صعد الحجاج بن يوسف المنبر مكشوف الوجه يحمل سلاحا.( )

2. مكث لحظات قليلة وهو لايتكلّم ثم رحّب بأهل العراق.( )

3. لم يعجب الناس بالحجاج بن يوسف وأراد آحدهم أن يَرجمهَهُ. ( )

4. لمّا رأى الحجاج بن يوسف هذا الحال خلع ليثامه ونهض.( )

5. توعد الحجاج أهل العراق القتل إن خرجوا عن طاعة الخليفة.( )

 

التدريب الثالث.

ضع كل كلمة من العمود(أ) مع مايناسبها من لعمود(ب).

(أ‌) (ب)

عمامة                            سَكَنَ واستَقَرَ

قوس                             عَظمَةُ الرّأس

عاقبة                            غطاء لرأس

رمح                             حيوان خُرَافي يُخرِجُ النّارَ من فهِهِ

عَشَّش                            نتيجة الشئ

التنين                             نوع من انوع الأسلحة القديمة  

جَمجُمَة                           شكلٌ هندسيّ يُشبِهُ نصفَ الدائرة

 

§ 6¢Абдуль-Хамид ибн Яхья

(…-755)

Абу Галиб ¢Абдуль-Хамид ибн Яхья родился в районе Шама в неарабской семье, впоследствии был приписан к семье Амир. Искусству письма он  научился у Салема, личного писца халифа Хишама. Затем он занялся преподаванием, странствуя по разным странам. О нем узнал Муруан ибн Мухаммад и позвал служить к себе писцом во время своего правления над местностью Арминия. Благодаря своей покладистости, аккуратности и исполнительности,  между ними установились хорошие отношения. И когда пришло сообщение о том, что Муруан ибн Мухаммад стал халифом, все его приближенные, кроме ¢Абдуль Хамида упали пред ним в земном поклоне. Тогда Маруан спросил у него: «Почему ты не совершаешь земной поклон благодарности?» ¢Абдуль-Хамид ответил: «А с чего я буду делать поклон? Мне было почетно, что я был с Вами, а теперь Вы уйдете от нас». «Тогда и ты пойдешь вместе со мной в столицу», – произнес халиф. (речь идет о столице халифата Омейнидов – Дамаске). «Вот теперь я хочу сделать поклон», – сказал он и совершил его. Маруан назначил его главным писцом страны. И когда над властью халифа нависла угроза, Маруан сказал ¢Абдуль Хамиду: « Если ты хочешь перейти на сторону моих врагов, то сделай так, чтобы мне сохранили жизнь. Если ты не сможешь этого сделать, тогда попытайся сохранить жизнь моим близким». ¢Абдуль Хамид ответил ему: «Эти два варианта, на которые ты указал, полезнее для тебя и ужаснее для меня, у меня достаточно терпения, чтобы подождать, пока Аллах улучшит твои дела или умереть с тобой». После чего он  продекламировал: «Сначала я буду верным, а потом предам? И кто потом сможет оправдать меня перед людьми?». И он был с ним, пока Маруана не убили в Египте. Тогда он укрылся у друга ¢Абдуллы ибн Мукаффа в Бахрейне. Однажды, когда он находился у него в доме, к ним внезапно явились и спросили: «Кто из вас ¢Абдуль Хамид?» Они оба ответили: «Я», боясь друг за друга. Один из солдат чуть не убил ¢Абдуллу ибн Макаффа, и тут ¢Абдуль Хамид признался, после чего он был задержан и убит.

¢Абдуль Хамид отличался приятным повествованием, ясным стилем, он просто очаровывал чувства и околдовывал разум. Говорят, что Абу Муслим ал-Хурасаний отказался читать написанное ¢Абдуль Хамидом по поручению Маруана письмо, в котором, используя свои талант и красноречие, он привлекал его и склонял в свою сторону. Он сжег это письмо, проявляя к себе жалость, чтобы не попасть под его влияние, и написал Маруану: «Меч стер строки красноречия и короли-львы всех лесов склонились перед тобой».

عبدالحميد ابن يحى

نموذج من نثره:

كتب إلى أهله وهو منهزم مع مروان:

أما بعد, فإن الله تعالى جعل الدنيا محفوفة بالكره والسرور, فمن ساعده الحظ فيها سكن إليها, ومن عضته بنابها ذمها ساخطا عليها, وشكاها مستزيدا لها, وقد كانت أذاقتنا أفاويق استحليناها ثم جمحت بنا نافرة, ورحمتنا مولية,فملح عذبها, وخشن لينها, فأبعدتنا عن الأوطان وفرقتنا عن الإخوان, فالدار نازحة, والطير بارحة. وقد كتبت و الأيام تزيدنا منكم بعدا, واليكم وجدا. فإن تتم البليلة إلى أقصى مدتها يكن آخر العهد بكم وبنا. وإن يلحقنا ظفر جارح من أظفار عدونا نرجع إليكم بذل الإسار, والذل شر جار. نسال الله تعالى الذي يعز من يشاء ويذل من يشاء, أن يهب لنا ولكم ألفة جامعة, في دار آمنة, تجمع سلامة الأبدان و الأديان, فإنه رب العالمين وأرحم الراحمين.

وقال من وصيته للكتاب, وفيها دلالة على أن الكتابة صارت صناعة, وأن الكتاب أصبحوا جماعة .

وإياكم والكبر والسخف والعظمة, فإنها عداوة مجتلبة من غير إحنة, وتحابوا في الله عز وجل في صناعتكم وتواصوا عليها بالتي هي أليق لأهل الفضل و العدل والنبل من سلفكم. وإن نبا الزمان برجل منكم فاعطفوا عليه وواسوه حتى يرجع إليه حاله, ويثوب إليه أمره. وإن أقعد أحدا منكم الكبر عن مكسبه ولقاء إخوانه فزوروه وعظموه وشاوروه واستظهروا بفضل تجربته وقديم معرفته.

وكتب في التوصية بشخص: حق موصل كتابي عليك كحقه علي , إذ جعلك موضعا لأمله ,ورآني أهلا لحاجته. وقد أنجزت حاجته, فصدق أمله.

 

Аль-Джахиз

(775–868)

Его настоящее имя – Абу Усман Амр ибн Бахр, был прозван ал-Джахизом или «Пучеглазым». Филолог, основоположник средневековой арабской художественной прозы адаба. Родился в Басре. Юный ал-Джахиз нередко проводил дни и ночи в книжных лавках. Басра в те времена была вторым после Багдада научным и литературным центром, и вокруг Басрийской мечети собирались видные ученые и литераторы города. Эти собрания посещал и ал-Джахиз. Переселившись в Багдад, ал-Джахиз стал писать, быстро овладел писательским мастерством, и здесь же к нему пришла известность. Халиф ал-Мамун приблизил его ко двору. Когда халифом стал противник мутазилитов ал-Мутаваккил, ал-Джахиз пытался бежать из Багдада, но был пойман и возвращен в город. В преклонном возрасте больной литератор вернулся в Басру, где провел остаток своих дней. Ал-Джахиз был страстным библиофилом. Ему даже приписывают смерть, связанную с любовью к книгам. Его обыкновение раскладывать вокруг себя стопы книг закончилось трагически – одна из таких стен, состоящих из тяжелых фолиантов, обрушилась и убила его. Умер ал-Джахиз в Басре.      Будучи верующим человеком, ал-Джахиз не был слишком набожным, его привлекало вольнодумство рационалистов-мутазилитов, взгляды которых он исповедовал. С его именем связано одно из направлений в мутазилизме – «джахизийа». Число сочинений ал-Джахиза достигало, по некоторым сведениям, двухсот, однако многие из них не дошли на наших дней. По своему содержанию они представляют собой в совокупности энциклопедию знаний в области науки и литературы, известных его эпохе. Это и богословие (учение мутазилитов), и политика, и экономика, и изложение взглядов на социальную жизнь, мораль. и сведения по географии, естествознанию, математике, этнографии, а также по литературе, поэзии, филологии. Ал-Джахиз блестяще владел языком, популяризировал знания и создавал руководства для читающей публики и школьных учителей, в занимательной форме преподнося научные и нравственные истины. При этом он стремился не просто преподать сведения о том или другом предмете, но и научить читателя думать, подвергать всякое знание суду разума, проверять его через сомнение. «Глаза ошибаются, и органы чувств лгут; только разуму принадлежит достоверное знание», – читаем мы в «Послании о квадратности и округлости». В «Книге о животных», одном из главных своих сочинений, ал-Джахиз писал: «Первое условие всякого знания – сомнение, и пятьдесят сомнений лучше одной уверенности». Филолог Ибн Кутайба, живший несколько позже ал-Джахиза, говорил о его провоцирующем мысль методе так: «Он пишет книгу, в которой приводит доводы, выдвигаемые христианами против мусульман, а когда доходит до того места, где должен был бы их опровергнуть, вдруг перестает приводить доказательства, так что создается впечатление, будто он хотел всего лишь натолкнуть мусульман на то, чего они не знают, а слабых в вере довести до сомнения». И хотя принцип сомнения противоречил тому, о чем учил Мухаммад (сомнение греховно), ал-Джахиз отказывался слепо следовать авторитету веры. Дух неподвластности авторитету проявлялся и в том, что многие книги ал-Джахиза являлись сатирой на утвердившиеся представления, на поведение людей, лицемерие, ханжество. Иногда он прибегает к таким приемам, как заведомо неверная аргументация, ошибочные силлогизмы и так увлеченно развивает эти нелепые доводы, что это вызывает у читателя смех. Его книги пересыпаны шутками, но также и едкими выпадами против презираемых им персонажей и даже издевательствами над некоторыми хадисами. Показательны в этом отношении «Послание о квадратности и округлости» и «Книга о скупых». В последней книге собраны рассказы и анекдоты о скрягах, о постоянном споре между скупостью и щедростью. Весело порицая скаредность, жадность, ал-Джахиз с похвалой говорит о бережливости – качестве, необходимом в хозяйстве. И через все это дается представление об образе жизни горожан, обычаях, языке. фольклоре. Значительной в творческом наследии ал-Джахиза является и «Книга о животных». В ней он изящно и с юмором, приводя отрывки из стихотворений, пословицы, афоризмы, рассказывает о животных. Попутно останавливается на человеческих чертах, напоминающих некоторые качества животных (собаки, петуха, голубей, ворон, мух, обезьян, свиней, муравьев и т.д.), – трудолюбии, смекалке, любознательности, а также трусости, хитрости, коварстве, тугодумии.

Обладая универсальными познаниями, ал-Джахиз сумел соединить в форме живых, веселых рассказов почти все, чем владела наука его времени, и воспринимался в арабском мире как своего рода наставник. Его творчество привлекало внимание не только современников, но и литераторов последующих поколений, видевших в нем образец для подражания. Некоторые современные исследователи усматривают в нем арабского Монтеня.

الجاحظ

التاج في اخلاق الملوك

ومن حق الملك أن لا يرفع أحد إليه طرفه, إذا أكل ولا يحرك يده معه في صحفة. ومن قوانين الملك أن توضع بين أيدي كل رجل صحفة, كالذي بين يدي الملك من طعام غليظ أو دقيق أو حار أوفا, ولا يخص الملك نفسه بطعام دون أصحابه, لأن في ذلك ضعة على الملك, ودليلا على الاستئثار. ومن حق الملك أن لا يغسل أحد بحضرته يديه من خاصته وبطانته، إلا أن يكون معه من يساويه في الجاه, والع, والبيت والولادة. فقط بينا ما يجيب لأولئك آنفا.

ومن العدل أن يعطي الملك كل أحد قسطه وكل طبقة حقها, وأن تكون شريعة العدل في أخلاقه كشريعة ما يقتدي به من أداء الفرائض والنوافل التي يجب عليه رعايتها و المثابرة على التمسك بها, وإيناس الناس في بسط أيديهم في الطعام حتى يسوي في ذلك بين الملوك و النمط الأوسط و العامة .

وليس أخلاق الملوك كأخلاق عامة. وكانوا لا يشبهون في شيء وإنما تحسن كثرة الأكل مع الصديق و العشير والمساوي في منازل الدنيا من الرفعة والضعة. فأما الملوك, فيرتفعون عن هذه الصفة, ويجلون عن هذا المقدار. ومن حق الملوك إذا رفع يديه عن الطعام ,أن ينهض عن مائدته كل من الحاف بها, حتى يواروا عنه بجدار أو حائل غيره فإن أراد الدخول, كان ذلك بحيث لا يرون قيامه, وإذا أراد القعود لهم , دخلوا إليه بإذن ثان ومن قوانين الملك أن يكون منديل غمره كمنديل وجهه, في النقاء والبياض, وإن لا يعاد اليه إلا أن يغسل أو يجدد.

ومن حق الملك أن لا يحدث على طعامه بحديث جد ولا هزل إن ابتدأ بحديث, فليس من حقه أن يعارض بمثله وليس فيه أكثر من الاستماع لحديثه ولأبصار خاشعة.

ولشيء ما, كانت ملوك آل ساسان, إذا قدمت موائدهم, زمزموا عليها, فلم ينطق ناطق بحرف حتى ترفع. فإن اضطروا إلى كلام, كان مكانه إشارة وإيماء يدل على الغرض الذي أرادوا, والمعنى الذي قصدوا.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...