Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Абу Нувасаль-Хасан ибн Хани аль-Хаками 12 страница




 

Ас-Сабах

 (1942 – )

Принцесса правящей династии Кувейта Ас-Сабах, – доктор экономических наук, автор ряда научных трудов, поэтесса и просто красивая женщина Суад Ас-Сабах подарила нам редкостное сочетание женственности и поэтичности.

Поэзия Суад ас-Сабах – достаточно смелая и откровенная для женщины, живущей в закрытом мужком обществе, в котором преобладают консервативные религиозные традиции. Своими смелыми и честными стихами она протестует против положения женщины в арабском мире. В стихотворении «Новое определение третьего мира» она пишет: «Нас третьим миром справедливо называют: ведь женщина для нас третьего сорта гражданка. Поэзия - чтиво третьего сорта. Третьего сорта чувство – любовь». Суад Ас-Сабах говорит, что в современном арабском мире женские проблемы решаются в основном мужчинами. Она считает такое положение несправедливым. В одном из стихотворений она пишет: «Не только мужчины могут плавать в море. Женщины могут не хуже и плавать, и нырять».

В своих стихах Суад Ас-Сабах поднимает такие острые и такие важные для каждой арабской женщины проблемы, как проблемы свободы женщины, ее права на творчество, на любовь и на выбор в любви. У нее несложные по форме стихи свободного ритма. Но несмотря на это, они доходят до сердца читателя, благодаря искренности, честности, смелости.

Суад Ас-Сабах выпустила несколько поэтических сборников: «Умния» («Мечта»), «Илайка Яа Валади» («Для тебя, сынок»), «Филбади кантэ унса» («Вначале была женщина»), «Фатафиту имраатин» («Частичка женщины»). Суад Ас-Сабах болеет душой за литературу в арабском мире. Она организовала фонд Суады Ас-Сабах, награждающий молодых поэтов за лучшие стихи.

 

 

يقولون: إنّ الكتابة إِثْم عظِيمٌ

فلا تكْتُبي

وإنّ الصلاةَ أمام الحروف حَرامٌ

فلا تَقْرَبِي

وإنّ مِداد القصائِد سُمٌّ

فإيّاك أن تشربي

وهأنذا

قد شَرِبتُ كثيرًا

فلم أتَسَمَّمْ بحِبرِ الدواةِ على مكتبي

      ****

يقولون إنّ الكلام إمتياز الرجال

فلا تنطِقِي

وإنَ الكتابة بحر عميقُ المِياه

فلا تغرَقِي

وهأنذا قد سبحت كثيرا

وقاومت كل البحار...ولم أغرقِ

      ****

يقولون إنّي قد كسرت بشعري بحر الفضيلة

وإنّ الرجال هم الشعراء

وأسأل نفسي:

لماذا يُقيمون...هذا الجدار الخرافيّ

بين الحقول...وبين الشجر

وبين الغيوم...وبين المطر

وما بين أنثى الغزال...وانثى الذكر؟

ومن قال: للشعر جنس

وللنثر جنس

وللفكر جنس؟

ومن قال إنّ الطبيعة

رفض صوت الطيور الجميلة؟

      ****

يقولون إنّي كسرت رُخامة قبري

وهذا صحيح...

وإنّي ذبحت خفافيش عصري

وهذا صحيح...

وإنّي إقتلعت جذور النفاق بشعري

وحطّمت عصر الصفيح

فإن جرَّحوني

فأجملُ ما في الوجود...غزال جريح

 

شرح المفردات الصعبة:

الإثم: الخطأ الكبير.

المداد: الحبر.

 

 التدريبـات:

1- أجب عن الأسئلة التالية:

- ما الذي يُحَلَّلُ للرجال ولا يُحلَّل للمرأة؟

- بماذا تتغنّى الشاعرة؟

- قارن شعر الصباح بشعر آخر رجالي؟

- هل مقتنعة الشاعرة بكونها تكتب الشعر؟

- ما هو الأسلوب المعتمد في هذا القصيد؟

 

2- أربط الكلمة بمرادفتها:

-خرافي         التزلّف

-إمتاز            حطّم

-النفاق             وهمي

- أقام           تميّز

-كسر              إستقرّ

 

3- أربط الكلمة بضدِّها:

- الفضيلة        الصدق

- أنثى             بشع

- رفض            الرضيلة

-التزلف           ذكر

- جميل       وافق

 

4- أجِب بصحيح أو خطأْ:

- هناك تفرقة بين المرأة والرجل في العالم العربي.

- المرأة العربية أيضا تجيد السباحة في بحر الشعر.

- أن تكتب المرأة الشعر فهذا إثم وحرام.

- المرأة أيضا تشارك في بناء الحياة الفكرية.

- قد أخطأت هذه الشاعرة عندما كتبت شعرا.

 

5- فسّر واعطِ رأيكَ:

"في شعر هذه المرأة إحتِجاج على الواقع المؤلم للمرأة"

 

 



Глава III.

Арабская проза

Кайс ибн Сягида аль-Иядий

(ум. 600)

Он был епископом в районе Нажирана на юге Аравии, проповедником арабов, их мудрецом и судьей. Он веровал в единого бога и призывал к этому с мудростью. Есть мнение, что он первый, кто читал проповедь, опираясь на меч. Его проповеди дошли до пророка Мухаммада, и тот похвалил его. Время от времени он помогал правителю и почитал его, принимая у себя в гостях. Однако же он сторонился всего мирского и жил, едва сводя концы с концами, поклоняясь богу и наставляя людей, пока не умер.

Если  дошедшая до нас его проза первична, то его стиль – естественный, ритмичный, изысканный, с краткими интервалами. Он приводит в своих проповедях примеры из поговорок и выводит уроки из жизни тиранов и явлений природы. Ему также принадлежат стихи, в которых собранные воедино тонкость повествования и сила влияния сделали их красноречивыми.

 

 

قس بن ساعدة الإيادي

قال من خطبته في سوق عكاظ:

ايها الناس! اسمعوا وعوا, إنه من عاش مات, ومن مات فات, وكل ما هو آت آت. ليل داج, ونهار ساج, وسماء ذات أبرج, ونجوم تزهر, وبحار تزخر, وجبال مرساة, وأرض مُدحاة, وأنهار مجراة. إن في السماء لخبرا, وإن في الأرض لعبرا. ما بال الناس يذهبون ولا يرجعون؟ أرضوا فأقاموا ؟ أم تركوا فناموا ؟ يا معشر إياد, أين الآباء والأجداد, وأين الفراعنة الشداد؟ ألم يكونوا أكثر منكم مالا وأطول آجالا ؟ طحنهم الدهر بكلكله, ومزقهم بتطواوله.

 

في الذاهبين الأوليـــــــــــن من القرون لنا بصائر

لما رايت مواردا                  للموت ليس لها مصادر

ورايت قومي نحوها              يسعى الأصاغر والأكابر

لا يرجع الماضي إليّ             ولا من الباقين غابر

ايقنت أني لا محا                 لة حيث صار القوم صائر

 

ومن حكمه: من عيّرك شيئا ففيه مثله. زمن ظلمك وجد من يظلمه. وإذا نهيت عن الشئ فابدأ بنفسك. وكن عفّ العَيلة مشترك الغنى. ولا تشاور مشغولا زإن كان حازما, ولا جائعا وإن كان فهما, ولا مذعورا وغن كان ناصحا.

ومن شعره ايضا قوله يرثي أخوين له وقد وقف على قبريهما بدير سمعان:

 

خليليّ هَبا طالما قد رقدتما               أجد كما لا تقضيان كراكما!

الم تعلما إني بسمعان مفردٌ              وماليّ فيه من حبيب سواكما؟

اقيم على قبريكما لست بارحا            طوّال الليالي أو يحيبَ صداكما

جرى الموت مجرى اللحم والعظم منكم  كأن الذي يسقي العقار سقاكما!

فلو جُعلت نفسٌ وقاية                    لجدتُ بنفسي أن تكومن فداكما!

سأبكيكما طول الليالي وما الذي          يرد على ذي عولة إن بكاكما!

 

§ 2 ¢Амр ибн Мугадд Юкриб аз-Забидий

(535-643)

¢Амр ибн Мугадд Юкриб аз-Забидий – воин из Йемена и проповедник арабов, герой битвы при Кадисии. Он встретил пророка Мухаммада, уходя из Табука, и принял ислам со своим народом. Однако, поскольку вырос в атмосфере невежественной, жил вольно, увлекался развлечениями и вином, не принимал веру искренне и в полной мере, то и после принятия ислама продолжил ту же жизнь. Затем он одумался, вновь вернулся к истине, и по-настоящему, искренне сражался за единую веру. Вскоре он участвовал в битве Кадисии в возрасте, по некоторым данным, ста десяти лет, храбро сражаясь в бою. Скончался он в конце правления Умара ибн Хаттаба в 643 году.

 

عمرو بن معد يكرب الزبيدي

نموذج من خطبته:

إنما المرء بأصغريه: قلبه ولسانه, فبلاغ المنطق السداد, ومِلاك النُّجعة الاتيارد, وعفو الرأى خير من أستكراه الفكرة, وتوقيف الخبرة خير من اعتساف الحيرة. فاجتبذ طاعتنا بلفظك؛ واكتظم بادرتنا بحلمك, وألن لنا كنفك يلِن لك قيادُنا. فإنا أناس لم يُوقصْ صفاتنا قراع مناقير من أراد لنا قضما, ولكن منعنا جمانا من كل رام لنا هضما.

ومن شعره قوله في أبي ألمرادي وقد توعده.

 

أعــاذل شكتي بــدني ورمــحي            وكــل مقلص ســلس القيـــــاد

أعـــاذل إنمــا أفنـي شـبـــابــي               وقـــرح عـــاتقي ثقــل النجاد

تــمنـــانـي ليـــــــلقــاني أبـــي             وددت وأيــنمـــا مــني ودادي

ولــو لاقيتــني ومـعي ســلاحي             تكشف شحم قلبــك عن ســواد 

أريـــد حيــاتــه ويــريــد قتلي !            عذيرك من خليلك من مـــراد!

 

وقوله:

 لـــيس الــجــمــــال بمئــزر                فــــأعـــــلم إن ردبــت بـــردا

إن الـــجـــمــــال مـــعـــادن                ومــنــاقــب أورثـــن مـــجــدا

أعــددت لــلحـدثـــان ســا                 بـــغــــة وعـــداء عـــلنـــدى!

نــهـــدا وذا شـــطب يــقـــد                الــبــيض والأبــــدان قــــــدا

كــم مــن أخ لـي صــالــح                  بـــواتـــه بـــيـــدي لـــحــدا

مــا إن جــزعـت ولا هلعــ               ـــت ولا يـــرد بــكــاي رشـــدا

ذهـــب الـــذيـــن أحــبــهـم                وبقيـــت مثـــل الســــيف فــردا

 

Субхан Ваил

(674 – дата смерти неизвестна…)

Субхан ибн Зафар ибн Айяд родился в доисламские времена в племени Рабиа. Затем, когда появился ислам, он принял его. У него были хорошие отношения с первым халифом из династии Омеяди – Мугавия, который высоко ценил его ораторское мастерство и полагался на него в те дни, когда нужно было выступить c речью. Субахан был хорошим проповедником, очень находчивым, красноречивым, умелым в ораторской речи, как будто он читал наизусть выученный текст. Его приводили в пример, упоминая в поговорках.

Однажды к Мугауия прибыла делегация из Хурасана, и он велел Субхану прийти.. Его нашли и привели к Мугавие, который сказал ему: «Расскажи нам что-нибудь». Субхан попросил принести ему палку. Все удивились: «Что ты будешь с ней делать в присутствии правителя правоверных?», – спросили его. «То же, что делал Муса, когда разговаривал со своим Господом», – ответил Субхан. Тогда Мугауия рассмеялся и повелел принести ему палку. Когда же ему принесли палку, он сломал ее, хотя она и не выглядела хрупкой, тогда ему принесли его собственную. Он говорил, начиная со времени обеденной молитвы до самой вечерней, он и не кашлянул и не откашливался, ни разу не остановился и не перешел с одной темы на другую, и все говорил об одном и том же, так что все присутствующие поразились. Тогда Мугауия подал ему знак рукой, тогда и Субхан сделал жест рукой, говоря: «Не перебивай меня!», Мугауия сказал: «Так время молитвы же!» «А, чем мы сейчас занимаемся? Мы как раз и молимся и восхваляем Аллаха, увещеваем и наставляем», – ответил Субхан. Мугауия продолжил: «Ты – лучший проповедник арабов». «И неарабов, и джинов, и людей!», – не растерялся Субхан. Этот случай свидетельствует о его силе, смелости, его полной свободе и знании себе цены. Несмотря на его известность, проповеди его сохранились не полностью. Долгота его проповедей и однообразие тем, его отчужденность от политики отдалили от него писателей и рассказчиков о нем. Он умер во время правлении Мугаии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...