Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Абу Нувасаль-Хасан ибн Хани аль-Хаками 6 страница




 

 

Ибн Зайдун

(1004-1070)

Выдающийся арабо-испанский поэт. Родился и вырос в Кордове в семье факи, дом которого часто посещали ученые и литераторы. С детства приобщался к культуре: много читал, изучал ислам, писал стихи. Окончил кордовский университет. Познакомился с дочерью омейядского халифа Аль Мустакфи поэтессу Валладу, славившуюся своей образованностью. Ее дом был открыт для писателей и поэтов, здесь собирались авторы, читали и обсуждали свои произведения. Ибн Зайдун стал посещать эти собрания, его привлекала непринужденная атмосфера, царившая на них. Молодые люди полюбили друг друга, однако случилось так, что Ибн Зайдун изменил ей. Девушка обиделась и перестала пускать его в свой дом. Страдая, юноша совершил неадекватные поступки, за что попал в тюрьму. Из тюрьмы он пишет Валладе знаменитое письмо в стихах, которое получило широкую известность. Оно названо «Нуния» (поэма с рифмой на согласную «нун») и повествует о своей любви к аль-Валладе. В соответствии с традиционной схемой он жалуется на ее жестокость, клеймит клеветников, опорочивших его в глазах возлюбленной, клянется в верности и обещает быть покорным ее воле. Несмотря на традиционную форму газелей, в них переданы тончайшие оттенки нежнейших чувств и настроений, возникших в душе поэта.

Ибн Зайдун прожил весьма бурную жизнь, полную взлетов, падений и интриг, активно участвовал в политической борьбе, разыгравшейся вокруг кордовского престола.

Он оставил после себя поэтический сборник, включающий в себя стихи разных жанров: панегирики, элегии, сатиры, описания природы. Природа у него в вечном развитии, движении, она поет и шепчет, грустит и радуется. Вот как проникновенно воспевает поэт испанскую природу: «Привет вам от меня, окрестности Кордовы! Здесь, как всегда, цветы красу раскрыть готовы. А тучи — слезы лить над кущами дерев. А воды — мирно течь, все горести презрев...». Но главный жанр его творчества – знаменитые газели, в которых читателя покоряет удивительная гармония чувства и слова.

أضحى التنَـائِي بَديلاً من تدانينـا         ونـاب عن طِيب لُقيانا تجافينا

هلاَّ وقد حان صُبحُ البيْنِ صّبَّحَنـا         حَيْنٌ فقام بنـا لِلْحَيْنِ نـاعينـا

مـن مُبْلَـغُ المُلبِسينَـا بانتِزاحِهم          حُزنًا مع الدهْرِ لا يَبْلَـى ويُبلينا

أنَّ الزَّمانَ الذي مازال يُضْحِكُنـا          أُنْسًـا بِقُربِكم قد عـاد يُبكِينـا

غِيظَ العِدى مِن تساقينا الهوى فدعوا       بِأن نغضَّ فقـال الدّهْرُ: آمينـا

وقد نكـون ومـا يُخشى تَفَرُّقُنـا          فاليوم نحنُ وما يُرجَى تلاقينـا

يا ليْتَ شِعري، ولم نُعْتِبْ أعاديكم          هل نال حظًّا مِن العُتْبى أعادينا

لـم نعتقد بَعْدَكُم إلاّ الوفـاء لكم           رأْيًـا ولـم نتقلَّدْ غيْـرهُ دينـا

بِنْتُم وبِنَّا فمـا إبتَلَّتْ جوانِحُنـا            شوْقًا إليكـم ولا جَفَّتْ مـآقينـا

نكادُ حين تُنـاجِيكُمْ ضمائرنـا            يقضي علينـا الأسى لولا تأسِّينا

حـالَتْ لِفَقْدِكم أيّـَامنـا فغدت            سودًا، وكـانت بكم بيضاً ليالينا

إذْ جانِبُ العيشِ طلْقٌ من تألُّفِنا            ومرْبَعُ اللَّهْوِ صافٍ من تصافينا

وإذْ هَصَرْنَا غصون الوَصْلِ دانِيَةً         قُطوفها فجنينـا مِنهُ مـاشينـا

لِيُسقَ عهدكم عَهْدُ السُّرور فمـا           كنتم لأرواحـنا إلاَّ ريـاحيـنا

لا تحسبـوا نأيكم عنَّـا يُغيِّرُنا          إذ طـالما غيَّرَ النّأيُ المُحِبِّيـنا

واللهِ مـا طلبت أهوائنـا بَدَلاً            منكم ولا إنصرفَت عنكم أمانينا

شرح المفردات الصعبة:

الحين: الموت.

نعتب: نرضى.

بنتم: بعدتم.

الجوانح: الضلوع.

التأسِّي: التصبّر.

هصرنا: أملنا.

النأي: البعد والتفرق.

قطفَ: جنى.

التدريبـات:

1- أجب عن الأسئلة التالية:

- بيِّن معاناة الشاعر من خلال القصيدة؟

- الشعر هو مزيج من الألم والأمل، لماذا؟

- ما هو الأسلوب المُعتَمد عند الشاعر للتعبير عن البُعْدِ؟

- هل الشاعر وفيّ لِمن يُحِب؟

- بماذا شبَّه الشاعر الأيّام عندما فقد الأحبَّة؟

2- أُربط كل كلمة بمرادفتها:

- التنائي            اللّعِب

- خَشِيَ             الحزن

-نَغَّصَ              البُعدُ

-اللّهو              خاف

- الأسى            نَكَّدَ

3- أُربط الكلمة بضدِّها:

- أضحك            إقترب

- إبتَلَّ               مُعَكَّر

-بانََ              أبكى

- صافي         الكارِه

-المُحِبّ          جَفَّ

4- أجِب بصحيح أم خطأ:

- البعد عن الأحِبّة حزن وهمّ.

- يوجَدُ أمل في اللقاء بين الشاعر وأحبّته.

- لا يبدو الشاعر وفِيًّا.

- بفقدان الأحبّة أصبحت الليالي سودا بعدما كانت بيضا.

- البعد لا يُضْعِف الحُبَّ.

5- فسِّر:

" حـالَتْ لِفَقْدِكم أيّـَامنـا فغدت سودًا، وكانت بكم بيضاً ليالينا" 

Ибн Хафаджа

(1058-1139)

Выдающимся мастером описаний природы был Ибн Хафаджа по прозвищу аль-Джаннан (садовник), уроженец городка Алсиры (в Валенсии). Природа родной Валенсии, одной из самых красивых областей Испании, была для поэта неисчерпаемым источником вдохновения. Что бы ни писал Ибн Хафаджа, панегирик, элегию или стихотворение философского содержания, тема природы неизменно присутствует в них. Несмотря на известную склонность поэта к штампам восточноарабской поэзии, наблюдательность и совершенство формы делали его васфы образцом для других андалусских поэтов. Умело пользуясь традиционными поэтическими фигурами, Ибн Хафаджа создавал чарующие картины природы Андалусии, которая предстает в его стихах в виде цветущего сада, где царят мир и покой. Иногда он немного приукрашивает, употребляет вычурные выражения, описывая природу. Природа у него – не застывший пейзажный фон, она живет и действует. Но человек в его поэзии на фоне величественной природы, с ее вечной, непреходящей красотой, выглядит слабым, обреченным на прозябание и одиночество.

Известный арабский поэт аль Фахури так отзывался об ибн Хафадже: «Это поэт живых чувств и красоты. Его стихи прозрачнее утреннего воздуха. Он растворен в природе, а природа в нем».

 

للّـه نهرٌ، سـال فـي بطحَـاء             أشهـى وُرودًا مِن لَمى الحسنـاءِ

مُتعَطِّف مثـل السِّوار، كأنّـه،              والـزَّهْرُ يكنُفُـهُ، مجـرُّ سمـاء

قد رقَّ، حتَّى ظُنَّ قُرصًا، مُفْرَغًا             مـن فِضّةٍ، فـي بُردةٍ خضـراء

وغدت تحُفُّ به الغصون، كأنَّها             صفـراءَ تخْضِبُ أيـدِيَ النُّدمـاء

والرّيحُ تعبث بالغُصونِ، كأنَّها              ذهبُ الأصيـلِ علـى لُجّيْنِ المـاء

 

شرح المفردات الصعبة:

البطحاء: المسيل الواسع أو الأرض المنبسطة.

اللمى: سمرة في الشفة.

الهدب: شعر الأجفان.

يحفّ: يحيط.

الأصيل: الوقت بين العصر والمغرب.

اللجين: الفضّة.

 

التدريبـات:

1- أجب عن الأسئلة التالية:

- ماهي العناصر الطبيعية التي إعتمدها الشاعر في وصفه؟

- هل يعتمد الشاعر عناصر طبيعية للوصف دون غيرها؟

- بماذا يتميّز إبن خفاجة حسب رأيك؟

- تبدو القصيدة أرقَّ من النسيم العليل. بيّن ذلك؟

- للطبيعة مفاتن عدّة وصفها الشاعر. أذكر البعض منها؟

 

2- أربط الكلمة بمرادفتها

- مُتعطّف           الخمرة

- يكتنِفُ            أحاط

- المُدامة          مُنحَني

-إبتكار           يَحْتوي

- حفّ           إبداع

 

3- أربط الكلمة بضدِّها:

- السماء           شُفِيَ

- جميل            هدأ

-رقيق             الأرض

-مرِضَ            غليظ

- ثار              بشِع


4- أجِب بصحيح أو خطأْ:

- الزهر والنهر هي عناصر طبيعيّة يُوظِّفها الشاعر للوصف.

- يبدوا الشاعر رقيق الإحساس.

- للطبيعة جمال أخّاذ ومفاتِن رائعة.

- يوجد كثيرا من شعراء بلدك وصفوا الطبيعة.

- يتماهى الشاعر مع الطبيعة ذوبانا في جمالها.

 

5- بيّن:

" والرّيحُ تعبث بالغُصونِ، كأنَّها    ذهبُ الأصيـلِ علـى لُجّيْنِ المـاء"

 


Ибн аль-Фарид

(1182- 1235)

Ибн аль-ФаридАбу Хафс Омар ибн Али ас-Сади.Арабский поэт-суфий. Родился в Каире в семье судьи. Рос неприхотливым мальчиком. Вначале увлекался религией, фикх, потом отклонился к суфизму. После смерти отца стал отшельником: все время проводил в молитвах, не общался с людьми, плохо питался, не обращал внимания на одежду и обувь. 15 лет жизни провел в Мекке, перед смертью вернулся в Египет, где его с почестями приняли. Умер в Каире. Похоронен по его завещанию на вершине горы.

Он был красив, румян, строен, отличался дружелюбием, добротой, щедростью, обладал выразительной речью. Очень любил созерцать вечернее море. Цель его жизни – дать возможность душе его раствориться в Боге путем страдания тела и отказа от материальных ценностей.

Его небольшой суфийский диван «Атаия аль Кобра» – один из популярнейших сборников арабской поэзии. Он представляет из себя касыду, состоящую из 760 бейтов, в которой проявился суфийский пафос поэта. Ибн аль Фарид описал здесь свой суфийский жизненный опыт. Он утверждал, что пройдя определенный путь, человек может приблизиться к Богу, потому что Бог находится в его сердце. Бог – это Истина и Любовь, Бог – это Красота. Весь смысл жизни суфия – в максимальном приближении к Богу, в обретении Его в своем сердце. Путь этот – путь очищения, самопознания, самоотречения, отказа от всех материальных и физических радостей. В своих стихах Ибн аль Фарид, воспевая любовь к Богу, указывает путь приближения к Богу и растворения в Нем.

 

 

قلبـي يُحدِّثـنـي بأنّـك مُتلفـي        روحي فِداك عَرفْتَ أم لم تعرف

لم أقضِ حقَّ هواكَ إن كنتُ الذي         لم أقضِ فيه أسًى ومثلي من يفي

ما لي سوى روحي، وباذِلُ نفسه         في حبّ من يهواه ليس بمسرف

فلئن رضيتَ بهـا فقد أسعفتنـي         يـا خيبَةَ المَسْعَـى إذا لم تُسْعِفِ

يا مانِعي طيبَ المنـام ومـانحي       ثوْبَ السقـام به ووجدي المُتْلفِ

عطفا على رَمقي وما أبقيتَ لي         من جسمي المضْني وقلبي المُدنَفِ

أهفُـو لأَنفـاسِ النسيـمِ تَعلَّةً          ولوَجهِ مَـنْ نقلت شذاه تشوُّفـي

فلعلَّ نـار جوَانِحـي بِهُبوبها          أن تنطفـي، وأودُّ أن لا تنطفـي

يـا أهل وِدِّي أنتم أملي ومَنْ          نـاداكُمُ يـا أهـل ودِّي قد كُفِـيَ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...