Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эссе: история жанра и причины его актуальности в современной культурной ситуации. Особенности жанрового содержания: понятие эссемы.




Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с нею связанные. Для эссе характерна субъективность, образность мышления, установка на разговорную речь.

Считается, что некоторые черты эссеистского стиля были заложены в диалогах Платона, как самостоятельный жанр эссе сформировался в «Опытах» Монтеля. В 17 веке эссе было отодвинуто на задний план, т.к. в это время процветал классицизм и свойственная ему строгость жанровых канонов. Поэтому расцвет жанра произошел только в 18 веке. В Англии журналы «Татлер» и «Спектейтор» иногда полностью пишутся в жанре эссе. Во Франции Вольтер пишет цикл эссе «Письма об английской нации», в которых пропагандирует английские общественные свободы и веротерпимость. В этой стране жанр эссе процветает в области литературной критики. К нему обращались Готье, Гюго и др. В 19в в Англо–американской периодике формируется политическое эссе, которое помогает в предвыборной компании. В Англии в жанре эссе пробуют себя Шоу, Уэллс и др.

В русской литературе 19в эссе не получило такого развития, как в европейской литературе. Некоторые черты эссе принято выделять в творчестве Герцена и Достоевского. Позже в творчестве Пастернака, Цветаевой, Паустовского.

Крупнейшей фигурой в истории советского эссе становится Михаил Эпштейн, он создал в конце 1970-х эссеистский клуб. В 1990-х эссе становится одним из ведущих жанров отечественной литературы.

Причины актуальности: «Сейчас время прямого, непосредственного высказывания» - Гандлевский. Обществу необходима не только информация о произошедшем, но и её осмысление. Сейчас эссеистский стиль активно проявляется в жанре колонки. Свободное авторское рассуждение на политическую тему при явной субъективности позиции автора – это черты эссеистского стиля.

Главной содержательной особенностью эссе является частный характер темы и субъективность в подходе к ней. Михаил Эпштейн говорит о том, что эссеист может написать эссе о чем угодно (Подобно Чехову, который мог написать трактат о чем угодно даже о пепельнице), при этом разработав собственную методологию описания. Вот в чем отличие эссеистского способа познания от философского, которое пользуется обобщенными познаниями и научного, основанного на точной терминологии. Эссе любой обьект рассматривается с точки зрения его бытийной сущности и данности человеку в частной жизни. Эссе может быть посвящено самым глобальным темам – истине, вселенной, красоте, - но эти темы будут рассмотрены с точки зрения одного человека и его собственного отношения к проблеме.

Эссе строится на объединении разных подходов к изображению действительности (философский тип мышления, научное обобщение, публицистическая достоверность и художественное изображение).

«Эссе – это частью признание, как дневник, частью рассуждение как статья, частью повествование, как рассказ», - пишет М.Эпштейн. В эссе соединяется бытийная достоверность, мыслительная обобщенность, образная конкретность и пластичность. Сочетание интеллектуального упражнения и наглядно-конкретного изображения позволяет определить главную структурную единицу эссе как «мыслеобраз». Этим как раз эссе сближается с мифом. Эссема отличается от мифа частностью восприятия, которая проявляется в опоре на реальный факт и конкретный индивидуальный опыт его осмысления. 

Эссема – сплав образа и мысли автора, т.е. то, как автором переосмысляется конкретный образ (например: кошка у кого-то ассоциируется с аллергией, а у кого-то с лаской и т.д.). Образ будет – кошка, а сплав мысли – ассоциации, прилагающиеся к образу.

  

 

Композиционные особенности построения эссе (многообразие ракурсов изображения, жанровая гибкость, монтажность). Основные модели построения заголовка, зачина и концовки, приемы связывания отдельных фрагментов.

 

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с нею связанные.

Главный композиционный прием – постоянная смена ракурса изображения. Образ явления дается в разных срезах, аспектах, которые подчинены авторскому представлению.

Авторское я движется от темы к теме, полностью не воплощаясь, как образ, проявляя себя как будто прерывисто, с одной какой-либо стороны. Смена ракурсов диктует принципиальную «внежанровость» эссе, а точнее его жанровую гибкость.

Резкая смена темы и манеры повествования. Эпштейн: эссе как бинокль – то удаляет, то приближает. Эссе соединяет подробность и наглядность изображения, философскую медитацию, научные и статистические данные и публицистический анализ +литер и исторической реминисценции, цитаты, анекдоты, случаи из жизни.

Последовательность фрагментов неслучайна – отельные фрагменты могут сочетаться по контрасту, ассоциации или по смежности.

Кмпз разъята, нелогична, важный формообразующий фактор – установка на читательское внимание.

Можно выделить уровень внимание, уровень соучастия, уровень открытия:

Уровень внимания формируют сильные позиции текста: название, начало и концовка.

Эссе развивается не фабульно, эти композиционное части несут особую сюжетообразующую нагрузку.

Название – визитная карточка текста. Важно закрепить к нем прямую или ассоциативную тему.

Зачин – активизирует внимание читателя, может быть:

1) эпический (построен на изображении начального места действия),

2) инициальный вопрос – «кто я? Где стою? Кем крещен?».

3) ассоциативная тема.

Автор переносит читателя в условный контекст, задавая общую ассоциативную тему. Этому может служить анекдот, истор реминисценция, цитата. 4) Прямая постановка темы:»проблема мусора лежит в центре любой цивилизации..,». Важна оригинальность смысли, которая привлекает внимание читателя. Такие зачины носят характер афоризма или построены на парадоксе.

Концовка оформляет развитие образа-понятия. Может содержать синонимичный повтор существительных, использованных в зачине. Может содержать повторение названия – образуется кмпз рамка.

- Уровень соучастия – уровень развития темы, на котором автор в кач-ве активизирующих приемов использует риторические вопросы и смену субъекта повествования, происходит переход от авторского «я» к читательскому «ты» или «мы» обобщающему. Меняя субъект повествования, автор выходит на обобщение и активизирует внимание читателя.
- Уровень открытия пронизывает весь текст и связан с трактовкой темы, которая раскрывается чаще всего ассоциативно, и для читателя она связана с глубиной его интеллектуального фона. Ассоциативность – один из ведущих способов движения эссеистского сюжета.

Приемы связки отдельных фрагментов: примеры, параллели, аналогии, ассоциации, цитата, вопрос-ответ, выводы, неожиданный поворот.

Приемы построения заголовка:

Название материала дб интересным, привлекательным, в меру интригующим, тогда есть шанс рассчитывать на то, что возникнет этап внимательного чтения текста.

Типы заголовков по заложенному в них содержанию: предмет речи (герой, событие, явление), главная мысль и образ тезис. Для заголовка эссе подходят для последних варианта.

Варианты:

1.Прямой заголовок. «Ксению Собчак закидали помидорами».
2.Прямой заголовок с элементом обмана. «Секрет вечной молодости!».
3. Оригинальный взгляд на предмет статьи. «Чечня: антикварные грабли России». «Бренду "ПУШКИН" 200 лет».

4. Парадоксальная фраза или вопрос. «Когда я был студенткой». «Почему дует из закрытого окна?».

5. Интригующий заголовок. «Сколько тебе лет, вселенная?»

6. Манипуляции над устоявшимися выражениями. для создания таких заголовков используются известные пословицы, афоризмы, популярные цитаты из литературных произведений, названий книг, кинофильмов, рекламных слоганов.

6.1 В устоявшемся выражении одно из слов заменяется на созвучное. «Табор уходит в небыль». «Икра без правил».

6.2 Замена в устоявшейся фразе одного слова. «В титрах не значатся».«Лучше гор может быть только пиво»

6.3 Более глубокая переделка устоявшейся фразы. «Как поссорились Григорий Алексеевич с Борисом Ефимовичем»

7. Двусмысленный заголовок.

7.1 Игра на втором значении слова или части слова. «Бен дышит на ладан».

8. Игра на антонимах. «Белый дом с черного хода». «Да в смысле нет».«Холодные контрасты жаркого лета».

9. Использование в заголовке рифмы. «Нимфетки – малолетки».«Без лоха и жизнь плоха».

10. Заголовки с элементами словотворчества. «Писать надо жрабельно!». «Громообман».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 952.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...