Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика фельетонного образа и характеристика его разновидностей (персонифицированный образ и образ-тезис).




Фельетон – это малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

Среди фельетонных образов выделяют:

· образ персонажа или образ явления

· образ-тезис

Образ персонажа в фельетоне отличается от литературного персонажа своеобразной эскизностью. При построении этого образа акцент ставится не на развитие и формирование черт, а на их комическое проявление. Сатирический образ менее индивидуален, чем очерковый. Здесь важны типические черты. Наблюдается тяготение к созданию образов-масок, образов-категорий и образов-понятий.

Нередко в качестве таких масок используются образы узнаваемых литературных персонажей. Герой фельетона сопоставляются с таким персонажем, приобретая узнаваемые черты и превращаясь в сатирический образ маску. Например, в фельетоне «Независимой газеты» «Пять минут с Коровьевым» популярный тележурналист сопоставляется автором с известным булгаковским персонажем. При этом типологическим качеством, определяющими профессиональный облик героя, становится «нечленораздельный, но наглый и напористый лепет». По мнению автора, этот коровьевский стиль с некоторых пор начал определять стиль работы многих журналистов. Таким образом, герой и явление сатирически типизированы при помощи литературной аналогии.

Образ-тезис возникает в фельетоне, построенном на обобщении разрозненных фактов, на изучении нескольких конкретных социальных ситуаций. Понятие может быть олицетворено, опредмечено, а может быть и определенной логической категорией. В фельетоне И. Ильфа и Е. Петрова «Директивный бантик» таким образом-тезисом становится директивный бантик как знак косности, неумения и нежелания работать.

Разновидность образ-тезиса – персонифицированное понятие. В этом случае понятие становится завершением усилий по созданию типического сатирического образа. Образы-маски превращаются в образы-символы.

Классическим образом может служить фельетон «Равнодушие» Ильфа и Петрова. Здесь сатирический образ равнодушия создан путем сцепления и сопоставления разных бытовых и личных историй, разных персонажей, отмеченных чертами равнодушия. Все они символически объединены в резюмирующем образе человека из ведомости, который вобрал в себя черты демагога, мещанина и себялюбца.

 

 

Основные приемы сатирического заострения при создании фельетонного образа: гротеск, гипербола, литота. Локальные (уровень детали) и развернутые формы использования этих приемов.

Фельетон – это малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

Среди фельетонных образов выделяют:

· образ персонажа или образ явления

· образ-тезис

Для сатирического фельетона характерна деформация факта. Факт сознательно деформируется фельетонистом для выявления комического. При этом факт представляется не во всем своем многообразии, а только в свете той проблемы, которая интересует фельетониста.

Деформация факта в сатирическом фельетоне происходит в формах сатирического заострения, на основе которого и происходит создание сатирического образа. В основе фельетонного образа – доминанта, вокруг которой группируются отдельные черты. Важно, чтобы эта доминирующая черта позволила воссоздать узнаваемый социальный тип. В этом случае происходит сатирическая типизация.

Основные средства сатирического заострения – гротеск (фантастическое преувеличение), гипербола (резкое преувеличение), пародирование (утрированное подражание) и литота (резкое преуменьшение). Они позволяют выделить факт в череде подобных и подчеркнуть его сущность.

Сатирическое заострение – одна из форм условности в художественно-публицистических жанров. Однако в фельетоне допустим лишь тот вымысел, который не искажает сути факта.

Для создания сатирического образа фельетонист использует гиперболические или гротескные детали и реплики. Такие детали позволяют воссоздать наглядность картинки, вызвать эмоциональную реакцию читателя и определить отношение фельетониста.
Заострение возможно не только на уровне детали и реплики. Гипербола возможна на уровне развертывания фельетонного сюжета. Фельетон может быть выстроен как гипербола: факт дописывается возможными гипертрофированными последствиями. Такой прием называется «развернутая гипербола».

Другие средства создания сатирически заостренного образа – портретные и речевые характеристики персонажей и композиционные приемы. Портрет в создании фельетонного образа не играет такой принципиальной роли, как в очерке. Однако портретные детали могут быть органично связаны с характером персонажа.

Важное средство создания сатирического образа – речь персонажей. Комическая сущность заключается в том, что герои «проговариваются». Возникает противоречие между собственной незначительностью и претензий на внушительность. Реплика-деталь превращается в реплику-характеристику.

Индивидуальность, психологическая достоверность при этом нужны как дополнительные выразительные средства. Главное в фельетоне – типичность реплик.


Особенности композиционного построения фельетона (развитие ассоциативной темы, фабульное построение).  

Фельетон – это малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

Специфика фельетонного сюжета состоит в том, что он движется путем развития представления о фактическом материале в свете развития публицистического образа. Акцент переносится с изображения на осмысление. Сюжет Ф. схематичен, в нем, как правило, отсутствует завязка и развитие действия, основное значение приобретают композиционные приемы расположения материала. Считается, что Ф.держится на композиции. Журналист Михаил Кольцов говорил о «костлявом теле Ф.»

Основной композиционной особенностью Ф. называют ассоциативность, т.е. сопоставление событий, фактов, явлений по ассоциации. Ассоциативность позволяет ввести конкретную ситуацию или персонажа (малую тему) в контекст актуальной общезначимой соц-ой проблемы (большой темы).

Ассоциативный Ф. –строится по принципу разросшейся малой темы. Характерен асоц. Зачин, может носить характер цитаты, анегдота, шутки, исторического факта, метафоры. Важно дать броскую ассоциацию, которая позволит ввести в Ф «большую тему».

Фабульный фельетон – построен на последовательном развитии действия. В этом случае говорят о Ф-новелле. Такой Ф. развивается от экспозиции к завязке, затем через развитие действия – к кульминации и развязке.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...