Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика публицистического образа




Специфика изображения действительности в художественной публицистике связана с образным осмыслением фактов. При этом нужно отличать психический образ от образа как эссеистической категории и художественный образ от образа публицистического.

Психический образ  -это чувственно воспринимаемый индивидуальный представитель отдельных предметов, явлений. К психическим образам относят: ощущения, воспоминания, фантазии, сновидения. Образ художественный – это уже не сама реальность, а его «модель», сопоставляемая с реальностью. Создавая образ реальности, художник пытается выразить свое отношение к ней. При этом образ приобретает некую эстетическую ценность. Это уже не просто чувственно-наглядное отражение действительности, а творчески переосмысленная художественная реальность.

Как отмечает Е.И. Журбина, отличие очеркового образа от образа художественного – в отсутствии акцента на неповторимость. Журналист делает предметом своего исследования такие стороны жизни героев, которые важны для постановки публицистических проблем, а именно общезначимые ситуации. Образ в таком произведении подчинен публицистическим задачам. 

! При построении образа в публицистике не стоит забывать о главном журналистском требовании – верности фактам. Условность художественного образа вступает в определенное противоречие с этим требованием.

Публицист может пользоваться воображением только в ограниченных публицистическими задачами рамках:

1) Воображение проявляется на уровне отбора фактов (в умении выделить наиболее характерные детали)

2) В способности на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое на уровне частей

 

Размышляя о сочетании рационального и образного в публицистическом тексте, нужно помнить, что речь идет не только об особой экспрессивности речевого строя. Обилие метафор или других тропов речи не превратит статью в очерк. Нужно отличать эмоциональность от образности. Важно осознать, что художественность в очерке или фельетоне – это не только и не столько литературный комментарий к теме, сколько внутренняя необходимость, пружина текста. 

 

Основные компоненты поэтики художественно-публицистического текста: образ автора, пространственно-временная организация (сюжет и композиция, система персонажей, портрет, пейзаж, деталь), ассоциативный фон (контекст и подтекст), интонационно-речевой уровень.

Образ автора. Автор в публицистике – это не условный персонаж, а конкретная биографическая личность. Присутствие автора в тексте определяется особой манерой письма, в методах подачи инф-ии, особ-ях авторского мировосприятия, выбираемой роли. Не сложно заметить, что эти особенности авт. «Я» есть не только в худ. Жанрах публицистики.

Автор в худ.-пуб. Тексте предстает как образ, созданный в соответствии с целями и задачами данного текста. В порт. Очерке это может быть образ почитателя таланта, оппонента, стороннего наблюдателя, ученика (в соответствии с оценкой, позицией, которая выбрана автором).

В путевом очерке – образ начин. туриста, проф. Путешественника, журналиста, командированного с определенной целью (зависит от цели путешествия).

В судебном очерке – обр. следователя, адвоката, свидетеля и т.д. (но не судьи). При написании любого текста необходимо выбрать оптимальную ролевую позицию (соц. Роль) и определить способы своего присутствия в тексте, т.е. набор оценок и худ. Приемов.

Формы проявления авторского «Я»

Авт. Я может присутствовать в тексте Репрезентативно (действующий автор) и интроспективно (размышляющий автор)

 В качестве дейст. Авт. – авт. Очевидец, авт участник события, авт. Наблюдатель (чаще в путев. И порт. Очерках и фельетоне)

«Я» размышляющее сориентировано на совместную с читателем постановку проблемы, совместное исследование. (храктерно для проблемного очерка и эссе)

Как отмечают исследователи, в современном очерке особенно активным становится действующее «Я».

Отличие очеркового образа автора и репортажного в том, что время и пространство очерка не ограничено как в репортаже, рамками одного события. (Прием воспоминания в очерке, помогает проводить параллели)

Формы предъявления автора: - от первого лица (я, мне, вспоминаю, думаю) – от обобщенного мы (нам, давайте задумаемся, поспорим) и от третьего лица (автор не

присутствует в тексте, является рассказчиком).  

Пространственно-временная организация (или хронотоп)

Технически она реализуется в таких составляющих поэтики, как сюжет, система персонажей, приемы создания образа героя: портрет, речевая характеристика, психологическая характеристика, психологическая характеристика, пейзаж, деталь.

Эти средства худ. Выразит. Включают читателя в процесс эстетического переживания.

Психологическая характеристика героя

Рассказывая о герое, важно показать какие черты характера он проявляет в той или иной ситуации, как комментирует свой выбор, как реагирует на происходящее. Для раскрытия психологического облика персонажа используются:

* рассказ о поступках, монолог, диалоги, реконструкция мыслей, изображение жестов, мимики, пейзажа, который соответствует психологическому состоянию героя

* прямые характеристики психологического состояния героя: авторские ремарки, реплики, комментарии.

Деталь (вопрос 5!)

Подтекст и контекст

Осн. Приемами формирования подтекста являются реминисценции (цитаты, ссылки на литературные и исторические персонажи, разнообразные фразеологизмы). Контекст складывается из указания связей текста с предыдущими произведениями по этой теме (например о герое очерка) или этого типа текстов (корелляция с жанровыми законами текста)

Интонационно-речевая организация текста 

Для худ.пуб. характерно активное использование самых разных речевых приемов построения текста, поскольку речевая экспрессия является одним из главных средств оценки проблемы или персонажа. При этом формируются своего рода стилистические предпочтения. Так например, фильетон активно использует приёмы речевой игры, эссе строится на подчеркнуто авторских тропах, в очерке преобладает экспрессивно-описательность: яркие эпитеты, динам. Глаголы, синонимические ряды.

Деталь как элемент поэтики художественно-публицистических жанров. Методы выявления детали на этапе сбора материала. Основные типы деталей (опорные, микродетали).

С учетом ограниченного объема художественно-публицистического текста деталь является наиболее технологичным приемом создания публицистического образа. Она выступает основным средством худ. Типизации. Точная и яркая деталь позволяет несколькими штрихами передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения, выпукло и зримо описать обстановку, место действия, предмет или даже целое явление. Для этого деталь должна быть конкретной и емкой.

Методы сбора деталей

Первый –вычленение опорной детали из обилия впечатлений. Для этого необходимо представлять себе замысел произведения, что позволит обратить внимание на какие-то определенные черты объекта информации. Далее необходимо сделать эту опорную деталь центром не только логической, но и художественной концепции произведения. В зависимости от этого необходимо продумать развертывание образного построения текста и микродетализацию.

Среди опорных деталей различают детали-образы и детали-символы. Д-образсхватывает наиболее существенные характеристики персонажа или явления, о которых пишет автор. Д-символ,в отличие от образной детали содержит в себе некое символическое обобщение, которое сопутствует этой детали в истории культуры.

Второй метод детализации –использование микродеталей, выполняющих в тексте вспомогательную роль. К ним относятся детали обстановки или портрета персонажа, которые служат воссозданию наглядности и характеризуют внутреннее содержание образа.

Журналист должен обладать умением отбора деталей, а также способами обыгрывания их в тексте.  

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 669.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...