Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художественно - изобразительные очерки (путевой очерк, путевые заметки)




Сфера действительности этого типа текстов – путешествие, движение в пространстве и времени. Предметом описания в путевом очерке может статьи и событие, и человек, и проблема.

Образ автора объединяет все повествование, способствует превращению его различных фрагментов, будь то пейзаж, портретная характеристика, лирическое отступление, в единое целое.

Цель – четко структурировать многообразие путевых впечатлений. От выбора целеустановки зависит и выбор авторской позиции:

1. Рассказ о плюсах и минусах туристического отдыха в данном месте (автор – турист)

2. Создание культурологического образа места: выделение наиболее значимых культурных мест (в экономике, искусстве, бытовой культуре, нравах) – автор-неофит

3. Рассказ об изменениях в жизни народа, страны путешествия (автор – знаток, страновед)

4. Рассказ о путешествии, построенный на сопоставлении с особенностями жизни своей страны («ностальгирующий» автор).

В путевом очерке активен действующий тип авторского самовыражения. Конструкция «я чувствую», «я вижу», «я останавливаюсь» и т.д. придают повествованию необходимую эмоциональность, привлекают внимание читателя, создавая эффект непосредственности переживания.

Путевой очерк: особенности жанрового содержания и формальной организации.

путевой очерк представляет собой описание неких собы­тий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последо­вательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Разумеет­ся, хороший путевой очерк не может быть простым перечислени­ем или изложением всего, что автор увидел в течение своей поезд­ки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое интересное, са­мое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным — зависит от того замысла, который складывается у него в ходе путе­шествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до твор­ческой поездки. Исходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же газет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист получит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журналиста в ка­кой-то политической акции). Как и в ходе подготовки любого се­рьезного и объемного материала (а путевые очерки именно таки­ми и бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замысел может быть скорректирован или даже кар­динально изменен — все зависит от характера той информации, которая попадет в распоряжение журналиста.

Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произ­ведения и должны работать все собранные автором в ходе творчес­кой командировки факты и впечатления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их приходится оставить в журналист­ском блокноте.

Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных го­родах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвали­дах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, напри­мер исследовать, как население разных городов проводит свобод­ное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он следует. Или он может встретиться с проживающими в населенных пунктах, через которые проезжает, участниками Великой Отечественной войны, имеющими звание Героя Советского Союза или являющимися полными кавалерами ордена Сла­вы. Таких целей существует бесконечное множество. В результате их реализации могут появиться самые разные по содержанию путе­вые очерки. В любом случае журналист должен уметь использовать те преимущества, которые предоставляет ему путевой очерк. И прежде всего — сам факт своего перемещения «во времени и пространстве», с тем чтобы придать очерку динамичную форму, чтобы позволить читателю почувствовать все напряжение и «пре­лести» путешествия и сделать его тем самым «соучастником» своей командировки, своего поиска.

 

Основная тема этих тестов – это путешествия, передвижение в пространстве и времени. Для путевого очерка характерна панорамность изображения. Предметом описания в путевом очерке может стать и событие, и человек, и проблема. При этом впечатления автора могут располагаться в хронологическом порядке, ретроспективно (переходя от настоящего к прошлому) и даже по ассоциации. Наиболее распространенный хрон-ий.

Образ автора объединяет всё повествование, способствует превращению его различных фрагментов (пейзаж, портретная характеристика, лирическое отступление) в единое целое.

Основная цель текста – структурировать многообразие путевых впечатлений. От выбора целеустановки зависит и выбор авторской позиции с точки зрения той социальной роли, которая является наиболее оптимальной при построении образа автора.

· Рассказ о плюсах и минусах туристического отдыха в данном месте (автор турист)

· Создание репрезентативного культурологического образа места: выделение наиболее знаковых культурных символов (в экономике, искусстве, бытовой культуре, нравах) (автор - впервые присутствует в этом месте)

· Рассказ об изменениях в жизни народа, страны путешествия (автор - знаток, страновед)

· Рассказ о путешествии, построенный на сопоставлении с особенностями жизни своей страны («ностальгирующий» автор)

В путевом очерке активен действующий тип авторского самовыражения. Конструкции «Я чувствую», «я вижу», «я останавливаюсь» и т.д. придают повествованию необходимую эмоциональность, привлекают внимание читателя, создавая эффект непосредственного переживания.

Выразительные средства путевого очерка: Пейзаж, внимание к деталям, характерный прием для путевого очерка как прием воспомининия. Основные признаки очерка: панорамность изображения, свободная манера изложения при открытости и четкости авторской позиции, которая проявляется в отборе каждой детали текста.

 

 

 

 

Портретный очерк: публицистический образ человека как основа жанрового содержания портретного очерка. Разновидности портретного очерка. Приемы создания психологического портрета: анализ поведенческой и мотивационной сферы, роль портретной и речевой характеристики.

Портретный очерк относится к разряду художественно-публицистических очерков, они предполагют создание целостного образа человека в совокупности его психологических и социальных особенностей.

Виды:

· Биографический портретный очерк

· Профессиональный (например политический портрет)

Публицистический образ человека строится на основе социальной типизации, т.е. на выявлении связей человека с общественной средой и социальными процессами времени. Персонаж в первую очередь интересен для зрителя, читателя как актуальный для современного общества тип.

Биографический очерк - выборка из всех сведений о человеке (психологических особенностях, профессиональных, личных и т.д.) самых интересных и наиболее характерных, показательных для раскрытия образа героя. При этом важно выявить наиболее яркий момент биографии, оказавший определяющее влияние на судьбу или его характер.  

Профессиональный– пишется поопределенному общ-му поводу и чаще всего к определенной дате (его нередко называют юбилейным). Такой очерк посвящен творческому или профессиональному вкладу личности в жизнь общества. В нем рассматриваются этапы творческой карьеры персонажа, вклад в жизнь общества. Очерк сосредоточен вокруг профессиональной реализации персонажа. Очерк превращается в исследование профессиональных навыков героя.

 

 

Проблемный очерк: понятие конфликта как стержня внутренней организации. Разновидности проблемного очерка. Особенности очеркового решения публицистической проблемы (в отличие от аналитического подхода).

 

Проблемные очерки, так же называют исследовательскими. Они отличаются о худ.-публицист. Очерков тем, что рассматривают человека в призме конкретной публицистической проблемы. В центре исследовательских очерков – человек в конфликтной ситуации. Конфликты могут быть самыми разными ( нравственными, психологическими, профессиональными, политическими, социальными и др.) Журналист должен проанализировать субъективные и объективные факторы, вызвавшие этот конфликт.

Выделяют несколько устойчивых разновидностей исследовательских очерков:

· Очерки-расследования

· Судебные очерки

· Очерки нравов

Все эти очерки будут посвящены важной публицистической проблеме. Они могут иметь очень разноплановую структуру: в нем может быть и пейзаж, и портрет, развернутые диалоги, авторские отступления. Журналисту необходимо уметь построить свою версию развития событий, на основе собранных мнений и фактов. Важно выявить цели противоборствующих сторон, спрогнозировать развитие конфликта, сделать правильные выводы.

Характерной чертой судебного очеркаявляется реконструкция состава преступления и его морально-этической оценки. Задачей журналиста становится попытка разобраться в соц-ых и псих-их причинах, которые привели к этому преступлению, а так же создание свей версии преступления. Анализ мотивов преступления и характеристика морального облика преступника –это два основных содержательных элемента судебного очерка. Важно, чтобы был динамизм повествования, убедительность и логичность версий, яркая характеристика образа преступника в его психологических подробностях.

Очерки нравовпосвящены разработке актуальной нравственно-психологической проблематики. Как правило, они рассматривают конкретную бытовую ситуацию (проблемы «отцов и детей», уважения старости, отношения мужа и жены и т.д.) с точки зрения психологии ее участников. В этих очерках на первый план выходит показ психологических и характерологических причин, приведших к социальному конфликту.

 

 

Композиция очеркового текста. Характеристика категории, общие приемы композиционного построения (монтаж, разработка мотива, сюжетное построение). Основные типы композиции (хроникальный, логический, эссеистский).

Очерк это чрезвычайно многообразный по своему содержанию жанр. Он может содеражать и рассказ, и рассуждение, и пейзаж, монологи и диалоги, портретные характеристики и т.д. Для объединения этих структурных элементов автор использует специальные композиционные приемы. Например, монтаж – он позволяет разбить произведение на отдельные тематические блоки и распределить внимание читателя по всему пространству текста. Автор отбирает наиболее важные фрагменты и монтирует их в соответствии с авторской концепцией образа. Этот принцип позволяет менять реальную последовательность событий, делает изложение более динамичным, а так же позволяет найти неожиданные сопоставления.

Монтаж делит очерк на несколько главок. Каждая может содержать свой сюжет, может быть посвящена разным событиям.

Разработка мотива –автор в начале выделяет ударный эпизод (случай, встреча, история, событие), а потом динамично разворачивает его.

Сюжетное построение – обязательные компоненты сюжетного построения экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Задача сюжетного построения состоит в том, чтобы показать динамику становления характера или судьбы. Конечно в отличие от художественной литературы, сюжет в публицистике намного компактней, без долгих лирических отступлений и описаний деталей.

Типы композиции:

· Хроникальный. В основе текста последовательность событий. Представлен с прямой и смещенной хронологией (рассказывая о сегодняшнем дне, заглянуть в детство, воспоминания)  

· Логический. Логическая последовательность, а не временная. Развертывание мысли по схеме: тезис, его разъяснение, аналитическая оценка.

· Эссеистский. Свободная форма изложения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. В ней используются особенности построения двух предыдущих групп. Наиболее распространена среду журналистов. Её так же называют мозаичной. В эссеистской композиции журналист использует, т. н. смысловые мостики, вставные конструкции, которые связывают разные части очерка. (это может быть цитата, прямая речь героя, внутренняя речь автора, пейзажная заставка, развернутая деталь, авторские размышления, воспоминания героя)

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 715.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...