Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юмористический фельетон: история, специфика конфликта и приемов его изображения.




 

Принято считать, что юмористические фельетоны по своему содержательному накалу менее значимы, поскольку они не затрагивают острых социальных противоречий. Между тем, юмор – не менее емкая и сложная эстетическая категория, чем сатира. Юмористич. Фелетоны Тэффи,А.Аверченко, Саши Черного представляют собой выдающуюся страницу истории русской журналистики, в отличие, например, от тенденциозных сатирических разоблачений Демьяна Бедного. Жанры – категория не только типологическая, но и историческая. Каждый период порождает свои приоритеты в ценности. В ситуации 10х гг 20в. Жизнеутверждающий пафос злободневной юмористической хроники – популярной в то время разновидности фельетона – играл важную социальную роль: он способствовал утверждению ценностей мирной, повседневной жизни и стабилизации общественного климата. Позднее, уже в условиях идеологизированной советской журналистики, юмористический фельетон был окончательно заклеймен как жанр развлекательный, не достойный появления на страницах передовой печати. О рецидиве юмористической фельетонистики можно говорить применительно к так называемому «положительному» Фельетону, когда на страницах советских газет снова стал популярен юмористический обзор текущих новостей. Тем не менее юмористическая фельетонистика, как и вся юмористическая литература, не получила должного исследовательского внимания в отечественной науке. Лишь в последнее время начинает восстанавливаться история развития именно юмористических жанров русской литературы. Это связано с тем, что в современной российской журналистике активизируется интерес к юмористическим, игровым разновидностям жанра. Коммерциализация прессы заставляет по-новому взглянуть на развлекательные возможности юмористического фельетона. В советские времена многие отечественные исследователи говорили о безыдейности юмора. Их оппоненты, и в частности один из классиков теории комического Владимир Яковлевич Пропп, писали о важной общественной функции доброго смеха, которая связана с жизнеутверждающим пафосом. Такой смех создает хорошее настроение и служит стабилизации общественной жизни. «Юмор есть некоторое состояние, при котором в наших отношениях к людям мы сквозь внешнее проявление небольших недостатков угадываем положительную внутреннюю сущность», - отмечал В,Я,Пропп. Внешний недостаток лишь подчеркивает внутреннюю гармонию явления. Что же касается особенностей поэтики юмористического фельетона, то, прежде всего, для юмор.фельетонов характерно сохранение внешнего правдоподобия. Действительность не деформируется, а искажается автором. В основе фельетона лежит конфликт. Основное отличие конфликта в фельетоне – это его публицистическая насыщенность. Такая направленность всегда придает конфликту характер внутреннего противоречия, несоответствия того или иного факта, явления, с идеалом.
Фельетон, как представитель малого (по объему, разумеется!) жанра, требует филигранной отточенности стиля и четкости сюжетно-композиционного построения. Мало просто запечатлеть конфликт: нужно как бы отразить событие или героя в системе зеркал, которые отразят его читателю в совершенно неожиданном и непривычном виде.
Фельетонист должен умело выстроить сюжет и композицию повествования, чтобы яркие подробности или смешные ситуации существовали не сами по себе, а выявляли суть конфликта и черты характера. При всей своей свободе и кажущейся порой причудливости, композиция фельетона должна подчиняться законам ясного выражения публицистической темы. И, безусловно, фельетон является одним из самых благодатных жанров для использования всех известных выразительных средств языка.



Памфлет: история жанра, особенности жанрового содержания и приемов его подачи. Сарказм как основа построения памфлетного образа. Особенности памфлетного стиля.

Памфлет – это разновидность сатирической фельетонистики. Для памфлета характерна крупномасштабность объекта разоблачения, которым, как правило, становятся большие социальные явления, целые идеологии, государственные и общественные деятели. Наступательная обличительная позиция памфлета выражается в самой острой форме сатирического обличения – сарказме. Именно сарказм, как высший уровень иронии, отличает памфлет от политического фельетона. Не случайно, самой распространенной трактовкой этимологии слова «памфлет» выступает утверждение его происхождения от двух греческих слов «пам» - все и «флего» - испепеляю.

Первые шаги этого жанра связывают еще с античными временами. Гневные речи Демосфена, Цицерона, сатиры Ювенала, Плутарха, Лукиана уже содержат экспрессивность и непримиримость памфлета. Сам термин впервые был употреблен английским церковным деятелем и публицистом Ричардом де Бёрн в 1344 году. Однако временем расцвета жанра становится Возрождение. «Похвальное слово глупости» Э. Роттердамского «Письма темных людей» У. фон Гуттена, «Корабль дураков» С.Брандта лежат в основе зарождения жанра памфлета.

Постепенно памфлет становится менее нравоучительным и дидактическим, более резким и политически заостренным. Дж. Свифт, Д.Дефо, Вольтер, Д. Дидро сделали этот жанр основным оружием политической сатиры.

К 18 веку сложились такие разновидности памфлета, как статья-памфлет, научный трактат-памфлет, портрет-памфлет, роман-памфлет. В это время можно говорить о рождении памфлета как жанра художественной публицистики и о формировании памфлетности в целом, как особого стилевого построения художественного текста. Однако рождение жанра все же связано с публицистической сферой деятельности, ей он обязан своим происхождением.

История русского памфлета

Русский памфлет появился раньше фельетона. Зарождение памфлета также связано с формированием общественного движения, т .е. с появлением противостоящих политических сил. Первые признаки этого жанра различимы уже в письмах Ивана Грозного князю Курбскому (памфлеты против боярства и его притязаний).

Историю отечественной фельетонистики принято вести с первых русских журналов. В журнальных выступлениях Н.Новикова (журнал «Трутень»), Д.Фонвизина («Собеседник любителей русского слова») началось формирование отечественной публицистической сатиры – фельетона и памфлета. С памфлетным творчеством этих писателей и публицистов связывают появление в российской словесности эзопова языка. В условиях жесткой цензуры общественной жизни России только в этой манере и возможны были критические выступления против монархии и правящего класса.

Классиком русского памфлета принято называть А.Н. Радищева.

Литературные темы в памфлетах А.Пушкина приобретают общеполитическое звучание. Основным объектом пушкинской сатиры становится Фаддей Булгарин. Рецензии пота «О записках Видока», «Несколько слов о мизинце г. Булгарина» под видом личной конфронтации с Ф.Булгариным поднимаются глубокие социальные темы, приобретая характер памфлета.

Превращение литературной рецензии в памфлет становится достаточно характерной чертой русского памфлета. В.Белинский, Н.Добролюбов, А.Герцен, Н. Чернышевский активно обращаются к этому приему в своем публицистическом творчестве. Рецензии на литературные произведения становились иносказанием, за которым российский читатель всегда распознавал злободневные социальные конфликты современной жизни. Среди памфлетов этого времени – «Письмо к Гоголю» В.Белинского, «Русский человек на рандеву» Н.Чернышевского, «Что такое обломовщина» А.Добролюбова, «Путевые записки г. Вёдрина» А.Герцена. Была популярна форма письма, позволявшая скрыть глубину политических обобщений за формой личного послания.

Дальнейшее развитие русского памфлета было связано с именами Н.Шелгунова, В.Короленко и М. Горького. Одним из самых ярких газетных выступлений Горького накануне революции 1905 года была публикация в «Новом дне» - это памфлет «Заметки о мещанстве», который ярко запечатлел тему мещанства: «жирный человек с брюшком, любитель устриц, женщин, хороших стихов, сигар, музыки, человек, поглощающий все блага жизни, как бездонный мешок». Экспрессивные оценки, прямое обличение, оценочные сравнения и др.

Основными представителями русского памфлета советских лет являются: В.Маяковский, М.Кольцов. Главной темой продолжает быть мещанство. М.Лифшниц известен своими памфлетами о «пустозвонстве» в искусстве. Классикой советского памфлета считаются антифашистские памфлеты И. Эренбурга.

Когда видимого врага не стало, советское общество было объявлено внутренне не противоречивым, отношение к памфлету, еще в большей степени, чем к фельетону, изменилось. В советской прессе стали возможны памфлеты только на международные темы.

В последнее время интерес к так называемым внутренним памфлетам восстанавливается. Политическая жизнь стала более многообразной, в нашей действительности появилось такое явление, как выборы – почва для написания памфлета. Сегодня памфлет актуализируется именно в периоды острых политических столкновений.

Впрочем, и ежедневная текущая пресса позволяет говорить о возрождении памфлета. Памфлеты появлвяются в «Независимой газете» в рубрике «Филантропия» (Алкей, архилох и др.), В «Известиях» к жанру памфлета обращается И. Петровская. Д.Быков выступает в этом жанре в «Новой газете».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 623.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...