Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика очерка в текущей периодике. Основные издания, авторы, особенности и тенденции развития.




С середины 90-х годов постепенно начинает возвращаться интерес к авторской журналистике, который проявился, прежде всего, в популярности экспрессивной, образной манеры изложения, чаще в ироническом, фельетонном варианте.

Сегодня мы можем говорить о возрождении жанра очерка. Этому способствуют:

4) Стабилизация общественной жизни, необходимость положительных примеров, положительного героя;

5) Укрепление материальной базы периодики, формирование системы газет и журналов;

6) Коммерциализация прессы.

Имиджевый очерк о политике или бизнесмене – это «рекламный хлеб» современного делового журнала и частной газеты. Бульварная пресса не может обойтись без красочного, с массой кровавых подробностей судебного очерка. Дамские издания, занятые формированием утешительного образа современной женщины, с особым усердием обращаются к эмоциональному воображению своих читательниц. Возрождающиеся профессиональные журналы также обращаются к жанру очерка для создания более наглядного представления о своих героях. Еще одна из сфер активности портретного очерка – корпоративная пресса, во многом сориентированная на поддержку имиджа корпоративных лидеров. 

 

Основные издания и авторы:

· Журнал «Банзай»: Александр Василевский. Творческие портреты (Дорога Ван Гога)

· Журнал «Компаньон magasin» Александр Стабровский. Исторический портрет.

· Юлия Баталина (Путевые заметки),

· Журнал «Огонек» Путевые зарисовки-эссе: Андрей Колесников.

· Газета «Известия» Рубрика «Общество» Проблемные очерки: Юрий Снегирев.

· Газета «Коммерсант» полоса «Культура». Творческий портрет: Юлия Яковлева. Андрей Плахов. «Пермские новости»

· Газета «Звезда» портретные очерки: Владимир Гладышев, Марина Сизова.

· Портретные очерки: Сергей Журавлев (рубрика «Имя в науке» - портреты профессоров ПГУ)

· Газета «За человека» портретные очерки: Ян Кунтур

 

 

Фельетон: определение, история жанра, современный статус. Особенности жанрового содержания фельетона: комическое и его формы в фельетоне. Типология жанровых разновидностей (адресный и безадресный фельетон, публицистический и беллетризированный)

Споры по поводу жанровой определенности фельетона:
А.А. Тертычный, Л.Е. Кройчик: специфика фельетона определяется его критической направленностью, которая чаще предстает в сатирическом варианте.
Е.И. Журбина: интонационное и стилевое многообразие фельетона не сводится к сатиричекому обличению. Основные жанрообразующие элементы – экспрессивность авторской позиции и установка на активизацию читателя. Акцент на осмыслении публицистической проблемы, а не на изображении ее, разговорность речевого и интонационного построения.

Фельетон (фр. от feuille — «лист», «листок») — это малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.
Рождение жанра связывают с появлением в 28 января 1800 г. во французской газете «Журналь де Деба» листка-вкладыша, а котором опубликованы объявления, стихотворные шутки, театральные рецензии, анекдоты. Этот листок и назывался «фельетон», он знаменовал, скорее, рождение рубрики, нежели жанра. Постепенно в рубрике начали печатать и лит. произведения, в том числе и романы. Материалы этой рубрики должны были оживить официальный тон газеты, привлечь внимание читателя. Самым известным автором этой рубрики был аббат Жоффруа, он превратил традиционную рецензию в театральный фельетон. Как жанр публицист. сатиры фельетон стал формироваться во времена Фр. революции, в это время он активно насыщается социальными и политическими темами.

В России слово «фельетон» долгое время имело уничижительный оттенок и воспринималось как синоним низкопробной журналистской поделки. Это произошло благодаря Ф. Булгарину, который начал публиковать в своей «Северной пчеле» охранительные и дидактические фельетоны, отличавшиеся тяжеловесностью и злобой. Несколько поменял звучание фельетона редактор и автор журнала «Библиотека для чтения» И. Сенковский. Он стал печатать литературные фельетоны под псевдонимом Барон Брамбеус. Лучшие образцы жанра первой половины XIX века представлены фельетонами А.А. Бестужева-Марлинского, И.И. Панаева, А.В. Дружинина. Классик русского фельетона – А.С. Пушкин. Работая в «Телескопе», он выработал непринужденный разговорный слог, одновременно легкий и литературно изысканный, ставший классическим ориентиром русской фельетонистики. Он же сделал популярным прием условного образа фельетониста (Феофилакт Косичкин).

Вторая половина XIX в. – расцвет фельетона. Он становится действенным орудием формирующейся народно-демократической литературы. Все больше наполняется социальным и политическим содержанием. Авторы: Н. Некрасов, А. Герцен, М. Салтыков-Щедрин, Ф. Достоевский. В это время появляется стихотворная форма фельетона. Фельетонистами-демократами были выработаны разнообразные художественные приемы фельетона: пародийный перепев, использование форм басни, эпиграммы и памфлета, а также драматической формы. В их творчестве фельетон стал вбирать в себя разнообразные формы классической сатирической поэзии. С другой стороны, он использовал формы газетных жанров. Например, у Д. Минаева – жанр стихотворного обзора городских новостей. Характерным приемом фельетона стал прием маски (Козьма Прутков). Толстые сатирические журналы: «Современник», «Искра», «Гудок», «Будильник».

80-90-е гг. XIX в. – массовая популярность фельетона, он попадает в газеты. Газеты формируют новую модификацию фельетона – юмористическое новостное обозрение.
Рубеж веков – фельетон разделился на революционно-демократический и либеральный, сатирический и юмористический, литературно-журнальный и массовый газетный при достаточно устойчивом их парном соответствии. О. Чюмина и Д. Бедный – некрасовская линия публицистически острого и политически активного фельетона. А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный: заново ввели фельетон в контекст «высокой» журнальной литературы, закрепилась либерально-юмористическая разновидность стихотворного фельетона. Журналы «Сатирикон», «Новый Сатирикон». Это время развития юмористической ветви отечественной публицистики и литературы. Авторы: Дон-Аминадо, П. Потемкин, В. Горянский.

Король русского фельетона – Влас Дорошевич: фельетон-рассказ.
1920-е гг. – фельетон становится почти официальным жанром советской публицистики. Фельетонисты-писатели: И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, М. Булгаков, М. Кольцов, А. Зорич, Д. Заславский. С 1922 г. – выходит журнал «Крокодил».
1960-е гг. – новое поколение фельетонистов – Л. Лиходеев, А. Нариньяни, М. Шатуновский, Э. Пархомовский, А. Суконцев. Фельетонист играет роль разведчика социальных проблем. Но из-за атмосферы застоя фельетон постепенно утрачивает свою активную общественную позицию. Традиционный тележурнал «Фитиль» в 1980-е гг. воспринимается уже как пародия на жанр.
Бурная динамизация политической жизни 1990-х гг. сделала фельетон не конкурентноспособным по отношения к жанрам новостной и аналитической публицистики. Отпала необходимость комического заострения. Образные осмысления отодвинулись на второй план, т.к. была потребность в прямых оценках.
Сегодня: вновь возникает необходимость привлечения читательского внимания, активизация его позиции. Жизнь постепенно входит в свое русло. Фельетоны публикуются не только в сатирических журналах («Вокруг смеха»), но и в серьезных общественно-политических изданиях.

«Независимая газета»: фельетонная рубрика вынесена на первую полосу и является регулярной

«Известия»: близкие к фельетонам колонки А. Бильжо
«Новая газета»: Дмитрий Быков

«Еженедельный журнал», цикл фельетонных программ на НТВ «Куклы», «Итого»: Виктор Шендерович.
Особенности жанрового содержания фельетона. В основе фельетонного метода изображения лежит выявление комического несоответствия. Комическое при этом понимается как эстетическая категория, подразумевающая отражение в искусстве явлений, содержащих несоответствие, несообразность или же алогичное построение, и оценку их посредством смеха. Важным слагаемым комического становится выявление несоответствия предмета изображения некоему положительному идеалу. Две формы комического:
 Сатира: объект – глубокие социальные противоречия, негативные явления социальной жизни. Высмеивает, обличает и уничтожает свой объект.ü
 Юмор: ближе к пафосу утверждения, он не разоблачает, а предполагает, что выявленные недостатки не фатальны, а лишь свидетельствуют о неоднозначности явления.ü
Отсюда два типа фельетона – сатирический и юмористический.
Фельетон использует все многообразие форм комического: сатира, юмор, ирония, лиро-сатира, трагикомедия, черный юмор.
Предмет фельетона: действительность с комедийным содержанием. Некоторые считают, что это фельетонный факт. Но нет фельетонного факта, есть фельетонное осмысление факта.
Основная функция фельетона: раскрытие комического противоречия.
Конечная цель: создание сатирического или юмористического образа, т.е. превращение факта в явление при помощи специфических приемов построения комического образа.

 

Типология. В отношении выбора предмета фельетонного изображения:
• Адресный фельетон: посвящен конкретному факту, сюжет строится от факта к постановке проблемы и обобщению.
• Безадресный фельетон: разработка проблемы с привлечением фактов-иллюстраций.
Важный элемент жанрового содержания фельетона – наличие положительного идеала в позиции автора, который утверждается через отрицание негативного либо введением положительных героев, которые, как правило, являются фигурами страдательными, а также прямые обращения автора к читателям с прояснением своей позиции.
По подходу к осмыслению факта и по соотношению элементов рационального и образного осмысления фельетонной проблемы:
• Публицистический фельетон: законы построения схожи с логикой построения статьи – логический тип построения композиции, преобладание прямой авторской оценки и внешнего правдоподобия в изображении ситуации и действующих лиц.
• Беллетризированный фельетон: акцент на художественном изображении проблемы, аллегорическое осмысление материала, непрямая авторская оценка, система образных средств (построение образа героя и явления, детализация, использование новеллистического построения, сатирическое заострение).

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 566.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...