Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образ читателя в художественно-публицистических жанрах. Приемы активизации читательского внимания.




Образ читателя возникает в сознании автора как возможный образ, в виде совокупностей подразумевающихся черт. Он складывается из представления автора о читателе. Дело в том, что публицистические тексты всегда адресны. Они адресованы определенной аудитории, характер которой определяется идеологией издания, результатами соц. Опросов, собственным общением жур-та с читателями. На этой основе складываются определенные объективные (возраст, пол, сфера деятельности) и субъективные, связанные с информационными потребностями, характеристики образа читателя. Без учета этих характеристик текст рискует оказаться неинтересным, непонятным и невостребованным. Например создавая очерк для женского журнала, автор должен сделать акцент на эмоциональное содержание текста. В серьезных аналитических журналах (Коммерсант) чаще апеллируют к читателю-размышляющему, здесь тексты будут более логичны и аналитичны.

Нередко образ читателя называют вторым авторским «я». Если журналист правильно сформулирует образ своего читателя, то он сможет установить коммуникатевный контакт с аудиторией. Для этого можно использовать разные приемы активизации читательского внимания– риторический вопрос, прямое обращение к читателю с предложением совместного размышления, уточнение какого-либо факта для читателя, объединение своей позиции с позицией читателя, когда авторское «я» превращается в «мы».

 

Типология жанров художественной публицистики.

Каждый из жанров худ.-публ. Осваивает свою сферу действительности (что), использует свой способ ее изображения (как), имеет специфические цели (для чего) и характер авторской позиции. Сочетание этих параметров определяет жанровую специфику. Каждый из жанров при этом обладает соответствующим этим параметрам набором поэтических средств (средств художественной выразительности).

Параметр/ Жанр Очерк Комедийные жанры (фельетон, памфлет) Эссе
Предмет (что изображается?) Нравственно-психологическое наполнение публицистического факта или проблемы Несоответствие в человеке или явлении Впечатления, опыт осмысления человека, явления, проблемы
Способ изображения? (Как?) Совмещение рационального и образного осмысления изображаемого. Образ целого Комедийный образ Эссема – сплав образа и мысли
Цель (Для чего изображается?) Заставить сопереживать Осмеять, высмеять Вписать тему в определенный социокультурный контекст, предложить вариант отношения к ней
Позиция автора Открытая, нередко от первого лица Автор скрыт за маской Образ автора в центре рассуждения, подчеркнуто индивидуальный

Очерк: определение жанра, история становления, основные разновидности. Статус жанра в современных СМИ.

Жанр очерка зародился в нравоописательных сценках из бытовой жизни, которые появились в лондонских журналах начала 18 в. «Зритель» и «Болтун». Тем не менее происхождение жанра исследователи связывают прежде всего с литературой путешествий. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Стерн, «Хождение за три моря» Никитин, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев. Всё это классические образцы ранней очерковой журналистики.

Во Франции 30-40-х гг. 19 века формируется целое направление очерковой литературы, центральным элементом которого стал очерк-физиология.

(((Физиологический очерк — жанр журналистики (эссеистики), основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40 годах XIX века в Англии и Франции, позднее появился и в России и был развит писателями "натуральной школы".))))

Представители этого жанра, и прежде всего О. Бальзак, пытаются использовать методы естественных наук для осмысления явлений социальной жизни.

Физ. Очерк стал чрезвычайно востребованным в России (было написано более 700 очерков). В середине 19 века очерк становится одним из ведущих жанров русской литературы.

В 1844 году вышел альманах «Физиология Петербурга» под редакцией Некрасова и белинского. Он ознаменовал рождение «натуральной школы» русской литературы и оказал огромное влияние на развитие русского очерка.

В конце 19 века работающие в этом жанре писатели и публицисты (Успенский, Решетников, Помяловский) выводят очерк на уровень широких социальных обобщений. В их очерках появляется не только типичный персонаж – представитель соц. Среды, но вырастает образ целого социального строя. Важно отметить, что с середины 60-х годов 19 века очерк становится преимущественно крестьянским. (описывал жизнь народа, простых людей, яркий представитель Г. И. Успенский)

В 20 веке особое развитие очерка произошло в 20-30е годы, когда возрос интерес к документальности в литературе. В это время в жанре очерка работают Горький, Ильф и Петров, Паустовский и другие. 

Вторая мировая литература сформировала целый поток очерковой документальной литературы как в Европе (Олдридж, Лаффит), так и в СССР (Симонов, Гроссман, Тихонов, Леонов).

С середины 1950-х советская пресса демонстрирует новый взлет очеркового жанра. В этот период творили Овечкин, Аграновский, Голованов, Чайковская.

В конце 80-х начале 90-х 20 века, т.е. в перестроечное время, художественные жанры уступают место инф-ым и аналит-им. Но уже с середины 90-х начинает возвращаться интерес к авторской жур-ке, который проявился прежде всего в популярности экспрессивной, образной манеры изложения, чаще в ироническом, фельетонном варианте.

Сегоднямы можем говорить и о возрождении жанра очерка. Этому способствуют:

1.стабилизация общественной жизни, необходимость положительных примеров, положительного героя;

2.укрепление материальной базы периодики формирование системы газет и журналов;

3.коммерциализация прессы.

Имиджевый очерк о политике и бизнесмене – это «рекламный хлеб» современного делового журнала и частной газеты. Бульварная пресса не может обойтись без без красочного судебного очерка с массой кровавых подробностей, Женские журналы, профессиональные журналы, корпоративная пресса – портретный очерк, Географические издания – путевой очерк.

Разновидности очерков

Художественно-изобразительные –описание авторских впечатлений от увиденного, пережитого, в них активно событийное начало. Основными видами этого типа очерков являются путевые очерки и путевые заметки.

Художественно-публицистические –центр изображения – человек. К этой разновидности относится портретный очерк. Портретный очерк предполагает не только воссоздание образа современника, но и его оценку, т.е. активное участие в тексте автора, проявление авторской позиции.

Исследовательские –на первый план выходит социально важная проблема. Традиционно выделяют судебные, проблемные очерки и очерки нравов. Для них характерна открытая публицистичность, т.е. прямое выражение авторской позиции.

 

Формы авторского присутствия в очерке.

Очерк –это художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 452.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...