Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художественная публицистика как единство рационального и эмоционально-образного мышления. Специфика публицистического образа.




Ответы к экзамену

«Основы творческой деятельности. Художественно-публицистические жанры»

 

Основные этапы развития художественно-публицистической ветви российской журналистики. «Персональная» журналистика 18 века, газетная литература рубежа 19-20 вв., основные особенности развития художественной публицистики в 20 веке.

Эпоха Просвещения (XVIII в) – появление «персональной публицистики», связанной в первую очередь с именами крупных литераторов (Д. Дефо, М.Ломоносов, Н. Новиков). Впервые авторы стали подписывать свои материалы, четко обозначать свою позицию (уточнить, так ли это). В это время слова «писатель», «сочинитель», «журналист»,

«литератор» воспринимались как синонимы.

Конец XIX в. – акцент на новый тип журналиста-репортера. Усиливается влияние литературы на периодику. В газетах сотрудничают такие крупнейшие литераторы, как В. Брюсов, А. Блок, М. Волошин и др. Через газету начинающие писатели входят в литературу, приобретают известность (Л. Андреев, М. Горький, М. Осоргин, Тэффи, А. Аверченко, В. Дорошевич). Именно в это время закладываются лучшие традиции современной русской худож. публицистики: высокая культура стиля, точная и оригинальная образность, самостоятельность и глубокий гуманизм оценок, разнообразие в использовании выразительных средств. Например, короткая строка В. Дорошевича навсегда вошла в золотой фонд мировой журналистики.

XX в. – политические катаклизмы усиливают пропагандистскую функцию СМИ, поэтому художественная публицистика очень востребована. Идеологический регламент советской прессы ограничивал свободу самовыражения публицистов. Авторские жанры активировались лишь во время «потепления» общественной атмосферы. Золотой век советской публицистики – 1920-е гг., когда в журналистику пришли М. Зощенко, Ю

Олеша, М. Булгаков, И. Ильф, И. Петров.

1960-е гг. – активизация публицистики, когда газеты начинали читать с последней страницы, где печатались фельетоны. Это время очеркового бума. А. Аграновский, Г. Бочаров, Ю. Черниченко, Я. Голованов, О. Чайковская, В. Овчинников сделали очерк основным жанром советской периодики тех лет.

Перестройка (1985 - 1990) – практически ушли из печати недавно популярные очерки и фельетоны. После советской цензуры и постоянного замалчивания появляется спрос на факт в чистом виде – на первое место выдвинулись такие жанры, как заметка, хроника, репортаж, интервью.

Середина 1990-х: возрастает интерес к публицистическим жанрам. «Санкт-Петербургские ведомости» пишут, что люди устали от чернухи, крайностей – у людей появилась потребность в положительных эмоциях. Люди нуждаются в нравственных оценках, и ищут этого в очерковых жанрах. Они пресытились информацией.

2. Характеристика состояния художественно-публицистических жанров в текущей периодике.(Корконосенко – Исследовательско-образные тексты; Власова – гл.1)

Основные особенности развития отечественной журналистики последних лет (по Л.Е. Кройчик):
+ демократизация

+ персонификация

+ установка на диалог с читателем => повышенная экспрессивность и литературность журналистского слова

+ возросшая роль приема в обработке и подаче материала

+ журналисты стали часто использовать «чужое слово»

+ расширение спектра повествовательных интонаций (ироническое письмо, стеб, новояз, жаргон)

+ усложнение композиционной структуры

+ общая тенденция современной прессы – поиск остроумной, авторской и неожиданной подачи материала (Л.Е. Кройчик предлагает назвать эту тенденцию «эссеизацией»).

+ автор становится не сторонним наблюдателем событий, а самим событием в их числе

+ смещение традиционных жанровых границ. Самым популярным жанром последний лет становится колонка, которая вобрала в себя черты комментария, эссе и фельетона. Жанровые ожидания читателей менее выражены, нежели тематические. Журналистские публикации сегодня предпочитают называть, минуя жанровую терминологию, - «материал», «текст». Однако М. Бахтин считал, что произведение становится без формы (т.е. жанровой оболочки) безадресным, аморфным. Нельзя написать письмо в стиле статистического отчета. Таким образом, несмотря на нестрогость жанровых границ сегодня, необходимо знать жанровые разновидности.


Памфлет

В последнее время интерес к так называемым внутренним памфлетам восстанавливается. Политическая жизнь стала более многообразной, в нашей действительности появилось такое явление, как выборы – почва для написания памфлета. Сегодня памфлет актуализируется именно в периоды острых политических столкновений.

Впрочем, и ежедневная текущая пресса позволяет говорить о возрождении памфлета. Памфлеты появлвяются в «Независимой газете» в рубрике «Филантропия» (Алкей, архилох и др.), В «Известиях» к жанру памфлета обращается И. Петровская. Д.Быков выступает в этом жанре в «Новой газете».

Очерк

С середины 90-х годов постепенно начинает возвращаться интерес к авторской журналистике, который проявился, прежде всего, в популярности экспрессивной, образной манеры изложения, чаще в ироническом, фельетонном варианте.

Сегодня мы можем говорить о возрождении жанра очерка. Этому способствуют:

1) Стабилизация общественной жизни, необходимость положительных примеров, положительного героя;

2) Укрепление материальной базы периодики, формирование системы газет и журналов;

3) Коммерциализация прессы.

Имиджевый очерк о политике или бизнесмене – это «рекламный хлеб» современного делового журнала и частной газеты. Бульварная пресса не может обойтись без красочного, с массой кровавых подробностей судебного очерка. Дамские издания, занятые формированием утешительного образа современной женщины, с особым усердием обращаются к эмоциональному воображению своих читательниц. Возрождающиеся профессиональные журналы также обращаются к жанру очерка для создания более наглядного представления о своих героях. Еще одна из сфер активности портретного очерка – корпоративная пресса, во многом сориентированная на поддержку имиджа корпоративных лидеров. 

 

Основные издания и авторы:

· Журнал «Банзай»: Александр Василевский. Творческие портреты (Дорога Ван Гога)

· Журнал «Компаньон magasin» Александр Стабровский. Исторический портрет.

· Юлия Баталина (Путевые заметки),

· Журнал «Огонек» Путевые зарисовки-эссе: Андрей Колесников.

· Газета «Известия» Рубрика «Общество» Проблемные очерки: Юрий Снегирев.

· Газета «Коммерсант» полоса «Культура». Творческий портрет: Юлия Яковлева. Андрей Плахов. «Пермские новости»

· Газета «Звезда» портретные очерки: Владимир Гладышев, Марина Сизова.

· Портретные очерки: Сергей Журавлев (рубрика «Имя в науке» - портреты профессоров ПГУ)

· Газета «За человека» путевые очерки: Ян Кунтур

 

Фельетон

Сегодня фельетон возвращается на страницы изданий, причем не только специализированных, таких как «Вокруг смеха», но и на страницы серьезной общественно-политической периодики. В «Независимой газете» фельетонная рубрика вынесена на первую полосу и является регулярной. Газета «Известия» публикует близкие к фельетонам колонки А.Бильжо, а «Новая газета» ангажировала одного из самых ярких фельетонистов современной периодики Дмитрия Быкова. В газете “Business Class” регулярная рубрика Евы Паркер. Бесспорно популярность вернулась к фельетону после цикла фельетонных программ В.Шендеровича на НТВ («Куклы», «Итого»).  

Художественная публицистика как единство рационального и эмоционально-образного мышления. Специфика публицистического образа.

Художественная публицистика –это познание общественно-политических закономерностей действительности с помощью объединения рационального и эмоционально-образного мышления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 646.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...