Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Психология дошкольного возраста.
1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период дошкольного возраста. Познание мира человеческих отношений средствами символико-моделирующей деятельности. 2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Роль различных видов деятельности дошкольника (изобразительная деятельность, элементарный труд, учение, восприятие сказки) в развитии психических процессов и личности дошкольников. 3. Развитие памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте. Формирование умственных действий и понятий. 4. Особенности усвоения нравственных норм в дошкольном детстве. 5. Специфика эмоционально-волевой регуляции поведения дошкольника. 6. Личностные новообразования дошкольного возраста.
Литература: 1. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»). 2. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии). 3. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001. 4. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670. 5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.
Занятие № 8. Тема: Психология младшего школьного возраста Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. 1.Особенности социальной ситуации развития. Формирование новой системы отношений. 2.Структура учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьника. Влияние учебной деятельности на развитие познавательной функции. 3.Личностные новообразования младшего школьного возраста. 4.Новообразования младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. 5.Причины и формы дезадаптации в период младшего школьного возраста и возможные пути ее профилактики и коррекции. Литература: 1. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»). 2. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии). 3. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001. 4. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670. 5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001. Занятие № 9 Тема: Психологические особенности и проблемы подросткового возраста 1.Проблема определения хронологических рамок подросткового возраста. 2.Развитие когнитивных процессов в подростковом возрасте. 3.Особенности эмоционально-мотивационной сферы подростка. 4.Личностные новообразования в подростковом возрасте. Особенности самооценки подростка. 5.Причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте. 6.Характеристика учебной деятельности подростков. Проблемы оценки и самооценки. Литература: 1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – С.139-167, 178-208. 2. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991. – С. 91-98. 3. Психология человека от рождения до смерти / под. Ред. А.А. Реана. – СПб, 2002 (Психологическая энциклопедия). 4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие для вузов. – СПб., 2000 (Мастера психологии). 5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000. 6. Байярд Р. Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1997. 7. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000 (Мастера психологии). 8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994. 9. Рабочая книга школьного психолога / под ред. Дубровиной. – М., 1991. – С. 124-142. Занятие № 10. Тема: Причины возникновения «отклоняющегося» поведения в подростковом возрасте и возможные пути коррекции 1.Типология «отклоняющегося» поведения подростка. Причины возникновения «отклоняющегося» поведения в подростковом возрасте. 2.Психологические особенности аддиктивного поведения подростков и его типология. 3.Подростковая агрессия, пути предупреждения. Аутоагрессивное поведение подростков. 4.Психологическая помощь подростку. Работа с «трудными» детьми. Литература: 1. Короленко Ц.П. Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1980. – С. 5-6, 19-41. 2. Максимова М.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. – Т.17. - № 3. - 1996. – С. 149-152. 3. Фигдор Г. Может ли школа помочь условно осужденным подросткам? // Вопросы психологии. - № 4. - 1998. – С. 30-41. 4. Байярд Р. Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1997. 5. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987. – С. 122-132. 6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие для вузов. – СПб., 2000 (Мастера психологии). 7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994. 8. Заика Е.В. и др. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // вопросы психологии. – № 4. – 1990. Занятие №11 Тема: Психология юношеского возраста 1.Характеристика социальной ситуации развития. 2.Специфика когнитивного развития. 3.Личностное развитие. Личностные новообразования как ресурсы социально-психологической адаптации, самоактуализации и самореализации. 4.Проблемы профессионального выбора и самоопределения в юношеский период. Проблема преодоления внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения в период юношества. Литература: 1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 2003. 2. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии. - 2001. - №1. – С.57-64. 3. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»). 4. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии). 5. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001. 6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – М., 2002. – 270 с. 7. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. – М., 2003. 8. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670. 9. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – С. 118-127, 217-235. 10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001. Занятие № 12 Тема: Зрелые возраста 1. Молодость – начальный этап зрелости. Установление интимных лично-близких связей с другим человеком ситуации как основная потребность зрелости. 2. Специфика профессиональной самореализации в зрелости. 3. Психологический смысл кризиса середины жизни. 4. Особенности динамики познавательных процессов в зрелом возрасте.
Литература: 1. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования// Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 52-60. 2. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1980. № 2. С. 3-11. 3. Массен П., Конгер Дж., Коган Дж., Ривитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. С. 182-186. 4. Ретер Д. Способность к обучению у взрослых// Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 57-66.
Занятие №13 Тема 13. Поздние возраста
1. Биологические и социальные факторы старения. 2. Изменение системы социальных связей и отношений в пожилом возрасте. 3. Ведущий тип деятельности в пожилом возрасте. Приобретение жизненной мудрости. 4. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Литература: 1. Выготский Л.С. Дефект и компенсация. // Собр. соч.: В 6 т.М., 1984. Т. 5. С. 34-48. 2. Грегор О. Жить, не старея. М., 1992. С. 246-269. 3. Лабиринты одиночества /Под ред. Н. Е. Покровского. М., 1989. Статьи: И. Эйсена, М. Кларк и В. Эндерсон, Т. Ваксон, Л. Пепло. С. 433-510. 4. Панина Н. В. Особенности отношения к жизни на поздних этапах жизненного пути //Жизненный путь личности/ Под ред. Л. В. Сохань. Киев, 1987. С. 236-247. 5. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Геронтотимия — почитание // Природа. 1986. № 5. С. 88-95. 6. Дополнительная литература 7. Алексеевич Г. С. К вопросу об эмоциональной жизни людей пожилого и старческого возраста // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1970. Т. 2. 8. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. 9. Бисьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989. 10. Дыскин А.А., Решетюк А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. М., 1988. 11. Каган М.С. Мир общения. М., 1988. 12. Калиш Р. Пожилые люди и горе//Психология зрелости и старения. 1997. № 1. 13. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 213-231. 14. Краснова О.В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М. Куна «Кто Я?» //Психология зрелости и старения. 1997. № 1. 15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.,2001. С. 436-455 16. Резников С. Г., Рожков А. Г. Жильцы дома-интерната для престарелых // Социологические исследования. 1991. С. 71-73. Занятие № 14. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |