Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Становление личности в процессе социализации
1. Понятие личности с позиций социальной психологии 2. Понятие «социализации» в современной психологии. Механизмы и условия социализации личности. 3. Социально-психологическая адаптация как средство и необходимое условие эффективной социализации личности. 4. Проблема самоактуализации / самореализации личности в современных условиях: · (понятие «самоактуализации» / «самореализации» в современной психологии; · основные направления исследований в современной психологии; · условия эффективной самоактуализации / самореализации личности в современных условиях). 5. Локус контроля как социально-психологическая характеристика личности
Литература: 1. Андреева Г.М. Психология социального познания : учеб. пособие для студ. психол. и пед. спец. вузов / Г.М. Андреева. – М., 2000. – С. 181–205. 2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.,1999. 3. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии 1996г. № 1 с. 131-143. 4. Социальная психология личности: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / Сост. Белинская, Тихомандрицкая. – М., 2000. 5. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. – М., 2001. 6. Журавлев, Анатолий Лактионович. Социальная психология : учебное пособие для студ. вузов ; рекомендовано Советом по психологии УМО по клас. унив. образованию / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2008. - 416 с. 7. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А.Реана, Л.А. Коростылевой. – СПб., 1998. 8. Коростылева Л.А. Самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А.Реана, Л.А. Коростылевой. – СПб., 1998. 9. Ожогова, Е. Г. Синдром "психического выгорания" в работе педагога и профессиональные стратегии поведения // Психология и школа. - 2006. - N 2. - С. 107-120. 10. Основы гендерных исследований: Хрестоматия по курсу / под ред. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. – М., 2000. 11. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000. 12. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. 2002. Т. 23. - №3. – С.85-95. 13. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001. 14. Стахнеева Л.А. Саморазвитие: миф или реальность? // Психология зрелости и старения. № 3 (27), осень, 2004. С. 21- 36. 15. Сиднева С. Плата за мастерство : о профессиональной деформации педагогов / Софья Сиднева // Школьный психолог (Прилож. к газ"Первое сентября"). - 2005. - N 6. - С. 11-13. 16. Спиридонов, В. Клеймо учителя : о профессиональной деформации педагогов / В.Спиридонов// Школьный психолог(Прилож.к газ."Первое сентября"). - 2005. - N 6.- С.15-18. 17. Трунов, Д. Г. И снова о профессиональной деформации / Д.Г.Трунов // Психологическая газета. - 2004.-№ 6.-С.32-34. 18. Трунов, Д. Г. Профессиональная деформация личности практического психолога / Д.Г. Трунов // Психологическая газета. – 1998. - №1. – С.25-32. 19. Шаталова, Н. И. Деформации трудового поведения работника /Н.И.Шаталова //СОЦИС.-2000.-№7.-С.26-33. 20. Форманюк, Т. В. «Синдром эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С.57-64. 21. Щербо И. Профессиональная деструкция учителя: что с нею делать? / Ирина Щербо; Московская средняя школа N 1071 // Народное образование. - 2005. - N 5. - С. 82-86. Занятие №3 Тема: Становление Я в процессе социализации. Социально-психологическая характеристика личности 1. Процесс социализации личности как формирование самосознания личности. Десоциализация и ресоциализация. 2. Факторы, определяющие становление «Я-концепции» личности и формирование картины мира. 3. Маргинальный статус и его влияние на картину мира и ее концепции. 4. Влияние Я-концепции на поведение и социального достижения («обученная беспомощность», «самоэффективность», «локус контроля»). 5. Социально-психологическая компетентность.
Литература. 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. – с.274-287. 2. Социальная психология/ Под ред. А.Н. Сухова, А.А.Деркача. М.,2001. – С.24-61. 3. Современная психология: Справочное руководство. М., 2000. 4. Актуальные проблемы социализации личности в современных условиях. Омск, 2004. (статьи Андриенко Е.В., Вороновой Т.И., Кошеновой М.И., Андрониковой О.О., Кожевниковой О.А., Берлизовой Т.Б.)
Занятие №4 Тема: Личность и социальные роли 1. Конвенциональные и психологические роли. 2. Влияние социальной роли на личность. 3. Гендерные роли как социальные конструкты: · различие понятий «пол» и «гендер»; · понятие гендерных ролей. «Мускульное» и «фемининное» формы поведения. Андрогиния. · влияние культуры и прогресса на гендерные роли. 4. Проблема деформации личности под влиянием педагогической деятельности. 5. Ролевая структура личности с точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн)
Литература 1. Гендерные исследования: междисциплинарный подход. – Омск, 2004. 2. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. –с.294-344. 3. Зимбардо Ф., Ляйппе Ф. СПб., 2000. –с.117-121. 4. Зимбардо Ф. Застенчивость.
Занятие №5 Тема: Социальные установки личности 1. Понятие установки. Отечественные и зарубежные теории социальной установки. 2. Структура и иерархия социальных установок. 3. Аттитюд: определение, структура и функции. 4. Иерархическая структура диспозиций личности (концепция В.Я. Ядова). 5. Установки и поведение, их взаимовлияние. 6. Социально-психологическое воздействие и изменение социальных установок. 7. Предрассудки, убеждения.
Литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект - Пресс, 2001 С.288-303. 2. Дэвис Дж. Э. Социология установки.// Тексты для подготовки к семинарским занятиям . Выпуск IХ. Москва, 1998. 3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. 4. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. 5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб: Питер, 2000. 6. Социальная психология /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2003. С.279-296. 7. Росс Л., Уорд Э. Принципы наивного реализма и их роль в возникновении непонимания между людьми. // Психологический журнал. 2000. Т.21. № 6, с. 24 – 37. Занятие №6. Тема: Психологический анализ малой группы 1. Понятие малой группы Определение малой группы в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Основные признаки малых групп. Направления и методология исследования малых групп. 2. Классификация малых групп. Значение различных типов малых групп в детерминации поведения их членов. 3. Референтная группа и ее основные характеристики. 4. Проблема величины малой группы. 5. Структура малой группы. (Формально-статусное измерение, социометрическое измерение. Модель групповой структуры Д. Хоманса. Модель групповой структуры Р.Кэттелла. Двухмерная модель групповой структуры Р. Бейлза.) 6. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Понятие групповых санкций, группового сознания и групповых ожиданий (Т.Шибутани). 7. Школьный класс как малая группа. 8. Метод социометрии в исследовании малой группы Практические задания. 1. Заполнить таблицу анализа основных зарубежных и отечественных теорий развития группы.
Литература. 1. Социальная психология/ Под ред. А.Н. Сухова, А.А.Деркача. М.,2001. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. 3. Семечкин Н.И. Социальная психология: учеб.для студ.вузов/ Н.И.Семечкин.-СПб.: Питер, 2004. 4. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997. 5. Аронсон Э., Уилсон Т. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб, 2002. 6. Бэрон Р, Бирн Д. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб, 2003. 7. Битянова М.Р. Социальная психология. СПб, 2008. 8. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения:учеб.пособие. – СПб.:Питер, 2006. 9. Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы// Психологический журнал. Том 27. 2006. - №1.- с. 44. 10. Сидоренков А.В. Микрогрупповая концепция// Российский психологический журнал. 2006. Том 3. - №1.- с.21. 11. Сидоренков А.В. Психологический механизм динамики малой группы//Вопросы психологии. -2004. -№ 5. – с.63. 12. Сидоренков А.В.Состояние зарубежной психологии малой группы: тенденция развития и проблемы//Вопросы психологии. – 2005. - № 6. – с.120. 13. Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2005 - № 2. – с.58. Занятие 7. |
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |