Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Становление личности в процессе социализации




1. Понятие личности с позиций социальной психологии

2. Понятие «социализации» в современной психологии. Механизмы и условия социализации личности.

3. Социально-психологическая адаптация как средство и необходимое условие эффективной социализации личности.

4. Проблема самоактуализации / самореализации личности в современных условиях:

· (понятие «самоактуализации» / «самореализации» в современной психологии;

· основные направления исследований в современной психологии;

· условия эффективной самоактуализации / самореализации личности в современных условиях).

5. Локус контроля как социально-психологическая характеристика личности

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания : учеб. пособие для студ. психол. и пед. спец. вузов / Г.М. Андреева. – М., 2000. – С. 181–205.

2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.,1999.

3. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии 1996г. № 1 с. 131-143.

4. Социальная психология личности: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / Сост. Белинская, Тихомандрицкая. – М., 2000.

5. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. – М., 2001.

6. Журавлев, Анатолий Лактионович. Социальная психология : учебное пособие для студ. вузов ; рекомендовано Советом по психологии УМО по клас. унив. образованию / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2008. - 416 с.

7. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А.Реана, Л.А. Коростылевой. – СПб., 1998.

8. Коростылева Л.А. Самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А.Реана, Л.А. Коростылевой. – СПб., 1998.

9. Ожогова, Е. Г. Синдром "психического выгорания" в работе педагога и профессиональные стратегии поведения // Психология и школа. - 2006. - N 2. - С. 107-120.

10. Основы гендерных исследований: Хрестоматия по курсу / под ред. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. – М., 2000.

11. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000.

12. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. 2002. Т. 23. - №3. – С.85-95.

13. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001.

14. Стахнеева Л.А. Саморазвитие: миф или реальность? // Психология зрелости и старения. № 3 (27), осень, 2004. С. 21- 36.

15. Сиднева С. Плата за мастерство : о профессиональной деформации педагогов / Софья Сиднева // Школьный психолог (Прилож. к газ"Первое сентября"). - 2005. - N 6. - С. 11-13.

16. Спиридонов, В. Клеймо учителя : о профессиональной деформации педагогов / В.Спиридонов// Школьный психолог(Прилож.к газ."Первое сентября"). - 2005. - N 6.- С.15-18.

17. Трунов, Д. Г. И снова о профессиональной деформации / Д.Г.Трунов // Психологическая газета. - 2004.-№ 6.-С.32-34.

18. Трунов, Д. Г. Профессиональная деформация личности практического психолога / Д.Г. Трунов // Психологическая газета. – 1998. - №1. – С.25-32.

19. Шаталова, Н. И. Деформации трудового поведения работника /Н.И.Шаталова //СОЦИС.-2000.-№7.-С.26-33.

20. Форманюк, Т. В. «Синдром эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С.57-64.

21. Щербо И. Профессиональная деструкция учителя: что с нею делать? / Ирина Щербо; Московская средняя школа N 1071 // Народное образование. - 2005. - N 5. - С. 82-86.

Занятие №3

Тема: Становление Я в процессе социализации. Социально-психологическая характеристика личности

1. Процесс социализации личности как формирование самосознания личности. Десоциализация и ресоциализация.

2. Факторы, определяющие становление «Я-концепции» личности и формирование картины мира.

3. Маргинальный статус и его влияние на картину мира и ее концепции.

4. Влияние Я-концепции на поведение и социального достижения («обученная беспомощность», «самоэффективность», «локус контроля»).

5. Социально-психологическая компетентность.

 

Литература.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. – с.274-287.

2. Социальная психология/ Под ред. А.Н. Сухова, А.А.Деркача. М.,2001. – С.24-61.

3. Современная психология: Справочное руководство. М., 2000.

4. Актуальные проблемы социализации личности в современных условиях. Омск, 2004. (статьи Андриенко Е.В., Вороновой Т.И., Кошеновой М.И., Андрониковой О.О., Кожевниковой О.А., Берлизовой Т.Б.)

 

Занятие №4

Тема: Личность и социальные роли

1. Конвенциональные и психологические роли.

2. Влияние социальной роли на личность.

3. Гендерные роли как социальные конструкты:

· различие понятий «пол» и «гендер»;

· понятие гендерных ролей. «Мускульное» и «фемининное» формы поведения. Андрогиния.

· влияние культуры и прогресса на гендерные роли.

4. Проблема деформации личности под влиянием педагогической деятельности.

5. Ролевая структура личности с точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн)

 

Литература

1. Гендерные исследования: междисциплинарный подход. – Омск, 2004.

2. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. –с.294-344.

3. Зимбардо Ф., Ляйппе Ф. СПб., 2000. –с.117-121.

4. Зимбардо Ф. Застенчивость.

 

Занятие №5

Тема: Социальные установки личности

1. Понятие установки. Отечественные и зарубежные теории социальной установки.

2. Структура и иерархия социальных установок.

3. Аттитюд: определение, структура и функции.

4. Иерархическая структура диспозиций личности (концепция В.Я. Ядова).

5. Установки и поведение, их взаимовлияние.

6. Социально-психологическое воздействие и изменение социальных установок.

7. Предрассудки, убеждения.

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект - Пресс, 2001 С.288-303.

2. Дэвис Дж. Э. Социология установки.// Тексты для подготовки к семинарским занятиям . Выпуск IХ. Москва, 1998.

3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.

5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб: Питер, 2000.

6. Социальная психология /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2003. С.279-296.

7. Росс Л., Уорд Э. Принципы наивного реализма и их роль в возникновении непонимания между людьми. // Психологический журнал. 2000. Т.21. № 6, с. 24 – 37.

Занятие №6.

Тема: Психологический анализ малой группы

1. Понятие малой группы Определение малой группы в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Основные признаки малых групп. Направления и методология исследования малых групп.

2. Классификация малых групп. Значение различных типов малых групп в детерминации поведения их членов.

3. Референтная группа и ее основные характеристики.

4. Проблема величины малой группы.

5. Структура малой группы. (Формально-статусное измерение, социометрическое измерение. Модель групповой структуры Д. Хоманса. Модель групповой структуры Р.Кэттелла. Двухмерная модель групповой структуры Р. Бейлза.)

6. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Понятие групповых санкций, группового сознания и групповых ожиданий (Т.Шибутани).

7. Школьный класс как малая группа.

8. Метод социометрии в исследовании малой группы

Практические задания.

1. Заполнить таблицу

анализа основных зарубежных и отечественных теорий развития группы.

 

  Название теории развития группы   Авторы и последователи данной теории   Основное содержание теории     Достоинства теории   Недостатки теории
         
         

 

Литература.

1. Социальная психология/ Под ред. А.Н. Сухова, А.А.Деркача. М.,2001.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

3. Семечкин Н.И. Социальная психология: учеб.для студ.вузов/ Н.И.Семечкин.-СПб.: Питер, 2004.

4. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.

5. Аронсон Э., Уилсон Т. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб, 2002.

6. Бэрон Р, Бирн Д. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб, 2003.

7. Битянова М.Р. Социальная психология. СПб, 2008.

8. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения:учеб.пособие. – СПб.:Питер, 2006.

9. Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы// Психологический журнал. Том 27. 2006. - №1.- с. 44.

10. Сидоренков А.В. Микрогрупповая концепция// Российский психологический журнал. 2006. Том 3. - №1.- с.21.

11. Сидоренков А.В. Психологический механизм динамики малой группы//Вопросы психологии. -2004. -№ 5. – с.63.

12. Сидоренков А.В.Состояние зарубежной психологии малой группы: тенденция развития и проблемы//Вопросы психологии. – 2005. - № 6. – с.120.

13. Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2005 - № 2. – с.58.

Занятие 7.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...