Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Развитие группы и динамические процессы в малых группах. Влияние группы на мышление и поведение личности




1. Понятие групповой динамики. Механизмы групповой динамики. Разрешение внутригрупповых противоречий. Этапность развития малой группы.

2. Представления Д. Морено о развитии малой группы.

3. Влияние факта присутствия других людей на поведение и мышление:

· Конформизм и его социальные последствия (конформизм как социальный процесс; условия, способствующие проявлению конформизма; социальные последствия конформизма);

· эффект «мы — они»;

· феномен социальной фасилитации;

· групповая ленность;

· эффект группомыслия;

· эффект стереотипизации.

4. Возможность сопротивления социальному давлению:

· нонконформизм и негативизм;

· личностные характеристики как фактор сопротивления.

Литература:

1. Аронсон Элиот. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб., 2002 (Психологическая энциклопедия).

2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. – М., 2001.

3. Журавлев, Анатолий Лактионович. Социальная психология : учебное пособие для студ. вузов ; рекомендовано Советом по психологии УМО по клас. унив. образованию / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2008.

4. Майерс Д. Социальная психология. – М., 1999 (Мастера психологии).

5. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник. – Ростов н/Д. – 2003.

6. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001.

Занятие №8

Тема 11. Лидерство и руководство в малых группах

1. Понятия «лидерство» и «руководство». Теории происхождения лидерства.

2. Основные направления исследования стилей лидерства и руководства.

3. Процесс принятия группового решения. Феномен «сдвига риска».

4. Методы повышения эффективности групповых решений: «брейнсторминг», синектика и др.

5. Проблема эффективности групповой деятельности.

 

Литература:

1. Донцов А.Е. Психология коллектива. М., МГУ, 1984.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1977.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. СПб: Речь, 2002.

4. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. – Дубна: Феникс, 1997.

5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб: Речь, 2000

Занятие № 9

Тема: Психология межгруппового взаимодействия

1. Психология межгрупповых отношений. Малая группа как совокупный объект общения.

2. Эффект внутригруппового фаворитизма и его детерминанты.

3. Поиски причин межгрупповой враждебности. Собственно «групповой» подход к изучению межгрупповых отношений.

4. Социальные стереотипы и межэтнические отношения.

 

Литература:

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

2. Дубовская Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы М., 1991.

3. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2, № 5.

4. Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая, М.,2000.

5. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения //Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

 

Занятие № 10

Тема: Психология больших социальных групп

1. Характеристика больших групп.

2. Классификация больших групп.

3. Понятия «толпа», «публика», «аудитория». Г. Лебон, С. Московиси о поведении толпы.

4. Устойчивые большие группы и их характеристика: этнические группы, классы, профессиональные и половозрастные группы.

5. Психологическое воздействие на личность в условиях больших групп. Феномены заражения, внушения, подражания.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1997.

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.

3. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003.

5. Почебут Л.Г. Психология общности. СПб, 2003.

6. Психология. /Под редакцией А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.С.305-314.

7. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1990., №5.

8. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. М., 2003. С.198-221.

9. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С.132-147.

Занятие № 11.

Тема: Социальная психология в образовании

6. Задачи социальной психологии в образовании.

7. Социально-психологическое сопровождение образования.

8. Социальная психология школьника, студента, учителя.

9. Педагогический конфликт и его разрешение.

Литература:

1. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб., Харьков, Минск: Питер Ком, 1999.

2. Акопов, Г.В. Социальная психология образования: Учебное пособие /Г.В. Акопов. - М., 2000.

3. Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / сост. Н.В. Гришина. – СПб., 2001.

4. Рубин, Д. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение: Учебное пособие /Д. Рубин. – СПб., 2001.

5. Шевандрин, И.И. Социальная психология в образовании /И.И. Шевандрин. – М., ВЛАДОС, 1995.

 

Образовательные технологии

Курс предполагает использование таких форм усвоения учебного материала как лекции практические занятия, текущая самостоятельная работа и ее защита. Дисциплина предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. Основными методами обучения выступают беседа, дискуссия, работа в малых группах, метод конкретных ситуаций, метод визуальных презентаций материала.  

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Пояснительная записка

Выбор тем, выносимых на лекционные занятия, обусловлен их значимостью и сложностью. Это требует разъяснения, комментариев, использования лектором дополнительных источников, помимо содержания курса, предложенного в учебных пособиях.

Семинары проводятся главным образом в форме групповой дискуссии по наиболее дискуссионным проблемам курса. Кроме того, студенты выполняют творческие работы, цель которых – стимуляция осознанного, личностного отношения к изученному материалу.

Правила выполнения самостоятельных работ:

Все виды работ по курсу, а также формы и результаты их выполнения, определяются в начале изучения курса.

Система заданий. Работа над заданиями не должна носить только реферативного, описательного характера, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению собственной точки зрения студента, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что будет способствовать развитию творческих и мыслительных способностей. Это касается и устного выступления-доклада, который должен представлять собой не пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной проблематизации и концептуализации определенной, достаточно узкой и конкретной темы.

Контрольные работы проводятся в виде тестирования с целью проверки и контроля усвоения студентами теоретического и практического материала. Так как курс состоит из трех разделов, то промежуточные аттестации проводится по разделам «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная педагогическая психология». Вопросы и задания становятся известны непосредственно при тестировании, но составляются на основе содержания программы.

Академическая этика:

Все имеющиеся в творческих работах сноски должны быть тщательно выверены и снабжаться «адресами». Недопустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в Интернете. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены.

6.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Содержательное наполнение программы курса «Психология» обусловлено базовым характером курса и включенностью его в систему общеобразовательных дисциплин.

Информационный материал извлекается студентом из рекомендованной литературы и лекций преподавателя. Материал, требующий самостоятельного осмысления и профессиональной интерпретации, студент обсуждает на семинарских занятиях и научно-практических конференциях. С целью формирования у студента способностей интерпретационного понимания материала в учебный курс включены типовые задания, а также задания, требующие творческого, самостоятельного поиска решения. Обязательным компонентом в образовательном процессе является составление студентом словаря психолого-педагогических понятий.

Предлагаемое построение курса должно помочь студентам сориентироваться в предмете и показать, как используются знания по психолого-педагогической антропологии в практике образовательного процесса. Разработанные и рекомендуемые планы лекционных занятий, мы учитывали, что они помогут студентам при самостоятельном изучении курса, а также позволят сосредоточить внимание на важных и практически применимых вопросах каждого раздела курса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...