Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 2. Возрастная И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ психологияСтр 1 из 24Следующая ⇒
Место дисциплины в структуре ООП ВПО Учебная дисциплина относится к базовому компоненту цикла Профессиональных дисциплин. Дисциплина предполагает междисциплинарные связи с философией, культурологией, педагогикой. Подготовка бакалавра в области педагогики требует знания современных исследований в области психологии развития, социальной и педагогической психологии, форм и методов педагогического взаимодействия, использования достижений и наработок практической психологии в разрешении различных профессиональных задач в образовании. Данный факт определяет актуальность и перспективность курса и связан с необходимостью повышения психологической культуры выпускника как в научной, так и в образовательной практике. Требования к уровню усвоения дисциплины Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины: Общекультурные компетенции (ОК): · готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-4); · способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); · владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7); Профессиональные компетенции (ПК): · способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); · готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); · способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); · способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4); · способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6); · способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7); По окончании изучения дисциплины студенты должны: знать: · основные категории и понятия психологической науки, природу психики, основные функции психики, роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека; · основные закономерности психического развития и механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой; основные детерминанты психического развития человека; характеристику каждого периода жизни человека · психологическую специфику процессов обучения, развития, образования, воспитания. Знать сущность основных парадигм и психологических теорий обучения, традиционных и инновационных методов и видов обучения. · основные механизмы эффективной организации образовательного процесса; способы и условия эффективной организации профессионально-педагогической деятельности; · основные направления в понимании личности в современной психологии, основные проблемы и механизмы социализации, феномены и закономерностях социального поведения личности и различных групп. Уметь: · решать конкретные психолого-педагогические ситуации взаимодействия с ребенком с учетом его возрастных особенностей; · соотносить теоретические положения и реальности образовательного пространства; · понимать и адекватно оценивать отдельные социально-психологические психологические явления и концепции. Уметь соотносить теоретические положения с социальной реальностью; · применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности; · с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия; Владеть: · понятийно-категориальным аппаратом психологической науки; · элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения профессиональных задач. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц, 144 часа. Дисциплина изучается во 2, 4, 6 семестре.
Содержание лекционных занятий Раздел 1. Общая психология Тема 1. Введение в психологию.Психология как наука. Предмет, задачи и место общей психологии в системе наук. Методологические принципы и методы исследования психологии как науки. Понятие психики. Структура психики человека. Мозг и психика. Развитие психики в филогенезе. Тема 2. История психологии. Общая характеристика этапов развития психологической науки(предмет, методы, достижения). Проблема души в донаучный период (анимизм, мифологическое мышление, гилозоизм). Философский период: античная философия (Платон, Аристотель, Плотин), средневековая теология, философия эпохи Возрождения. Ассоцианистическая психология, основные положения. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку (психофизиологии, психофизика, дарвинизм). Выделение психологии в самостоятельную науку (экспериментальная психология, В.Вундт). Кризис психологии конца XIX века, причины возникновения. Основные психологические теории. Бихевиоризм и его место в современной психологии. Основные положения бихевиоризма (Дж.Уотсон, Б.Скиннер). их реализация в прикладных отраслях психологического знания. Психоанализ и его место ш современной психологии. Основные положения психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг. А.Адлер), их реализация в прикладных областях психологии. Гештальт- психология и ее место в современной психологии. Основные положения гештальт-психологин (Г.Вертгеймер, В.Келер). Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн). Развитие советской психологии: основные теории отечественной психологии. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разныхэтапахразвития психологии. Тема 3. Проблема личности в психологии. Характеристика понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». Проблемы структуры личности в современной психологии. Теории личности в современной психологии. Тема 4. Направленность личности.Понятие направленности личности в современной психологии. Понятие потребностей. Классификация потребностей. Мотив и мотивация. Тема 5. Деятельность. Проблемы деятельности в психологии. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности. Проблемы интериоризации и экстериоризации деятельности. Основные виды деятельности и их роль в развитии психики. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение как особый вид деятельности. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения. Тема 6. Индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент. Понятие о характере и его структуре в современной психологии. Задатки и способности. Тема 7. Функциональные и психические состояния.Общая характеристика функциональных и психических состояний. Стресс. Эмоции и чувства. Воля. Тема 8. Познавательная сфера личности.Ощущение. Восприятие. Внимание. Представление и память. Условия успешного запоминания. Понятие о мышлении как высшей познавательной деятельности. Воображение. Речь. Раздел 2. Возрастная И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ психология Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.Понятие возрастной психологии и психологии возрастного развития. Определение предмета возрастной психологии. Комплексный характер методов, используемых в психологии возрастного развития и их происхождения из разных психологических наук. Метод наблюдения в работе с детьми. Использование опроса в исследованиях детей. Эксперимент в возрастной психологии. Тесты и тестирование в возрастной психологии. Метод срезов, сравнительный метод. Тема 2. Понятие развития. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе.Сущность понятия «развитие». Основные теории, объясняющие возрастное развитие, его истоки: биологизаторское направление (теория рекапитуляции), социологизаторское направление, принцип конвергенции двух факторов. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского. Л.С. Выготский о ведущей роли обучения в психическом развитии. Понятие о гетерохронности развития. Сензитивные периоды. Понятие возраста в психологии. Понятие кризиса возрастного развития. Критерии периодизации возрастного развития. Периодизация возрастного развития Л.С. Выготского. Периодизация детского развития по Д.Б. Эльконину. Тема 3. Особенности развития ребенка в различных возрастных периодах.Психология пренатального периода. Психологические особенности периода новорожденности.Кризис рождения как первая психическая травма. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Кризис одного года как переход к раннему детству. Значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Кризис трех лет. Психология дошкольного детства. Психологические особенности начального этапа обучения. Подростковый возраст как переходный, критический этап в жизни ребенка. Психологические особенности юношеского возраста: значение психологических новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека. Тема 4. Становление и современное состояние педагогической психологии.Педагогическая психология как отрасль современной психологической науки. Предмет, структура и задачи педагогической психологии. Методы педагогической психологии. Тема 5. Психологические основы обучения.Основные понятия психологии научения. Разграничение понятий учение и научение. Виды научения. Социальные и психологические условия, обеспечивающие эффективность научения. Мотивация учения и ее влияние на успешность учебной деятельности. Тема 6. Проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью.Психологические особенности организации и самоорганизации образовательных систем и процессов. Социокультурная среда образовательного учреждения. Психолого-педагогические критерии моделирования образовательных систем. Современные образовательные технологии. Роль оценки в современных образовательных системах. Психологические основы развивающего обучения. Субъектно-развивающий подход в психолого-педагогическом процессе. Этапы и схема психологического анализа урока. Практическое значение психологического анализа урока для субъектов педагогической деятельности. Проблемы неуспеваемости школьников и возможности ее преодоления и предупреждения. Особенности педагогических ситуаций. Тема 7. Психология воспитания.Воспитание как социокультурный феномен. Воспитание и его закономерности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Психологические аспекты воспитания как целенаправленного развития индивидуальности обучающихся. Психологические особенности организации ведущих типов деятельности в воспитательном процессе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |