Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 2. Возрастная И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ психология




Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина относится к базовому компоненту цикла Профессиональных дисциплин. Дисциплина предполагает междисциплинарные связи с философией, культурологией, педагогикой.

Подготовка бакалавра в области педагогики требует знания современных исследований в области психологии развития, социальной и педагогической психологии, форм и методов педагогического взаимодействия, использования достижений и наработок практической психологии в разрешении различных профессиональных задач в образовании. Данный факт определяет актуальность и перспективность курса и связан с необходимостью повышения психологической культуры выпускника как в научной, так и в образовательной практике.

Требования к уровню усвоения дисциплины

 Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:

Общекультурные компетенции (ОК):

· готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-4);

· способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

Профессиональные компетенции (ПК):

· способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

· готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

· способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

· способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

· способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

· способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

По окончании изучения дисциплины студенты должны:

знать:

· основные категории и понятия психологической науки, природу психики, основные функции психики, роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

· основные закономерности психического развития и механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой; основные детерминанты психического развития человека; характеристику каждого периода жизни человека

· психологическую специфику процессов обучения, разви­тия, образования, воспитания. Знать сущность основных парадигм и психологических теорий обучения, традиционных и инновационных методов и видов обучения.

· основные механизмы эффективной организации образовательного процесса; способы и условия эффективной организации профессионально-педагогической деятельности;

· основные направления в понимании личности в современной психологии, основные проблемы и механизмы социализации, феномены и закономерностях социального поведения личности и различных групп.

Уметь:

· решать конкретные психолого-педагогические ситуации взаимодействия с ребенком с учетом его возрастных особенностей;

· соотносить теоретические положения и реальности об­разовательного пространства;

· понимать и адекватно оценивать отдельные социально-психологические психологические явления и концепции. Уметь соотносить теоретические положения с социальной реальностью;

· применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;

· с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;

Владеть:

· понятийно-категориальным аппаратом психологической науки;

· элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения профессиональных задач.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц, 144 часа.

Дисциплина изучается во 2, 4, 6  семестре.

№ п/п

Раздел

дисциплины (изучаемые темы)

 

Виды и формы учебной работы

Формы текущего, промежуточного, итогового контроля с указанием кодов проверяемых компетенций

Лекции (ч.) ПЗ (ч.) ЛЗ  (ч.) СР  (ч.)
1 Общая психология (2 семестр) – 4 зачетные единицы 20 34 0 90 Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен ОК-4 ОК-5, ОК-7,
2 Возрастная и педагогическая психология (4 семестр) – 5 зачетных единиц 28 44   90 Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОПК-4, ОПК-8, ПКПП-6
3 Социальная психология (6 семестр) – 3 зачетные единицы 14 22   90 Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОПК-4, ОПК-8, ПКПП-4, ПКПП-6, ПКПП-7
  Итого: 432 62 100   270  
Вид учебной деятельности Всего часов 2 семестр 4 семестр 6 семестр
Аудиторные занятия(всего) 162 54 72 36
Лекции (Л) 62 20 28 14
Практические занятия (ПЗ) 100 34 44 22
Самостоятельная работа 270 90 90 90
Вид итоговой аттестации экзамен экзамен экзамен экзамен
Общая трудоемкость дисциплины   432 144 162 126
Зачетные единицы 12 4 5 3

Содержание лекционных занятий

Раздел 1. Общая психология

Тема 1. Введение в психологию.Психология как наука. Предмет, задачи и место общей психологии в системе наук. Методологические принципы и методы исследования психологии как науки. Понятие психики. Структура психики человека. Мозг и психика. Развитие психики в филогенезе.

Тема 2. История психологии. Общая характеристика этапов развития психологической науки(предмет, методы, достижения). Проблема души в донаучный период (анимизм, мифологическое мышление, гилозоизм). Философский период: античная философия (Платон, Аристотель, Плотин), средневековая теология, философия эпохи Возрождения. Ассоцианистическая психология, основные положения. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку (психофизиологии, психофизика, дарвинизм). Выделение психологии в самостоятельную науку (экспериментальная психология, В.Вундт). Кризис психологии конца XIX века, причины возникновения. Основные психологические теории. Бихевиоризм и его место в современной психологии. Основные положения бихевиоризма (Дж.Уотсон, Б.Скиннер). их реализация в прикладных отраслях психологического знания. Психоанализ и его место ш современной психологии. Основные положения психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг. А.Адлер), их реализация в прикладных областях психологии. Гештальт- психология и ее место в современной психологии. Основные положения гештальт-психологин (Г.Вертгеймер, В.Келер). Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн). Развитие советской психологии: основные теории отечественной психологии. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разныхэтапахразвития психологии.

Тема 3. Проблема личности в психологии. Характеристика понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». Проблемы структуры личности в современной психологии. Теории личности в современной психологии.

Тема 4. Направленность личности.Понятие направленности личности в современной психологии. Понятие потребностей. Классификация потребностей. Мотив и мотивация.

Тема 5. Деятельность. Проблемы деятельности в психологии. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности. Проблемы интериоризации и экстериоризации деятельности. Основные виды деятельности и их роль в развитии психики.  Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение как особый вид деятельности. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения.

Тема 6. Индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент. Понятие о характере и его структуре в современной психологии. Задатки и способности.

Тема 7. Функциональные и психические состояния.Общая характеристика функциональных и психических состояний. Стресс. Эмоции и чувства. Воля.

Тема 8. Познавательная сфера личности.Ощущение. Восприятие. Внимание. Представление и память. Условия успешного запоминания. Понятие о мышлении как высшей познавательной деятельности. Воображение. Речь.

Раздел 2. Возрастная И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ психология

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.Понятие возрастной психологии и психологии возрастного развития. Определение предмета возрастной психологии. Комплексный характер методов, используемых в психологии возрастного развития и их происхождения из разных психологических наук. Метод наблюдения в работе с детьми. Использование опроса в исследованиях детей. Эксперимент в возрастной психологии. Тесты и тестирование в возрастной психологии. Метод срезов, сравнительный метод.

Тема 2. Понятие развития. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе.Сущность понятия «развитие». Основные теории, объясняющие возрастное развитие, его истоки: биологизаторское направление (теория рекапитуляции), социологизаторское направление, принцип конвергенции двух факторов. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского. Л.С. Выготский о ведущей роли обучения в психическом развитии. Понятие о гетерохронности развития. Сензитивные периоды. Понятие возраста в психологии. Понятие кризиса возрастного развития. Критерии периодизации возрастного развития. Периодизация возрастного развития Л.С. Выготского. Периодизация детского развития по Д.Б. Эльконину.

Тема 3. Особенности развития ребенка в различных возрастных периодах.Психология пренатального периода. Психологические особенности периода новорожденности.Кризис рождения как первая психическая травма. Психическое развитие ребенка младенческого возраста.    Кризис одного года как переход к раннему детству. Значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Кризис трех лет. Психология дошкольного детства. Психологические особенности начального этапа обучения. Подростковый возраст как переходный, критический этап в жизни ребенка. Психологические особенности юношеского возраста: значение психологических новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.

Тема 4. Становление и современное состояние педагогической психологии.Педагоги­ческая психология как отрасль современной психологической науки. Предмет, структура и задачи педагогической психологии. Методы педагогической психологии.

Тема 5. Психологические основы обучения.Основные понятия психологии научения. Разграничение понятий учение и научение. Виды научения. Социальные и психологические условия, обеспечивающие эффективность научения. Мотивация учения и ее влияние на успешность учебной деятельности.

Тема 6. Проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью.Психологические особенности организации и самоорганизации образовательных систем и процессов. Социокультурная среда образо­вательного учреждения. Психолого-педагогические критерии моделирования образователь­ных систем. Современные образовательные технологии. Роль оценки в современных образовательных системах. Психологи­ческие основы развивающего обучения. Субъектно-развивающий подход в пси­холого-педагогическом процессе. Этапы и схема психологического анализа урока. Практичес­кое значение психологического анализа урока для субъектов педаго­гической деятельности. Проблемы неуспеваемости школьников и возможности ее преодоления и предупреждения. Особенности педагогических ситуаций.

Тема 7. Психология воспитания.Воспитание как социокультурный феномен. Воспитание и его закономерности. Психологические аспекты воспитательных техно­логий. Психологические аспекты воспитания как целенаправ­ленного развития индивидуальности обучающихся. Психологичес­кие особенности организации ведущих типов деятельности в вос­питательном процессе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...