Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема; Педагогическая психология как наука




1. Предмет, задачи педагогической психологии. Принципы и методы исследования: классификация Б.Г. Ананьева и др.

2. Этапы развития педагогической психологии. Общедидактический этап: Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, И. Гербарт, Дистервейг, К.Д. Ушинский, С.Г. Шацкий.

3. Этап оформления педагогической психологии в самостоятельную науку, появление первых экспериментальных работ А.Н. Нечаева, А. Бине, Б. Анри, Э. Меймана, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Э. Клапареда, Дж. Уотсона, Э. Толмена, Г. Газри, Т. Халла, Б. Скинера, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, В. Штерна, М. Монтесори, Э. Меймана.

4. Этап разработки теоретических основ психологических теорий обучения.

5. История становления педагогической психологии в России.

6. Принципы педологии как комплексной науки о ребенке.

7. Три этапа становления педагогической психологии.

Литература:

1. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М., 1995.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 1997.

3. Психология и педагогика/Сост. и отв.ред.Радугин А.А. - М.,1996.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.

5. Педагогическая психология /Под ред. Клюевой Н.В. М.,2003;

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М., 2000.

 

Занятие № 15.

Тема: Психология обучения.

1. Научение и учение, различные подходы к их определению.

2. Учебная деятельность: понятие, структура, цели.

3. Мотивы и мотивация учения.

4. Особенности усвоения знаний, умений и навыков (возрастной аспект).

5. Походы к определению обучения (К.К.Платонов, П.И. Пидкасистый, Н.Ф.Талызина, И.А.Зимняя, И.Ф.Харламов).

6. Проблемы обучения и психического развития. Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

7. Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

8. Обучаемость: виды, уровни, проявления. Факторы обучаемости.

Литература:

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2005.

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П. Ильин. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

3. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К. Маркова. – М., 1983.

4. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /Н.А. Менчинская. – М., 1978.

5. Теории учения: Хрестоматия./ Под ред. Н.Ф.Талызиной и др., 1998.

6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. /Н.Ф. Талызина. – М.: «Академия», 1999.

 

Занятие №16

Тема: Психологические проблемы школьной неуспеваемости и мотивации учения

1. Виды школьной неуспеваемости. Специфика школьной неуспеваемости на различных этапах обучения в школе.

2. Социально-психологические причины школьной неуспеваемости.

3. Проблемы развития мотивационнойсферыдетей как одна из причин школьной неуспеваемости.

4. Интеллектуальная пассивность учащихся. Помощь школьникам при трудностях в учении.

5. Методы работы с неуспевающими.

Литература:

1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка Хрестоматия по психологии. Уч. Пособие / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 4.

3. Липкина А.И. Как формировать и изменять самооценку. / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 272- 278.

4. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.

6. Орлова Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 45-52.

7. Психологическая готовность к школьному обучению / Практическая психология в образовании. Уч. пособие. - / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: «Сфера», 1997

8. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. – 2007. - №3. – С.149-153.

9. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практ. пособие. – М.:Айрис-пресс,2006. – 256с.

10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Изд.центр «Академия», 1997. – 320с.

Занятие № 17

Тема: Психология образовательной деятельности

1. Понятия: образование и образовательные системы, компоненты образования: обучение, развитие, воспитание.

2. Содержание образования. Образование как социокультурный феномен.

3.  Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества, культурологический подход к образованию.

4. Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества.

5. Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса: психоаналитический подход, бихевиористический подход, экзистенциально-гуманистический подход, субъективный подход.

6. Теории обучения: ассоциативная теория, бихевиористическая теория, теория социального научения, когнитивные теории. Концепция развития и обучения Л.С. Выготского.

Задания для самостоятельной работы:

1. Конспект статьи: Кондаков И.М. Мониторинг образования: анализ ситуационно-специфического поведения учащегося // Прикладная психология. 2002. №3. С.32-39.

2.Конспект статьи: Браславский Д.Ю. Содержание образования в контексте социокультурных перемен // Образование в современной школе. 2005. №1. С. 47-62.

Литература:

7. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М., 1995.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 1997.

9. Психология и педагогика/Сост. и отв.ред.Радугин А.А. - М.,1996.

10. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.

11. Педагогическая психология /Под ред. Клюевой Н.В. М.,2003;

12. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М., 2000.

 

Занятие №18-19.

Тема: Психологические основы образовательных технологий

1. Психология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

2. Принципы обучения в экспериментально-дидактической системе Л.В. Занкова: принцип обучения на высоком уровне трудности; идти вперед быстрым темпом; принцип осознания школьниками процесса учения; «дать простор индивидуальности».

3. Теоретические основы программированного обучения. Психологические требования к программированному обучению (Б. Скиннер). Алгоритмизация как один из способов оптимизации обучения (Л.Н. Ланда). Понятие алгоритма. Виды алгоритмов.

4. Психология проблемного обучения. Проблемная ситуация. Уровни проблемного обучения. Проблемное обучение и развитие творчества (М.И. Махмутов).

5. «Отметка» и «оценка». Психолого-педагогические проблемы оценки знаний учащихся.

6. Психология диалогического общения в школе.

7. Психологические основы индивидуализации и дифференциации обучения.

8. Психологические аспекты компьютеризации обучения.

Литература:

1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. – 1996.

2. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. /Н.Ф. Талызина. – М.: «Академия», 1999.

 

Занятие № 20.

              Тема: Психология педагогической деятельности                  

1. Содержание и структура педагогической деятельности (предмет, средства, способы, продуктивность).

2. Функции и противоречия педагогической деятельности.

3. Уровни продуктивности педагогической деятельности
Педагог как субъект педагогической деятельности.

4. Профессионально-личностные качества педагога, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности (профессиональное самосознание, Я-концепция, мотивация и др.).

5. Понятие стиля деятельности. Дифференциация и общая характеристика стилей педагогической деятельности.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 1999.

2. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - N 2. - С. 96-104.

3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издательский центр “Академия”, 1998.

4. Зимняя А.Я. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2001.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003.

6. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 (стр. 42-46).

7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

8. Маркова А.К. психология труда учителя. – М., 1993.

9. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений. – М., 2005.

10. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М., 2004.

11. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб., 2002.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн. 2. Психология образования.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

13. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

14. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: Питер Ком, 1999.

15. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004.

16. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. /Н.Ф. Талызина. – М.: «Академия», 1999.


Занятие № 21










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...