Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Психология личности и профессиональной деятельности учителя




Психология личности учителя. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содер­жание. Характеристики педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Педагогические функции и умения. Проблема профессиональной деформации личности учителя.

Раздел 3. Социальная и педагогическая психология

Тема 1. Социальная психология как наука.Социальная психология как наука. Предмет и область социальной психологии. Структура социальной психики человека. Характеристика понятия «методология» в социальной психологии. Общие требования к методам и методикам исследования социально-психологических явлений. Метод наблюдения в социальной психологии, его специфика и закономерности. Естественный и лабораторный эксперимент в социально-психологических исследованиях и их возможности в педагогических условиях. Констатирующий и формирующий эксперимент. Основные требования к анкетам и опросникам. Контакт – анализ и его возможности. Проективные методики исследования личности учащихся. Методики исследования особенностей формирования детского коллектива и характера межличностных отношений. Методы контроля: тренинги, деловые игры.

Тема 2. Социальная психология личности.Представление о личности и ее компонентах в психологии. Понятие социализации личности в современной психологии. Механизмы социализации. Социальные статусы и социальные роли.

Тема 3. Социальная группа как социально-психологический феномен

Понятие социальной группы. Основные признаки социальной группы. Понятие социальной группы. Типология групп. Проблема развития группы и возникновение сплоченности. Групповые эффекты.

Практические занятия

Практические занятия проводятся на основе самоподготовки студентов по предложенным темам. Цель практических занятий – научить студентов работать с первоисточниками, самостоятельно осуществлять поиск необходимой научной информации и анализировать ее применительно к теме, познакомиться с методами проективной диагностики и приобрести навык их практического применения в образовательной практике.

(2 семестр)

Раздел 1. Общая психология

Занятие № 1.

Тема: РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

1.Стадии и уровни развития психики и поведения животных:

· Стадия элементарной сенсорной психики;

· Стадия перцептивной психики;

· Отражение межпредметных связей (интеллектуальное поведение).

2.Возникновение и развитие сознания человека.

3.Феномен сознания. Проблема изучения структуры сознания в современной психологии.

4.Проблема бессознательного в психологии.

Литература:

1. Гальперин П.Я.Введение в психологию. – М., 2002.

2. Басин Ф.В. Проблема бессознательного. – М., 1968.

3. Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. – М., 1981.

4. Леонтьев А.Н.Эволюция психики. – М, 1999.

5. Психология. /Под ред. В.Н. Дружинина, СПб, 2002.

6. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1999.

Занятие № 2

Тема: Психология как часть философии и естествознания (Психологические учения античности)

1. Основные этапы развития психологических знаний, эволюция предмета психологии.

2. Основное содержание учений ионийских философов VI в. до н.э.: Фалеса (милетская философская школа, 624-547 гг. до н.э.), Анаксимена (V в. до н.э.), Анаксимандра (VI в. до н. э.), Гераклита (VI-V вв. до н. э.).

3. Атомистический материализм Демокрита (460-370 гг. до н.э.):

a) что Демокрит говорил о происхождении и природе души?

b) что Демокрит понимает под ощущениями и мышлением?

c) каково содержание идеи детерминизма системы Демокрита и проблемы свободы действий человека?

4. Основные положения учения Сократа (470-399 гг. до н.э.) о душе:

a) каким образом в учении Сократа соотносятся понятия "знание" и "нравственный поступок"?;

b) почему знание является основанием нравственного поступка?

c) каковы принципы и правила проведения сократической беседы?

5. Учение Платона (427-347 гг. до н.э.) о душе:

a) дайте общую характеристику учения Платона о душе. Почему Платона называют учеником Сократа (в чем конкретно это проявилось)?

b) как и в чем проявляется душа согласно Платону? Как Платон доказывал бессмертие души?

c) согласно Платону, можно ли воспитывать душу? Если да, то каким образом?

d) как повлияли идеи Платона на дальнейшее развитие психологии античности, Средневековья и Нового времени?

6. Психологические воззрения Аристотеля (384-322 гг. до н.э.):

a) какое определение души дает Аристотель? Какие виды души он выделил?

b) что, по мнению Аристотеля, представляют собой процесс познания, аффекты, чувства и воля?

c) опишите основное содержание учения Аристотеля о видах действий человека;

d) опишите основное содержание учения Аристотеля о характере. Кто из учеников Аристотеля продолжил его учение о характере и в чем его основная суть?

Литература:

1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

2. Ждан, А. Н. История психологии [Текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. - 3-е изд., исправл. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

3. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: учеб. пос. для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 544 с.

4. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учеб. пос. для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 448 с.

Занятие № 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...