Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Психические состояния




1. Понятие психического состояния в современной психологии. Виды психических состояний.

2. Эмоции и чувства. Виды и роль эмоций и чувств в жизни человека.

3. Теории эмоций. Эмоции и личность.

4. Понятие воли. Основные признаки волевого акта. Волевая регуляция поведения. Свобода воли и личностная ответственность.

5.Понятие стресса в современной психологии. Стресс психологический. Стресс в профессиональной деятельности.

6.Понятие работоспособности. Стадии работоспособности, фазы работоспособности. Биоритмы и работоспособность. Динамика работоспособности.

Литература:

1. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. Моск. ун-та. сер. 14. Психология. – 2000. - №3. – С.4-19.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.

3. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений. – М., 2005.

4. Никифоров, Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб., 2002.

5. Реан, А.А., Баранов, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – 1997. - №1. – С.57-64.

Занятие № 17.

Тема: ИНТЕЛЛЕКТ

1.Понятие «интеллект». Соотношение понятий «интеллект» и «мышление».

2.Модели интеллекта (изобразить схематично каждую модель).

3.Общая характеристика интеллектуальных способностей.

4.Подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта.

5.Индивидуальные, возрастные, половые и социальные особенности интеллекта.

6.Основные проблемы в изучении интеллектуальных способностей.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под общ.ред. В.Н.Дружинина. – СПб., 2000.

3. Психология. Учебник для экономических вузов. / Под общ.ред. В.Н.Дружинина. – СПб., 2002.

4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2002.

5. Глейтман Г. и др. Основы психологии: Пер. с англ./Под ред. Большакова В.Ю., Дружинина В.Н. – СПб., 2001.

(2 семестр)

Раздел 2 «Возрастная и педагогическая психология» (4 семестр)

Занятие № 1.

Тема: Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе

Семинар носит проблемный характер, для которого отобраны узловые, важнейшие разделы курса, составляющие концептуальное содержание учебной дисциплины.

Форма семинара – семинар-дискуссия.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо: 

· Используя рекомендованные источники, теоретически проработать узловые проблемы дискуссии.

· Современный психолог Л. Ф. Обухова, опираясь на позицию Л.С. Выготского относительно принципиальных различий «биологизаторского», «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественно-научной и культурно-исторической.. Греческое слово «парадигма» переводится как «модель», «образец». Следовательно, господство научной парадигмы означает, что подавляющее большинство исследований проходит в рамках и в русле одного теоретического направления. Т.е. большинство ученых смотрят на изучаемые ими явления именно сквозь призму утвердившейся научной парадигмы.

Проведите сравнительный анализ двух парадигм в исследовании развитии (См. таблицу).

Основные установки двух парадигм в исследовании психического развития

Параметры развития

Параметры развития психики человека и их понимание представителями разных концепций

Естественно-научная парадигма Культурно-историческая парадигма
Ход развития    
Условия развития    
Источник развития    
Форма развития    
Движущие силы развития    

· Подготовить проблемные вопросы для дискуссии.

Темы для обсуждения:

1.Понятие развития в современной психологии. Рост и развитие.

2.Закономерности психического развития. Понятие о гетерохронности.

3.Проблема соотношения биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

4.Естественно-научная и культурно-историческая парадигма исследования психического развития ребенка (сравнительный анализ).

5.Проблема соотношения обучения и развития (на примере сопоставления подходов Ж. Пиаже и Л.С. Выготского).

                                                           

Литература:

1. Баттерворт Д. Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2001. – С. 36-46.

2. Бочаров В.В. Антропология возраста. – СПб., 2001. – С. 7-22, 29-30, 44-45.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000. – С. 5-42.

4. Шмидт В.В. Периодизация психического развития в методологии психологического исследования // Психология старости и старения. - №1 (17). – 2002. – С. 6-17.

5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - № 5. – 1996.

6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»).

7. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии).

8. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001.

9. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670.

10. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – С. 118-127, 217-235.

11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.

 

Занятие №2-3

Тема:Представление о движущих силах, источниках и условиях психического развития в зарубежной психологии»

 

1. Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Закон повторяемости форм развития. Проблемы связи исторического и онтогенетического развития. Метод анкет.

2. Основные понятия: биогенетический закон, рекапитуляция, анкетирование.

3. Теория трех ступеней психического развития К. Бюллера. Закон функционального удовольствия. Зоопсихологический эксперимент.

4. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна (наследственность и среда). Различия между свойствами и задатками как сторонами психических способностей. Близнецовый метод.

5. Нормативный подход к исследованию психического развития. Закон затухания темпов развития. Практическая система диагностики психического развития от рождения до юношеского возраста (А. Бине, А. Геззел, Л. Термен, П. Векслер). Лонгитюдный метод. Методы тестового обследования интеллектуального развития ребенка.

6. Концепция научения в классическом бихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Роль среды в психическом развитии. Оперантное научение. Объективный метод изучения поведения человека и животного.

7. Концепция социального научения (Н. Миллер и Дж. Доллард, А. Бандура, Р. Сирс, Э. Бронфенбреннер). Основные экспериментальные исследования.

8. Психоаналитическая концепция психического развития З. Фрейда. Представление о структуре личности. Стадии психосексуального развития ребенка. Психоанализ как метод выявления неосознаваемых мотивов. Развитие школы психоанализа (А. Фрейд, М. Клейн). Защитные механизмы личности. Конфликтные отношения между ребенком и обществом.

9. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Жизненные кризисы и формы их преодоления. Стадии психосоциального развития личности. Виды идентичности (групповая и эгоидентичность).

10. Теория интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Учение об эгоцентрической позиции ребенка. Стадии интеллектуального развития. Клинический метод исследования мышления. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления.

 

Литература:

 

1. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // сбор. Сочинений в 6-ти томах. Т. 4. – М., 1984. – С.244-268.

2. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости /И.Ю. Кулагина. – М., 2001.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С. 177-192.

4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М., 2000.

5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - № 5. – 1996.

6. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997.

7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. – М., 1995. – С. 23-43.

 

Занятие № 4

Тема: Проблема движущих сил, источников и условий психического развития в отечественной психологии»

 

1.Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского.

· Возраст как единица анализа психического развития.

· Законы формирования высших психических функции.

· Проблема периодизации и значение кризисов в психическом развитии ребенка.

· Роль обучения в психическом развитии ребенка.

· Теоретическое и практическое значение понятия «зоны ближайшего развития».

· Основные понятия: интериоризация, высшие психические функции;

· сензитивный период; возраст,

· системное строение сознания; знак, орудие, культурно-исторический опыт;

· присвоение и усвоение;

· обучение, зона ближайшего развития.

 

2. Деятельностный подход к анализу психики ребенка (А. И. Леонтьев, П. Я. Гальперин; Д. Б. Эльконин). Проблема специфичности онтогенеза психики человека.

· Категория ведущего типа деятельности.

· Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка.

· Проблема процесса интериоризации как механизма перехода внешней деятельности во внутреннюю.

· Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий. П. Я. Гальперин.

· Периодизация психического развития в работах Д. Б. Эльконина. Структура и динамика возраста.

· Кризисы детского развития.

 

Литература:

1. Божович Л. И. Значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для современных исследований психологии личности //Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981. С. 24-30.

2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.3. С. 6- 41, 57-90, 91–114.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь// Там же. Т. 2. С. 246-269.

4. Выготский Л. С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4.

5. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка// Собр.соч.: В 6 т. М., 1984. Т.6. С. 53-59.

6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. С. 3-42.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996

8. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

9. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка //Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

10. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998. С.230-268 Ждан А.Н. История психологии. М., 1997. С.248-261, 276-303.

11. Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1995. С.177-192.

12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 23-37,143-164.

13. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1 Предмет и методы возрастной психологии /Под ред. Карабановой О.А., Подольского А.И., Бурменской Г.В. М., 1999. С.112-220

14. Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского// Избр. психол. труды. М., 1989.

15. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. С. 33-64.

Занятие № 5.

Тема: Младенческий возраст

1.Период новорожденности. Безусловные и ранние условные рефлексы. Развитие движений и поз.

2.Социальная ситуация развития ребенка в младшем возрасте. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте. «Комплекс оживления» как новообразование периода новорожденности. Формирование потребности в общении. Основные средства общения ребенка со взрослым.

3.Подготовительные стадии в развитии речи.

4.Основные новообразования младенческого возраста.

5.Значение кризиса первого года жизни.

6.Понятие психической депривации. Виды деприваций. Влияние пережитой депривации на психическое развитие ребенка.

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991

2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 143 -144.

3. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Там же.Т. 4. С. 269-318.

4. Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия /Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991.

5. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 47-48, 64-73, 244- 253.

6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 30-46, 65-86.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 193-212.

8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 62-64,110

9. Скворцов И.А. Детство нервной системы. М., 2000

10. Смирнова Е.О. Психология ребенка М., 1997

11. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. Гл. 3. С. 23-80; Гл. 4. Ч.2.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 151-157.

 

Занятие №6

Тема:Ранний возраст

                                                                                  

1.Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте.

2.Орудийно-предметная деятельность как ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Качественное отличие орудий человека и вспомогательных средств животных.

3.Роль активной речи ребенка в процессе совместной деятельности со взрослым по поводу овладения предметными действиями.

4.Общая характеристика психических особенностей ребенка в раннем возрасте: особенности восприятия, памяти, мышления.

5.Возникновение стремления к самостоятельности. Феномен «Я сам» и характеристика других новообразований у детей в период кризиса трех лет.

 

Литература

1. Выготский Л. С. Раннее детство. Кризис трех лет. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.4. С. 340-375.

2. Гальперин П. Я. Функциональные различия между орудием и средством // Психология как объективная наука. Воронеж, 1997

3. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85.

4. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей //Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. С. 272–284.

5. Новоселова М.И раРазвитие мышления в раннем возрасте.М., 1978

6. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 212-230.

7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 64-66, 121.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. Ч. 2. Гл. 5. С. 93–137.

9. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве// Избр. психол. труды. М., 1989.С. 130-!41

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 92-94, 158-166.

Занятие № 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...