Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 13 страница




Во время встречи с клиентом частному детективу следует обсудить наиболее рациональные и приемлемые способы выполнения задания с учетом конкретной обстановки на объекте и его специфики, ориентировочные сроки операции. Бывает, что клиенты не ограничивают частного детектива во времени. Иногда для них главное - получить необходимую полезную информацию. Большинство же устанавливает конкретные сроки, руководствуясь при этом деловыми, финансовыми и иными соображениями.

Обязательно надлежит определиться в отношении финансовых аспектов тайной операции. Оговаривается перечень предполагаемых материальных и денежных затрат на проведение операции, а также размер оплаты труда ее исполнителей. Вопрос о внедрении частного детектива на объект "под прикрытием" обсуждается совместно с клиентом. При этом необходимо учесть несколько общих рекомендаций.

1. Оформление частного детектива на работу в нужное учреждение должно максимально соответствовать общему установленному порядку в процедуре трудоустройства.

2. Желательно кандидата оформлять вместе с другими лицами, претендующими на получение рабочего места. Таким образом, отвлекается повышенное внимание к новому сотруднику.

3. Если частный детектив устраивается на работу один, нужно подготовить правдоподобное и убедительное объяснение относительно законности его трудоустройства.

4. Должность, на которую оформляется частный детектив, должна максимально обеспечивать широкий контакт со служащими объекта.

5. Частный детектив не должен привлекать к себе повышенное внимание или вызывать недовольство со стороны других сотрудников.

6. Круг людей, посвященных в замысел и суть тайной операции, следует максимально ограничить. Самое лучшее, если о проведении операции и личности частного детектива будет знать лишь клиент. При необходимости частично в курс дела может посвящаться его доверенное лицо или сотрудник кадрового органа, который будет непосредственно оформлять частного детектива на работу.

Если кадровый работник не вовлечен в тайную операцию и не знает о внедрении частного детектива, то последний проходит всю процедуру трудоустройства как человек "с улицы". В таком случае частный детектив должен очень тщательно подготовиться к первому собеседованию с не посвященным в дело чиновником. От исхода беседы может зависеть, будет ли он принят на работу, следовательно, и успех начального этапа всей операции. Несколько рекомендаций относительно поведения частного детектива в ходе собеседования в кадровом органе:

сохранять самообладание, выражать уверенность в своих силах и заинтересованность в получении этого места;

отвечать только на поставленные вопросы по возможности кратко и четко. Не следует сообщать больше, чем спрашивают, и лгать без необходимости;

всем своим видом и поведением создать благоприятное впечатление и положительный настрой кадровика в отношении приема на работу.

Необходимо обсудить с клиентом вопрос о периодичности и форме отчетности частного детектива в отношении проделанной работы и ее результатов. Оговаривается организация текущей и экстренной связи с клиентом. Даются рекомендации о необходимых мерах безопасности и конспирации.

Завершается данный этап подготовительной работы подписанием контракта (договора). В нем излагаются обязательства обеих сторон и принципиальные вопросы, по которым достигнута устная договоренность. После этого можно приступать к непосредственному планированию проведения операции. Под планированием тайной операции понимается комплекс мероприятий, направленных на реализацию ее замысла и получение конечного результата. Прежде всего должны быть определены цели, задачи и сроки исполнения. Максимально полно прорабатывается порядок действий исполнителей на различных этапах операции и в различных ситуациях. Обусловливается связь между исполнителями тайной операции и ее руководителем (клиентом). Разрабатываются меры безопасности. Предусматриваются возможные нештатные ситуации и порядок действий при их возникновении. Важным элементом планирования и подготовки операции является тщательный инструктаж исполнителя главной роли по всему комплексу вопросов, с которыми ему придется столкнуться в ходе практической работы. Прежде всего детектив должен четко усвоить, что от него требуется, какие сведения, к какому сроку и в каком виде необходимо представлять. Должны быть определены основные способы и методы добывания этих данных, предусмотрены альтернативные варианты действий в некоторых ситуациях и в условиях непредвиденной обстановки. Нельзя планировать решение тех задач, которые входят в противоречие с действующими законами. Например, не всегда допускается проведение каких-либо тайных расследований профсоюзной деятельности. При выборе способов, форм и методов работы, перечня используемых технических и других специальных средств не упускайте из виду вопрос о законности их применения.

Частный детектив, готовясь к расследованию в производственной сфере, должен учитывать психологические причины нарушений. Потенциальными категориями правонарушителей являются лица, недовольные характером или условиями работы, а также складывающимися отношениями с начальством. Следует отметить, что не было выявлено ни одного криминального случая среди служащих, удовлетворенных своей работой (условиями труда, зарплатой, отношением к ним руководства, поощрениями за более качественный и добросовестный труд и т.д.). Ущемление же прав и возникающее в этой связи чувство обиды, пренебрежение или несправедливость со стороны начальства - вот основные психологические причины различных нарушений (преступлений) на рабочих местах. Нельзя упускать из виду и тот факт, что лица, замеченные в одном нарушении (преступлении), обычно наиболее склонны к хроническим правонарушениям. Например, наркоманы обычно занимаются хищениями.

Частным детективам следует учитывать и возрастные особенности нарушителей. Основной объем правонарушений совершают молодые люди. Они меньше ценят свою работу, чем люди среднего возраста, у которых выше чувство ответственности, моральные и финансовые обязательства перед семьей и обществом. Потеря работы воспринимается молодыми менее болезненно и как временное неудобство. Эта возрастная категория еще не очень задумывается о карьере и пенсии.

Важными вопросами, связанными с тайными операциями, являются: обработка собранной информации, оценка хода ведения операции и прекращение операции с составлением по ней отчета. Информация, полученная при помощи вышеуказанных источников, может быть дополнена за счет проведения следственно-оперативных действий, работы в архивах, при взаимодействии с правоохранительными органами, анализа финансовых документов и т.д. Полученная информация, имеющая отношение к другим материалам расследования, обсуждается на ежемесячных встречах тайного (подпольного) агента и оперативного работника (агента по делу). Эта информация представляется для использования в дальнейшем расследовании после завершения операции, кроме тех случаев, когда по этой информации можно предпринять срочные действия, не ставя при этом под угрозу тайного (подпольного) агента или операцию в целом. Любая полученная информация в отношении нарушения законов, относящаяся к компетенции других органов, передается этим органам по определенным каналам связи.

Ход тайной операции регулярно оценивается (или по мере необходимости) старшим группы (групповодом), агентом-связником (контактным агентом) и по возможности тайным (подпольным) агентом. После обсуждения и оценки хода операции составляется соответствующая справка с выводами, которая передается руководителю управления уголовных расследований. При оценке хода проведения операции указываются следующие данные:

название объекта расследования и присвоенный кодовый номер операции:

1) состояние хода операции и полученные результаты расследования;

2) сведения о внесенных или необходимых изменениях в проводимую операцию;

3) особые события, происшедшие после последнего обсуждения операции;

4) сведения о выполнении плана операции;

5) предложения по решению возникших проблем административного или оперативного характера;

6) отчет о расходовании на операцию средств с приложением необходимых документов.

При наличии большого числа заявлений о возбуждении уголовных дел против лиц, разоблаченных негласным сотрудником или законспирированным полицейским, время становится фактором, определяющим продолжительность операции в целом. Как правило, подобные операции подлежат прекращению не позже чем через год после составления первого заявления о возбуждении уголовного дела в данной серии. Большой временной разрыв между совершением преступления и возбуждением уголовного дела затрудняет возможность защиты обвиняемым. Кроме того, это отрицательно влияет на эффективность процесса судопроизводства.

После завершения тайной операции по внедрению сотрудников полиции подготавливается отчет, который включает в себя следующие сведения и документы:

1) дата окончания операции;

2) кодовый номер, присвоенный операции, и обозначение объекта расследования;

3) общее заключение о результатах операции;

4) сведения об изъятых материальных ценностях;

5) информация о необычных обстоятельствах или проблемах;

6) перечень выявленных доказательств и место их нахождения;

7) полная стоимость операции:

а) общая сумма израсходованных средств;

б) полученный в ходе операции доход и сведения о передаче этих средств;

в) суммы и характер средств, возвращенных в общий фонд;

г) стоимость изъятого имущества;

предложения, которые могут быть полезны при проведении будущих тайных операций;

любая иная существенная информация, относящаяся к операции.

Для внедрения в преступные группы в Великобритании используются и журналисты. Так, благодаря умелым действиям внедренного одного из журналистов газеты "Ньюз оф уорлд", который 6 недель находился в вооруженной преступной группе, готовившей похищение Виктории Бэкхем (возможно, вместе с детьми) - супруги футболиста сборной Англии и клуба "Манчестер юнайтед" Дэвида Бэкхема, с целью получения выкупа в размере 5 миллионов фунтов стерлингов, были задержаны и арестованы 9 человек (7 мужчин и 2 женщины). Преступники планировали захватить Викторию около ее дома. Детальный план похищения предусматривал и место содержания заложников <1>. В соответствии с этим планом журналист должен был выполнять роль шофера. Все действия банды находились под контролем спецслужб.

--------------------------------

<1> Рос. газ. 2002. 4 нояб. N 209 - 210.

 

За рубежом серьезное значение придается использованию такого вида полицейской операции, как контролируемая поставка. Данная операция позволяет не только найти, обезвредить, задержать правонарушителя, но и проследить всю цепочку маршрута запрещенного товара (например, наркотика), то есть выявить тех лиц, которые отправляют (или являются организаторами отправки) эти товары, а также установить их получателей, распространителей по той или иной территории какого-либо региона.

Необходимо отметить, что еще не во всех странах мира законы разрешают следить за движением груза наркотиков, не арестовывая его. Но там, где это разрешено, при обнаружении наркотика, например, в почтовой посылке полиция может производить негласное вскрытие с целью получения улик. При этом полицейские должны быть уверены, что подозрения по поводу адресата вполне обоснованны. Во вскрытой посылке описывается и фотографируется все содержимое, снимаются отпечатки пальцев, затем производится полная либо частичная замена наркотика. После этого посылке придается первозданный вид, восстанавливаются все печати и принимается решение о целесообразности ее отправки по адресу. В посылку может помещаться электронная аппаратура слежения, подающая соответствующий сигнал при вскрытии посылки.

Кроме перечисленных операций, полицией используются и некоторые другие <1>. Среди оперативно-розыскных мероприятий зарубежной полицией широко применяются перехват телеграмм, почтовых открыток и писем с их последующей перлюстрацией, фотографированием (а в необходимых случаях и размножением), который в США стал осуществляться ФБР с 1940 года. Вначале контролировались почтовые отправления на внутренних линиях связи, а затем и международная переписка американских граждан <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Еремин В.Н. Полиция Японии: Учеб. пособие. М., 1980. С. 34 - 52.

<2> Сетунский Н.К. США: инакомыслие под прицелом. Общество попранных прав. М., 1981. С. 99 - 171; Положение в области прав человека в США. М., 1978. С. 74.

 

Прослушивание телефонных разговоров, как считают за рубежом, позволяет правоохранительным органам проводить наблюдение за поведением людей для получения и фиксации информации, содержание которой может служить доказательством виновности лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также в целях предотвращения преступлений. Прослушивание разговоров осуществляется с использованием звукозаписывающей техники, вмонтированной в различные предметы (портфели, дипломаты, шариковые ручки и т.д.). Право прослушивания телефонных разговоров - телефонный контроль (получивший название "третье ухо") - есть у полиции Австрии, Великобритании, ФРГ, Италии, США, Канады и других стран. Он согласовывается с Руководящими принципами в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, рекомендованными в 1985 году Генеральной Ассамблеей ООН. Другое дело, кто и как это право использует.

В Соединенных Штатах первые наиболее значимые решения в придании законности проведения прослушивания телефонов были приняты в результате парламентских расследований ряда нарушений так называемых запрещающих законов в ходе борьбы с преступностью.

В 1928 г. В США была одобрена целесообразность судебного контроля над прослушиванием телефонов. Но к 1934 г. Порядок проведения прослушивания телефонных переговоров был несколько облегчен, и контроль над их проведением передан от судебных органов специально созданному органу юстиции. Вместе с тем на федеральном уровне применение спецтехники по-прежнему не имело законной основы и продолжало иметь место уголовное преследование за незаконное прослушивание телефонных разговоров.

Все последующие изменения в этой специфической области законодательства были обусловлены результатами рассмотрения уголовных дел о неправомерном рассмотрении спецтехники.

В результате рассмотрения дел о противоправном проведении прослушивания телефонных линий федеральными агентами ФБР Правительством США было официально признано, что под термином "лицо" не следует понимать государственный орган. Поэтому к 1940 г. по прошению шефа ФБР Д.Э. Гувера было официально разрешено проведение специальных технических мероприятий на федеральном уровне. Однако каких-либо дополнений и изменений законодательства сделано не было. При этом результаты проведения таких мероприятий по-прежнему не могли быть использованы в качестве доказательств. Легализации использования спецсредств способствовали решения апелляционных судов штатов (с 1938 по 1966 г.), которые неоднократно признавали прослушивание записи перехваченного телефонного разговора в суде в качестве доказательства и обязывали хранить аудиозапись в обвинительном деле. Так, если доказательства были получены в результате записи телефонного разговора, суд обязывал делать полное раскрытие содержания разговора.

Первые признаки ныне действующего порядка прослушивания телефонных переговоров правоохранительными органами штата были закреплены в Нью-Йорке в 1958 г. в поправке к УПК. При этом предписывалась необходимость получения решения судьи в течение 24 ч. с начала осуществления прослушивания. В случаях, не терпящих отлагательства, решение суда не требовалось. В большинстве случаев местные суды считали прослушивание телефонов правомерным, несмотря на то что Верховный суд США продолжал признавать такие действия как нарушение прав человека. Результатом противодействия общего федерального запрета на применение спецтехники и неизбежность ее использования стала разработка в 1968 г. проекта Федерального закона "О контроле за преступлениями и общественной безопасностью". В июне 1968 г. Президент США Л. Джонсон подписал одобренный Конгрессом США Федеральный закон "Свод законов о контроле за преступностью и общественной безопасностью", согласно которому целью электронного подслушивания является получение информации, необходимой для защиты национальной безопасности страны и борьбы с организованной преступностью, а также для обнаружения лиц, совершивших, совершающих либо готовящихся совершить тяжкие преступления <1>. В качестве последних понимаются деяния, за совершение которых закон предусматривает смертную казнь либо тюремное заключение на срок более года. Наряду с этим § 2516 главы 119 Свода законов США "Разрешение на перехват телеграфных или устных сообщений" устанавливает, что министр юстиции или любой из его помощников, специально им назначенных, может уполномочить какого-либо федерального судью компетентной юрисдикции правом на издание в соответствии с § 2518 главы 119 Свода законов США приказа, разрешающего или одобряющего перехват телеграфных или устных сообщений ФБР или каким-либо федеральным агентством, несущим ответственность за расследование посягательства, в отношении которого дано разрешение на перехват, если с помощью этого можно получить или уже получено доказательство совершения любого посягательства, караемого смертной казнью либо тюремным заключением на срок свыше одного года <2>, или любого посягательства, включающего тяжкое убийство, похищение человека, ограбление или вымогательство.

--------------------------------

<1> М.Г. Законодательное регулирование использования специальных технических средств в США // Оперативник (сыщик). 2004. Сентябрь. N 1. С. 40 - 45.

<2> Согласно п. п. 2274 - 2277 раздела 42 Свода законов США (касающихся применения Закона об атомной энергии 1954 г.) или следующих глав: 37 (шпионаж), 105 (саботаж), 115 (измена), 102 (учинение беспорядков), а также согласно разделу 29 Свода законов США (о налогообложении на выплаты и ссуды профсоюзам).

 

Данный Закон предусматривает и проведение полицией прослушивания переговоров, ведущихся по системам связи или вне их, с помощью электронного, механического или какого-либо иного приспособления. Прослушивание, проводимое сотрудниками правоприменяющих органов (или их источниками) <1>, суды рассматривают с позиций поправки IV Конституции США, считая, что переговоры являются объектом, который может быть "изъят" с помощью прослушивания и звукозаписи, и что в конституционном смысле прослушивание ничем не отличается от обыска и изъятия. Поэтому в США сотрудники правоприменяющего органа, намеревающиеся провести прослушивание, обязаны получить на это судебный ордер.

--------------------------------

<1> Полицейский осведомитель был "посвящен в мафиози" // Моск. правда. 1990. 26 авг.

 

Процедура получения ордера на прослушивание имеет некоторую специфику, как в отношении установления "достаточного основания", так и в отношении его оформления. В соответствии с Законом 1968 года ордер на прослушивание может быть выдан только в связи с расследованием тяжкого преступления. В ходатайстве о выдаче ордера сотрудник правоприменяющего органа должен указать, в частности, аргументы, подтверждающие необходимость проведения прослушивания, и лицо, чьи переговоры будут прослушиваться <1>. Он должен также информировать судью о данных, ставших известными с помощью иных средств и методов получения доказательств, и указать причины, в силу которых эти средства представляются недостаточными для получения доказательств.

--------------------------------

<1> Специальный перечень, содержащийся в Законе 1968 г., относит к ним, например, такие уголовные преступления, как: игорный бизнес, умышленное убийство, похищение людей с целью выкупа, преступления, связанные с наркотиками. Кроме того, полиции разрешается осуществлять прослушивание в связи с расследованием преступлений, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок более года (Николайчик В.М. США: полицейский контроль над обществом. М., 1987. С. 85).

 

Ордер на прослушивание обычно выдается на срок не более 30 суток, по истечении которого может быть получено продление. При этом выдавший ордер судья вправе потребовать отчет о порядке проведения прослушивания и материалы, полученные с помощью средств, применение которых он санкционировал. Прослушивание может вестись без ордера, если Генеральный атторней США сочтет, что в данном случае существуют обстоятельства, угрожающие интересам национальной безопасности, и есть уверенность, что в силу определенных обстоятельств разрешение на прослушивание будет дано впоследствии. Запрос на получение санкции на прослушивание должен быть направлен не позднее 48 часов после начала прослушивания, которое немедленно прекращается, если ходатайство о санкции не удовлетворяется <1>. По истечении 30 суток можно получить у судьи продление разрешения на прослушивание, но для этого нужно информировать судью о результатах первого прослушивания и обосновать необходимость продления, подтвердив наличие "достаточного основания".

--------------------------------

<1> Конституция США (текст и настольный комментарий). М., 1984. Ч. 2. С. 41.

 

Наличие федерального закона, считают в Америке, не способствует установлению полной правовой стабильности в области регулирования негласных операций с применением технических средств. Так, в различных штатах по-разному решается вопрос о допустимости прослушивания, порядке и условиях его осуществления. Кроме того, Верховный суд США вносит свои коррективы в правовую регламентацию данного вида полицейской деятельности. Нарушение должностными лицами указанного Закона 1968 года карается штрафом в размере 10 тыс. долларов либо тюремным заключением сроком до 5 лет <1>. Лицо, интересы которого нарушены незаконными действиями, имеет право на судебную защиту. Гражданин, переговоры которого прослушивались, по истечении 90 дней уведомляется об этом и за 15 дней до судебного разбирательства имеет право ознакомиться с этими материалами.

--------------------------------

<1> Общественные науки за рубежом. Сер. 4 // Государство и право. 1988. N 2. С. 153.

 

В местах лишения свободы беседы заключенных по телефону обычно (и на законной основе) прослушиваются во избежание организации побегов и т.п., но это не относится к звонкам осужденных своим адвокатам <1>.

--------------------------------

<1> Овчаренко Е. Болтун - находка для защиты // Ком. правда. 1990. 10 окт.

 

Прослушивание телефонных разговоров связано и с большим объемом технической работы. Поэтому в Соединенных Штатах "ручную работу" постепенно принимает на себя компьютер "Харвист" ("Урожай"), который с 1974 года с помощью спутниковой техники "проверяет" около 75 млн. ведущихся во всем мире телефонных переговоров и 1,8 млн. из них выбирает для анализа специалистов. Компьютер реагирует на "крамольные" слова и цифровые комбинации (набираемый номер). Применяется там и новое подслушивающее устройство, которое не нуждается в установке "жучков" к отдельному телефону. Используя уникальность человеческого голоса, распознаваемого компьютером, новое устройство можно подключать ко всей телефонной станции.

В Канаде в 1974 году вступил в силу Закон об охране личной жизни граждан, который определяет порядок получения разрешения на прослушивание телефонных разговоров, аналогично Соединенным Штатам. В 1977 году в этот Закон были внесены поправки, в соответствии с которыми был расширен список противоправных деяний. Он дает возможность полиции обращаться в судебные органы с ходатайством о выдаче разрешения на прослушивание телефонных разговоров. Кроме того, поправки делали допустимым использование в судебном разбирательстве сведений, полученных из подслушиваемых телефонных разговоров, независимо от того, законным или незаконным было такое прослушивание. Такие сведения не могут быть использованы лишь в том случае, если суд посчитает, что их обнародование "скомпрометирует" процесс правосудия.

В ФРГ в развитие ст. 10 Конституции, в 1968 году был издан Закон об ограничении тайны переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи, который уполномочивает компетентные органы (ведомства по охране конституции, службу безопасности бундесвера и федеральное агентство информации) подслушивать и записывать на пленку телефонные разговоры. Данный Закон определяет два основания ограничения конституционных прав. Во-первых, наличие реальных оснований, что лицо планирует, совершает или совершило одно из преступлений, перечисленных в Законе, т.е. в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (общие основания) <1>. Санкцию на мероприятие выдает судья, а в исключительных случаях - прокурор, но его санкция подлежит подтверждению судьей в течение трех последующих суток. Во-вторых, в целях сбора сведений, необходимых "для своевременного выявления возможной угрозы вооруженного нападения" на страну и "необходимость противостоять такой угрозе" (специальные). Такое право предоставлено БНД, Федеральному ведомству по охране конституции (БФФ), земельным ведомствам по охране конституции (ЛФФ), МАД, а также Службе безопасности Бундесвера. Мероприятия санкционируются группой из пяти депутатов Бундестага, назначаемых Бундесвером.

--------------------------------

<1> Анализ санкций, предусмотренных за совершение преступлений, перечисленных в Законе, позволяет сделать вывод о том, что в их состав входят все категории преступлений - от небольшой тяжести до особо тяжких.

 

Закон предусматривает также осуществление парламентского контроля над деятельностью спецслужб по осуществлению вышеперечисленных мероприятий. Мероприятия по контролю почтовой и телефонно-телеграфной связи внутри страны осуществляются только по ходатайству руководителей спецслужб с разрешения федеральных министерств. До начала осуществления мероприятий федеральный министр ежемесячно информирует парламентскую комиссию о назначенных им ограничениях. Согласно Закону об охране Конституции для выполнения своих функций БФФ может использовать: "методы, предметы и инструменты для тайного сбора информации; доверенных лиц и агентов; наружное наблюдение; видео- и звукозапись. Этот перечень мероприятий определяется в служебной инструкции, утверждаемой Федеральным министром внутренних дел, о чем он информирует парламентскую комиссию <1>.

--------------------------------

<1> Эта процедура имеет сходство с подобной практикой в Великобритании, где министр внутренних дел издает необходимые инструкции и представляет их в парламентскую комиссию.

 

Регламентируются вопросы скрытого применения технических средств для прослушивания и записи разговоров в жилых помещениях. Такие мероприятия могут быть проведены, только если это "необходимо для отражения опасности, угрожающей обществу или отдельному лицу, а соответствующая полицейская помощь... не может быть своевременно оказана". Если это мероприятие "по своему характеру и тяжести приравнивается к ограничениям тайны переписки, почтовых отправлений и телефонной связи", то о его проведении ведомство извещает затрагиваемое лицо после его окончания и информирует парламентскую комиссию. Законы о МАД и БНД также предоставляют этим органам права по осуществлению на территории Германии мероприятий, перечисленных в Законе об охране конституции. Для более подробного регулирования мероприятий издаются открытые и закрытые инструкции. Помимо спецслужб, такие инструкции издаются полицейскими ведомствами земель Федерации на основе федерального законодательства и поэтому имеют большую схожесть. В соответствии с § 100 УПК ФРГ <1> предусмотрено прослушивание официальными органами государства разговоров объектов оперативно-розыскной деятельности, подозреваемых в государственных, политических, общеуголовных, тяжких и особо тяжких преступлениях (убийство, шантаж, разбой). Считается также, что в соответствии со ст. ст. 100, 129 УПК ФРГ возможно прослушивание разговоров выявленных полицией членов преступных сообществ, отличающихся высокой степенью общественной опасности (торговцы наркотиками, укрыватели воров, разбойничьи группы, занимающиеся подделкой произведений искусства, торговлей крадеными автомобилями, мошенничеством в области страхования). По мнению западногерманских юристов, органы полиции могут прибегать к прослушиванию в особых случаях, выходящих за рамки закона. К ним относят необходимую оборону или помощь. В этой связи на область прослушивания могут распространяться положения уголовного закона 1995 года в части, касающейся оснований к необходимой обороне, предусмотренных п. 34 УПК. Как правило, прослушивание вне рамок закона оправдывает следующие предпосылки, вытекающие из этой нормы:

--------------------------------

<1> Ледяк И.А. Права граждан: буржуазные теории и практика ФРГ. М., 1986. С. 40.

 

а) органы полиции могут прибегать к прослушиванию в целях предотвращения реальной опасности;

б) прослушивание для предотвращения опасности допустимо лишь в том случае, когда опасность не может быть устранена другим путем;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...