Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 11 страница




 

Оперативно-розыскные мероприятия, используемые полицией

для сбора разведывательной информации

 

Полиция для получения необходимой разведывательной информации, используя свои возможности, помощь граждан и технические средства, осуществляет с их помощью оперативно-розыскные мероприятия. Одни из них для правоохранительных органов многих стран являются традиционными, но при использовании имеют свою специфику, другие - применяются лишь в отдельных странах.

Как и в других западных странах, в Германии цели оперативно-розыскной деятельности определяют порядок их проведения, т.е. идет разграничение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и операций (особенно тех, которые ограничивают конституционные права граждан) в разведывательных, контрразведывательных целях и в целях борьбы с преступностью. В этой связи условия проведения мероприятий в разведывательных и контрразведывательных целях значительно упрощены, и предусматривается возможность их проведения без судебной санкции.

Так, Закон о полиции земли Северный Рейн - Вестфалия (ФРГ) от 25 марта 1980 года, дополненный Законом от 26 июня 1984 года <1>, предусматривает такой раздел, как "Особые методы сбора информации", к числу которых относит:

--------------------------------

<1> Далее в тексте - Закон о полиции (ФРГ).

 

1) сбор данных путем наблюдений;

2) сбор данных с использованием скрытых технических средств для изготовления фотографий и рисунков;

3) сбор данных с применением скрытых технических средств для прослушивания и записи разговоров;

4) сбор данных посредством введения в разработку лиц, чье сотрудничество с полицией третьим лицам неизвестно;

5) сбор данных с помощью осведомителей;

6) полицейское наблюдение.

Использование ФБР США оперативно-розыскных мероприятий в борьбе с уголовной преступностью регламентируется инструкциями генерального атторнея, директивами президента США и другими законами и ведомственными подзаконными актами. Считается, что административное нормотворчество в этой сфере удобно тем, что оно оставляет возможность для гибкого маневрирования, поскольку административный акт легче изменить или отменить, чем законодательный. Вместе с тем, как и в упомянутом выше Законе о полиции (ФРГ), здесь закрепляется право ФБР использовать осведомителей в случае проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом называются условия, при которых это допустимо, а именно:

1) применять при наличии соответствующих оснований и условий различные методы добывания криминальной информации (наружное наблюдение, контакт под вымышленным предлогом, перлюстрация корреспонденции, электронное наблюдение и др.);

2) проводить различные категории секретных операций (определяются содержание секретных операций и их категории, общие положения их подготовки и проведения и т.п.);

3) использовать оперативно-розыскные мероприятия в рамках различных вариантов расследования, проводимых по уголовным делам, подследственным ФБР (предварительное дознание, полное расследование);

4) вести разведывательное расследование в отношении определенных преступных организаций, которые стремятся извлечь денежные или коммерческие выгоды либо доходы посредством действий, включающих преступное насилие;

5) собирать информацию и осуществлять соответствующие проверки лиц, кандидатуры которых рассматриваются президентом для назначения судьями, а также лиц, желающих работать в ФБР или в министерстве юстиции, на должности, требующие специального допуска;

6) вести различные виды необходимых для работы оперативных учетов и дел.

Особо отметим, что специальные положения, в основном включенные в 18 раздел Свода законов США, определяют те действия спецслужб и криминальной полиции, которые касаются:

доступа ФБР к линиям коммуникаций (телеграф, телефон, радио, компьютерная связь) в целях получения контрразведывательных данных, перехвата радио-, телекоммуникационных линий, производства технических средств перехвата, их распространения и владения ими, получения разрешения на использование оперативно-технических средств на территории США, а также на их применение против американских граждан;

процедуры использования техники перехвата;

защиты от незаконного съема информации, доступа сотрудников правительственных органов к банку данных с учетом использования радиоэлектронных средств связи;

вскрытия почтовых отправлений и др.

Оценивая такой подход к определению правового режима добывания криминальной информации, следует отметить, что он прежде всего имеет профилактический характер и несет на себе пропагандистскую нагрузку, так как каждому гражданину понятно, в каких случаях и объектом каких оперативно-розыскных мероприятий он может стать в результате противоправного поведения. Кроме того, государство, применяя такие открытые правовые акты, акцентирует внимание населения на том, что оно применяет меры по правовой регламентации оперативно-розыскной работы различных сыскных ведомств. Важно также и то, что для персонала этих служб в открытых правовых актах предписываются конкретные условия использования осведомителей; проведения секретных операций; негласного участия секретных сотрудников в наблюдении за деятельностью преступных сообществ, скрытого электронного наблюдения и применения электронных устройств для записи разговоров и т.п. Тем самым как бы гарантируется соблюдение конституционных и других законных прав граждан, поскольку ограничивается использование добываемой при этом информации только законными целями.

Правовые акты предоставляют сыскным ведомствам при проведении оперативно-розыскных мероприятий достаточно обширные легальные возможности, предполагают высокую ответственность и используются в сочетании с такими развитыми формами контроля, как парламентский, правительственный, судебный, прокурорский. В США, например, этот контроль осуществляется со стороны обеих палат Конгресса комитетами по разведке. Так же действует и контроль со стороны руководства и аппарата госдепартамента и Белого дома. В Англии - парламентский и правительственный контроль, в ФРГ - депутатские комиссии бундестага. Все это придает деятельности разведывательных ведомств за рубежом конституционный характер.

В ведомственных нормативных актах декларируется положение о том, что при выборе метода оперативной проверки первичной криминальной информации сотруднику ФБР надлежит учитывать возможные неблагоприятные последствия для интересов охраны частной жизни и репутации граждан. Однако, принимая во внимание специфику полицейской разведки, законодатель оговаривает, что все же с учетом этих условий выбор метода является вопросом оценочного суждения сотрудника ФБР. В итоге как бы в косвенной форме признается то обстоятельство, что полицейская разведка неизбежно связана с вторжением в частную жизнь граждан. Обнаружение сыскным ведомством достоверных сведений о том, что совершено, совершается или будет совершено преступление, преследуемое по федеральным законам, служит основанием для использования, наряду с вышеуказанными, и таких методов сыска, как электронное наблюдение, негласная проверка корреспонденции, наблюдение и установка технических средств контроля <1>.

--------------------------------

<1> Сурков К.В. Принципы полицейской разведки. СПб.: Юридический институт МВД России, 1995.

 

Резюмируя сказанное, можно подчеркнуть, что установление правового режима добывания криминальной информации в деятельности полицейской разведки важно, прежде всего, как для создания системы юридических оснований, так и для осуществления в соответствии с ней определенных методов оперативной работы, а также вариантов их комплексного использования в процессе различного рода расследований и секретных операций, при этом оговариваются условия их применения. Здесь прослеживается дифференцированный подход к правовому регулированию полицейской разведки - либо чисто в форме закона (Закон о полиции ФРГ), либо смешанный, когда отдельные аспекты полицейской разведки регламентируются законами, а отдельные - административными правовыми актами (США).

Как в первом, так и во втором случае принципиально важно то, что вышеуказанные правовые акты, предоставляя сыскным ведомствам при проведении оперативно-розыскных мероприятий достаточно обширные легальные возможности, сочетают их с высокой ответственностью и такими развитыми формами контроля, как парламентский, правительственный, судебный, прокурорский. В США, например, этот контроль осуществляется со стороны обеих палат Конгресса комитетами по разведке. Также действует и контроль со стороны руководства и аппарата Госдепартамента и Белого дома. В Англии - также парламентский и правительственный контроль, в ФРГ - депутатские комиссии бундестага. Все это придает деятельности ведомств разведывательного сообщества за рубежом конституционный характер.

В правовых актах зарубежных стран, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, содержатся указания относительно допустимости совершения секретным сотрудником полиции или содействующим ему частным лицом в ходе выполнения секретных операций действий для иных лиц, прямо запрещенных законом. Последние допускаются и могут быть разрешены в случаях, когда:

1) необходимо получить информацию или доказательства, имеющие первостепенное значение для привлечения подозреваемых к уголовной ответственности;

2) поддержать достоверность легенды в глазах лиц, деятельность которых расследуется;

3) предупредить опасность для жизни или здоровья людей или избежать эту опасность.

Так, в I разделе Инструкции Генерального атторнея о порядке расследования по делам об общеуголовных преступлениях, деятельности предприятий, организованной преступности, внутренней безопасности и терроризме" (7 марта 1983 г.) содержится ряд положений, предписывающих ФБР воздерживаться от таких форм работы, которые могут противоречить конституционным принципам. Оперативно-розыскные мероприятия должны проводится с минимальным (насколько позволяют обстоятельства) использованием методов, связанных с негласным вторжением в частную жизнь граждан, любые следственные или оперативные действия должны иметь "разумное фактическое обоснование" и законную цель охраны правопорядка.

Установленные инструкциями правила и ограничения не распространяются на деятельность ФБР по сбору информации из общедоступных источников, по изучению документов, хранящихся в государственных учреждениях, по оценке и изучению общих масштабов противозаконной деятельности в конкретной местности или отрасли экономики, по проверке кандидатов на должности в государственные учреждения.

В сентябре 2012 г. в США решалась судьба важнейшего для национальной безопасности страны закона, который вызвал ожесточенные споры среди конгрессменов. Он позволяет американским спецслужбам без санкции суда осуществлять "электронную" слежку за потенциальными террористами за пределами США.

Речь идет о поправках к Акту о наблюдении за иностранной разведкой, срок действия которых истекает в конце 2012 года.

Документ наделяет компетентные органы США, в том числе одну из самых секретных служб страны - Агентство национальной безопасности, правом прослушивать телефонные разговоры и вскрывать электронную переписку подозрительных за рубежом, если они используют американские спутниковые каналы и узлы связи, в том числе серверы. Эти меры призваны повысить оперативные возможности предотвращения терактов против Америки, готовящиеся извне. Однако критики опасаются, что "под колпак" спецслужб попадут и американские граждане, причем без надлежащей санкции суда. А это будет нарушением четвертой поправки к Конституции США, которая гарантирует право на охрану личности, бумаг и имущества от необоснованного вторжения со стороны государства.

Акт о наблюдении за иностранной разведкой был подписан еще президентом Джимми Картером в 1978 году. При администрации Джорджа Буша-младшего к нему были приняты принципиальные поправки... после долгих споров в конгрессе <1>...

--------------------------------

<1> Забродина Е. "Дядя Сэм" не снял колпак // Рос. газ. 2012. 14 сент. N 212.

 

Секретные операции, осуществляемые полицией

в борьбе с наиболее опасными преступлениями

 

В борьбе с наиболее опасными видами преступлений зарубежная налоговая и криминальная полиция осуществляет проведение тайных (секретных) операций <1> (оперативных игр), под которыми подразумевается деятельность полицейских, в течение длительного периода времени выдающих себя за гражданских лиц, направленная на раскрытие таких преступлений, как торговля наркотиками, содержание притонов для азартных игр, проституция, подпольная торговля запрещенными товарами, а также на изобличение граждан, находящихся под подозрением. Сюда можно включить такую операцию, как создание "ложных преступных групп".

--------------------------------

<1> См., например: Лайнер Л. "Венона": самая секретная операция американских спецслужб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 (Досье).

 

В рамках указанного определения различается два типа тайных операций: требующих легкой или глубокой конспирации в зависимости от того, насколько глубоко сотрудник полиции внедряется в преступную сеть. Легкая конспирация предполагает несение службы (без униформы) и сбор информации на улицах, в общественных местах путем личных контактов с потенциальными объектами оперативно-розыскной деятельности, наблюдение "под прикрытием" (выдавая себя за посетителя мест развлечения и т.п.). Сюда относятся активные контакты с осведомителями, в результате которых полицейский становится очевидцем совершения преступления или происходит провокация совершения преступления при определенных контролируемых обстоятельствах.

Глубокая же конспирация означает полный переход на положение лица, за которое выдает себя сотрудник полиции, на все время выполнения задания. Тайная форма конспирации наиболее полно отвечает характеру секретных операций, она позволяет полиции проникать в сферу деятельности организованных преступных групп.

Одно из направлений деятельности при глубокой конспирации состоит в том, что сотрудник полиции выступает в роли разведчика с целью сбора информации о характере деятельности определенных лиц. Задания такого рода обычно не ограничены во времени. Так, один из полицейских, проникнув в "подрывную группу", состоял ее членом в течение 18 месяцев и мог продолжать оставаться в этом положении до тех пор, пока это было необходимо.

Другое направление деятельности при глубокой конспирации связано со сбором информации, необходимой для уголовного преследования. В данном случае речь идет о выявлении преступных кланов либо небольшой группы преступников, не связанных между собой, например уличных торговцев наркотиками. Законспирированный полицейский вступает в сделки, связанные с приобретением наркотиков, оружия, заключением пари в подпольном тотализаторе, а затем оформляет заявление о возбуждении уголовного дела. Производство по таким делам начинается после того, как полицейский переходит на легальное положение. В Соединенных Штатах под "секретной операцией" (согласно инструкциям Генерального атторнея) понимаются любого рода оперативные мероприятия, связанные с созданием и функционированием фиктивных организаций, деловых предприятий, корпораций, торговых точек, частных учреждений, фирм, снабженных соответствующей "легендой".

Такого рода подставные организации и фирмы юридически являются собственностью ФБР. Они имеют свой бюджет, осуществляют все деловые операции, необходимые для поддержания "легенды", функционируют под контролем ФБР. Задача этих организаций - создание видимости, заинтересованности в противозаконных сделках, торговых операциях, финансовых махинациях и т.п.; установление доверительных отношений с лицами, подозреваемыми в правонарушениях (в сфере "беловоротничковой" или организованной преступности); внедрение в сеть операций этих лиц и сбор обвинительных доказательств. Кроме того, подставная организация может быть создана с целью выявления коррупции среди должностных лиц государственных органов (наиболее известный пример - операция "АБСКЭМ", в ходе выполнения которой сотрудники ФБР, действовавшие под видом представителей арабских эмигрантов, предлагали взятки членам конгресса, подозреваемым в коррупции).

Проведение определенной категории секретных операций ФБР регламентировано инструкциями Генерального атторнея, изданными в январе 1981 года. Данные инструкции касаются таких секретных операций, которые направлены против "беловоротничковой" преступности, политической коррупции, организованной преступности.

В США специальный агент может самостоятельно (без санкции руководства ФБР) утвердить проведение (продолжение или возобновление) всех новых секретных операций, осуществляемых под контролем подчиненного ему местного отделения ФБР. Распоряжение о проведении (продолжении или возобновлении) секретной операции отдается в письменной форме с констатацией следующих факторов:

1) проведение планируемых оперативных мероприятий (в рамках секретной операции) в отношении предположительно преступной деятельности не противоречит инструкциям Генерального атторнея о порядке проведения расследования по различным категориям дел;

2) планируемая секретная операция может стать эффективным средством поиска доказательств или получения необходимой информации, если предварительные оперативные мероприятия не дали положительных результатов;

3) секретная операция будет проводиться с минимальным использованием форм оперативной работы, связанных с негласным вторжением в частную жизнь граждан;

4) разрешение на использование осведомителей или доверенных лиц получено в порядке, предусмотренном инструкцией Генерального атторнея об использовании осведомителей;

5) на момент принятия решения о проведении секретной операции нет признаков обстоятельств, наличие которых требует, чтобы операция была санкционирована руководством ФБР;

6) формы возможного участия секретного сотрудника (или содействующего частного лица) в противозаконной деятельности, которая может быть утверждена старшим специальным агентом самостоятельно (например, скупка похищенных или контрабандных товаров либо соучастие в совершении тяжкого преступления из категории мисдиминоров <1>) и оправдана обстоятельствами секретной операции.

--------------------------------

<1> Мисдиминор - любое преступление, караемое лишением свободы на срок до 1 года или штрафом.

 

Проведение (продолжение, возобновление) каждой секретной операции, связанной с финансовыми расходами или "деликатными" обстоятельствами, должно быть санкционировано непосредственно директором ФБР либо уполномоченным на это его заместителем. В случае возникновения необходимости в проведении такого рода операции предлагающий ее старший агент делает представление в штаб-квартиру ФБР руководству соответствующего отдела. Одновременно о предполагаемой операции ставится в известность атторней США по данному судебному округу либо руководитель "ударной силы" <1> министерства юстиции в данном регионе.

--------------------------------

<1> "Ударная сила" - группа, объединяющая сотрудников различных полицейских и следственных органов (федеральных и штата) и работающая обычно под руководством федерального обвинителя; "ударные силы" создаются Министерством юстиции США в различных регионах страны для борьбы с синдикатами организованной преступности.

 

Комитет по контролю над секретными операциями <1> должен, как указывается в инструкциях, "тщательно оценить предполагаемую выгоду от секретной операции, памятуя о материальных и иных издержках" (§ Е (3)). Комитет, оценивая целесообразность операции, обязан рассмотреть следующие факторы (§ Е (а) - (д)):

--------------------------------

<1> Комитет по контролю над секретными операциями учрежден в ФБР на основании Инструкций Генерального атторнея. Он состоит из сотрудников ФБР, назначенных помощником Генерального атторнея, возглавляющим уголовный отдел министерства. Председательствует в Комитете должностное лицо, назначаемое директором.

 

1) степень риска для жизни и здоровья участвующих в операции секретных сотрудников ФБР и частных лиц;

2) возможность и масштабы финансового ущерба частных лиц, вероятность гражданско-правовой ответственности государства за этот ущерб;

3) риск нанесения ущерба тайне отношений между гражданами, которая охраняется законом (адвокат-клиент, врач-пациент, священник-прихожанин и т.п.);

4) риск нарушения тайны личной жизни граждан;

5) степень приближенности правомерных действий секретных сотрудников (или содействующих частных лиц) к противозаконной провокации и др.

Секретным сотрудникам не запрещается для поддержания надежной легенды вводить в заблуждение третьих лиц относительно своей личности или подлинного владельца делового предприятия, служащего "крышей" (например, делать ложные заявления в ходе официальных процедур получения водительских прав, регистрационных документов на автомобиль, разрешения на функционирование делового предприятия и т.п.), либо действовать в пределах необходимой обороны для защиты своей жизни или жизни других лиц от преступных посягательств.

Сотрудникам ФБР, выступающим под видом журналиста, страхового агента, коммивояжера, разрешается без санкции руководства проводить опросы граждан и должностных лиц (необходимые для сбора оперативной информации). Однако когда подобный опрос необходимо провести для сбора информации при наличии "деликатных" обстоятельств (если даже этот опрос не является частью секретной операции), то на его проведение необходимо получение санкции руководства ФБР в изложенном выше порядке.

В Соединенных Штатах при утверждении плана секретной операции, включающей склонение граждан к совершению противоправных действий и мероприятия, направленные преимущественно на выявление коррупции или внедрение в подпольные сети торговли наркотиками, соответствующий руководитель должен убедиться в том, что:

противоправный характер деятельности будет в "разумной степени очевиден" потенциальным объектам;

существуют разумные основания предполагать, что планируемая операция выявит противозаконную деятельность;

склонение лица к совершению противоправных действий "не является неоправданным" ввиду характера противозаконной сделки, в которой лицо приглашают участвовать.

Любая секретная операция, предполагающая склонение лица к участию в незаконной деятельности, должна быть в письменном виде санкционирована директором ФБР, после того как Комитет по контролю над секретными операциями определит, что:

существуют различные основания (базирующиеся на информации, сообщенной осведомителями или полученной иными оперативными методами) предполагать, что объект операции занимается, занимался или, по всей вероятности, будет заниматься противозаконной деятельностью, сходной с той, к которой его предполагается склонить;

оперативные мероприятия по созданию возможностей для противозаконной деятельности спланированы на основании уверенности в том, что лица, которым предполагается предложить эти возможности, сами по себе уже склонны к участию в такого рода противозаконной деятельности.

Тайная операция обычно заканчивается судебным процессом, на котором выступает секретный агент в качестве главного свидетеля обвинения. В 1984 году министр юстиции США У. Смит расценил тайные операции как один из наиболее эффективных и успешных инструментов расследования. "Во многих случаях этот инструмент является единственным методом борьбы со злом", - подчеркнул он. Данный вид деятельности полиции признан конгрессом США исключительно эффективным оружием в борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

В налоговом управлении операцию с участием тайных специальных агентов называют методом расследования, в котором уполномоченный сотрудник выдает себя за другое лицо, в целях получения законным способом информации, относящейся к уголовным правонарушениям, пресекаемым в пределах следственных полномочий соответствующей правоохранительной организацией.

Что касается Франции, то один из руководителей полиции так охарактеризовал объективную потребность во внедрении сотрудников и социальную ценность их деятельности: "Нас перестали устраивать ненадежные осведомители из мелких рыбешек преступного мира - воров, проституток, наркоманов... Вот мы и решили отобрать людей без страха и упрека, чтобы дать им особые полномочия, особую силу. В ряде городов нами созданы бригады сыска и захвата (БРИ). Метод их работы нетрадиционен. Если, скажем, национальная полиция в случае ограбления начинает сбор сведений, расследование, после чего приступает к задержанию преступников, то БРИ действует иначе. Они исходят не из фактов, а из людей, хорошо знающих преступную среду, ведут наблюдение за ней изнутри. БРИ - это охотники-одиночки, люди с особым темпераментом и своеобразным складом ума. Они могут рассчитывать только на себя. Должны всегда оставаться в тени. Никто - ни полиция на местах, ни преступники - не знает этих людей в лицо. В их распоряжении имеются особые средства, отчитываются они только перед руководством МВД. Преступный мир знает, что у нас есть такие "суперсыщики" - их немного, 30 человек, но это профессионалы высочайшего класса! - и от одного сознания этого испытывает нервозность" <1>.

--------------------------------

<1> Привалов К. Диктовать преступникам правила игры // Лит. газ. 1989. 27 сент.

 

В последние годы внедряют в криминальную среду своих штатных сотрудников полиции (именуемых "кротами") и в Швейцарии. Венгерская полиция также располагает подразделениями глубоко законспирированных сотрудников, специально подготовленных для работы в преступном мире. Оперативная деятельность отдела по организованной преступности Гамбургского криминального ведомства основывается на использовании так называемых "прикрытых сотрудников" в криминогенной среде.

Федеральное бюро расследований прибегает к помощи секретных агентов в криминальных расследованиях с 1972 года. В период 1973 - 1974 гг. они использовались примерно в 30 делах. К 1984 году количество таких расследований достигло 391, а расходы составили 12518 тыс. долларов. В настоящее время этот метод применяют практически все ведомства системы охраны правопорядка США. Один из наиболее известных фактов такого рода, данные о котором были раскрыты в 1982 году, - проникновение агента ФБР Джо Пистоуна в высшие слои "La Cosa Nostra", где он провел шесть лет. В результате стало возможным судебное преследование ряда лидеров американской мафии <1>.

--------------------------------

<1> Адашкевич Ю.Н. Указ. соч. С. 212 - 213.

 

Выступая на конференции Международной ассоциации, состоявшейся в сентябре 1980 года, директор ФБР Уебстер сказал <1>, что их ведомство использует своих кадровых сотрудников в качестве секретных агентов и внедряет их в преступные организации, где они действуют в роли торговцев, владельцев баров и других лиц. "Эти агенты-профессионалы обязаны соблюдать служебную дисциплину, они пользуются доверием руководства ФБР".

--------------------------------

<1> Проблема борьбы с преступностью в капиталистических странах. М.: АН СССР, 1982. N 12. С. 3 - 5.

 

Многолетний зарубежный опыт показывает, что внедрение оперативного работника в преступную группу требует решения таких важных вопросов, как:

1) правовое урегулирование;

2) подбор кандидата на внедрение;

3) подготовка сотрудника к внедрению;

4) оперативное прикрытие сотрудника и осуществление руководства его деятельностью;

5) материальное и техническое обеспечение операции;

6) адаптация сотрудника (после его вывода) к деятельности в обычных условиях и др.

Операции по внедрению начинаются с письменной заявки специального агента, направляемой руководителю Управления уголовных расследований (УУР), в которой должен быть необходимый объем информации для принятия решения. В заявке указывается:

1) информация, собранная к данному времени и указывающая на нарушение закона объектом расследования;

2) цели операции;

3) планируемые мероприятия, необходимые для достижения цели операции;

4) обоснование необходимости использования тайного агента определенного типа или его прикрытия;

5) постатейный перечень предполагаемых материальных средств, необходимых для проведения операции (например, расходы тайного агента на передвижение, проживание и питание, на оплату информаторов, проведение наблюдений и т.п.).

Целями таких операций могут быть:

1) наблюдение за преступниками изнутри и выявление их преступных замыслов;

2) установление личности правонарушителей и проверка их на причастность к нераскрытым преступлениям;

3) приобретение образцов контрабандных товаров;

4) определение последствий преступления;

5) разработка мероприятий по раскрытию преступлений;

6) ликвидация контрабанды или незаконного распространения оружия;

7) недопущение совершения преступлений в конкретных местах;

8) выявление будущих главных свидетелей;

9) определение основания для получения ордеров на обыск и арест;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...