Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 9 страница




а) отсутствие законодательных и иных препятствий на территориях, через которые будет осуществляться контролируемая поставка;

б) факт обнаружения контролируемых предметов не предан огласке в той мере, которая сделает проведение операции невозможной;

в) вероятность установления организаторов поставки, оптовых сбытчиков и перекупщиков контролируемых предметов достаточно высока и оправдывает проведение операции;

г) имеющиеся силы и средства позволяют на протяжении всего маршрута следования осуществлять надлежащий контроль и в случае необходимости беспрепятственно изъять контролируемые предметы;

д) наличие достаточного запаса времени для разработки и согласования плана с взаимодействующими органами.

Игнорирование какого-либо условия может привести к отрицательному результату.

Решение о проведении операции по контролю за перемещением товаров, веществ и предметов должно включать:

а) проведение совокупности дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на:

получение дополнительных данных о транспортировке контролируемых предметов (место назначения, вид упаковки, данные об организаторах, курьерах, получателях и т.п.);

обеспечение доказательств их преступной деятельности;

задержание лиц, совершающих преступление;

изъятие перемещаемых предметов;

б) информирование соответствующих правоохранительных органов региона-получателя или соответствующих государственных органов страны-получателя о выявленном факте незаконного перемещения и получение согласия на ввоз контролируемых предметов при возможности осуществления контроля;

в) организацию взаимодействия и координации участвующих в операции органов и подразделений;

г) контроль за транспортировкой контролируемых предметов.

Один из этапов организации операции контролируемой поставки сводится к вынесению постановления, в котором указывается занимаемая должность лица, от имени которого выносится постановление, существо добытых сведений, преступление, признаки которого содержатся в имеющихся данных о лицах, фактах или событиях (со ссылкой на соответствующие статьи УК РФ), а также когда, где и в отношении каких предметов предполагается осуществить контролируемую поставку. В соответствии со ст. 8 Закона об ОРД постановление утверждается начальником органа, наделенного правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Перечень должностных лиц правоохранительных органов, имеющих право утверждать постановление о проведении контролируемой поставки, сопоставим с перечнем должностных лиц, имеющих право подписи постановлений и утверждения заданий на проведение оперативно-технических мероприятий, который закреплен в соответствующем ведомственном нормативном акте.

Закон не требует уведомления или согласования с прокурором вопроса о проведении контролируемой поставки. Постановление, являясь документом, закрепляющим обоснование правомерности перемещения товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению, может предъявляться в органы прокуратуры, суд или другие государственные органы.

Контролируемая поставка осуществляется в соответствии с планом, который, как правило, готовится соответствующим подразделением правоохранительных органов исходя из анализа данных о деятельности преступных формирований, оценки оперативной обстановки и наличия необходимых возможностей для ее осуществления.

Вместе с тем при организации контролируемой поставки необходимо постоянно учитывать, что в соответствии с законом добытые в процессе осуществления этого ОРМ данные могут использоваться только для решения задач ОРД и с соблюдением предусмотренных законом процедур. Это предопределяет знание оперативными работниками условий, оснований и направлений использования результатов контролируемой поставки.

С учетом имеющих место на практике затруднений остановимся на вопросе об использовании в ходе операций контролируемой поставки специальных окрашивающих средств.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 6 Закона об ОРД при проведении ОРМ, в том числе и контролируемой поставки, могут использоваться технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде. В качестве таких средств выступают, в частности, специальные окрашивающие средства.

 

4. Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий,

осуществляемых в ходе операции "контролируемая поставка"

 

Практика осуществления контролируемых поставок показывает, что положительный результат достигается при комплексном применении оперативных сил и средств и использовании всех закрепленных в Законе оперативно-розыскных мероприятий.

Результаты ОРМ, так же как и результаты контролируемой поставки, оформляются, как правило, оперативным работником, его проводившим, справкой и (или) рапортом. В них отражаются ход, результаты, условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также указываются лица, которые участвовали в их осуществлении. Кроме того, в целях обеспечения доказательств целесообразно отмечать, в частности, данные (фамилию, место жительства и т.д.) лиц, которые могли наблюдать за ходом интересующего правоохранительные органы события, или те объекты материального мира, на которых могли отразиться следы преступления. К справкам и (или) рапортам могут прилагаться документы, полученные в ходе ОРМ, фотодокументы, аудио-, видеопленка и т.д. Справка, как правило, является внутренним документом, где наряду с результатами отражаются сведения об организации и тактике проведения соответствующего ОРМ. Рапорт как документ, содержащий данные, подтверждающие или исключающие наличие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего деяние, может в соответствии со ст. 11 Закона об ОРД представляться в органы дознания, следователю или в суд, а также при их соответствии требованиям ст. ст. 74, 84 и др. УПК РФ использоваться в доказывании по уголовному делу.

В постановлении <1> о представлении органу дознания, следователю или в суд результатов контролируемой поставки указывается: время и место его вынесения, должность и фамилия руководителя, вынесшего постановление, основание представления результатов оперативно-розыскной деятельности (со ссылкой на соответствующие статьи Закона об ОРД). Какие конкретно результаты контролируемой поставки и для каких целей представляются (использование в качестве поводов и основания для возбуждения уголовного дела, подготовка и осуществление следственных и судебных действий, использование в доказывании по уголовным делам). Кем и когда санкционировалось это мероприятие, меры, которые в случае необходимости предполагается принять для защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и безопасности ее участников.

--------------------------------

<1> Более подробно см. материалы к ст. 11 Закона об ОРД.

 

Необходимо учитывать, что перемещение предметов, оборот которых запрещен или ограничен, является правонарушением. Непринятие должностным лицом правоохранительных или иных государственных органов, располагающим информацией об этом, мер по его пресечению обладает такими признаками противоправных деяний, как злоупотребление властью или халатность. Положения о правомерности действий, совершенных в рамках контролируемой поставки, и освобождение от уголовной ответственности или наказания лиц, перемещавших запрещенные или ограниченные к свободному обороту предметы и вещества, закреплены, в частности, в Законе об ОРД <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Михайлов В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция. Учеб.-практ. пособие / Под ред. А.Ю. Шумилова. М.: ИД Шумиловой И.И., 1998.

 

Оперативный эксперимент - способ получения информации путем проведения необходимых опытных действий, воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления (см. ст. 15 УК РФ), а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 8 Закона об ОРД).

Оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Условия проведения эксперимента не должны провоцировать, подталкивать лицо к совершению противоправных действий, ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием, операции с наркотиками и т.п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления путем применения различных "ловушек" и "приманок".

Фиксация хода и результатов оперативного эксперимента происходит одновременно с отображением следов совершаемого преступления в памяти лиц, наблюдавших за поведением проверяемых или развертыванием исследуемых событий, а также на кино-, фото-, видео-, аудиопленках и иных материальных предметах. В этом видится отличие оперативного эксперимента от следственного, который "направлен в прошлое" и своей целью имеет проверку уже происшедшего события. Кроме того, следственный эксперимент проводится только по возбужденному уголовному делу, в присутствии понятых и с соблюдением других условий, закрепленных в ст. 181 и др. УПК РФ.

При проведении оперативного эксперимента запрещается производить действия, унижающие честь и достоинство граждан или содержащих угрозу для жизни и здоровья участников оперативного эксперимента или других граждан, а также искусственно создавать доказательства совершения преступления. Должностные лица правоохранительных органов, допустившие такие действия, привлекаются к ответственности (ст. ст. 285, 286, 303 и 304 УК РФ).

В соответствии с Перечнем оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденным Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 <1>, данное оперативно-розыскное мероприятие имеют право проводить:

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России".

 

"1. Подразделения уголовного розыска.

2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

3. Подразделения собственной безопасности.

4. Подразделения по противодействию экстремизму.

5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы.

6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

7. Оперативно-поисковые подразделения.

8. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения).

9. Межрегиональные оперативно-розыскные отделы (отделения) территориальных органов МВД России на окружном уровне".

Организация и тактика оперативного эксперимента регламентируются ведомственными нормативными правовыми актами. Оперативный эксперимент проводится на основании утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления и в порядке, предусмотренном планом. Основаниями для проведения оперативного эксперимента являются общие для всех ОРМ основания. Но в постановлении о проведении определенного оперативного эксперимента они должны быть конкретизированы относительно исследуемого события или лица. Если оперативный эксперимент будет проведен без наличия постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа, то полученные результаты в уголовном процессе будут признаны недопустимыми, т.к. в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ "при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона".

Проведение оперативного эксперимента, в ходе которого могут быть совершены действия, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.

Если в ходе оперативного эксперимента подозреваемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то за содеянное оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству.

Оперативный эксперимент проводится в целях проверки возможности совершения определенных действий конкретным лицом, наличия у него определенных навыков, умений выполнять соответствующие профессионально-трудовые операции, владения инструментами и т.п.

Достоверность результатов оперативного эксперимента достигается проведением опытных действий в максимально приближенной к действительности обстановке и при отсутствии какого бы то ни было подстрекательства или содействия совершению преступления.

Недопустимо проведение эксперимента, если это может привести к наступлению тяжких последствий или ущербу общественной безопасности или интересам безопасности России.

Оперативный эксперимент проводится, как правило, по плану, утвержденному руководителем органа, осуществляющего ОРД. В плане отражаются:

1) конкретные обстоятельства, на проверку которых направлен эксперимент;

2) содержание опытных действий, их количество и последовательность;

3) место, время проведения эксперимента, состав участников эксперимента, а также место, время и содержание их инструктажа;

4) мероприятия по реконструкции обстановки и созданию необходимых условий эксперимента;

5) расчет необходимых сил и средств;

6) вопросы взаимодействия и координации подразделений правоохранительных и иных органов, участвующих в эксперименте и обеспечивающих его проведение;

7) средства фиксации хода и результатов эксперимента;

8) меры по локализации возможных негативных последствий;

9) направления использования результатов эксперимента;

10) предполагаемые финансовые расходы.

Результаты оперативного эксперимента могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, а также розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты оперативного эксперимента могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться дознавателю, в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств <1>.

--------------------------------

<1> Александрова И.А., Шевелев А.В. Использование оперативного эксперимента для изобличения взяточников // Российский следователь. 2007. N 15; Пардилов Р.Х. О законодательном регулировании условий проведения оперативного эксперимента // Российский следователь. 2006. N 8; Чуркин А.В. Соотношение оперативного эксперимента и провокации преступления: Комментарий судебной практики / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2007. Выпуск 13.

 

В результате оперативного эксперимента может быть:

осуществлен захват с поличным преступников при совершении незаконного перемещения товаров и веществ, оборот которых запрещен или ограничен, а также других преступных действий;

проверены и уточнены имеющиеся данные о причастности конкретных лиц к незаконному перемещению товаров и веществ, оборот которых запрещен или ограничен, а также другим событиям;

проверены имеющиеся оперативные версии;

установлены причины и условия совершения преступлений.

Кроме того, результаты оперативного эксперимента могут учитываться при решении вопросов о:

допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

допуске к участию в ОРД или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

В ходе проведения оперативного эксперимента могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде, а также специальные окрашивающие средства. Также могут участвовать специалисты и незаинтересованные лица, которые впоследствии могут быть допрошены в качестве свидетелей об условиях проведения эксперимента и полученных результатах.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом и (или) справкой оперативного работника с приложением необходимых документов, аудио-, видеопленок, на которых фиксировался его ход и результаты. В соответствии с законом результаты оперативного эксперимента могут использоваться в доказывании по уголовным делам.

В средствах массовой информации <1> до настоящего времени появляются публикации, искажающие основы оперативного эксперимента. Так, авторы указанной статьи пишут: "Можно ли проводить оперативный эксперимент по взятке в отношении человека с тремя инфарктами? Любой врач скажет, что такое "мероприятие" может привести к смерти или сердечному приступу. Именно врач должен решать вопрос о допустимости эксперимента со здоровьем подозреваемого еще на стадии подготовки к оперативному эксперименту (выделено мной - М.П.)". Далее авторы дают советы, как и где можно узнать о состоянии здоровья человека. По их мнению, из 14 видов оперативно-розыскных мероприятий, всего три-четыре требуют учитывать здоровье граждан. Какие конкретно эти ОРМ, в статье не указывается.

--------------------------------

<1> См., например: Куприянов А., Куприянов Ф. Объявить условно мертвым // Рос. газ. 2010. 2 нояб. N 248.

 

Почетный адвокат России А. Куприянов считает, что "оперативный эксперимент - наиболее спорная форма из арсенала силовых ведомств. Споры правоведов о его допустимости и законности в различных обстоятельствах длятся десятилетиями и в западных странах, и на просторах бывшего СССР. Причем до консенсуса еще далеко" <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н., Фалалеев М. Как начальника вывели на Манежную площадь // Рос. газ. 2011. 21 янв. N 11.

 

В средствах массовой информации, когда говорится о реформировании МВД России и внеочередной аттестации всех сотрудников органов внутренних дел, поднимается вопрос и о наличии проверки сотрудников на "антикоррупционную устойчивость" <1>. Создаются ли при этом ситуации, провоцирующие на получение взяток? Будучи министром МВД России, Р. Нургалиев сказал: "Сейчас департамент собственной безопасности МВД России изучает возможность внедрения таких проверок в органах внутренних дел. Этот метод давно и широко применяется в ряде европейских стран под названием "тестирование надежности". Он предполагает искусственное создание ситуации, позволяющей в кратчайшие сроки проверить добросовестность выполнения госслужащими своих обязанностей и определить, имеют ли место злоупотребления должностными полномочиями. Проверка проводится без информирования испытуемого. По ее окончании служащий ставится в известность о ее проведении, а также в обязательном порядке знакомится с результатами тестирования. В случае если человек не прошел испытание, он привлекается к дисциплинарной ответственности либо подлежит увольнению.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Генералы суровых карьер // Рос. газ. 2011. 20 апр. N 84.

 

Внедрение метода "проверки на коррупционную устойчивость" затрагивает модернизацию норм законодательства о государственной службе и трудового законодательства. Необходимо учитывать, что нарушение сотрудником установленных правил и регламентов служебной деятельности является в первую очередь нарушением трудовой дисциплины, может повлечь применение мер дисциплинарного характера".

 

5. Использование информационных систем и

технических средств

 

При проведении любого из закрепленных в Законе об ОРД оперативно-розыскного мероприятия допускается использование информационных систем и технических средств как общего назначения (бытовые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры и др.), так и специально изготовленных для негласного получения информации (специальные технические средства - СТС), а также других технических и иных средств, не наносящих ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющих вред окружающей среде. Оперативные работники могут применять технические средства как непосредственно, так и используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров, с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ России, МВД России и ФСКН России в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Организация и тактика применения СТС регламентируются специальными ведомственными нормативными актами.

В органах внутренних дел правом осуществления ОРМ, в соответствии с ведомственными нормативными актами, наделены сотрудники и руководители полиции (уголовного розыска, по экономическим преступлениям, по организованной преступности, оперативно-технические и оперативно-поисковые).

В Законе об ОРД указано, что должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц других органов и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Использование при проведении ОРМ на гласной основе помощи отдельных граждан с их согласия означает возможность дачи ими впоследствии свидетельских показаний на предварительном расследовании или в суде.

Негласная основа означает конфиденциальный характер использования помощи граждан. В этих случаях сведения о таких лицах составляют государственную тайну, и они могут допрашиваться в качестве свидетелей лишь с их согласия в письменной форме.

В структуре правоохранительных органов имеются специализированные подразделения, сотрудники которых, обладая научными, техническими и иными специальными знаниями, непосредственно выполняют элементы соответствующих оперативно-технических и других мероприятий. Но ответственность за обоснованность и законность этих мероприятий несет лицо, принявшее решение о его проведении.

Следует иметь в виду, что в ч. 6 ст. 6 Закона об ОРД содержится запрет на проведение ОРМ и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то Законом об ОРД физическими и юридическими лицами. Это положение имеет отношение к различным подразделениям безопасности как государственных, так и негосударственных органов. В развитие этого положения был принят Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. N 21 <1>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. N 21 "О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации" (ред. от 30.12.2000).

 

Решение лиц о самовольном использовании СТС для негласного съема информации, а также осуществление мероприятий по выявлению и пресечению фактов их использования и изъятия, следует расценивать как самоуправство (ответственность за нее предусмотрена ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 330 УК РФ) или превышение власти или служебных полномочий (ст. 203 "Превышение полномочий служащими частных или детективных служб" и ст. 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008.

 

Кроме того, нужно учитывать, что законодательством установлен запрет на проведение ОРМ и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то Законом об ОРД физическими и юридическими лицами <1>. В развитие этих положений в ст. 138 УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, если оно совершено лицом с использованием служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Также подлежит уголовному наказанию лицо, осуществляющее незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

--------------------------------

<1> В соответствии с ч. 8 ст. 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных...)" (ред. от 15.07.2002).

 

При использовании СТС в соответствующих оперативно-служебных документах, составленных по результатам ОРМ, должны быть отражены данные о технических характеристиках этих средств, условиях и порядке их использования. Это является одной из важных гарантий установления объективных связей полученных материальных носителей информации с обстоятельствами и фактами, подлежащими доказыванию. Производство и торговля СТС подлежат лицензированию <1>, возлагаемому на ФСБ России.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" (ред. от 24.01.2008); Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (ред. от 10.12.2010); Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (ред. от 24.09.2010); Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 "О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации" (ред. от 24.09.2010); Приказ РАВ N 128, Росбоеприпасов N 135, МВД России N 601 от 3 июня 2000 г. "Об утверждении Положения о порядке лицензирования производства оружия".

 

В дореволюционной России

 

В средневековый период России основными методами уголовного сыска являлись:

пытки до личного признания, считавшегося "царицей доказательств", или оговор других лиц;

"повальный обыск";

"поличное" обнаружение и изъятие похищенного;

негласное выведывание, а также использование тайных подсыльщиков (т.е. агентов либо штатных негласных сотрудников).

Чину экспедиции с ведома полицейской канцелярии давалась особая инструкция, уполномочивавшая его отправиться с несколькими солдатами на розыски обвиняемого. Если же экспедиция желала или находила более удобным розыск обвиняемого поручить какому-либо учреждению, то посылала туда "промеморию" или указ с требованием сыскать и прислать известное лицо. С подобными требованиями чаще всего экспедиция обращалась в полицейские канцелярии обер-полицмейстеров, полицмейстеров и градоначальников, которые после упразднения экспедиции и до организации Сыскной полиции выполняли оперативно-розыскные функции. Как в Сыскном приказе, так и в Розыскной экспедиции использовались допросы "с пристрастием" (подсудимого били плетьми, причем количество ударов зависело от усмотрения присутствовавших при этом допросе судей) и пытки (поднятие на дыбы и удары кнутом).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...