Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 16 страница




Результаты выполнения ОРМ, проводимых по поручению соответствующих органов, оформляются справкой оперативного работника, в которой отражаются полученные сведения, имеющие значение для процесса доказывания. В справке о выполнении поручения недопустимо раскрывать организацию и тактику проведения ОРМ, а также указывать данные, составляющие государственную тайну.

6. Запросы органов, осуществляющих ОРД по основаниям, предусмотренным ст. 7 Закона об ОРД, - одно из оснований проведения ОРМ, непосредственно направленных на разрешение криминальных задач. Например, в органах внутренних дел существуют отраслевые оперативные службы, поэтому они традиционно взаимодействуют друг с другом, когда необходимо обеспечить оперативную проверку конкретных объектов ОРД либо проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

Особое значение в современных условиях приобретает взаимодействие оперативных подразделений полиции с работниками ФСИН России, так как в СИЗО и в местах лишения свободы сконцентрировано значительное число лиц, подлежащих отработке в интересах полиции, ФСБ России, ФТС России, иных ведомств, правомочных осуществлять ОРД. Последние вправе обращаться в оперативные аппараты ФСИН России с запросами, которые являются основанием для оперативной проверки тех объектов ОРД, которые скрыли важные обстоятельства совершенных ими преступлений либо своих сообщников, причастных к ранее не раскрытым конкретным преступлениям, обладают информацией о предметах, иных источниках доказательств по уголовным делам, о местах хранения и сбыте оружия, имуществе, похищенном и нажитом преступным путем.

Помимо запросов, органы, осуществляющие ОРД, обмениваются оперативно-служебными документами, которые только ориентируют оперативные подразделения, оставляя решения о необходимости проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий в связи с полученной информацией на их собственное усмотрение. Здесь речь идет о разовых ориентировках, сводках-ориентировках, отражающих перечень и криминальные особенности совершенных в регионе преступлений, раскрытие которых требует совместных усилий различных отраслевых служб; систематизированных бюллетенях, отражающих сведения, добытые разведывательно-поисковым путем.

Если ОРМ требует вынесения постановления соответствующего должностного лица или судебного решения, то все необходимые документы должны направляться вместе с запросом.

7. В соответствии со ст. ст. 13, 14 ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <1> поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (ред. от 08.12.2011).

 

1) заявление указанного лица;

2) обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны;

3) получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной или иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица. Орган, обеспечивающий безопасность, получив в соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно. В случаях, предусмотренных в п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", для принятия решения о применении мер безопасности необходимо согласие защищаемого лица. Оперативно-розыскные мероприятия, например обеспечивающие безопасность органов, указанных в ст. 13 Закона об ОРД и их сотрудников, а также лиц, им содействующих, проводятся в соответствии с федеральным законом и нормативными актами по организации и тактике оперативно-розыскной деятельности исключительно в пределах полномочий оперативно-розыскных подразделений, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Проведение ОРМ по обеспечению собственной безопасности, предусматривающих:

обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

прослушивание телефонных переговоров;

снятие информации с технических каналов связи разрешается без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Основаниями для проведения ОРМ являются и запросы международной правоохранительной организации или правоохранительного органа иностранного государства, поступившие в органы, осуществляющие ОРД. Будучи основанием проведения ОРМ, этот документ подлежит исполнению, например, Национальным центральным бюро Интерпола МВД РФ и тем оперативным подразделением, в компетенцию которого входит разрешение соответствующей задачи ОРД, о которой идет речь в конкретном запросе. При этом безусловному исполнению подлежат запросы, касающиеся общеуголовных преступлений и не затрагивающие противоправных деяний политического, военного, религиозного и национального (расового) характера. Деятельность данного бюро регламентируется специальным положением, которое соответствует Уставу международной организации уголовной полиции, Регламенту международного полицейского сотрудничества Интерпола.

Наряду с запросами упомянутой выше категории в МВД России могут поступать запросы правоохранительных ведомств стран, входящих в состав СНГ. В интересах разрешения данной проблемы 24 апреля 1992 г. в Алма-Ате было подписано Соглашение о взаимодействии МВД России и независимых государств в сфере борьбы с преступностью. Стороны, подписавшие упомянутое Соглашение, договорились осуществлять сотрудничество по следующим основным направлениям в сфере борьбы с преступностью:

1) посягательства на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности, собственность;

2) бандитизм, терроризм, международная преступность;

3) незаконные операции с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, ядами и радиоактивными материалами;

4) незаконный оборот наркотических и психотропных веществ;

5) изготовление и сбыт поддельных документов, денег и ценных бумаг;

6) преступления в сфере экономики;

7) контрабанда, а также преступления, объектом которых являются культурные и исторические ценности;

8) розыск преступников, лиц, скрывшихся от суда и следствия, отбывания наказания, без вести пропавших, а также лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и исполнения решений суда по искам;

9) установление неопознанных трупов, личности неизвестных больных и детей;

10) преступления на автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Стороны, подписавшие Соглашение, договорились осуществлять сотрудничество наряду с иными и в следующих формах:

исполнения запросов и просьб по уголовным делам, делам оперативного учета и по материалам об административных правонарушениях;

обмена оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, а также архивной информацией;

содействия в проведении ОРМ и следственных действий.

Согласно ст. 3 рассматриваемого документа запросы и просьбы по вышеуказанным проблемам должны быть соответствующим образом оформлены и иметь следующие реквизиты:

1) наименование органа внутренних дел, от которого исходит запрос или просьба, и наименование органа внутренних дел, к которому они обращены;

2) наименование дела или материала, по которому направляется запрос или просьба;

3) фамилии свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, разыскиваемых, подсудимых и осужденных, их гражданство, занятие и постоянное место жительства или место пребывания, а при необходимости - фамилии и адреса их законных представителей;

4) содержание запроса и просьбы, а также необходимые сведения по их существу и описание состава правонарушения.

Алма-Атинское соглашение предусматривает основания отказа (полного или частичного) в удовлетворении запросов, как правило, в тех случаях, если соответствующая сторона полагает, что выполнение просьбы повлечет нарушение прав человека, суверенитета, безопасности и иных важных интересов своего государства. В этом случае письменно уведомляется запрашивающая сторона с указанием причин отказа. Рассматриваемое Соглашение предусматривает и такое условие обмена сведениями, как конфиденциальность. Так, каждая сторона обеспечивает защиту от разглашения определенных данных, передаваемых другой стороной, если эти сведения носят закрытый характер или передающая сторона считает нежелательным огласку их содержания. Степень закрытости сведений определяется передающей стороной. Кроме того, в случае необходимости передачи третьей стороне данных, полученных одной из сторон в рамках рассматриваемого Соглашения, требуется согласие стороны, передавшей эти сведения.

Вторая группа оснований проведения ОРМ касается проблемы разрешения криминальных задач косвенно. Это означает, что ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД позволяет вести сбор информации об определенных объектах ОРД в профилактических целях. Проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права защищаемых лиц, допускается без судебного решения, при наличии письменного согласия.

8. В случае необходимости проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, следует в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона об ОРД, получить решение судьи по месту проведения этого мероприятия.

9. Часть 2 ст. 7 определяет основания для проведения ОРМ ограниченного перечня. В целях сбора информации для принятия решений, перечисленных в этой статье, в соответствии с ч. 6 ст. 8 не могут применяться ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища.

10. Сбор данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды, осуществляется подразделениями Федеральной службы безопасности. При решении вопроса о допуске лица к сведениям, составляющим государственную тайну, оперативно-розыскным путем выясняется надежность этого гражданина, с тем чтобы избежать в будущем огласки через него сведений, которые могут повлечь ущерб для правопорядка и безопасности Российской Федерации, с особо тяжкими последствиями. Согласно п. "к" ч. 1 ст. 12 ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в РФ" <1> обязанностью последних являются участие в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществление контроля за обеспечением их сохранности в органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, а также осуществление в установленном порядке мер, связанных с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 30 декабря 1999 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 13 и 15 Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 4-ФЗ "О внесении дополнений в статьи 12 и 13 Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации".

 

К числу второй категории объектов ОРД подобного типа законодатель отнес лиц, желающих устроиться на работу, связанную с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. Обязанность изучать этих граждан возложена в соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 12 ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" на данный субъект оперативно-розыскной деятельности. Там идет речь о необходимости оперативно-розыскным путем обеспечения безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований. Значительное число из этих объектов потенциально представляет повышенную экологическую опасность. Поэтому важно, чтобы там работали психически здоровые люди и исключался доступ на эти объекты граждан, которые в силу медицинских показаний могли бы стать причиной аварии, повлекшей непоправимые последствия. Кроме того, важно исключить доступ на эти объекты лиц, отличающихся состоянием потенциальной криминальной опасности. В этом случае с их стороны вероятно совершение противоправных деяний, основанных на террористических методах, что также может иметь серьезные последствия.

Третьей категорией рассматриваемых объектов оперативно-розыскной деятельности являются лица, подлежащие назначению на должность в оперативные подразделения различных ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и тем самым получающие по своему служебному положению доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к секретной информации.

К четвертой категории данных объектов ОРД относятся лица, с которыми устанавливаются или поддерживаются конфиденциальные отношения, так как они привлекаются к подготовке и проведению ОРМ. Сбор информации в этом случае необходим для того, чтобы гарантировать безопасность оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, а также исключить наступление иных негативных последствий. Объектами ОРМ, проводимых по данному основанию, являются:

а) граждане, с которыми устанавливаются конфиденциальные отношения;

б) граждане, которым предполагается предоставить статус внештатных сотрудников органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, например, согласно ст. 19 ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации".

Цель проверочных мероприятий заключается в том, чтобы выявить соответствие вышеуказанных лиц определенным стандартам, которые устанавливают ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок установления отношений сотрудничества с указанными категориями лиц и определяющие их правовое положение.

Пятой категорией данных объектов ОРД являются лица, сбор сведений о которых необходим в интересах подготовки и осуществления ОРМ для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД.

Шестой категорией объектов ОРД подобного типа являются граждане, претендующие на получение лицензии на работу в качестве частных детективов или охранников. Оперативно-розыскные мероприятия здесь проводятся для проверки достоверности той информации, которая содержится в документах, представляемых этими кандидатами в частные детективы или охранники в лицензионную службу органов внутренних дел согласно ст. ст. 6, 11, 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" (ред. от 26.01.2012).

 

11. В связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ и дополнением частью третей ст. 7, пункт 7 части второй утратил силу, т.к. законодатель детализировал цели проведения оперативно-розыскных мероприятий в области противодействия коррупции.

 

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

 

Комментарий к статье 8

 

1. В части 1 данной статьи конкретизируется конституционный принцип равенства всех перед законом, в соответствии с которым при наличии законных оснований оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения. Однако этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания и судей.

Согласно ст. 91 Конституции РФ Президент РФ обладает неприкосновенностью, но действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной неприкосновенности Президента. В части 1 ст. 93 Конституции РФ говорится: "Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения".

На основании п. 1 ст. 98 Конституции РФ "члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей".

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы" сказано:

"1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:

а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

3. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010).

 

Из смысла статьи вытекает, что ОРМ, нарушающие указанные права на неприкосновенность, проводиться не могут, хотя не исключается возможность проведения других ОРМ, не затрагивающих эти права. Кроме того, институт неприкосновенности в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П должен ограничиваться лишь сферой депутатской деятельности указанных лиц, что предполагает возможность осуществления любых ОРМ при совершении ими преступных деянии, не связанных с выполнением депутатских обязанностей <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

 

В части 2 ст. 8 Закона об ОРД оговорены особые условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, их осуществление допускается только на основании судебного решения и при наличии информации (в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ):

"1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)".

Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное расследование, определен ст. 150 УПК РФ.

3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий возможно не только при наличии информации, указанной в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД, но и в случае возбуждения уголовного дела по признакам преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также по другим основаниям, перечисленным в п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 7.

4. Общие правила проведения оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД, имеют исключения в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления (п. 4 ст. 15 УК РФ).

5. Форма обязательного уведомления судьи о неотложном проведении оперативно-розыскных мероприятии, ограничивающем конституционные права граждан, в тексте Закона об ОРД не указана. Однако в течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ необходимо получить судебное решение (или прекратить проведение оперативно-розыскных мероприятий), для чего выносится мотивированное постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

6. В части 4 законодатель прежде всего строго ограничил круг лиц, чьи телефонные и иные переговоры разрешено прослушивать. К ним он отнес подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать такими сведениями. Определен и порядок хранения фонограмм и других носителей информации (введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ).

7. В связи с тем что прослушивание телефонных и иных переговоров осуществляется в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении тяжких преступлений, и полученная информация может иметь большое доказательное значение в возбужденных в отношении их уголовных делах, в части 5 говорится о необходимости передачи носителей информации телефонных и иных переговоров следователю для приобщения их к уголовному делу (введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ).

8. В случае угрозы жизни, здоровью, собственности граждан, с их письменного согласия и на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов, разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов.

9. Постановление о проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения выполняется инициатором мероприятия и утверждается руководителем органа внутренних дел, проводящего данное мероприятие. Если к организации указанных оперативно-розыскных мероприятий необходимо привлечение сотрудников других подразделений либо вышестоящих органов внутренних дел, то постановление должно утверждаться вышестоящим руководителем.

10. Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ).

11. Часть 9 ст. 8 Закона об ОРД запрещает:

1) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

2) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

3) прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 4 и 6 части второй ст. 7 комментируемого Закона.

12. Часть 10 ст. 8 Закона об ОРД разрешает при обеспечении мер безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, без судебного решения при наличии согласия защищаемого должностного лица или гражданина в письменной форме.

13. Более подробно условия проведения ОРМ излагаются в ведомственных инструкциях по организации и тактике ОРД. Согласно правилам документооборота оперативно-розыскные документы подлежат сосредоточению в различных делах оперативного учета, которые органы, осуществляющие ОРД, могут заводить в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД. Специфика состоит в том, что в данных делах концентрируются документы, отражающие как процесс подготовки ОРМ, так и результаты их осуществления. Результаты проведенных ОРМ наносятся на специальные носители информации, образующие в систематизированном виде информационные массивы (банки данных) органов, осуществляющих ОРД.

 

Статья 8.1. Особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

 

Комментарий к статье 8.1

 

Осуществление иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей) хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, и совершение иных сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, не могли не заставить отечественного законодателя своевременно отреагировать на возможную ситуацию. С этой целью был принят Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". В связи с этим, из 17 статей данного Федерального закона особое значение имеет статья 6, в которой указываются эти виды деятельности.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ данный Закон был дополнен статьей 8.1, а часть вторая статьи 11 была уточнена. Прежде всего необходимо отметить, что статья 8.1 относится к особенностям проведения именно оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности, что соответствует задачам, решаемым именно этим субъектам ОРД, о чем более подробно нами рассматривается в материалах к статьям 2, 6, 13 и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...