Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 12 страница




10) проверка надежности информаторов;

11) подтверждение показаний свидетелей;

12) сбор информации для расследования преступлений;

13) сбор сведений по сделанным закупкам и расходам;

14) получение доказательств, необходимых для уголовного преследования лиц, скрытно занимающихся преступной деятельностью;

15) выяснение степени организованности преступления;

16) идентификация лиц, вовлеченных в преступную деятельность;

17) получение подтверждения связи между лицами, конспирирующими ее;

18) идентификация свидетелей и источников информации;

19) выяснение наиболее благоприятного времени для задержания преступников, изъятие доказательств и т.п.

В процессе проведения данной операции принимают участие: руководитель Управления уголовных расследований (УУР), старший группы (групповод), агент-связник (контактный агент), тайный (подпольный) агент, оперативный работник (агент по делу), негласный (конфиденциальный) информатор, технический агент, агенты из других организаций, группа наружного наблюдения и казначей (кассир). Между ними четко распределены обязанности.

Руководитель УУР, являясь начальником операции:

осуществляет общее управление операцией и контроль за ее ходом;

участвует в совещаниях, связанных с операцией и обязательными проверками результатов работы каждые 3 месяца;

осуществляет финансовый контроль, обеспечивает периодическое проведение аудитов по расходованию на операцию денежных средств;

определяет необходимость прекращения операции в связи с достижением намеченной цели либо с невозможностью ее достижения без неоправданно больших усилий участников операции.

Старший группы (групповод):

несет ответственность за повседневное непосредственное руководство операцией в целом;

обеспечивает деятельность агента-связника (контактного агента), тайного (подпольного) агента и негласного (конфиденциального) информатора (если такой используется) для достижения целей операции;

осуществляет контроль за деятельностью агента-связника (контактного агента), оперативного работника (агента по делу) и тайного (подпольного) агента.

Агент-связник (контактный агент) в районе проведения тайной операции:

1) отвечает за связь с тайным (подпольным) агентом;

2) обеспечивает безопасность, защиту и немедленную помощь тайному (подпольному) агенту в критических ситуациях;

3) обеспечивает тайному (подпольному) агенту передачу необходимых указаний и информации, создает условия для выполнения поставленных локальных задач;

4) получает от тайного (подпольного) агента отчеты о проделанной работе и финансовых расходах;

5) подготавливает финансовые документы, заявки на компенсацию расходов, получение отгулов, отпуска, огнестрельного оружия и т.д.;

6) ежедневно обрабатывает и отправляет всю собранную от тайного (подпольного) агента информацию. В этих справках указываются все лица, с которыми тайный (подпольный) агент входил в контакт;

7) организовывает и координирует ежемесячные совещания всех участников операции.

Тайный агент (подпольный), как правило, выбирается из числа сотрудников полиции, работающих в другом округе или даже регионе. Этот агент является непосредственным исполнителем тайной операции и оказывает полиции помощь в ее проведении. Тайные (подпольные) агенты могут подготовить для себя несколько легенд и "прикрытий". Придать достоверность их действиям могут и негласные (конфиденциальные) источники. При этом важно, считают за рубежом, чтобы осведомитель после совершения подобной операции отстранился от дел, во-первых, для того, чтобы снять с него какие-либо подозрения, во-вторых, для того, чтобы оградить его от возможного участия в противозаконных сделках. В частности, приводится пример с одной из законспирированных сотрудниц полиции, которая в течение двух месяцев появлялась в различных местах вместе с осведомителем в качестве его подруги. Затем они как бы оставили друг друга и у нее появился новый "приятель", который в действительности был полицейским. Таким образом, им удалось разоблачить 59 торговцев героином.

Обязанностью тайного (подпольного) агента является точное и быстрое реагирование на возможные нарушения налогового законодательства, а также другие правонарушения, не связанные непосредственно с полученным им заданием. Кроме того, он ежедневно (в процессе всей операции) подготавливает и передает связнику (контактному агенту) отчеты о проделанной работе и денежных расходах.

Оперативный работник (агент по делу) осуществляет постоянное (ежедневное) руководство операцией и координирует деятельность тайного (подпольного) агента через агента-связника (контактного агента). Отвечает за своевременное изучение и анализ всей получаемой информации и определяет ее значение в расследуемом преступлении. Информирует соответствующих руководителей (старшего группы) об изменении ситуации, влияющей на расследование дела.

Негласный информатор (конфиденциальный) может оказать помощь тайному (подпольному) агенту в установлении контактов с объектами расследования и, как уже отмечалось, придать его действиям достоверный характер. Однако деятельность негласного (конфиденциального) информатора в ходе тайной операции должна строго контролироваться сотрудниками полиции.

Технический агент обеспечивает проведение тайной операции электронным оборудованием, позволяющим осуществлять наблюдения за подозреваемыми и передачу полученной им информации руководству операции. Проводит с согласия тайного (подпольного) агента запись разговора между ним и объектами расследования.

Группа наружного наблюдения занимается сбором доказательств преступной деятельности разрабатываемых и обеспечением безопасности участников операции.

Казначей (кассир) отвечает за денежные средства, выделенные на проведение операции.

Правовое урегулирование вопросов, связанных с внедрением сотрудников полиции в преступную среду, играет большое значение.

В США решение о внедрении секретного оперативного сотрудника, проблемы процессуального или материально-правового характера, возникающие при использовании этих сотрудников, должны обязательно согласовываться с прокуратурой. Если такое соглашение своевременно не могло быть осуществлено по каким-либо причинам, то прокуратура должна быть сразу информирована об этом. Ей предоставлено право решения вопроса о допустимости дальнейшего использования данного оперативного работника. Это решение выносит руководитель соответствующего органа прокуратуры или непосредственно ему подчиненный прокурор. В связи с этим операция по внедрению сотрудника полиции рассматривается как законная и является началом официального расследования. В ФБР негласные сведения на основании решения уголовного сената Федерального суда от 10 июля 1952 года используются и в уголовном процессе. Но самый важный в правовом плане вопрос о допустимости совершения внедренным сотрудником правонарушения и освобождения его от уголовной ответственности за эти действия, формально подпадающие под признаки состава преступления.

В принципе секретным сотрудникам (или содействующим им частным лицам) в ФРГ (§ 163 УПК) и США (Инструкция Генерального атторнея по тайным операциям ФБР 1987 г.) запрещено принимать участие в любых действиях, которые образовывали бы состав преступления по федеративным законам и штата, и совершать их частным лицам, без санкции или разрешения соответствующего государственного должностного лица. Однако в США на основании этой инструкции (§ K, H) такого рода действия допускаются и могут быть разрешены в случаях, когда необходимо:

1) получить информацию или доказательства, имеющие первостепенное значение для привлечения подозреваемых к уголовной ответственности;

2) поддержать достоверность "легенды" в глазах лиц, деятельность которых расследуется;

3) предупредить опасность для жизни и здоровья людей или избежать эту опасность.

Такой подход объясняют тем, что секретные сотрудники (или осведомители) нередко попадают в ситуации, когда для завоевания доверия у разрабатываемых они вынуждены принимать участие в совершении преступлений. Зачастую они не могут уклониться от этого требования "сообщников" без опасения быть разоблаченными, что может привести к опасности для их здоровья и даже жизни. К тому же при этом теряется возможность изобличения преступников в совершенных преступлениях и предотвращения новых. Выполнение секретным сотрудником задания может быть прервано, если ему угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена другим путем.

Участие в деятельности, которая согласно закону считается серьезным преступлением (кроме скупки и продажи краденых и контрабандных товаров), заранее санкционируется руководством ФБР. Для участия в скупке и продаже краденых и контрабандных товаров и других мелких правонарушениях достаточно письменной санкции начальника местного отделения ФБР.

При возникновении непредусмотренных ситуаций, влекущих необходимость участия агента в серьезном преступлении (фелонии), он должен немедленно проконсультироваться со специальным агентом (руководителем территориального подразделения ФБР), и последний может санкционировать такое участие. Если консультация невозможна, а при этом возникает серьезная угроза жизни и физической безопасности (включая разрушение собственности путем взрыва и поджога), то агент может самостоятельно принять решение об участии в преступных действиях.

Если говорить об общем отношении западных юристов к данной проблеме, то в качестве примера можно привести высказывание Дж. Вильсона: "Агентство по борьбе с распространением наркотиков, внедряя агента в организацию, занимающуюся нелегальным распространением наркотиков, должно быть готово к тому, чтобы позволить последнему покупать и продавать наркотики и, возможно, быть вовлеченным в насильственные действия. Такое поведение агента не только не противоречит закону, оно будет и морально оправданным" <1>. Подобные подходы подкреплены американскими правовыми нормами. Уголовное право США дает возможность агенту изображать из себя соучастника без опасения быть привлеченным к уголовной ответственности. Для этих целей существует институт ложного или мнимого соучастия.

--------------------------------

<1> Адашкевич Ю.Н. Указ. соч. С. 219 - 220.

 

Ложным соучастником признается тот, кто по указанию полицейского чиновника или по личной инициативе изображает из себя соучастника преступления, чтобы раскрыть совершающего преступление и оказать помощь в его преследовании. Американское уголовное право исключает ответственность человека за ложное соучастие, поскольку в его действиях отсутствует преступное намерение и он не является виновным в совершении преступления. Более того, право США допускает при определенных условиях провокационные действия со стороны агента, то есть действия по склонению лица к совершению преступлений с целью привлечения его к уголовной ответственности.

При выборе будущего кандидата для внедрения в преступную группу, считают за рубежом, необходимо руководствоваться характером преступлений, которые предстоит расследовать, внешним видом и личностными качествами кандидата (учитывается даже раса).

В полиции США существует неписаное правило, в силу которого на оперативную работу вообще нецелесообразно направлять лиц с особенно запоминающейся внешностью. По мнению руководителей тайных операций муниципальной полиции, помимо внешнего вида важнейшим фактором выступают такие личные качества кандидата, как способность к импровизации и умение ориентироваться в любой ситуации. Министр внутренних дел и юстиции ФРГ Эйрих сказал: "Мы предъявляем к этим людям очень высокие требования. Они должны быть высококвалифицированными специалистами, полностью пригодными по своим качествам..." <1>.

--------------------------------

<1> Гесснер Р., Херцог У. За фасадом права. Методы новой тайной полиции. М., 1990. С. 77 - 78.

 

К числу основных квалификационных требований к внедряемому полицейскому сотруднику относят:

1) желание выполнять данную разновидность полицейской работы;

2) высокую квалификацию в области самообороны и сохранения конфиденциальности;

3) инициативу и здравый смысл;

4) оптимальный темперамент;

5) функциональную подвижность;

6) настойчивость, смелость, упорство;

7) наблюдательность и умение запоминать информацию;

8) физическую выносливость;

9) знание криминального элемента и его среды;

10) умение использовать специальные технические средства и др.

Зарубежная практика показывает, что для внедрения в преступные группы могут успешно использоваться не только опытные оперативные работники, но и новички, то есть лица, еще не оформленные для работы в полиции.

В каждом варианте есть свои преимущества и недостатки. Действующий сотрудник уже имеет определенный опыт борьбы с преступностью, но его личность может быть установлена преступниками через его родственников, а также по учетам кадров полиции. У него вырабатываются стереотипное мышление и лексикон, что выдает в нем профессионала. У будущего, специально подобранного сотрудника нет профессионального опыта, но он более защищен от расшифровки.

Лица, отобранные для временных тайных операций из числа зачисленных в полицию, как правило, освобождаются от работы в полицейском отделении или учебы в полицейской академии до окончания операции, что связано прежде всего с опасностью их опознания своими коллегами.

Что же касается новичка, то он проверяется по полицейским и другим учетам, соответствующим тестам. С ним согласовывается план будущей операции по его внедрению. О зачислении этого человека тайным сотрудником криминальной полиции не знают даже близкие родственники.

Правоохранительные органы зарубежных стран отмечают большие проблемы, связанные с использованием сотрудников и информаторов, проникающих в криминальную среду. Внедрить своих людей в организованные преступные группировки становится все сложнее. Для решения данной проблемы требуются изобретательность, системный, нешаблонный подход, зачастую необходимы значительные финансовые расходы. Например, известны случаи, когда преступники уже на первом этапе распознавали подставку по такой детали, как поддельные, а не настоящие часы "Ролекс" на руке осведомителя. Экипировке информаторов, внедряемых в криминальную среду, снабжению их соответствующими атрибутами полиция уделяет самое серьезное внимание.

По мнению экспертов ФРГ и США, недооценка таких моментов не только приводит к провалу разработки, но и ставит под угрозу жизнь сотрудника или осведомителя. Как свидетельствует практика работы правоохранительных органов этих стран, преступники нередко жестоко расправляются с людьми, в которых видят опасность для себя и своих партнеров, а прежде всего с сотрудниками полиции (спецслужб) и информаторами.

Подготовленные для внедрения оперативные работники и осведомители снабжаются необходимыми документами, им выплачивается за работу высокое денежное вознаграждение. Большие суммы расходуются на аренду жилья, прокат автомобилей, поддержание соответствующего образа жизни этих лиц.

Американские спецслужбы активно используют так называемые глубокие прикрытия для своих сотрудников и осведомителей, которые под видом владельцев мелких ресторанов, фирм, торговых предприятий, бензоколонок, дискотек и получают возможность "вживания" в криминальную среду.

Внедрение в преступные сообщества сотрудников и осведомителей широко практикуют и правоохранительные органы ФРГ. Однако проведение подобных мероприятий значительно затрудняется их правовой неурегулированностью. Например, УК ФРГ предусматривает уголовную ответственность за использование фиктивных документов. Следовательно, оформление внедряемому лицу удостоверения личности, паспорта, водительских прав на другое имя ставит под угрозу наказания как самого внедряемого, так и должностное лицо, снабдившее его документами прикрытия.

В настоящее время такие действия могут быть оправданы лишь при наличии специального разрешения министра внутренних дел ФРГ и при условии, что это не нарушает прав других граждан. То же самое относится и к проблеме регистрации и создания фиктивных фирм и предприятий в интересах спецслужб. Помимо недостаточного правового обеспечения этих мероприятий, спецслужбы ФРГ <1> беспокоит опасность их расшифровки в связи с необходимостью довольно сложного урегулирования возникающих вопросов и вовлечения в данный процесс неоправданно большого круга лиц.

--------------------------------

<1> Рябчук В.Н. Проблемы защиты информации о сотрудниках правоохранительных органов и осведомителях в США и ФРГ. Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. 27 - 28 мая 1993 г. СПб., 1995. Ч. III. С. 175 - 176.

 

Тайная полицейская борьба с преступностью, считают в Германии, может быть эффективной лишь при условии, если преступники не смогут расшифровать внедренных к ним сотрудников полиции. При этом обязанность полиции - обеспечить безопасность данных сотрудников, личность которых должна оставаться в тайне на протяжении уголовного судопроизводства. Вместе с тем как обязательные должны фиксироваться сведения о задании, о согласовании упоминавшихся вопросов с прокуратурой и о результатах выполнения задания. Перечисленные сведения, которые не вносятся в следственное дело, документируются в зашифрованной форме только по личному указанию начальника полицейского управления или начальника криминальной полиции. Не разрешается оформление документов, касающихся секретных сотрудников, работниками полиции, ведущими расследование данного дела.

Не менее важным является и психологический настрой сотрудника на выполнение подобной деятельности, осознание опасности при выполнении задания, возможности провала операции.

Подготовка такого сотрудника для внедрения осуществляется специальным наставником, который в дальнейшем в операции не участвует. Внедренный полицейский поддерживает связь с определенным лицом по специальному номеру телефона, не принадлежащему официально полиции.

Зарубежный опыт оперативной работы показывает, что на сотрудников полиции, внедренных в преступные группы, оказывает объективное отрицательное влияние уголовная среда, в результате чего они могут быть коррумпированы. Американцы считают, что руководство и контроль за негласной работой секретных сотрудников затруднены в силу самого характера этой деятельности, и чем глубже конспирация, тем в меньшей степени они осуществимы. Кроме того, среди руководящего состава полиции имеется мнение, что с приобретением сотрудником опыта отпадает необходимость контролировать его работу, хотя очень важно при любой возможности ориентировать сотрудника на то, что он выполняет задание, связанное с правоохранительной функцией, и не должен сам нарушать закон.

Многие молодые секретные сотрудники отмечали, что они пользовались во время выполнения задания исключительной независимостью. Со своими связниками встречались раз в неделю, хотя по телефону звонили чаще. Недостаточный контроль за деятельностью начинающих сотрудников может сказаться и на результатах операции. В частности, когда речь идет о расследовании уличной торговли наркотиками (куда внедрение некоторыми сотрудниками полиции не считается сложным), приобретаемые дозы наркотиков, являющиеся вещественными доказательствами, могут быть утрачены, перепутаны и т.д. У новичка может также появиться соблазн попробовать эти наркотики, продать их кому-нибудь либо вступить в преступный сговор и уничтожить то или иное доказательство. Наконец, секретные сотрудники-новички, не обученные правильному обращению с доказательствами и составлению протоколов, могут затруднить ведение расследования. При отсутствии должного руководства полицейские, участвующие в тайных операциях, лишены помощи со стороны своих более опытных коллег. В свою очередь, для подобной ситуации характерно и другое обстоятельство: не получает выхода та уникальная информация, которой могут располагать секретные сотрудники, особенно работающие в условиях глубокой конспирации. При подробно спланированных и организованных акциях, осуществляемых сотрудниками полиции в условиях обычной конспирации, их защита в случае провала практически исключена. Рассчитывать они могут лишь на собственные силы. При этом полагают, что наблюдение за секретными сотрудниками лишено смысла, поскольку они лишь собирают информацию. Часто таких сотрудников намеренно вводят в заблуждение, уверяя, что они всегда находятся в поле зрения полицейских или за ними ведется скрытое наблюдение. Но со временем у секретных сотрудников притупляется чувство опасности, ощущение, что в них видят полицейских. Многие из них даже считают, что патрулирование в полицейской форме значительно опаснее, чем конспиративная работа. Возникает некоторый парадокс: чем больше сотрудник втягивается в конспиративную деятельность, тем реальнее становится опасность, которая его подстерегает, но он, в свою очередь, чувствует себя в большей безопасности. Подобное чувство может провоцировать сотрудника принять на себя порой абсолютно неоправданный риск.

Помимо потенциально опасных ситуаций, в которых может оказаться сотрудник, он постоянно испытывает внутреннее эмоциональное напряжение. Оно особенно велико при работе в так называемых подрывных группах. С одной стороны, в этих случаях сотрудникам приходится работать по 24 часа в сутки, а с другой, поскольку перед ними не стоят конкретные задачи по сбору улик для возбуждения уголовного дела, они не видят результатов своей работы.

В конспиративной работе вопрос жесткой самодисциплины сотрудника является актуальным. Осознание того, что из всех членов преступной группы он один не привлекается к уголовной ответственности за свои противоправные действия, может влиять на него отрицательно. Исходя из этого в Германии считают, что, вне всякого сомнения, не случайно среди преступников-полицейских из числа тех, кто внедряется в сферу организованной преступности, связан с ней, органично входит в нее, львиную долю составляют секретные сотрудники и гражданские служащие специальных оперативных групп. Довольно многие из них сами становятся торговцами наркотиков, оружием и сутенерами. Годами длящаяся бесконтрольная конспиративная деятельность таит в себе следующую проблему. С одной стороны, сотрудник полиции, внедренный в преступную среду, является гарантированно "лучшим", наиболее сведущим полицейским, знающим все уловки, хитросплетения, ходы и выходы. Однако, с другой стороны, из него может получиться и отличный уголовник, ибо перед другими преступниками у него неоспоримые преимущества: он знает и уголовную среду, и полицейский аппарат; он может использовать важные сведения, добытые как в ходе собственного расследования, так и известные ему из оперативных документов; ему известны все способы и возможности сокрытия уголовно наказуемых деяний, уклонения от наблюдения и еще многое другое.

При "возвращении" на обычную полицейскую службу секретные сотрудники считаются сомнительными кандидатами, которые после "сладкой гангстерской жизни" (располагая крупными суммами полицейских и прочих денег, привыкшие к соответствующему стилю жизни и т.п.) не очень-то быстро переключаются на бюрократическое сидение за письменным столом, на "серенькую" полицейскую повседневность <1>. Поэтому сначала они должны быть "ресоциализированы".

--------------------------------

<1> Гесснер Р., Херцог У. Указ. соч. С. 77 - 78.

 

Вопросы внедрения сотрудников (тайные операции) за рубежом рассматриваются не только применительно к правоохранительным органам. В Соединенных Штатах, например, вышла серия книг <1>, где затрагиваются вопросы организации и тактики проведения этих операций с позиций частных сыскных бюро. Причем все этапы внедрения рассматриваются тщательно и на высоком профессиональном уровне, поэтому многие рекомендации могут быть полезны и сотрудникам оперативных аппаратов.

--------------------------------

<1> Проблемы частного сыска и охраны // Борьба с преступностью за рубежом: Бюл. / ВИНИТИ. М., 1993. N 10. С. 42 - 47.

 

По мнению авторов, применительно к частным сыскным бюро тайные операции предполагают, как правило, проникновение специально подобранного и подготовленного человека в какое-либо учреждение (организацию, компанию) и его работу там в течение определенного времени с целью получения необходимой клиенту информации. В некоторых случаях в ходе тайной операции частный детектив может выполнить как бы профилактическую миссию и обезопасить бизнес клиента от потенциального ущерба. Например, проводя тайное расследование, частный детектив может вскрыть готовящееся преступление или неблаговидный замысел какого-либо сотрудника или группы лиц (хищение, умышленный поджог, вандализм, акт мести и т.п.). Оперативное информирование о выявленных фактах и своевременное принятие упреждающих мер позволяют предотвратить нежелательные явления. Важную роль может сыграть частный детектив в деле обеспечения безопасности бизнеса (производства, научных исследований, конструкторских разработок, испытаний и пр.). Его деятельность, особенно на режимных объектах, может содействовать предотвращению утечки важной информации, соответствующей защите от конкурентов и даже иностранных разведок.

Организация и проведение тайной операции в частной сыскной деятельности связаны со значительными сложностями и риском. Особые проблемы возникают в вопросах подбора кандидата для непосредственной работы в качестве тайного агента и подготовки его к решению специфических задач. Эта работа требует особого профессионализма и не всякому под силу. Ее можно сравнить со специфической работой разведчика в военное время. Можно выделить ряд общих требований, которые должны быть присущи тайному агенту с учетом специфики его деятельности. Прежде всего это чувство ответственности и решимость выполнить задачу даже в самых сложных условиях. Важно, чтобы он умел трезво мыслить, анализировать различные ситуации, принимать разумные решения, в том числе и в сложной обстановке, и при условии дефицита времени, не терять самообладания в чрезвычайных ситуациях, быть психически уравновешенным. Необходимо, чтобы он был специалистом в той области знаний и практики, в которой ему придется действовать в период операции. От тайного агента зачастую требуется артистизм, умение играть свою роль так, чтобы не вызвать подозрений у окружающих. Большое требование предъявляется и к памяти тайного агента. Ему нередко приходится запоминать большой объем информации. Запись ее на диктофон или в записную книжку не всегда возможна по условиям обстановки. Кроме того, это может привести к его расшифровке, если записи случайно попадут в руки посторонних лиц.

Частный детектив, который внедряется, например, в частную фирму для выявления криминальной деятельности ее сотрудников, должен как можно лучше вписываться в окружающую обстановку. Чтобы "стать своим" и получить необходимую информацию, желательно не выделяться по возрасту в среде потенциальных правонарушителей. Статистика свидетельствует о том, что основная часть мелких хищений на рабочих местах, актов вандализма в отношении имущества, злоупотреблений наркотиками и алкоголем совершается молодыми людьми в возрасте 16 - 25 лет.

Наниматель (клиент), в интересах которого действует агент, также должен со своей стороны принять меры по недопущению его расшифровки. В частности, он никому не должен сообщать, даже своей жене и близким друзьям, что на него работает частный детектив, задействованный в тайной операции. Исключением здесь может быть информирование об этом на доверительной основе сотрудника кадрового органа учреждения (компании), который будет оформлять детектива на работу.

Руководителю операции при подборе соответствующего кандидата для тайной операции рекомендуется не привлекать человека, который злоупотребляет алкоголем, имеет пристрастие к наркотикам или чрезмерно увлекается противоположным полом. Эти качества многократно увеличивают риск провала операции.

Подготовка к проведению тайной операции предусматривает ознакомление частного детектива с заданием клиента, его оценку и анализ. Частному детективу следует лично встретиться с клиентом для обсуждения ряда конкретных и практических вопросов относительно предстоящей операции. Уже с этого момента следует позаботиться о конспирации и принятии определенных мер безопасности. А именно данную встречу и, возможно, последующие контакты с клиентом следует проводить в таких местах, которые гарантировали бы от случайных нежелательных свидетелей из числа их окружения на работе, по месту жительства, просто знакомых. В ходе первой встречи с клиентом целесообразно обсудить следующие вопросы.

1. Суть проблемы клиента и его задания.

2. Анализ ситуации на объекте.

3. Характеристика персонала, подозреваемые лица.

4. Возможность возбуждения уголовного дела в случае, если будут выявлены правонарушения.

5. Целесообразный способ выполнения задания.

6. Сроки операции.

7. Состав участников.

8. Способы внедрения и формы деятельности на объекте тайного агента.

9. Материальные и финансовые расходы.

10. Меры безопасности и конспирации.

11. Отчетность.

12. Связь с клиентом.

13. Заключение контракта (договора).

Частный детектив должен внимательно выслушать клиента, вникнуть и понять суть его проблемы, выяснить, с какой целью он прибегает к услугам частного сыска. Важно выяснить, какие правонарушения на объекте больше всего интересуют клиента: хищения, вредительство, злоупотребления, настраивание коллектива против руководства, подбивание на противоправные действия, распространение и употребление наркотиков, пьянство, порча имущества и т.д. При этом следует избегать поспешных выводов и заключений на основании предположений клиента. Расследование должно основываться исключительно на проверенных фактах и доказательствах, а не на личных впечатлениях, симпатиях и антипатиях. Нередко клиенты бывают не правы в своих оценках и подозрениях в отношении возможных виновных лиц или причин преступлений. Целесообразно вместе с клиентом проанализировать общую и кадровую ситуацию на объекте, определить контингент подозреваемых лиц, которых предстоит держать под особым контролем. Необходимо узнать, намерен ли клиент возбуждать уголовное дело при выявлении правонарушителей и завершении расследования, или он ограничится принятием других, например сугубо административных, мер. В любом случае рекомендуется вести расследование и отчетность таким образом, чтобы материалы расследования можно было представить в судебные инстанции. Однако это налагает особые и дополнительные требования к оформлению отчетов по работе, получению вещественных доказательств, выявлению свидетелей, осуществлению видеосъемки, звукозаписи, фотографированию и прочему документированию фактов и событий, уличающих конкретных лиц в правонарушениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...