Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 10 страница




Компетенция экспедиции, а также учрежденных при ней должностей сыщиков в этот период определялась рядом правовых актов: Указом Сената "О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников" (1711), Регламентом Главного Магистрата (1721), Учреждением о губерниях (1775), Уставом благочиния или полицейским (1782) и др. Розыскная экспедиция просуществовала до 1782 г., после чего большая часть ее функции перешла к палате уголовных дел, которая была учреждена Указом от 7 ноября 1775 г. и в которую было переведено большинство чиновников экспедиции; остальные служащие прикреплены к Управе благочиния по следственному отделению. Такой порядок просуществовал до 1842 г., когда была сделана попытка образовать особый полицейский орган для розыскных дел.

В 1782 г. полицейские функции были переданы управам благочиния. С этого времени охрана общественного порядка, общеуголовный сыск и дознание стали возлагаться и на приставов уголовных дел. Их помощниками в этом были квартальные надзиратели, квартальные поручители и полицейская стража. Оперативно-розыскную деятельность приставы осуществляли, применяя в основном метод личного сыска, используя при этом информацию, полученную от осведомителей и иных лиц (местных жителей). Такие контакты, как правило, основывались на сугубо личных отношениях и документально не оформлялись.

Рост преступности и возникающие в связи с этим проблемы заставили полицейские органы разработать специальные меры поисково-разведывательного характера <1>. Однако "служки" российского уголовного сыска в отличие от чиновников тайных розыскных дел канцелярии, ведших сыск "по государственным делам", такие меры применяли крайне редко. С воцарением на престол Екатерины II (1762) институт сыщиков окончательно был упразднен, а его функции переданы в местные органы общей полиции <2>.

--------------------------------

<1> Родоначальником таких мер в полиции традиционно считается Франсуа Эжен Видок - начальник тайной полиции Парижа. Он разработал и с успехом реализовал такие методы, как осведомительство, негласное наблюдение, организация притонов-ловушек и др.

<2> Примечательно, что институт сыщиков в уголовном розыске вновь был учрежден в 1951 г. и просуществовал около трех лет.

Работа сыщиков регламентировалась Приказом МГБ от 19 января 1951 г. N 0049 "О перестройке уголовного розыска и мерах по усилению борьбы с уголовной преступностью". Институт сыщиков был призван повысить эффективность борьбы с преступным элементом, активизировавшимся в военные и послевоенные годы. В Приказе указывалось на недопустимость пренебрежения сыском; подчеркивалось, что на протяжении ряда лет сыскной работе не уделяется должного внимания и не было проявлено заботы о подготовке из имеющегося персонала сыщиков, хорошо знающих свое дело; предусматривался ряд мер по сознанию профессиональных сыщиков; вводились должности старшего сыщика, сыщика и младшего сыщика, на которые предполагалось назначать лучших оперативных работников уголовного сыска, деятельных и смышленых, обладающих широкой инициативой, хорошей памятью, смелостью, физической выносливостью и способностью свободно ориентироваться в любой среде и обстановке. Этим же Приказом уголовный розыск был переименован в уголовный сыск.

Комплектовались сыщики из числа офицеров милиции и госбезопасности. Сыщики должны были изучать и знать повадки и жаргон уголовных преступников, способы совершения ими преступлений и места сбыта краденного, умело производить осмотр места преступления и вести слежку, делать установку и, соблюдая конспирацию, выведывать все, что требуется для выполнения порученных оперативных заданий, в совершенстве владеть научно-техническими методами раскрытия преступлений.

Каждый сыщик действовал в одиночку, но в случае оперативной необходимости получал помощь других сыщиков. Им разрешалось производить вербовку агентуры, предписывалось для выполнения оперативных заданий в соответствующих местах (пивных, ресторанах, скупочных и т.п.) иметь нужных для сыска людей. При совершении преступлений сыщики собирали необходимые сведения на месте и приступали к розыску преступников, широко используя средства маскировки.

В связи с реорганизацией деятельности аппаратов уголовного сыска институт сыщиков согласно Приказу МВД СССР от 30 января 1954 г. N 048 без достаточных на то оснований был упразднен. См., Елинский В.И. Указ. соч. С. 27.

 

Использование в уголовном сыске специальных методов предусматривалось Инструкцией следственной комиссии третьего отделения <1>. Комиссия была создана в феврале 1843 г. для "разбора" пойманных особыми средствами воров, мошенников, беглых каторжников. Упомянутые "специальные методы" представляли собой приемы, схожие по своему содержанию со способами, разработанными Видоком: осведомительство, негласное наблюдение, организация притонов-ловушек и др. Кроме того, для выявления и разоблачения преступников использовался специальный штат нижних полицейских чинов, которые производили поиск, искусно маскируясь под различные категории правонарушителей или обывателей.

--------------------------------

<1> Создана на месте Особой канцелярии МВД в 1826 г.

 

Тактика применения названных методов оперативно-розыскной деятельности в уголовном сыске в тот период в нормативно-правовом отношении не регулировалась.

Из трудов И.Я. Фойницкого, в частности из вышедшего под его редакций "Курса уголовного судопроизводства", следует, что методами уголовного сыска в то время являлись осмотры личности потерпевшего и вещественных доказательств (а это не что иное, как оперативный осмотр), публикации в газетах (местный либо федеральный розыск), обходы ночлежных притонов (различные операции) и т.п. <1>. По всей видимости, сюда же следует отнести преследование преступника по горячим следам и использование данных криминалистических учетов. К действиям полиции, предусмотренным дознанием, Сенат относил вскрытие трупа в случае, когда причины смерти неясны и существуют подозрения в "постороннем насильственным действии". Другими методами уголовного сыска были словесные расспросы (опрос) и негласное наблюдение.

--------------------------------

<1> Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1899. Ч. 1. С. 290.

 

О необходимости тайного характера действий полиции говорится в главе "О мерах безопасности от воров и разбойников" Устава о предупреждении и пресечении преступлений: "Прекращение разбоя, воровства, грабежа и притонодержательства возлагается на особенное попечение Начальников губерний и чиновников земской полиции.

Во искоренение воров, разбойников и притонодержателей, полиция обязана употреблять все возможные способы, стараясь дабы разбои и грабежи в самом их начале пресечены были.

Полиция узнав о происшедшем в городе или уезде воровстве, грабеже и разбое, тайно проведывает, как преступление учинено, принимает все меры к открытию виновного, надзирает в особенности за людьми подозрительными и берет под стражу всех тех, кои будут на торгах и рынках продавать и менять краденные вещи, или пропивать оные в домах питейных... или отдавать на сохранение и закладывать" <1>.

--------------------------------

<1> Свод законов Российской империи. Т. 14: Устав о предупреждении и пресечении преступлений. Ст. ст. 414 - 428 (с изменениями и дополнениями от 1906 и 1908 гг.). СПб., 1842; Елинский В.И. Указ. соч. С. 31 - 32.

 

В Уставе уголовного судопроизводства начала XX в. говорится о полномочиях полиции при производстве оперативно-розыскного дознания: "При производстве дознания полиция все нужные ей сведения собирает посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением, не производя ни обысков, ни выемок в домах" <1>. Таким образом, данной статьей регламентируется применение полицией таких оперативно-розыскных мероприятий, как личный сыск, разведопрос, скрытое наблюдение, предусматривается получение сведений из неофициальных источников способом, при котором обеспечивается полное неведение лиц, в отношении которых эти действия производятся.

--------------------------------

<1> Российское законодательство X - XX веков. М., 1991. Т. 8: Устав уголовного судопроизводства. Ст. 254.

 

Очень интересное толкование с точки зрения тактики проведения негласного дознания органами полиции в случае получения ими известия о преступлении по слуху (народной молве) излагается товарищем председателя Смоленского окружного суда В. Мордухай-Болотским в составленном им еще в 1785 г. сборнике узаконений, где он пишет, что в случае негласного дознания по данному факту полиция отнюдь не должна приглашать посторонних людей в качестве понятых или свидетелей. Нужно твердо помнить, что, когда производится дознание, необходимо строго соблюдать негласность, так как если о дознании знает хотя бы один лишний человек, то это уже может быть вредно.

Комментируя данное положение, Мордухай-Болотский подчеркивал: "Это требование закона не всегда исполнялось полицейскими чинами, между тем как точнейшее исполнение законом указанного способа производства дознания безусловно необходимо. Некоторые полицейские чины, как бы опасаясь, что составленные ими одними протоколы не будут иметь достаточной веры, для доказательства справедливости ими записанного в протокол приглашали несколько посторонних свидетелей, которых, а также расспрошенных заставляли подписывать составленные протоколы. Бывали на практике примеры, что для опроса подозреваемого или свидетеля полицейские чины вызывали их к себе в полицейские управления или участки повестками. Подобные действия, конечно, не составляют негласного дознания, почему не только полезны для хода дела, но положительно вредны. Если вникнуть серьезно в требование закона, то, несомненно, полицейские чины, желающие приносить пользу следствию, поймут, что негласность при дознании составляет необходимейшее условие, степень же гласности, разумеется, вполне зависит от опытности и искусства производящего дознание. Гласный расспрос подозреваемых при посторонних лицах, приглашенных понятыми, а также свидетелей ведет к тому, что преступление, сделанное каким-либо смелым и искусным лицом, никогда не обнаружится. Понятно, что преступник старается скрыть следы преступления, по крайней мере так бывает в большинстве случаев, следовательно, если он узнает, что полиция расследует его преступление, естественно, ему придет желание затемнить истину, спутать полицию в ее действиях собственными рассказами о небывалых вещах или даже в случае надобности он войдет в стачку со свидетелями, которые тоже исказят факты. К какому же результату полиция придет со своим дознанием и какие материалы она даст судебному следователю для предварительного следствия? По передаче дознания следователю сему последнему придется идти по неточному пути, указанному полицией, или исправлять то, что испорчено дознанием; достигнуть же в этом случае благоприятных результатов не всегда возможно. Вот почему дознания следует проводить совершенно негласно, расспрашивать кого нужно на словах, стараясь при этом скрыть цель расспроса; словом, поступать таким образом, чтобы расспрашиваемый и не догадывался, о чем идет речь. Разумеется, всего услышанного упомнить нельзя, почему необходимо составление протокола, но делать его следует отнюдь не при том лице, которое было опрашиваемое, затем составленный протокол должен быть подписан одним только лицом, производящим дознание" <1>.

--------------------------------

<1> Мордухай-Болотский В. Сборник узаконений и распоряжений правительства, касающихся обязанностей полиции. СПб., 1880. С. 69 - 71.

 

Здесь автор, разъясняя тактику использования оперативно-розыскных методов, говорит уже не только о разведопросе, но и о его разновидности - опрос с зашифровкой цели.

К нормативных актам, в которых также упоминается о тактике уголовного сыска, можно отнести Инструкцию сотскому (1774), на которого возлагались обязанности по поимке воров, беглых; Инструкцию полицейским урядникам (1878), осуществляющим дознание в уездах, которая предписывала собирать необходимые сведения "негласно, пользуясь знанием жителей своего участка, стараясь не возбудить никакого подозрения или недоверия". При этом в обязанности урядника входили в основном предупреждение и пресечение преступлений путем осуществления оперативно-розыскных функций. С введением института урядников почти повсеместно были созданы губернские школы урядников.

Дознание по общим уголовным делам в земской полиции проводилось не только урядниками, но и становыми приставами при участии сельских старост и волостных старшин. В городах исполняющие дознания околоточные и полицейские надзиратели могли быть приравнены к урядникам, а городовые приставы - к становым приставам. Вместе с тем какого-либо учета полученных оперативным путем сведений, а также ведение дел оперативного учета не предусматривалось.

Повышению эффективности деятельности сыскных и общей полиции по борьбе с уголовной преступностью мешало отсутствие единого нормативного акта. Лишь 9 августа 1910 г. была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определила внутреннюю структуру и регламентировала порядок деятельности органов уголовного сыска в России.

Основным методом сыскных отделений была работа с использованием наружного наблюдения и негласных сотрудников. Как указывалось в § 2 Инструкции, "отделения через своих чинов имеют систематический надзор за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения". Была предусмотрена соответствующая структура отделений, отразившая основные направления, методы их деятельности: один отдел должен был проводить работу по выявлению преступников и их разоблачению с помощью негласной агентуры (внутреннее наблюдение) и посредством филеров - штатных чинов, специализировавшихся на велении оперативного наблюдения за лицами, заподозренными в преступлениях (наружное наблюдение); другой отдел - оперативно-регистрационное бюро - осуществлять работу по использованию в сыске достижений криминалистики.

Наружное наблюдение вели штатные сотрудники - обычно в местах скопления преступного элемента (ресторанах, трактирах, постоялых дворах, ночлежных приютах, домах терпимости, ломбардах, различных увеселительных заведениях). Внутренним наблюдением занимались секретные сотрудники (агентура), вербовавшиеся из представителей преступного мира, скупщиков краденого, хозяев воровских притонов, проституток. Кроме того, сыскная полиция пользовалась услугами лиц, которые по роду своих занятий имели возможность вести наблюдение за многими лицами, - старьевщиков, разносчиков, посыльных, дворников, извозчиков, кондукторов и других железнодорожных служащих.

Начальник Петербургского сыскного отделения <1> писал о контингенте секретных сотрудников: "Негласных агентов приходится иметь во всех слоях общества. Как при посредстве отбывших наказания за кражи и отпущенных на свободу возможно узнавать места сбыта похищенных вещей, разные воровские притоны и сборища, известные воровские клички воров и пр., так равно собирание секретных справок о разного рода личностях возможно иметь только при посредстве негласных агентов. Через них же получаются сведения о приезжающих из других городов шулерах и членах воровских и других шаек. Во всех увеселительных заведениях, гостиницах, трактирах, постоялых дворах должны быть агенты среди прислуги. Разные общественные и частные учреждения, банки, страховые общества и прочие также не могут быть оставлены без наблюдения тех же негласных агентов".

--------------------------------

<1> Кошко А.Ф. Очерки уголовного мира царской России: Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции и заведующего всем уголовным розыском империи. Репринтное воспроизведение издания 1926 - 1929 гг., Париж. М.: Столица, 1992.

 

Кроме данных наружного наблюдения и агентуры сыскные отделения использовали такие источники, как доносы (анонимные сообщения и письма), слухи, сведения, справки, полученные от лиц различных профессий как за вознаграждение, так и в силу их постоянного общения с чинами сыскной полиции.

Сыскными отделениями методы полицейской разведки использовались со значительно меньшей эффективностью, чем органами политической полиции. Такое положение, по мнению историков-юристов, было естественным и объяснялось необходимостью обеспечения безопасности царя и существующего строя, защиты их от посягательств со стороны революционеров и оппозиционных дворянских группировок. Этот приоритет и предопределял размеры финансирования, расстановку кадров и др.

В оперативно-розыскной деятельности царской России корпусом жандармов и полицией широко использовалась перлюстрация корреспонденции, которой придавали государственное значение.

Перлюстрация писем членов революционных организаций была одним из источников осведомления о том, что в их среде делается. В России к этому методу прибегали издавна. Еще при Елизавете Петровне, летом 1744 года, тогдашний канцлер Бестужев, желая раскрыть императрице глаза на интриговавшего при нашем дворе французского посла маркиза де-ля-Шетарди, доложил государыне ряд перлюстрированных донесений маркиза, в которых тот сообщал в Версаль разные сплетни и действовал, безусловно, во вред России.

Императрица вознегодовала, и 12 июня маркизу были предъявлены его перлюстрированные депеши, и он был выслан из Москвы фактически в 24 часа и, в сопровождении офицера и галопировавшего вокруг экипажа отряда драгун, был выпровожен за пределы империи.

По вступлении на престол Николая Павловича в поданной государю записке об образовании корпуса жандармов, граф Бенкендорф называет перлюстрацию "контрреволюцией" и говорит о ней следующее: "Перлюстрация корреспонденции уже есть контрполиция и наилучшая по своим несомненным средствам, которые охватывают все пространство империи. Для этого надо иметь в некоторых только пункты начальников почтовых бюро испытанной честности и усердия: как в Петербурге, Москве, Киеве, Волыни, Риге, Харькове, Одессе, Казани и Тобольске".

После убийства царя-освободителя состоялось высочайшее повеление императора Александра III, данное министру внутренних дел особым указом, о разрешении ему, в целях высшей государственной охраны, вскрывать частную корреспонденцию помимо порядка, установленного судебными уставами.

Так как почта и телеграф были подчинены министру внутренних дел, то на центральной станции в Петербурге и была организована перлюстрация некоторой корреспонденции, или, как говорила публика, черный кабинет.

До самой революции 1917 года (в Министерстве внутренних дел. - Прим. М.П.) перлюстрацией ведал один и тот же чиновник, состарившийся на своем деле и дошедший до чина действительного статского советника. Его знали лишь министр, директор Департамента полиции и очень немногие близкие им лица...

В черном кабинете письма вскрывались по адресам или по наружным признакам, а частью на ощупь, как, например, письма, присланные из-за границы, с нелегальной литературой.

Скопированные, а некоторые в подлинном виде, письма отсылались министру внутренних дел, где часть их поступала в его личное распоряжение, как, например, письма сановников и лиц, окружающих государя, часть же передавалась в Департамент полиции. Там ведал перлюстрацией специализировавшийся на том особый чиновник.

Письма участников революционного движения подвергались действиям различных кислот в целях проявления секретного текста, расшифровывались, копировались и отсылались местным розыскным органам для выяснения и дальнейших по ним мероприятий. Данные перлюстрации служили только для розыска, как добытые "негласным путем", и использованию на дознаниях не подвергались.

Распоряжениями министров внутренних дел перлюстрация была заведена и еще в нескольких пунктах империи, чем также ведали чины почтового ведомства. В крупных городах, обычно при управлениях почтово-телеграфных округов, существовали "отделы иностранной цензуры", которые и ведали перлюстрацией. В каждом таком учреждении состояло несколько человек, причем некоторые из них знали до восьми иностранных языков. Сведения, получаемые путем перлюстрации, являлись секретными. Работа велась по адресам и спискам департамента полиции <1>.

--------------------------------

<1> Дугин А.Н., Малыгин А.Я. Полиция и милиция России (очерки истории). М., 1993. С. 68.

 

Корпус жандармов перлюстрацией никогда не занимался; эта обязанность на нем не лежала, если же где-либо в провинции это делалось, то лишь по собственной инициативе и скрытно от начальства.

В перлюстрации известны случаи и злоупотреблений своим служебным положением видных деятелей МВД. Так, П.Н. Дурново <1> был освобожден от должности директора Департамента полиции за использование секретной агентуры в целях наблюдения за любовницей. Для подтверждения факта ее измены кто-то из подручных сановника выкрал любовную переписку из бразильского посольства <2>.

--------------------------------

<1> Директором Департамента полиции с 1884 по 1893 гг. был Петр Николаевич Дурново (1845 - 1915); затем - товарищ министра (1900 - 1905) и министр внутренних дел (октябрь 1905 - апрель 1906).

<2> Реент Ю.А. Указ. соч. С. 227; Бородин А.П. П.Н. Дурново: портрет царского сановника // Отечественная история. 2000. N 3. С. 49, 51; Три последних самодержавца: Дневник А.В. Богланович. М.; Л., 1924. С. 394.

 

Агентурные сведения, данные наружного наблюдения и перлюстрации являлись тремя главными источниками осведомления политической полиции. После обысков и арестов сведения эти пополнялись их результатами и показаниями арестованных. Путем сопоставления всех этих данных, путем дополнительных установок и выяснений воспроизводилась полная картина работы отдельных революционных деятелей и их организаций.

 

За рубежом

 

За рубежом в использовании полиграфа (детектора лжи) лидируют США, где на протяжении многих лет полиграф применяют как минимум четырнадцать федеральных ведомств, в том числе армия, Федеральное бюро расследований, Центральное разведывательное управление, Агентство национальной безопасности, почтовая и таможенная службы, управление по борьбе с наркотиками.

На рубеже 60 - 70-х гг. в специальной литературе США, касающейся расследования уголовных преступлений, а также деятельности спецслужб, стали публиковаться материалы об использовании с целью выяснения истины специальных приборов - полиграфов ("детекторов лжи"). При их использовании существенно упрощается раскрытие таких видов преступлений, как торговля наркотиками, должностные преступления и некоторые другие. Однако противники использования полиграфа подчеркивают, что вероятность ложной (неправильной) расшифровки результатов слишком велика (30%).

По оценке Американской ассоциации, операторов полиграфа, к середине 80-х годов федеральные органы, полиция и коммерческие компании осуществляли ежегодно около двух миллионов проверок различного целевого назначения.

Однако в 1988 году конгресс США принял закон, запрещающий частному бизнесу требовать от рабочих и служащих прохождения испытания на полиграфе. Исключениями могут являться компании, предоставляющие услуги по обеспечению безопасности и занятые производством и сбытом лекарственных препаратов. Применение полиграфа допускается также в тех случаях, когда работодатель имеет "обоснованные подозрения", что один из его работников вовлечен в преступные действия, причиняющие вред компании. Одновременно конгресс санкционировал расширение проверок на полиграфе в федеральном секторе, как в правоохранительных, так и в специальных органах. Подготовку у американских операторов полиграфа проходили сотрудники национальной гвардии Саудовской Аравии и полиции Сингапура.

В изученных зарубежных и отечественных информационных источниках не содержится указаний на правовые нормы, служащие основанием для использования полиграфа.

Судя по отдельным упоминаниям, такими основаниями могли быть решения Верховного суда США, имевшие целью заставить полицию при проведении расследования основываться на научных методах получения доказательств, активнее применять в работе достижения техники.

Японская полиция давно взяла на вооружение проверки на полиграфе и является ведущим пользователем данного метода в стране. С 1959 года результаты проверок на полиграфе принимаются в качестве доказательств в судах низшей инстанции, а к началу 70-х годов стали приниматься и верховным судом по усмотрению судьи. В этой стране полиграф рекомендуется использовать для установления достоверности заявлений мнимых потерпевших, показаний свидетелей и потерпевших. С этой целью разработана детальная методика тестов. Считается, что наиболее целесообразно применять полиграф на начальной стадии следствия. Не подлежат испытанию на нем душевнобольные, лица с повышенной чувствительностью и болезненным реагированием, больные обычными болезнями, страдающие гипертонией или гипотонией, наркоманы, лица в нетрезвом состоянии, дети и престарелые. В полиции обсуждался вопрос о включении протокола испытания на полиграфе в подтверждающие данные при запросе ордера на задержание. Одновременно обсуждался вопрос о правовой природе использования этого прибора, не нарушает ли это право подозреваемого не давать невыгодных ему показаний. Особенно большой эффект в плане раскрытия правонарушений дали результаты работы, которую провели в США специалисты фирмы TECHNICAL PLANNING по созданию анализатора голоса, способного заменить полиграф.

По оценке специалистов, к началу 70-х годов полиграф в той или иной мере использовался в Аргентине, Бразилии, Израиле, Индии, Иране, Мексике, Польше, Пуэрто-Рико, Таиланде и на Филиппинах. В Великобритании попытка узаконить использование полиграфа не увенчалась успехом: правительство Маргарет Тэтчер в апреле 1984 года приняло решение о применении полиграфа в британских спецслужбах, что вызвало открытую оппозицию рядовых и руководящих сотрудников спецслужб, а также членов Британского психологического общества и решило исход дела не в пользу правительства.

Полиграф активно используется и в Канаде. Впрочем, полученные на нем данные не принимаются в качестве доказательств в судах. Он применяется в ходе расследования преступлений, при кадровых проверках в административных органах и на производстве.

Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий за рубежом имеют свою специфику. Так, в ФРГ считается, что согласия владельца на обследование жилого помещения не требуется, если имеющиеся в распоряжении специализированного оперативного подразделения данные:

подтверждают предположение, что там находится лицо, которое должно быть доставлено в полицию в принудительном порядке или взято под стражу;

подтверждают предположение, что там находится предмет, который должен быть изъят;

указывают, что в жилом помещении находится источник нарушения общественного порядка, который по своему типу, размеру и продолжительности создает значительные помехи для соседей;

свидетельствуют о том, что осмотр жилого помещения необходим для обеспечения защиты от существующей опасности для жизни, здоровья и свободы личности или сохранности предметов, имеющих большую ценность.

В настоящее время контролируемая поставка законодательно включена в арсенал методов деятельности спецслужб и правоохранительных органов государств - участников Содружества Независимых Государств <1>.

--------------------------------

<1> В частности, в соответствии с п. "м" ч. 1 ст. 8 Закона Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности" при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также причастных к ним лиц осуществлять оперативный контроль поставок товаров, веществ и иных материальных ценностей, являющихся предметами преступной деятельности и предназначенных к провозу, вывозу или ввозу на территорию Республики Казахстан.

 

Международно-правовые основы контролируемой поставки как метода выявления российскими правоохранительными органами лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, определены в Конвенции ООН 1988 года "О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств". В ряде других международно-правовых актов, регулирующих взаимодействие государств по борьбе с преступностью, декларируется возможность применения этого метода в целях пресечения незаконного оборота не только наркотиков, но и оружия, культурных ценностей. Практическая реализация этих положений осуществляется в соответствии с национальным законодательством.

Правовой основой осуществления контролируемой поставки на территориях нескольких государств являются двух- или многосторонние договоры об оказании правовой помощи, а также межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о взаимодействии в борьбе с преступностью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 315.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...