Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 7 страница




3) установления мест нахождения лиц, скрывшихся от следствия, суда, отбывания наказания, а также без вести пропавших;

4) доказывания причастности определенных лиц к преступлению и наличия связи между соучастниками преступления <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилин Ю.В., Дубоносов Е.С. Указ. соч. С. 40 - 41.

 

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы в соответствии с п. 7 ст. 186 УПК РФ следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

 

Прослушивание телефонных переговоров, как правило, сопровождается фиксацией получаемой информации на магнитные носители и оформляется справкой оперативно-технического подразделения с приложением к ней материалов аудиозаписи.

Материалы, полученные в результате оперативно-розыскной звуко-, видеозаписи, фотосъемки и введенные в уголовный процесс, являются вещественными доказательствами. В отличие от иных документов такие материалы незаменимы, поскольку не только несут в себе информацию о непосредственно записанном на пленке или изображенном на фотографии, но теснейшим образом связаны также с обстоятельствами их получения, которые имеют значение доказательственных фактов. Как и любое другое вещественное доказательство, эти материалы должны быть осмотрены (включая прослушивание и фиксацию их содержания в протоколе следственного действия), при необходимости проверены посредством судебной экспертизы и в случае признания вещественными доказательствами приобщены к делу особым постановлением.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" <1> определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве. Данным Законом закреплены профессиональные и квалификационные требования к эксперту, его права и обязанности, производство экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении. В контексте рассматриваемого вопроса значимость этого Закона заключается в том, что он, имея отношение ко всем видам судебных экспертиз, регламентирует проведение, в том числе и судебно-фоноскопических экспертиз, назначаемых по итогам контроля и записи телефонных и иных переговоров.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 28.06.2009).

 

В п. 7.4 Обзора судебной практики по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2012 г. <1> указывается:

--------------------------------

<1> Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2012 г.

 

"Доказательствами по уголовным делам в сфере незаконного оборота наркотических средств в том числе могут быть заключения и показания экспертов, проводивших фоноскопические экспертизы образцов голосов лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.

Следователь получает образцы для сравнительного исследования на основании ст. 202 УПК РФ и в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса.

В случаях, когда возникает необходимость в получении образцов голосов подозреваемых, обвиняемых, отказавших в даче образцов для сравнительного исследования, следователь может использовать имеющиеся в материалах уголовного дела так называемые свободные (например, имеется аудио-, видеозапись лица до его задержания, приобщенная к материалам дела в качестве вещественного доказательства) или условно свободные (например, полученные во время проведения следственных действий, таких как проверка показаний на месте, очная ставка, допрос, фиксировавшихся с помощью аудио-, видеозаписи) образцы голоса.

Если образец голоса подозреваемого, обвиняемого получен в ходе проводимого оперативно-розыскного мероприятия до передаче уголовного дела следователю, оперативно-розыскным органам следует установить (идентифицировать) и документально зафиксировать принадлежность голоса данному лицу.

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся на основании положений Федерального закона Российской Федерации от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе с учетом положений о соблюдении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.

Для признания заключений экспертов по результатам фоноскопических экспертиз допустимыми доказательствами передача образов для сравнительного исследования должна производиться в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона, на основании постановления следователя, в котором должны содержаться сведения об обстоятельствах получения образцов голосов.

Также учитываются положения ст. 89 УПК РФ о том, что в процессе доказывания запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Органы, проводившие оперативно-розыскное мероприятие, в результате которого получены образцы, представляют результаты мероприятия дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России, ФСБ России, ФСИН России, ФСКН России и др. от 17 апреля 2007 г.".

В отношении хранения информации полученной в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, то в п. 1 ст. 82 УПК РФ "Хранение вещественных доказательств" говорится: "Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей...". В отношении документов в п. 2 ст. 86 УПК РФ указывается: "Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств".

Фонограмма в соответствии с п. 8 ст. 186 УПК РФ в полном объеме приобщается к уголовному делу на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (ред. от 30.12.2001).

 

Во исполнение ФЗ "О связи" и Закона РФ "О защите прав потребителей" <1> Правительство РФ приняло Постановление от 18 мая 2005 г. N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" <2>, где в п. 143 говорится: "В случае нарушения оператором связи тайны телефонных сообщений и требований об ограничении распространения сведений об абоненте-гражданине, ставших ему известными в силу исполнения договора, оператор связи по требованию абонента возмещает причиненные этими действиями убытки, а также моральный вред".

--------------------------------

<1> Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 23.11.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010); Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации".

<2> Постановление Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" (ред. от 10.03.2009).

 

Необходимо отметить, что кроме традиционной проводной телефонной связи, все большее распространение получает сотовая связь. Развитие информационных и коммуникационных технологий в России идет стремительными темпами. Уже сегодня Россия - один из мировых лидеров по количеству абонентов сотовой связи. По данных аналитической компании AC&M Consulting, в январе 2007 года в нашей стране было более 150 миллионов мобильных телефонов при численности населения 143 миллионов человек.

Впрочем, это не означает, что у всех россиян есть сотовые телефоны: ведь среди этих 150 миллионов некоторые из контрактов уже разорваны за неуплату, а многие деловые люди предпочитают иметь сразу два сотовых телефона - личный и рабочий. По этому аналитики склоняются к мнению, что реальное количество владельцев хотя бы одного работающего мобильного телефона колеблется между 97 и 108 миллионами человек, что соответствует 68 - 76 процентам проникновения.

Но даже этот показатель выводит Россию в число стран с наибольшим количеством абонентов сотовой связи. Впереди нас только полуторамиллиардный Китай с 450 миллионами абонентов, США и Индия, где живет около 230 и 110 миллионов абонентов соответственно. Впрочем, не стоит забывать, что и в упомянутых странах официальная статистика <1> не учитывает заблокированные контракты, поэтому их реальный отрыв от России может быть и меньше.

--------------------------------

<1> Николаев А. Технопарк с идеями // Рос. газ. 2007. 14 марта. N 51; Богданов В. Третий лишний в телефоне // Рос. газ. 2010. 27 июля. N 164.

 

За всю историю сотовой связи в России дополнительное шифрование отключалось трижды. Впервые это было связано с событиями 23 - 26 октября 2002 года (захват в театральном центре на Дубровке в г. Москве более 700 заложников) и напрямую отразилось на мониторах большинства мобильных аппаратов. Там появились новые, невиданные до этого значки, которые обозначают лишь то, что операторы отключили шифрование разговоров. Причина - обеспечение Системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Сотовыми телефонами пользовались террористы и их сообщники в городе. Для ускорения процесса считывания телефонных разговоров компании "МТС", "Билайн", "Мегафон" перевели сотовые сети на упрощенное кодирование сигнала. В результате этих мероприятий удалось поймать пособника террористов и прослушать разговоры самих бандитов с зарубежными и российскими абонентами.

Второй раз шифрование отключалось во время саммита глав государств в Санкт-Петербурге. Третий случай произошел вечером 8 июля 2003 года, когда по указанию Министерства РФ по связи и информации все операторы сотовой связи стандарта GSM отключили режим защиты от прослушивания звонков для своих абонентов в Москве и Подмосковье. Сделано это было сроком на одни сутки по просьбе силовых структур, занимавшихся поиском террористов, организовавших взрыв на концерте "Крыльев", а также для пресечения новых возможных террористических актов. Мера, по уверениям операторов сотовой связи, "осуществлена в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и не влияет на уровень предоставляемого абонентам компании сервиса".

Так как одновременно прослушать четыре с лишним миллиона московских абонентов было физически невозможно, прослушивание включалось автоматически, если "в эфире" прозвучат какие-либо ключевые слова. Список таких слов был неизвестен никому из посторонних.

Одна из проблем Федеральной службы исполнения наказаний - незаконное использование мобильных телефонов лицами, содержащимися в следственных изоляторах. В целях борьбы с этим явлением в трех столичных изоляторах стало использование широкополосных генераторов помех ("глушилок"). В результате в радиусе полутора километров перестали работать все средства связи и автомобильные сигнализации. Кроме этого, от этих генераторов исходит вредное для людей (как работающих в СИЗО, так и содержащихся там) излучение. Ведущие компании сотовой связи обвиняют ФСИН России в том, что она самовольно закрыла чужой эфир, из-за которых замолчали телефоны не только в СИЗО, но и свободных граждан. В мертвую зону попали жители ближайших к изоляторам районов. При всеобщей "мобилизации" населения проблема в одночасье превратилась в глобальную. Ведь для многих мобильный телефон гораздо важнее домашнего, рабочего и любого другого. Частные компании встали на защиту своих клиентов (или своих интересов) и подали жалобу в Россвязьнадзор как контролирующий орган <1>.

--------------------------------

<1> Баршев В., Куликов В. Молчать, когда "Бутырка" разговаривает! // Рос. газ. 2005. 16 фев. N 31.

 

Во Владимире ФСИН России проводит испытание более современной аппаратуры, которая не глушит эфир, но, по словам инженеров, способна обнаруживать все телефоны, даже не включенные <1>.

--------------------------------

<1> Куликов В. Игра в sim-карты // Рос. газ. 2010. 9 апр. N 75.

 

Одна из современных проблем в нашей стране - хищение. По статистике МВД каждая пятая кража - это кража мобильного телефона. Такая картина обусловлена тем, что сотовые телефоны можно легко украсть и легко продать. Такая проблема не только в нашей стране, но и в ближнем зарубежье. В большинстве стран мира воровать мобильные телефоны бессмысленно. В их сотовой сети существует так называемый IMEI-контроль. Это слово переводится как международный идентификатор мобильного оборудования. IMEI - это уникальный номер. Он состоит из 15 цифр. Подобный номер присвоен каждому аппарату и запрограммирован компанией-производителем. В мире нет двух сотовых телефонов с одинаковым IMEI.

Если телефон похищен, то владелец обращается к оператору, который легко определяет этот самый мобильный аппарат, включая процедуру идентификации IMEI. И телефон отключается навсегда. Оператор сотовой связи блокирует в своих сетях работу похищенного аппарата. А сам телефон попадает в "черный список" <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Мобильник в режиме молчания // Рос. газ. 2008. 20 мая. N 106.

 

Снятие информации с технических каналов связи - это негласное получение (перехват) информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и др.).

Данное ОРМ ограничивает конституционные права граждан, предусмотренные ст. 23 Конституции РФ, поэтому его применение также носит ограниченный характер, требующий судебного решения. В качестве субъектов данного оперативно-технического мероприятия законодатель установил ФСБ России, МВД России и ФСКН России. Тактика, методика и порядок снятия информации с технических каналов связи <1> регламентируется их специальными межведомственными и ведомственными правовыми нормативными актами.

--------------------------------

<1> Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю. Об истории возникновения и регламентации оперативно-розыскных мероприятий на технических каналах связи // История государства и права. 2006. N 5; Медведев В.Н. Объективная необходимость снятия информации с технических каналов связи в целях борьбы с преступностью // Правовые вопросы связи. 2007. N 1.

 

В соответствии с Перечнем оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденным Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 <1>, данное оперативно-розыскное мероприятие имеют право проводить:

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России".

 

"1. Подразделения уголовного розыска.

2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

3. Подразделения собственной безопасности.

4. Подразделения по противодействию экстремизму.

5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы.

6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

7. Оперативно-поисковые подразделения.

8. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения).

9. Межрегиональные оперативно-розыскные отделы (отделения) территориальных органов МВД России на окружном уровне".

Проведение рассматриваемого мероприятия может осуществляться и гласно (для одной из сторон участвующей в получении информации) с привлечением при необходимости лиц, оказывающих содействие в снятии информации и необходимых специалистов.

Как утверждают в агентстве безопасности, телефонная линия - наиболее удобный и при этом самый незащищенный источник связи между людьми. Поэтому до сих пор прослушивание телефонных переговоров - самый распространенный способ несанкционированного перехвата информации. Если злоумышленник наметил "объект" для наблюдения, то первым делом он попробует внедриться в его телефонные переговоры <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Прижучили // Рос. газ. 2007. 11 сент. N 200.

 

Результаты снятия информации с технических каналов связи оформляются справкой или рапортом сотрудника оперативного подразделения и вместе с приложением в виде различных физических носителей приобщаются к делам оперативного учета. Полученные результаты могут быть впоследствии представлены и следователю для использования в процессе доказывания по уголовным делам, при отсутствии в них сведений, составляющих государственную тайну.

Один из самых распространенных способов вымогательства денег на сегодняшний день - вымогательства с использованием компьютерных технологий. Так, например, компьютерные преступники блокировали английские серверы и каждый раз требовали от их владельцев по 40 тысяч долларов США. В состав преступной группировки входили жители различных городов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Балакова. Преступники действовали по транснациональной схеме: хакеры в России, оружие-серверы, с которых производили атаки, в Америке, жертвы в Англии, деньги переводились через Латвию. Шесть человек охватили практически половину земного шара.

Хакеры разработали достаточно мощную трехуровневую систему своей защиты. Уже после второго уровня обнаружить преступников практически невозможно.

Оперативное внедрение - способ получения информации путем установления доверительных отношений между должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (штатными негласными сотрудниками), выступающих под легендой, или граждан, оказывающим им содействие на конфиденциальной основе, и лицами, подозреваемыми в преступлениях, совершаемых организованными преступными группами <1>.

--------------------------------

<1> Блинова Е.А. Особенности правовой защиты лиц, участвующих в оперативном внедрении // Российский следователь. 2008. N 17; Мерецкий Н.Е. Криминалистика и оперативно-тактические комбинации: Науч.-практ. пособие. М.: Юрлитинформ, 2007.

 

Закон об ОРД "оперативное внедрение" относит к компетенции всех органов, субъектов оперативно-розыскной деятельности. Объектами оперативного внедрения являются представляющие повышенную общественную опасность устойчивые преступные формирования лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений (п. п. 4, 5 ст. 15 УК РФ):

группы лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ);

организованные группы (ч. 3 ст. 35 УК РФ);

банды (ч. 1 ст. 209 УК РФ);

преступные сообщества (преступная организация) (ч. 4 ст. 35 и ст. 210 УК РФ);

незаконные вооруженные формирования (см. ст. 208 УК РФ);

организации, используемые ими в качестве прикрытия для ведения преступной деятельности и (или) осуществляющие вспомогательные функции;

формирования, планирующие осуществление насильственного захвата власти или насильственное удержания власти, изменения конституционного строя или вооруженного мятежа (см. ст. ст. 278 - 279 УК РФ).

В процессе оперативного внедрения на основании п. 4 ст. 15 Закон об ОРД оперативными работниками могут в целях конспирации использоваться документы, зашифровывающие их личность, а также ведомственную принадлежность предприятий, помещений и используемых транспортных средств.

Лица, внедренные в преступные формирования, могут имитировать преступную деятельность, при этом на основании ч. 4 ст. 16 Закона об ОРД допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга.

Организация и тактика оперативного внедрения регламентируется специальными ведомственными нормативными правовыми актами с грифом "секретно" или "сов. секретно".

В соответствии с Перечнем оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденным Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 <1>, данное оперативно-розыскное мероприятие имеют право проводить:

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России".

 

"1. Подразделения уголовного розыска.

2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

3. Подразделения собственной безопасности.

4. Подразделения по противодействию экстремизму.

5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы.

6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

7. Оперативно-поисковые подразделения.

8. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения).

9. Межрегиональные оперативно-розыскные отделы (отделения) территориальных органов МВД России на окружном уровне".

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

План оперативного внедрения готовится исходя из анализа данных о деятельности организованной преступной группы, оценки оперативной обстановки и наличия необходимых возможностей для ее осуществления. В случае участия в этом нескольких правоохранительных органов, существенных финансовых расходов и других обстоятельств план представляется на утверждение руководителей соответствующих ведомств. На финансовые расходы целесообразно составлять смету, которая визируется в соответствующем финансовом органе.

Операции по внедрению, затрагивающие интересы других правоохранительных органов и спецслужб России, готовятся и проводятся в рамках соглашений между ними, а также протоколов к ним. Внедрение в международные организованные преступные группы, затрагивающие интересы других государств, готовятся и проводятся в рамках международных соглашений о совместных мерах в борьбе с преступностью.

Оперативное внедрение может быть кратковременным или долговременным. Долговременное оперативное внедрение осуществляется, как правило, в целях разоблачения деятельности организованных преступных формирований.

В практической деятельности правоохранительных органов документам, содержащим конкретные материалы о подготовке и проведении операции по внедрению, присваивается гриф "совершенно секретно". Как правило, материалы этих операций сосредоточиваются в делах оперативного учета, порядок ведения и документального оформления которых регламентируются соответствующими ведомственными нормативными актами. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ст. 21 Закона об ОРД сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

С учетом соблюдения ФЗ "О государственной тайне", ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводств", ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и др. федеральных законов и нормативно-правовых актов, могут выступать в качестве свидетелей в уголовном процессе.

Результаты внедрения докладываются рапортом начальнику органа, утвердившему постановление о его проведении или сообщением лиц, оказывающих конфиденциальное содействие в данном ОРМ.

Контролируемая поставка. Согласно Венской конвенции ООН <1>, "контролируемая поставка означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств, психотропных веществ, веществ, включенных в Таблицу 1 или в Таблицу 2, которые содержатся в приложении к Конвенции или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором их компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в совершении правонарушений, признанных таковыми в соответствии с п. 1 ст. 3 Конвенции".

--------------------------------

<1> Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вена, Австрия, 20.12.1988. Пункт "g" ст. 1, ; ст. 3, ст. 11.

 

Следующим международно-правовым актом, предусматривающим использование метода контролируемых поставок и дающим определение данному оперативно-розыскному мероприятию, является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятой в Палермо (Италия) 12 - 16 декабря 2000 года, которая ратифицирована Россией в 2004 году <1>. В п. "i" ст. 2 говорится: "...контролируемая поставка означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления". При этом "государства-участники рассматривают вопрос о применении практически возможных мер по выявлению перемещения наличных денежных средств и соответствующих оборотных инструментов через их границы и по контролю за таким перемещением при условии соблюдения гарантий, направленных на обеспечение надлежащего использования информации, и не создавая каких-либо препятствий перемещению законного капитала. Такие меры могут включать требование о том, чтобы физические лица и коммерческие организации сообщали о трансграничных переводах значительных объемов наличных денежных средств и передачах соответствующих оборотных инструментов" (п. 2 ст. 7).

--------------------------------

<1> Помимо самой Конвенции ООН, одновременно были подписаны два протокола к ней: о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху.

 

На практике такой контроль со стороны органов, уполномоченных на осуществление ОРД, проводится в рамках специальной операции в порядке, предусмотренном Закон об ОРД, другими законами и иными нормативными правовыми актами <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 22 декабря 2009 г. N 247 "Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации".

 

В соответствии с Перечнем оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденным Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 <1>, данное оперативно-розыскное мероприятие имеют право проводить:

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России".










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...