Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 5 страница




1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилое помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи".

При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие свою личность. При таком обследовании обязательно участие представителя организации, от имени которой оно проводится.

Негласному обследованию, проводимому в тайне от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, присуща особая процедура, предусмотренная ведомственными нормативными актами.

Негласное обследование, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД допускается только на основании судебного решения и при наличии информации. О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утверждаемое руководителем оперативного аппарата УВД области (края). Такое обследование ведут специальные оперативно-технические подразделения органов, осуществляющих ОРД с участием инициаторов мероприятия.

Следственное действие - осмотр и порядок его производства - регламентируется ст. ст. 176, 177, 178 УПК РФ.

Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов, установление химических ловушек и создание других условий для следообразования. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускается в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление на проведение мероприятия.

Результаты обследования оформляются справкой или рапортом оперативного работника либо актом должностного лица других ведомств, принимавшего участие в зашифрованном обследовании, которые могут приобщаться к материалам уголовного дела. Справка о результатах обследования, проводимого оперативно-техническим подразделением, хранится в материалах оперативно-розыскного производства.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это разведывательный способ (метод), свойственный только ОРД правоохранительных органов, а также оперативной деятельности спецслужб (разведки, контрразведки и др.) получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного (для адресата) обнаружения и изучения содержания корреспонденции и почтовых отправлений (именуемое специальным термином - "перлюстрация корреспонденции" - ПК).

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - мероприятие, которое ограничивает конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (п. 2 ст. 23 Конституции РФ). Контролю подвергается корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая от определенного адресата. Решение об осуществлении контроля почтовой корреспонденции принимается при наличии оснований полагать, что в адрес конкретного лица или в абонентный ящик "до востребования" может поступить почтовое отправление, содержащее информацию либо предметы (в посылке, бандероли), денежные переводы, иная корреспонденция, передаваемая по системе почтовой связи, которые имеют значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Закон об ОРД (п. 1 ч. 1 ст. 15) разрешает оперативно-розыскному органу прерывание предоставления услуг связи, если в результате просмотра почтового отправления выявится непосредственная угроза жизни, здоровью конкретного лица или государственной, военной, экономической, экологической безопасности Российской Федерации. Из данного указания Закона следует, что почтовые отправления могут быть задержаны. Согласно тому же Закону в названных случаях обнаруженные при просмотре почтовых отправлений предметы, материалы, сообщения, свидетельствующие о возникновении угрозы, о которой идет речь, могут изыматься.

В Законе об ОРД оговорены определенные обстоятельства, касающиеся данного оперативно-розыскного мероприятия.

Во-первых, законодатель ввел дополнительные основания для ограничения на тайну переписки (ч. ч. 2, 3 ст. 8 Закона об ОРД).

Во-вторых, объектом данного ОРМ не могут быть лица, сбор сведений о которых оперативно-розыскным путем осуществляется в профилактических целях (ч. 8 ст. 8 Закона об ОРД), а также лица, пользующиеся правовым иммунитетом в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД).

В-третьих, субъектом данного ОРМ в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД является ФСБ России. Детализация этой нормы имеется в п. 1 Указа Президента РФ <1>, где сказано, что контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на органы ФСБ России.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств".

 

Так как данное ОРМ относится к наиболее сложным и дорогостоящим оперативно-техническим мероприятиям, то в соответствии с межведомственным соглашениями ФСБ России и другими органами, осуществляющими ОРД, оно проводится на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем правоохранительного органа.

В инструкции МВД России по организации и тактике оперативно-розыскной деятельности правом вынесения такого постановления наделены следующие должностные лица:

1) в МВД России - министр внутренних дел и его заместители, ведающие оперативно-розыскной деятельностью; начальники главных управлений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их заместители;

2) в МВД, ГУВД, УВД - министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД и их заместители, ведущие оперативно-розыскную деятельность;

3) в городских, районных, линейных органах - начальники этих органов и их заместители, ведущие оперативно-розыскную деятельность.

Согласно ч. 5 ст. 6 рассматриваемого Закона проведение данного оперативно-розыскного мероприятия возможно при участии специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, так как объекты оперативно-розыскной деятельности в качестве защитного приема от контроля почтовых отправлений могут использовать кодирование, зашифровку текста и т.п.

В-четвертых, в ст. 9 Закона об ОРД установлена процедура подготовки и санкционирования контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Ее нарушение влечет за собой ответственность по ст. 138 УК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений" УК РФ (ред. от 07.03.2011 N 26-ФЗ).

 

Проведение контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, допускается только на основании судебного решения. Для получения судебного решения необходимо мотивированное постановление соответствующего руководителя органа внутренних дел.

В соответствии с Перечнем оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденным Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 <1>, данное оперативно-розыскное мероприятие имеют право проводить:

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России".

 

"1. Подразделения уголовного розыска.

2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

3. Подразделения собственной безопасности.

4. Подразделения по противодействию экстремизму.

5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы.

6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

7. Оперативно-поисковые подразделения.

8. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения).

9. Межрегиональные оперативно-розыскные отделы (отделения) территориальных органов МВД России на окружном уровне".

По вопросам связи был принят ряд нормативных правовых актов <1>. Тайна связи регламентирована ст. 63 Федерального закона "О связи" <2>, в которой говорится:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (ред. от 28.06.2009); Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (ред. от 25.12.2012); Указ Президента РФ от 8 июля 2003 г. N 759 "Об утверждении Положения о президентской связи" (ред. от 19.03.2007); Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи" (ред. от 10.03.2009); Постановление Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" (ред. от 10.03.2009); Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"; Федеральный закон от 14 февраля 2010 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам связи"; Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О связи".

<2> Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (ред. от 25.12.2012).

 

"1. На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.

Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.

3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами".

В этом же Законе предусмотрена обязанность операторов связи в оказании помощи следственным органам и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Так, в ст. 64 "Обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении следственных действий" указывается:

"1. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач, в случаях, установленных федеральными законами.

2. Операторы связи обязаны обеспечить реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

3. Приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности.

Операторы связи обязаны возобновить оказание услуг связи на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.

4. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. При проведении уполномоченными государственными органами следственных действий операторы связи обязаны оказывать этим органам содействие в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства".

Ряд положений ст. 64 были более детализированы Постановлением Правительства РФ N 538 от 27 августа 2005 года <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность" (ред. от 13.10.2008).

 

В соответствии с статьей 44 данное Постановление утвердило Правила оказания услуг телеграфной связи:

"п. 8. Оператор связи обязан обеспечивать соблюдение тайны телеграфной связи и принимать все возможные совместимые с применяемой системой телеграфной связи меры с целью обеспечить соблюдение тайны передаваемых текстовых сообщений. Пользователям гарантируется соблюдение тайны текстовых сообщений, передаваемых по сетям телеграфной связи. Ограничение права на тайну текстовых сообщений допускается только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

п. 9. Ознакомление третьих лиц с текстовыми сообщениями телеграфной связи осуществляется только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям телеграфной связи текстовых сообщениях, а также сами эти сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам (их уполномоченным представителям), если иное не предусмотрено федеральными законами".

В Федеральном законе от 26 июля 2006 года N 132-ФЗ "О связи" в ст. 1 и ст. 2 были сделаны дополнения о предоставлении операторами связи информации, связанной для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Министерством связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) РФ был издан Приказ от 19 мая 2009 г. N 65 <1>, пункты 2 - 7 которого гражданин П.И. Нетупский оспаривал в Верховном Суде Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Приказ Минкомсвязи РФ от 19 мая 2009 г. N 65 "Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий"; Исайков В. Тайное не станет явным // Рос. газ. 2009. 14 сент. N 171.

 

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений может иметь длящийся (в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона об ОРД до 6 месяцев) и разовый характер.

Негласное вскрытие почтовых отправлений оперативный работник МВД России в случае необходимости ведет с участием специалиста оперативно-технического подразделения органа внутренних дел.

При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержимое посылок, отбираются образцы для исследования.

В соответствии с Инструкцией по организации и тактике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при осуществлении разового контроля почтовых отправлений оперативный работник обеспечивает:

1) сохранение в тайне факта контроля;

2) сохранность почтового отправления;

3) неразглашения сведений, содержащихся в почтовом отправлении;

4) реализацию результатов контроля почтовых отправлений в случаях обнаружения в них оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств, наркотических и отравляющих веществ. Порядок реализации материалов оперативный работник определяет по согласованию с руководителем органа внутренних дел, вынесшим постановление на проведение контроля.

Результаты разового контроля почтовых отправлений оформляются рапортом (справкой) оперативного работника.

Контроль почтовых отправлений осужденных - это разновидность контроля почтовых отправлений, организуемого согласно уголовно-исполнительному законодательству.

В УИК РФ законодатель предусмотрел ст. 91 "Переписка осужденных к лишению свободы, получение и отправление денежных переводов", в которой прежде всего говорится о том, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества.

Федеральный закон от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ <1> внес изменения в ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, изложив ее в следующей редакции:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (ред. от 30.12.2001).

 

Статья 91. Переписка осужденных к лишению свободы, получение и отправление денежных переводов

1. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества.

2. Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя (в ред. Федеральных законов от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ).

3. Переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными, не являющимися родственниками, допускается с разрешения администрации исправительного учреждения.

4. Осужденные вправе получать денежные переводы, а также отправлять денежные переводы близким родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения - иным лицам за счет средств, находящихся на их лицевых счетах (в ред. Федерального закона от 03.04.2006 N 46-ФЗ).

Рассматриваемое мероприятие в местах лишения свободы осуществляется специальным сотрудником - цензором, который вправе:

вести учетно-адресную картотеку на осужденных, а также специальные журналы;

собирать письма, отправляемые осужденными, осуществляя выемку корреспонденции из специальных почтовых ящиков, устанавливаемых в общедоступных местах исправительных учреждений;

проверять и изучать корреспонденцию осужденных перед ее отправкой для обнаружения тайнописи, шифров, кодов, подозрительных отметок в тексте, замаскированных вложений и т.п. Для этого цензор оснащается специальными техническими приспособлениями и имеет отдельное помещение для работы;

своевременно отправлять корреспонденцию осужденных по ее назначению;

получать корреспонденцию, адресованную осужденным, проверять и изучать ее в вышеуказанных целях;

документально оформлять факты уничтожения корреспонденции осужденных, не подлежащих вручению им.

Эффективность данного мероприятия зависит от добросовестности цензора, его профессиональной подготовленности и характера взаимоотношений с сотрудниками оперативного подразделения. Если эти условия обеспечиваются, то в оперативный аппарат поступает информация о настроениях осужденных, их намерениях, об имевших место нарушениях режима и преступлениях, об их причастности к ранее нераскрытым преступлениям, о действующих в местах лишения свободы нелегальных каналах связи с окружением осужденных вне учреждений отбывания наказания, через которые осуществляется транспортировка денег, спиртного, наркотиков, оружия и т.п.

Прослушивание телефонных переговоров. В комментариях к уголовно-процессуальному законодательству под телефонными переговорами понимаются переговоры по городской, междугородней и международной телефонной связи, а также радиотелефонной и радиорелейной, высокочастотной и космической связи.

Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) заключается в негласном слуховом контроле с помощью технических средств переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи или односторонних сообщений и, как правило, их фиксацией в целях получения звукозаписи (фонограммы) обнаружения сведений о преступной деятельности лица, объекта оперативной заинтересованности, выявления его связей и получения информации, способствующей решению задач оперативно-розыскной деятельности <1>, которая в определенном порядке может быть представлена следователю, прокурору и суду и признана вещественным доказательством по делу.

--------------------------------

<1> Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". 7-е изд., перераб. и доп. М.: ИД Шумиловой И.И., 2007.

 

Вместе с тем следует иметь в виду, что это вещественное доказательство особого рода - производное от устных переговоров, записанных на пленку. Поэтому в силу принципа непосредственности исследования доказательств и для проверки обстоятельств получения звукозаписи необходимо получить также показания хотя бы одного из лиц, участвовавших в телефонных переговорах, если этот источник достижим. Для проверки звукозаписи может быть проведена фоноскопическая (фонографическая) экспертиза.

В конституционной теории и практике общепризнано, что ограничение гражданских прав и свобод правомерно в условиях чрезвычайного положения (межнациональные конфликты, стихийные бедствия, эпидемии и т.п.). Введение режима чрезвычайного положения согласно ч. 1 ст. 56 Конституции РФ может повлечь за собой ограничение отдельных личных прав и свобод человека и гражданина, к которым относится и право на тайну телефонных переговоров.

Конституция РФ, предусматривая, что ограничение права на тайну телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23), и устанавливая запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24), исходит из необходимости защиты прав личности.

Указанное конституционное положение является реализацией закрепленного в ст. 9 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., права на тайну телефонных переговоров и иных сообщений. В Декларации особо отмечено, что ограничение этого права допускается в соответствии с законом только на основании судебного решения.

Судебный контроль, таким образом, отнесен Конституцией Российской Федерации к числу гарантий, препятствующих необоснованным ограничениям такого права человека и гражданина, как право на тайну телефонных переговоров.

Вместе с тем судебная процедура ограничения права на тайну телефонных переговоров имеет целью обеспечение интересов общества и государства, составляющих в единстве с интересами личности совокупность национальных интересов России. Этим обусловливается обязанность судьи, рассматривающего ходатайство органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о производстве действий, связанных с ограничением права на тайну телефонных переговоров, подходить к оценке представляемых в таких случаях материалов ответственно и всесторонне. При недостаточной обоснованности ходатайства судья может затребовать дополнительные сведения, но не вправе отказать в рассмотрении материалов об ограничении названного конституционного права. Судья также обязан не допускать сужения сферы судебного контроля, субъективно оценивая фактические данные, влекущие необходимость получения судебного решения относительно производства соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.

Наделение суда полномочием осуществлять независимую оценку действий правоохранительных органов, связанных с ограничением конституционных прав граждан, создает дополнительные условия защиты этих прав. Поэтому полнота использования данного полномочия является важнейшей предпосылкой упрочения норм жизни правового государства. Конституция РФ, устанавливая основания применения судебного контроля, определяет его основные параметры, исключающие возможность как суженного, так и расширительного истолкования его предмета и сферы действия.

Право каждого на тайну телефонных переговоров по своему конституционному правовому смыслу предполагает комплекс действий по защите информации, получаемой по каналам телефонной связи, независимо от времени поступления степени полноты и содержания сведений, фиксируемых на отдельных этапах ее осуществления. В силу этого информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими на территории РФ законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные с входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения, иное означало бы несоблюдение требования статьи 23 (ч. 2) Конституции Российской Федерации о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров, только на основании судебного решения. Об этом же говорится и в п. 3 ст. 63 Федерального закона "О связи" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (ред. от 25.12.2012).

 

Что касается судей, уполномоченных санкционировать ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, то в соответствии со ст. 9 Закона об ОРД рассмотрение соответствующих материалов возложено на "уполномоченного на то судью". Конституционный Суд РФ разъяснил, что рассматривать оперативно-служебные материалы полномочен любой судья, участвующий в уголовном судопроизводстве.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...