Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 4 страница




самим оперативным работником либо иными лицами, действующими по его поручению.

Электронное наблюдение, основанное на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудниками специальных оперативно-технических подразделений правоохранительных органов. Электронное наблюдение может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.

В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица в определенный промежуток времени.

Наблюдение - оперативно-розыскное мероприятие ограниченного использования. Оно может осуществляться по решению руководителя оперативного аппарата УВД области (края), как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений.

Следователь вправе, в частности, поручить проведение наблюдения за обвиняемым (подозреваемым), если есть основания полагать, что он встречается с не установленными или находящимися в розыске соучастниками. Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может проводиться только на основании решения судьи.

В процессе наблюдения могут проводиться негласные фото-, кино- или видеосъемки. Организация и тактика наблюдения специально уполномоченными на это мероприятие подразделениями, порядок оформления полученных результатов регламентируются ведомственными нормативными актами МВД России.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются справкой с приложением полученных фотографий, кинопленок или видеокассет. Эти материалы в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД могут передаваться следователю либо судье, в чьем производстве находится уголовное дело. Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, используются только для решения задач ОРД <1>.

--------------------------------

<1> Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2004. С. 35 - 36.

 

В настоящее время особенно актуальным, в связи с почти ежедневной угрозой терроризма, стало использование видеокамер на вокзалах. Кроме того, видеотехника помогает сотрудникам транспортной полиции следить за порядком, бороться с кражами личного имущества. Все что отслеживают видеокамеры, записывается и хранится 10 суток. Такие видеозаписи впоследствии используются для расследования преступлений и уличения виновных в преступной деятельности.

Согласно статистике, 30 процентов преступлений в Москве происходят в подъездах многоквартирных домов. Пытаясь обезопасить жилые дома, столичные власти еще в 2000 году приняли решение об установке в них системы видеонаблюдения.

По мнению прокурора Москвы Сергея Куденеева, все чаще в поимке преступников помогают видеокамеры. Например, в 2012 году на Казанском вокзале тестируется новая видеосистема. По всему периметру залов установлено 170 камер видеонаблюдения и почти 90 серверов обработки данных. Эта система способна идентифицировать в толпе лицо гражданина из базы розыска и "вести" его от одной камеры до другой.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, с 1 апреля 2012 года начнется установка новых видеокамер в подъездах и дворах жилых домов в рамках госпрограммы "Безопасный город на 2012 - 2016 годы". В 2012 году заработал единый центр хранения данных, полученных со всех объектов видеонаблюдения. В январе началось оборудование видеонаблюдением 800 площадей, улиц и других общественных мест - в 25 раз больше, чем было <1>. К единому центру хранения и обработки данных Москвы подключено уже 1280 камер. Ими оборудовали площади, улицы города, территории возле станций метро. До конца 2012 года планируется установить еще 1200 камер. Еще 8 тысяч видеокамер заработали во дворах и 44 тысячи - подъездах <2>.

--------------------------------

<1> Игнатова О. Увидеть преступника // Рос. газ. 2012. 17 янв. N 7.

<2> Игнатова О. Преступник камеры не минует // Рос. газ. 2012. 7 июля. N 165.

 

Для эффективной борьбы с терроризмом в 2010 году в ст. 138 УК РФ была дополнена часть 3, которая стала включать и приобретение специальных технических средств. Под эту статью стали попадать не только радиолюбители, которые конструировали для своих детей игрушки, но и сотрудники охранных предприятий, которые устанавливали видеокамеры в приемных государственных учреждениях. Суды придерживаются обвинительной стратегии и используют неопределенность понятий указанной статьи для ее расширительного толкования <1>. В связи с этим 31 марта 2011 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части третьей статьи 138 УК РФ <2>. Фабула дела такова, что по мнению следствия, гражданин приобрел специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, а именно два технических изделия, представляющие собой устройства для осуществления видеонаблюдения, закамуфлированные под бытовые предметы (авторучки), с помощью которых возможно получение цветного изображения и звукового сопровождения в виде компьютерного файла, а также цветных фотоснимков, и сбыл эти технические средства гражданину С...

--------------------------------

<1> Богданов В. Шпионские штучки // Рос. газ. 2010. 11 сент. N 205.

<2> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности части третьей статьи 138 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.В. Капорина, И.В. Коршуна и других".

 

По данному делу Конституционный Суд РФ постановил: "Конституционно-правовой смысл положения части третьей статьи 138 УК Российской Федерации, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное истолкование этого положения в правоприменительной практике.

3. Правоприменительные решения по делам граждан С.В. Капорина, И.В. Коршуна, С.В. Миронова, Ц.И. Соловьева и А.Г. Трубина, если они основаны на положении части третьей статьи 138 УК Российской Федерации в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке"...

 

В дореволюционной полиции России

 

Наблюдение, как оперативно-розыскной метод очень широко использовался и царской полицией. Начальник охранного отделения А.И. Спиридович писал: "Правой рукой Зубатова был Евстратий Николаевич Медников <1>, человек в то время лет 50. Он заведовал агентами наружного наблюдения или филерами, которые, наблюдая на улицах за данными им лицами, выясняли наружно, что те делали, с кем встречались и какие места посещали. Наружное наблюдение развивало данные внутренней агентуры.

--------------------------------

<1> Медников Евстратий Павлович (1853 - 1914) - в начале 90-х гг. служил городовым в московской полиции, затем филером в Охранном отделении, в начале 1900-х гг. руководил знаменитым летучим отрядом филеров. В 1902 г. был назначен "заведующим наружным наблюдением всей Империи". В 1906 г. оставил службу в Департаменте Полиции.

 

Медников был простой, малограмотный человек, старообрядец, служивший раньше полицейским надзирателем. Природный ум, сметка, хитрость, трудоспособность и настойчивость выдвинули его. Он понял филерство как подряд на работу, прошел его горбом и скоро сделался нарядчиком, инструктором и контролером. Он создал в этом деле свою школу - Медниковскую, или, как говорили тогда "Евстраткину" школу. Свой для филеров, которые в большинстве были из солдат уже и тогда, он знал и понимал их хорошо, умел разговаривать, ладить и управляться с ними.

Кроме своих филеров, при Московском отделении был еще летучий филерский отряд Департамента полиции, которым также ведал Медников. Этот отряд разъезжал по России, разрабатывая агентурные сведения Зубатова или департамента, работая, как бы под фирмой последнего. По деловитости, опытности и серьезности филеров, которые в большинстве брались из московских филеров, летучий отряд был отличным наблюдательным аппаратом, не уступавшим по умению приспособляться к обстоятельствам, по подвижности и конспирации, профессиональным революционерам.

То была старая Медниковская школа. Лучше его филеров не было, хотя выпивали они здорово, и для всякого постороннего взгляда казались недисциплинированными и неприятными. Они признавали только Медникова. Медниковский филер мог пролежать в баке над ванной, на что понадобилось однажды, целый вечер; он мог долгими часами выжидать на жутком морозе наблюдаемого с тем, чтобы провести его домой и установить, где он живет; он мог без багажа вскочить в поезд за наблюдаемыми уехать внезапно, часто без денег, за тысячи верст; он попадал за границу, не знал языков и умел вывертываться.

Его филер стоял извозчиком так, что самый опытный профессиональный революционер не мог бы признать в нем агента <1>. Умел он изображать из себя и торговца спичками и, вообще, лотошника. При надобности мог прикинуться он и дурачком и поговорить с наблюдаемым, якобы проваливая себя и свое начальство. Когда же служба требовала, он с полным самоотвержением продолжал наблюдение даже за боевиком, зная, что рискует при провале получить на окраине города пулю браунинга или удар ножа, что и случалось" <2>.

--------------------------------

<1> Турченко С. Конспиративная жена Кобы // Труд-7. 2001. 7 - 13 июня. N 103. С. 8.

<2> См.: Спиридович А.И. Указ. соч. С. 16 - 21.

 

В тех случаях, когда наблюдение должно было быть особо конспиративным, оно велось так называемым "параллельным" методом, состоявшим в том, что два филера следовали по двум улицам параллельно той, по которой шел наблюдаемый, видя его лишь на перекрестках. Третий филер шел за наблюдаемым, но на таком расстоянии, что заметить его было практически невозможно.

В филерскую службу принимались строевые запасные нижние чины, преимущественно унтер-офицеры, не старше 30 лет. Ведомственная инструкция предъявляла к филерам столь высокие требования, что на практике выполнение их было весьма сомнительным. Так, пункт второй инструкции предписывал, что филер "должен быть политически и нравственно благонадежным, твердым в своих убеждениях, честным, смелым, ловким, трезвым, развитым, сообразительным, правдивым, откровенным, но не болтливым, дисциплинированным, выдержанным, уживчивым, крепкого здоровья, с хорошим зрением, слухом и памятью, с такой внешностью, которая позволяла бы ему не выделяться из толпы. Чрезмерная нежность к семье считалась качеством, не совместимым с филерской службой <1>.

--------------------------------

<1> Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. Полиция и милиция России: страницы истории. М.: Наука, 1995. С. 62.

 

"Единственно, чего не было у Медниковского филера, это сознания собственного профессионального достоинства. Он был отличный специалист-ремесленник, но не был проникнут тем, что в его профессии не было ничего зазорного. Этого Медников им привить не мог, его не хватало на это. В этом отношении провинциальные жандармские унтер-офицеры, ходившие в штатском и исполнявшие обязанности филеров стояли много выше, понимая свое дело как государственную службу. Позже и штатские филеры, подчиненные жандармским офицерам, воспитывались именно в этом новом направлении, что облагораживало их службу и много помогало делу.

Во всех раскрытиях отделения роль наружного наблюдения была очень велика, благодаря чему главным образом Медников и сделался самым близким доверенным лицом Зубатова" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Спиридович А.И. Указ. соч. С. 20.

 

Отождествление личности - это способ установления лиц, причастных к преступной деятельности, либо находящихся в розыске, заключающийся в непроцессуальном опознании личности по признакам ее внешности, голосу, запаху, а также с применением информационного поиска в оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетах Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ), ИАЦ, в экспертно-криминалистических коллекциях и картотеках ЭКЦ и ЭКЛ. Оперативная идентификация возможна и за счет исследования предметов, документов, биологических объектов, фотоснимков, видео-, звукозаписей.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и п. п. 7, 10, 11 Перечня оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденного Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 <1>, данное оперативно-розыскное мероприятие имеют право проводить:

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России".

 

"1. Подразделения уголовного розыска.

2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

3. Подразделения собственной безопасности.

4. Подразделения по противодействию экстремизму.

5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы - в полном объеме, установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".

6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

7. Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.

8. Оперативно-поисковые подразделения.

9. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения).

10. Подразделения оперативно-розыскной информации.

11. Межрегиональные оперативно-розыскные отделы (отделения) территориальных органов МВД России на окружном уровне".

В основе данного ОРМ эмпирический метод, составивший основу и уголовно-процессуальных действий. Его предназначение в установлении совпадения отличительных свойств человека с признаками, по которым можно узнать, например, объект, разыскиваемый правоохранительными органами. Значение этих признаков в том, что они привлекли внимание очевидцев криминального события либо зарегистрированы на законных основаниях в органе, осуществляющем ОРД. При этом в наличии лицо, подозреваемое в противоправном деянии. Свойства последнего могут быть сопоставлены с указанными признаками, выступающими в качестве критерия отождествления. Это позволяет идентифицировать подозреваемое лицо с виновным.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что отождествление личности может носить непосредственный или опосредственный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, ранее встречавшимися с разыскиваемым и запомнившими его внешность. Опосредственное отождествление предполагает распознавание по словесному портрету или фотоизображению лицом, ранее не встречавшимся с разыскиваемым.

Непроцессуальное опознание может происходить в разных организационно-тактических формах, с использованием различных средств оперативно-розыскной деятельности, а факт его проведения, как правило, сохраняется в тайне от разыскиваемого.

Одной из форм является визуальное отождествление личности подозреваемого потерпевшими, очевидцами либо иными лицами по имеющимся в органах внутренних дел фото- и видео учетам. Отождествление личности осуществляется также в процессе поиска подозреваемого с участием потерпевших и очевидцев в местах его вероятного появления.

Результаты такого отождествления оформляются рапортом (справкой) оперативного работника либо объяснением гражданина, опознавшего разыскиваемое лицо, при его согласии.

Отождествление личности может проводиться как в естественных условиях (например, в местах вероятного появления преступника), так и в искусственно создаваемых (например, вызов подозреваемого в числе других лиц в орган внутренних дел).

Инструкция МВД России по организации и тактике оперативно-розыскной деятельности при отождествлении личности запрещает:

оказывать воздействие на участников данного мероприятия и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка в отождествлении личности;

допускать действия, исключающие процессуальное опознание и сбор доказательств или ставящие их под сомнение;

привлекать к отождествлению личности граждан, физические и психические качества которых заведомо ставят под сомнение результаты оперативной идентификации.

Отождествление личности может производиться с использованием служебно-розыскной собаки по имеющимся запаховым следам в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами, регламентирующими деятельность службы розыскного собаководства органов внутренних дел.

Необходимо отметить, что следственное действие - предъявление для опознания регламентировано ст. 193 УПК РФ, где в соответствии с ч. 3 "не может проводиться повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам". Оформление следственных действий, связанных с различными формами опознания, осуществляются на основании процессуальных документов.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - это оперативный (не процессуальный) осмотр жилых и служебных помещений, транспортных средств и других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Перечнем оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденным Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 <1>, данное оперативно-розыскное мероприятие имеют право проводить:

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России".

 

"1. Подразделения уголовного розыска.

2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

3. Подразделения собственной безопасности.

4. Подразделения по противодействию экстремизму.

5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы.

6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

7. Оперативно-поисковые подразделения.

8. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения).

9. Межрегиональные оперативно-розыскные отделы (отделения) территориальных органов МВД России на окружном уровне".

На основании Федерального закона от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ (в примечании ст. 139 УК РФ) "под жилищем в настоящей статье, а также в других статьях настоящего Кодекса понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания".

В п. 2 ст. 15 главы 2 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ законодатель определил, что под жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К видам жилых помещений (п. 1 ст. 16) относятся:

жилой дом, часть дома;

квартира, часть квартиры;

комната.

На основании п. 2 ст. 16 жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. На основании п. 3 ст. 16 квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой (п. 4 ст. 16) признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Согласно ст. 25 Конституции РФ, жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Закон об ОРД детально регламентирует основания и порядок проникновения в жилище для его обследования. Малейшее отступление от этих правил означает нарушение названного конституционного принципа и должно влечь наступление ответственности виновных.

Неприкосновенность жилища предусмотрена и в ст. 12 УПК РФ, в которой указывается:

1. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 настоящего Кодекса.

2. Обыск и выемка в жилище могут производиться только на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 165 настоящего Кодекса (ст. 165 "Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия"):

"В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса". Указанные следственные действия досудебного производства и судебного следствия проводятся только на основании процессуальных документов.

В Жилищном кодексе Российской Федерации <1> также есть специальная статья (ст. 3 раздел I) "Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения", которая устанавливает:

--------------------------------

<1> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.12.2004 (ред. от 01.04.2012).

 

"1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая".

Рассматриваемые ОРМ могут проводиться при наличии у оперативно-розыскного органа данных о признаках преступления (и причастных к нему лицах), по которому в соответствии с уголовно-процессуальным законом обязательно производство предварительного следствия, либо о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности Российской Федерации (ст. 8 Закона об ОРД).

Осмотр помещений и территорий предусмотрен ст. 175 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и ст. 119 Таможенного кодекса Таможенного союза, однако тексты этих статей не являются идентичными. В соответствии со ст. 119 указанного Кодекса:

"1. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Таможенный осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, может проводиться таможенными органами:

1) в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне;

2) у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации;

3) у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.

3. Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств - членов Таможенного союза в соответствии со статьями 24, 29, 34, 168, 233 и 304 настоящего Кодекса.

4. Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.

5. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа...

9. По результата таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии Таможенного союза. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались".

Обследование может носить гласный, зашифрованный и негласный характер.

Гласное обследование может осуществляться с согласия владельцев осматриваемых объектов. Такой форме благоприятствует наличие у сотрудника оперативных подразделений административных полномочий <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ ГТК России от 19 января 2004 г. N 48 "Об утверждении Перечня должностей должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра" (ред. от 16.05.2008).

 

В ст. 15 "Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории" Федерального закона "О полиции" гораздо более подробно, полно и во многом по-новому (по сравнению с Законом "О милиции") регламентируется данный вопрос, который часто гражданами оспаривается и в судебных инстанциях. В связи с этим данная статья нами приводится полностью:

"1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...