Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 1 страница




 

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

 

Комментарий к статье 6

 

На территории Российской Федерации до 13 марта 1992 года вместо понятия оперативно-розыскные мероприятия, в юридической литературе одновременно использовалось понятия: "оперативно-розыскные действия" и "оперативно-розыскные мероприятия".

Так, в 1965 году под оперативно-розыскными действиями понимались специальные мероприятия разведывательного характера, направленные на обнаружение, предотвращение, пресечение, раскрытие, раскрытие преступления и розыск преступников и вещей. К этим действиям относили: опросы, ознакомление с местностью, помещениями, документами, организацию засад для пресечения преступления и задержания преступников, заградительных мероприятий, препятствующие выезду преступников или вывозу ими похищенных вещей, проверку по специальным учетам и т.д.

Оперативно-розыскные действия проводились на основании закона (ст. 29 Основ уголовного судопроизводства), а их формы и методы детально регламентировались актами компетентных государственных органов. Оперативно-розыскные действия, проводимые вне связи с конкретным уголовным делом, имели целью предотвращения преступлений вообще, а также обнаружение и своевременное пресечение тщательно замаскированных преступлений. Такие оперативно-розыскные действия считались компетенцией органов охраны общественного порядка и государственной безопасности. В ходе расследования уголовного дела оперативно-розыскные действия проводятся для раскрытия преступления, розыска преступников, обнаружения очевидцев, объектов, могущих служить вещественными доказательствами, и т.п. Сведения, выявленные в результате оперативно-розыскных мероприятий, должны проверяться в процессуальном порядке путем производства следственных действий: осмотров, обысков, выемок, следственных экспериментов, допросов, освидетельствований, судебных экспертиз; непосредственным основанием для выводов по делу данные, собранные в результате оперативно-розыскных действий, служить не могут.

Успеху оперативно-розыскных действий, как писали в юридической литературе <1>, способствует использование помощи общественности. Представители общественности могут дать информацию об общественно опасном поведении отдельных граждан, о круге свидетелей, местонахождении документов и вещественных доказательств, о личности виновного и обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений. Общественность оказывает серьезную помощь в розыске и задержании преступников, а также в устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

--------------------------------

<1> Энциклопедический словарь правовых знаний (советское право). М.: Советская энциклопедия, 1965. С. 281.

 

Позже некоторые ученые к оперативно-розыскным действиям стали относить "специальные мероприятия органов дознания, направленные на предупреждение и пресечение преступлений, раскрытие совершенных преступлений, розыск лиц, их совершивших, и имущества, которым завладели преступники... также выяснение возможных источников доказательственной информации. В СССР производство оперативно-розыскных действий предусматривалось Основами уголовного судопроизводства СССР и союзных республик и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. "Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью". К оперативно-розыскным действиям относились: ознакомление с документами, опросы, использование розыскной собаки, розыск по приметам, использование систем уголовной регистрации и вспомогательных криминалистических учетов, обращение в необходимых случаях к населению через печать, радио и т.д. Действия эти совершались лишь в пределах компетенции соответствующих должностных лиц. Нормативные акты, регламентирующие проведение оперативно-розыскных действий, особое внимание уделяли гарантиям социалистической законности при их проведении. Данные, полученные в результате оперативно-розыскных действий, носили лишь вспомогательный, ориентирующий характер и доказательственное значение в уголовном процессе не имели" <1>.

--------------------------------

<1> Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1974. Т. 18. С. 416.

 

В ст. 6 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (1992 г.) законодатель указывал, что "оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнения задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона". Для решения этих задач органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации применяются:

1) опрос граждан;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) контрольные закупки;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений;

10) цензура корреспонденции осужденных;

11) прослушивание телефонных и иных переговоров;

12) снятие информации с технических каналов связи.

В последующем нормативно-правовом акте - ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (1995 г.) в ст. 6 такого положения уже нет, а в перечень оперативно-розыскных мероприятий внесены изменения и дополнения.

Так, вместо 12 оперативно-розыскных мероприятий, предусмотрено 14. Вместо названия оперативно-розыскного мероприятия "опрос граждан", с 1999 года стал - "опрос". Вместо "контрольная закупка" стало - "проверочная закупка". Вместо "контроль почтовых отправлений" стало - "контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений". Оперативно-розыскное мероприятие - "Цензура корреспонденции осужденных" отменено. Вместо "прослушивание телефонных и иных переговоров" стало - "прослушивание телефонных переговоров".

Кроме этого, были дополнительно включены: "оперативное внедрение", "контролируемая поставка" и "оперативный эксперимент".

В ст. 6 Закона об ОРД порядок перечисления ОРМ не связан с важностью, сложностью, организационными, материальными и техническими вопросами их проведения. Не используется и алфавит в их расположении. Законодатель начал перечисление ОРМ с наиболее простого по сложности и наиболее часто используемого. Необходимо отметить, что в практической деятельности оперативных аппаратов в процессе проведения одного оперативно-розыскного мероприятия, могут проводиться одновременно и несколько других. Например, при проведении оперативного наблюдения, наводятся справки, проводятся опросы, отождествление личности и другие мероприятия, в отношении лиц, с которыми встречался наблюдаемый.

В Законе об ОРД законодатель не дает определений оперативно-розыскным мероприятиям, не раскрывает их понятия и не делает ссылок на нормативные акты, которые их регламентируют. Некоторые определения оперативно-розыскных мероприятий даются в различных словарях и справочниках, например, "контролируемая поставка" дается в Большом юридическом словаре, где говорилось, что: "Контролируемая поставка - операция, проводимая таможенными учреждениями нашей страны по соглашению с правоохранительными органами других стран для изобличения контрабандистов наркотиков, использующих в преступных целях транзитные перевозки через территорию РФ. В целях пресечения международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и выявления лиц, участвующих в таком обороте, таможенные органы РФ в каждом отдельном случае в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров РФ используют метод контролируемой поставки, т.е. допускают под своим контролем ввоз в РФ, вывоз из РФ или транзит через ее территорию наркотических средств и психотропных веществ, включенных в незаконный оборот. Решение об использовании метода контролируемой поставки принимается ГТК РФ" <1>. В дальнейшем определение контролируемой поставки было дано в ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В связи с этим многие ученые в области ОРД дают свои понятия оперативно-розыскным мероприятиям <2>. Что касается форм, тактики и методики их проведения, использования технических средств фиксации оперативно-розыскного мероприятия, то это связано с тем, что данные вопросы относятся к государственной и служебной тайне и регламентируются соответствующими законами и ведомственными нормативно правовыми актами с грифом "секретно" или "совершенно секретно".

--------------------------------

<1> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1997. VI. С. 313.

<2> Шумилов А.Ю. Закон и оперативно-розыскная деятельность: Толковый словарь понятий и терминов, используемых в законодательстве в области оперативно-розыскной деятельности / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов, авт. предисл. П.С. Дмитриев. М.: Фирма "АВС", 1996; Михайлов В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция: Учеб.-практ. пособ. / Под ред. д-ра юрид. наук А.Ю. Шумилова. М.: ИД Шумиловой И.И., 1998; Чувилев А.А. Оперативно-розыскное право. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999; Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2004; Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: общие положения. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004; Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы: В 2-х кн.: Научно-практическое пособие. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2006. Кн. II: Оперативно-розыскные мероприятия и меры; Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности": Постатейный. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2008; Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008; Ильичев В.А. Оперативно-розыскная деятельность: Курс лекций. М.: Эксмо, 2009; Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.К. Синилова. М.: ЮРАЙТ; Высшее образование, 2009; Ануфриева Е.А. Особенности проведения тактической операции "Задержание с поличным" в отношении коррумпированных сотрудников органов внутренних дел // Оперативник (сыщик). 2011. Апрель. N 2(27). С. 50 - 53.

 

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральной службой охраны Российской Федерации был издан Приказ от 29 июля 2011 г. N 423 "Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих федеральных органов государственной охраны, проходящих военную службу по контракту". В п. 3 данного Перечня предусмотрены: "Оперативно-розыскные мероприятия, непосредственно связанные с обеспечением безопасности объектов государственной охраны и собственной безопасности".

Некоторые ОРМ непосредственно ограничивают конституционные права граждан. Однако контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и обследование жилища как разновидность обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств выделены самим Законом об ОРД в группу с особой, жесткой регламентацией порядка и основания проведения <1>.

--------------------------------

<1> Решение Верховного Суда РФ от 11 сентября 2009 г. N ГКПИ09-1065 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2 - 7 Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утв. Приказом Минкомсвязи от 19.05.2009 N 65".

 

В части 1 ст. 6 Закона об ОРД определен перечень ОРМ, допустимых к применению в процессе оперативно-розыскной деятельности. Для обозначения ОРМ законодатель использовал терминологию, соответствующую международным стандартам, применив для этого общедоступный язык закона <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Чечетин А.Е. К вопросу о понятии оперативно-розыскных мероприятий // Проблемы формирования уголовно-розыскного права (Оперативно-розыскная теория и практика в государствах - участниках СНГ): Вневед. сб. науч. работ / Под ред. А.Ю. Шумилова. М.: ИД Шумиловой И.И., 2003. Вып. 6.

 

Оперативно-розыскные мероприятия - составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач, имеющих свой объект и субъект проведения <1>.

--------------------------------

<1> Бобров В.Г. К вопросу о классификации условий проведения оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). 2008. N 1. С. 16 - 20; Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. Оперативно-розыскные мероприятия в XXI веке: Моногр. СПб.: Фонд "Университет", 2006; Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю. К вопросу о регламентации оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина // Российский следователь. 2006. N 5; Зиборов Д.В. Оперативно-розыскные меры по предупреждению побегов осужденных из исправительных колоний: Моногр. / Под ред. В.Н. Натарова. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2006; Омелин В.Н., Пардилов Р.Х. Институт оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскном законодательстве (теоретический и правовой аспекты): Моногр. М.: ВНИИ МВД России, 2007; Табаков А.Р. Некоторые вопросы правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционных права человека и гражданина // Российский следователь. 2008. N 2.

 

Оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Подзаконные нормативно-правовые акты, издающиеся ведомствами, органы которых осуществляют ОРД, конкретизируют содержание ОРМ, устанавливая тем самым основы их организации и тактики.

В значительной мере организация и тактика проведения ОРМ определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также тех возможностей (оснащенности специальными техническими средствами, численностью и активностью граждан, оказывающих помощь органам, осуществляющим ОРД и т.д.), которыми они располагают.

По общему правилу организация и тактика ОРМ носят негласный характер, поэтому эти вопросы освещаются в специальной закрытой литературе и исследуются в рамках теории ОРД правоохранительных органов и спецслужб.

Поскольку Закон об ОРД допускает изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении ОРМ в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица либо государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, ОРМ в указанных ситуациях позволяют непосредственно предотвратить совершение тяжких преступлений или других социально опасных событий.

Такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, осуществляются только посредством применения технических средств. Поэтому они именуются в ведомственных нормативных актах и специальной литературе оперативно-техническими мероприятиями в отличие от всех остальных, хотя и при их проведении могут в той или иной мере использоваться технические средства. Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения и регистрации акустической информации; негласного визуального наблюдения и документирования; прослушивания телефонных переговоров, перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; контроля почтовых отправлений; исследования предметов и документов; проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов; контроля за перемещением транспортных средств и других объектов; получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи; идентификации личности регламентированы нормативными правовыми актами <1>. Использование достижений науки и техники, куда входят средства аудио-, фото- и видеофиксации при документировании обстоятельств совершения преступлений, предусмотрено и ст. 11 Федерального закона "О полиции".

--------------------------------

<1> См., например: Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 287 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации"; Приказ Мининформсвязи РФ N 5, ФСБ РФ N 8 от 15 января 2008 г. "Об утверждении типовых Требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий"; Приказ ФСБ России от 25 декабря 2008 г. N 635 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность" (ред. от 12.04.2010); Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 874 "О внесении изменения в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг"; Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2012 г. N 436 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению проверки выполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

 

Вместе с тем существуют общие правовые требования, относящиеся ко всем оперативно-розыскным мероприятиям.

1. Оперативно-розыскные мероприятия должны быть направлены исключительно на решение задач оперативно-розыскной деятельности. Не допускается проведение ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения.

2. В ходе оперативно-розыскных мероприятий законодателем допускается использование только таких технических и иных средств, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей и не причиняют вреда окружающей среде.

3. Результаты оперативно-розыскных мероприятий подлежат документированию, т.е. отражению в документах, виды и форматы которых определяются ведомственными нормативными актами.

Документирование результатов оперативно-розыскных мероприятий позволяет контролировать их законность и обоснованность, а также в определенных случаях использовать полученные материалы в сфере уголовно-процессуальной деятельности.

4. Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не служат препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом <1>.

--------------------------------

<1> Определение Верховного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N КАС09-533 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 11.09.2009 N ГКПИ09-1065, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2 - 7 Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утв. Приказом Минкомсвязи от 19.05.2009 N 65".

 

Необходимо отметить, что основания для проведения ОРМ не являются одинаковыми. В одних случаях достаточно решения самого оперативного работника, в других еще и письменное согласие граждан, в третьих - мотивированное постановление, утвержденное руководителем оперативного аппарата, в-четвертых - судебного решения и при наличии информации.

Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и поручению следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве (более подробно эти основания указаны в ст. 7 Закона об ОРД, ст. ст. 38, 186 УПК РФ).

Иммунитет судей на проведение в отношении их оперативно-розыскной деятельности вызывает сомнение не только некоторых сотрудников оперативных аппаратов, но и, как пишут средства массовой информации, даже у Министра юстиции Александра Коновалова, который предложил "отменить иммунитет судей на проведение в отношении их оперативно-розыскной деятельности", поскольку он препятствует выявлению коррупции в судейской системе <1>. Председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников так прокомментировал, по мнению "Российской газеты", данное предложение Министра юстиции. "Здесь я был бы поосторожнее, поскольку по Конституции существует все-таки независимость судей. Конечно, если обнаруживаются факты коррупции представителей судейского корпуса, то нужно принимать меры. Однако поставить всю судебную систему, всю правоохранительную машину в общую ситуацию было бы, наверное, неправильно".

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 2 июня 2009 г. N 100-ФЗ "О внесении изменения в статью 6.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"; Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и в статьи 17 и 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"; Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 219-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"; Арестанты разного сорта // Рос. газ. 2009. 11 июня. N 106.

 

По сведениям средств массовой информации, Судебный департамент при Верховном Суде обнародовал аналитические материалы, многие из которых - раньше шли под грифом "секретно". В соответствии с ними до сентября 2009 года спецслужбы почти 115 тысяч раз вскрывали с разрешения суда чужие письма и более 11 тысяч раз проникали в квартиры граждан, как правило, тайно. Каждый день оперативники подают более шести сотен ходатайств по всей стране о вскрытии чужих писем... Если сравнить данные с шестью месяцами 2008 года, то можно заметить, что спецслужбы стали чуть чаще просить разрешения войти в дома граждан без спроса и почитать чужую корреспонденцию. Но суды в ответ увеличили число отказов. Например, в 2008 году за этот же период судьи более 250 раз запретили вскрывать чужие письма. А в 2009 году судьи отказали в проведении ОРМ более трех тысяч раз. За шесть месяцев 2008 года суды 37 раз запрещали проникать в квартиры граждан и более 64 тысяч раз суды разрешали ставить телефоны граждан на их прослушивание. А более чем в полутора тысячах случаев абонент оказался недоступен спецслужбам по решению суда.

К сентябрю 2009 году органы, занимающиеся ОРД, получили более тысячи отказов на проникновение в квартиры граждан <1>.

--------------------------------

<1> Куликов В. Свобода под залог // Рос. газ. 2009. 3 сент. N 164.

 

Все оперативно-розыскные мероприятия имеют не только свое название, тактику и методику, но и назначение, специфику и историю становления как в нашей стране, так и за рубежом.

Министр МВД России на официальном сайте МВД сообщил, что число уголовных дел, возбужденных по признакам преступлений, предусмотренных статьей 128 УК РФ "Нарушение тайны переписки, переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений", выросло в течение 1 квартала 2011 г. на 54 процента <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Министр выходит на связь // Рос. газ. 2011. 22 июня. N 132.

 

Опрос - специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах <1>. В теории и практике оперативно-розыскной деятельности это мероприятие носит традиционное название - разведывательный опрос, что указывает на его исследовательский, поисковый характер <2>, направленность на обнаружение (выявление) скрытой информации, имеющей значение для решения задач борьбы с преступностью.

--------------------------------

<1> Приказ ФСНП России от 24 сентября 2002 г. N 426 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции"; Урлис М.Ю. О целесообразности нормативного определения оперативно-розыскного мероприятия "опрос" // Оперативник (сыщик). 2011. Апрель. N 2(27). С. 54 - 57.

<2> Быховец Н.И., Шумилов А.Ю. Явка с повинной и ее реализация в оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности (уголовно-правовые и сыскные аспекты): Моногр. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008.

 

Оперативно-розыскное мероприятие - опрос - нельзя смешивать со следственным действием - допросом, регламентированным ст. ст. 187 - 191 УПК РФ, или с опросом граждан как способом социологического изучения общественного мнения по какому-нибудь вопросу.

Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу. Опрос может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и п. п. 7, 10, 11 Перечня оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N 608, данное оперативно-розыскное мероприятие имеют право проводить <1>:

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России".

 

"1. Подразделения уголовного розыска.

2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

3. Подразделения собственной безопасности.

4. Подразделения по противодействию экстремизму.

5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы.

6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

7. Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола - проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий.

8. Оперативно-поисковые подразделения.

9. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения).

10. Подразделения оперативно-розыскной информации.

11. Межрегиональные оперативно-розыскные отделы (отделения) территориальных органов МВД России на окружном уровне".

Опрос может проводиться непосредственно оперативным работником либо другим должностным лицом органа внутренних дел, действующим по поручению оперативного работника, а также при выполнении своих функциональных обязанностей. Такой вывод можно сделать на основании ст. 32 "Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию" Федерального закона "О полиции". В данной статье законодатель указывает:

"Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральных органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции".










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...