Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное управление в информационной сфере




 

1. Информация как объект правового воздействия.

2. Информационное право: понятие, предмет, метод.

3. Государственное регулирование и основные направления государственной политики в области связи, информации и информатизации в Республике Беларусь.

 

1. Информация как объект правового воздействия

 

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. Информация как объект правоотношений должна быть конкретизирована, организована должным образом, привязана к ситуации и конкретному виду отношений, классифицирована по видам и тому подобным образом подготовлена для осуществления по ее поводу действий, регулируемых нормами права.

В практическом смысле определение информации дал С.И. Ожегов: «информация – это: 1)сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо». В связи с развитием средств связи и телекоммуникаций, вычислительной техники и их использованием для обработки и передачи информации возникла необходимость измерять количественные характеристики информации и понятие «информация» начало наполняться разным содержанием.

В ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Особенности и юридические свойства информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав и обязанностей соответствующих субъектов. Для информации в правовой системе присущи некоторые свойства, которые влекут за собой определенные юридические последствия при обращении информации.

К основным юридическим свойствам информации можно отнести следующие.

1. Свойство физической неотчуждаемостиинформации. Оно основано на том, что знания не отчуждаемы от человека, их носителя. Исходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения информации должна состоять из передачи прав на ее использование и передачи вместе с этими правами самой информации.

2. Свойство обособляемостиинформации. Для включения в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него. Это подтверждает факт оборотоспособностиинформации как самостоятельного отдельного объекта правоотношений, в результате чего появляется возможность передачи информации в такой форме от одного субъекта к другому.

3. Свойство информационной вещи (информационного объекта). Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя. Это свойство позволяет распространить на информационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действие двух институтов – института авторского права и института вещной собственности.

4. Свойство тиражируемоемости (распространяемости) информации. Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц, т.е. неограниченный круг лиц может знать содержание этой информации. Отсюда следует, что юридически необходимо закреплять объем прав по использованию информации лицами, обладающими знаниями о ее содержании.

5. Свойство организационной формы. Информация, находящаяся в обороте, как правило, представляется в документированном виде, т.е. в форме документа. Это могут быть подлинник (оригинал) документа, его копия, массив документов на бумажном или электронном носителе (банк данных или база данных), библиотека, фонд документов, архив и т.п. Такое свойство дает возможность юридически закреплять факт принадлежности документа конкретному лицу, например, закрепив его соответствующей подписью в традиционном или в электронном виде. Это свойство позволяет также относить к информационным объектам как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.

6. Свойство экземплярности информации. Это свойство заключается в том, что информация распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих информацию. Понятие экземплярности дает возможность учитывать документированную информацию, вводить понятие учитываемой копии документа, а отсюда и механизма регистрации информации. Экземплярность информации активно реализуется при обращении информации ограниченного доступа.

Для исследования роли и места информации в правовой системе, изучения ее особенностей и свойств необходимо провести классификацию информации в правовой системе.

По выполняемой роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую.

Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности и, в свою очередь, подразделяется на нормативную и ненормативную информацию.

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах (конституции, законах, декретах и указах президента и т.п.).

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности и содержится в индивидуальных правовых актах (разрешение на доступ к информации, постановление о привлечении к ответственности и т.п.). С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. К ненормативной правовой информации относится:

1) общая информация о состоянии законности и правопорядка;

2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п.);

3) информация, представляющая деятельность органов исполнительной власти по исполнению нормативных предписаний;

4) информация судебных органов (судебные дела, судебные решения и т.п.);

5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений (криминологическая информация; криминалистическая информация; судебно-экспертная информация; оперативно-розыскная информация).

Неправовая информация создается не как результат правовой деятельности, но обращается в соответствии с предписаниями правовых норм (например, массовая информация, произведения науки и литературы и т.д.).

По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности.

К открытой информации относятся:

1) информация как объект гражданских прав, т.е. произведения науки и литературы, другие формы, отображающие информацию, а также информация, содержащаяся в документах, закрепляющих авторские права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

2) массовая информация, т.е. информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая средствами массовой информации и через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама;

3) официальные документы, т.е. законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы. Эта информация создается в порядке законотворческой или иной правовой деятельности;

4) обязательно представляемая информация, т.е. обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные, представляемые в государственные органы и другая подобная информация. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством;

5) другая открытая информация.

К информации ограниченного доступа относятся:

1) государственные секреты, т.е. защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством;

2) коммерческая тайна, т.е. научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, включая ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законодательством;

3) персональные данные (в порядке защиты личной тайны), т.е. информация о конкретном физическом лице. Передача сведений персонального характера может допускаться лишь в случаях и порядке, установленных законодательством;

4) другие виды тайн.

Мировое сообщество еще в середине XX столетия ввело правовые механизмы, обеспечивающие гарантии прав и свобод человека и гражданина, значительную роль в которых играют информационные права и свободы. Информационные права и свободы впервые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Например, ст. 19 Декларации закрепила свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950) развивает положения, закрепляющие информационные права и свободы. В частности, в статье 10 содержится норма о свободе получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Данная статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 также включал статьи, закрепляющие информационные права и свободы.

Информационные права и свободы закреплены в действующей Конституции Республики Беларусь.

Свобода информации в конституционном праве представляет собой группу прав и свобод, включающую в себя:

· свободу слова;

· свободу печати и иных средств массовой информации;

· право на получение информации, имеющей общественное значение;

· свободу распространения информации любым законным способом.

Конституционной основой поиска, получения и распространения информации являются следующие положения Конституции Республики Беларусь:

1) статья 34: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав»;

2) часть первая ст. 51: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры...».

3) статья 28: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство».

4) статья 33: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и свободное выражение. Монополизация средств массовой информации государством, общественными или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются».

При этом Конституция Республики Беларусь защищает общество и каждого его члена от распространения вредной, опасной информации.

В целом, право свободного поиска и получения информации означает:

1) право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, организации, другие структуры за получением необходимой информации;

2) право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации;

3) право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации;

4) право получать информацию, содержащуюся в научных трудах и литературных произведениях, а также другую информацию.

В Беларуси базовым актом, регулирующим отношения, возникающие между потребителями информации и ее производителями при обращении информации, является Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 «Об информации, информатизации и защите информации».

Статья 6 указанного Закона содержит основные положения о праве на информацию:

1. Государственные органы, физические и юридические лица вправе осуществлять поиск, получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации, пользование информацией в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы.

3. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

4. Право на информацию не может быть использовано для пропаганды войны или экстремистской деятельности, а также для совершения иных противоправных деяний.

Таким образом, право на получение информации, которое может быть ограничено только законом, имеют:

1) государство в лице его государственных органов;

2) юридические или физические лица.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам признается основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Органы государственной власти, уполномоченные ими юридические лица, обязаны организовывать работу по формированию и предоставлению пользователю открытых информационных ресурсов, являющихся собственностью государства.

Юридические и физические лица, чьи информационные ресурсы содержат документированную информацию о других физических или юридических лицах, обязаны дать возможность лицу ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Физические и юридические лица имеют право:

1) на доступ к документированной информации о них;

2) на уточнение этой документированной информации в целях обеспечения ее полноты и точности;

3) оспаривать эту документированную информацию в установленном законодательством порядке;

4) знать, кто и в каких целях накапливает или использует документированную информацию о них.

Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсрочка ответа или его непредставление в течение установленного срока, равно как и другие нарушения порядка рассмотрения и удовлетворения запроса, предусмотренного законом, могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган. Если решение вышестоящего органа не удовлетворяет подателя жалобы, жалоба может быть направлена в суд.

Лица, которым неправомерное отказано в доступе к информации, имеют право на возмещение понесенного ущерба.

 

2. Информационное право: понятие, предмет, метод

 

Информационное право представляет собой достаточно новую отрасль права. В литературе предлагаются разнообразные термины для определения его содержания (например, программное право, компьютерное право, правовая информатика, телекоммуникационное право и др.). Все эти термины выбираются в зависимости от объектов, по отношению к которым или в связи с которыми возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. В последнее время чаще всего применяется термин “информационное право”.

В широком смысле, информационное право рассматривается как:

1) отрасль права;

2) наука, изучающую информационную сущность права;

3) учебная дисциплина.

Информационное право как отдельная, самостоятельная отрасль права ставит своей задачей регулирование особой однородной группы общественных отношений, которые называются информационными отношениями.

Информационные правоотношения возникают именно в рамках информационной сферы. Такие отношения неоднородны и включают в себя несколько групп общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации (создание официальной информации, интеллектуальной собственности);

2) отношения, связанные с хранением информации (защита информации, хранение информации с особым режимом доступа);

3) отношения, связанные с передачей и распространением информации (правовое положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети Интернет и других глобальных информационных сетей);

4) отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфере библиотечного и архивного дела).

Именно эти общественные отношения составляют предмет правового регулирования информационного права, т.е. общественные отношения, возникающие в процессе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 «Об информации, информатизации и защите информации» информационные отношения – это отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, пользовании информацией, защите информации, а также при применении информационных технологий.

Информационные отношения также опосредуют государственную политику признания, соблюдения, защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере.

Главной характерной чертой общественных отношений в информационной сфере является то, что они возникают, развиваются и прекращаются при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов с учетом особенностей и свойств информации, проявляющихся в системе права.

Таким образом, предмет правового регулирования информационного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия норм информационного права на информационные отношения.

Любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования предписания (распоряжение, обязывание), запреты или дозволения. В информационном праве также применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения.

Кроме того, характерные для информационного права методы можно разделить на императивные и диспозитивные.

Для метода диспозитивного регулирования, применяемого в информационной сфере, характерны:

1) равенство субъектов информационных правоотношений;

2) самостоятельность участников информационных правоотношений и свободное осуществление ими своих прав;

3) самостоятельная ответственность субъектов информационных правоотношений по своим обязательствам.

Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т.п.

К диспозитивным методам относят:

1) метод дозволения, который заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библиотечного и архивного дела);

2) метод согласования, который применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними (применяется в сфере интеллектуальной собственности);

3) метод рекомендаций, который заключается в указании законодателем предпочтительной модели поведения участников информационных правоотношений (регулирование средств массовой информации);

4) метод поощрений, при котором законодатель предоставляет различные льготы, если субъекты информационного права выбирают предложенную им модель поведения.

Для метода императивного регулирования информационных отношений характерны:

1) отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон информационных правоотношений;

2) строгая связанность субъектов права правовыми рамками, т.е. субъекты информационного права действуют по своему усмотрению, но строго в пределах предоставленных законом полномочий;

3) обязанность субъектов информационных правоотношений действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей;

4) возможное запрещение каких-либо действий для определения границ возможного неправомерного поведения;

5) сочетание убеждения и принуждения.

Императивные методы регулирования информационных отношений применяются в информационном праве:

1) при закреплении компетенции государственных органов по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами, в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности;

2) при установлении порядка создания и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и исполнения этими органами своей компетенции в этой части;

3) при формировании и реализации соответствующими структурами государственной политики по формированию и развитию информационного общества;

4) при осуществлении действий, связанных с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем;

5) при регулировании информационных отношений в области массовой информации;

6) при регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн;

7) при решении государственными органами и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере;

8) другие виды деятельности государственных органов и структур в информационной сфере.

К императивным методам относятся:

1) метод обязывания, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия (например, использование информации с особым правовым режимом);

2) метод запрета, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий (используется для обозначения деяний, представляющих собой информационные нарушения).

Исходя из специфики регулируемых общественных отношений и используемых для этого методов, можно сформулировать определение информационного права.

Информационное право – это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе сферу общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов. Кроме того, информационное право можно рассматривать как систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере, т.е. сфере производства, преобразования и потребления информации.

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие закономерности общественных отношений в информационной сфере.

Принципы информационного права базируются на положениях конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений. Таким образом, принципы в сфере информационного права можно разделить на две группы:

1) принципы, в основе которых лежат конституционные нормы;

2) принципы, основанные на юридических особенностях и свойствах информации.

К первой группе принципов, базирующихся на конституционных нормах, относятся:

1.Принцип приоритетности прав личности. Этот принцип устанавливается ст. 2 Конституции Республики Беларусь, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина, в том числе и в информационной сфере.

2.Принцип свободного производства и распространениялюбой информации, не ограниченной законом (принцип свободы творчества и волеизъявления).

3.Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Имеет целью защиту личности, общества, государства от воздействия вредной информации.

4.Принцип свободного доступа к неограниченной законом информации (принцип гласности). Ни один субъект, кроме законодателя, не может вводить ограничения по доступу потребителей к информации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вводиться только законом.

5.Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации. Он означает обязанность любой государственной структуры собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.

6.Принцип законности. Этот принцип предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию и законодательство Республики Беларусь. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и белорусскому законодательству.

7.Принцип ответственности. Применительно к информационно-правовому регулированию данный принцип означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

Ко второй группе принципов, базирующихся на свойствах информации, относятся:

1.Принцип «отчуждения» информации от ее создателя. Суть такого отчуждения заключается в передаче производителем информации прав и обязанностей по ее использованию получившим ее субъектам (обладателям, потребителям информации), а также ответственности за неправомерное использование информации.

2.Принцип оборотоспособности информации. Информация, будучи обнародованной, превращается в объект, который существует независимо от ее создателя и который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

3. Принцип распространяемости информации. Данный принцип основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на использование информации для разных категорий обладателей (потребителей) таких экземпляров разный.

4. Принцип организационной формы. В основе принципа лежит положение, что информация при включении ее в оборот всегда определенным образом организуется на материальном носителе. Находящаяся в обороте информация всегда существует не сама по себе, а в четко определенной форме (например, в форме документа). При этом принадлежность таких документов может быть юридически подтверждена и закреплена.

5. Принцип экземплярности информации. Тиражированная информация распространяется по экземплярам, учет которых принципиально возможен и нередко необходим (например, в случае государственной или иной тайны).

Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере, т.е. информационную деятельность.

Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты.

Система информационного права получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе.

Структурно систему информационного права можно разделить на две части: общую и особенную.

В общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие:

1) основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования информационной деятельности;

2) содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений;

3) характеристику источника информационного права;

4) правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности.

В особенную часть можно включить отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы:

1. Институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела).

2. Институты информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их дополнение новыми институтами.

Информационное право активно использует основные положения теории государства и права, взаимодействует с такими отраслями как конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, судоустройство, международное публичное и частное право.

Наиболее тесно информационное право взаимодействует с конституционным правом. Являясь ведущей отраслью права, конституционное право закрепляет основные права и свободы личности, в том числе и информационные права и свободы (права и свободы в информационной сфере), регламентирует производство таких важнейших информационных объектов, как законы.

Существенная связь прослеживается с гражданским правом, прежде всего при регулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений по поводу информации и информационных объектов в информационной сфере.

Информационное право также активно использует методы административного права, в первую очередь, при регулировании отношений, возникающих при осуществлении государственными органами обязанностей в области массовой информации, по формированию информационных ресурсов и выдаче информации из них широкому кругу потребителей.

С другой стороны, информационно-правовые нормы проникают практически во все отрасли права при регулировании ими отношений, возникающих при создании, преобразовании и потреблении информации. Это объясняется тем фактом, что информация является неотъемлемой составной частью деятельности человека, а потому правовые отношения по созданию, преобразованию и потреблению информации в любых отраслях и направлениях деятельности подпадают под закономерности правового регулирования информационного права.

 

3. Государственное регулирование и основные направления государственной политики в области связи, информации и информатизации в Республике Беларусь

 

В Республике Беларусь была разработана и принята Концепция государственной политики в области информатизации (Указ Президента Республики Беларусь от 06.04.1999 №195), одним из основных направлений которой являлось формирование и использование информационных ресурсов.

Информатизация – это организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребности органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование, обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации.

Целью государственной политики в сфере информатизации является создание органами государственной власти необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, обеспечивающих развитие процессов информатизации для защиты прав и законных интересов граждан и государства.

Государство в лице своих органов:

1) организует формирование и использование информационных ресурсов, оказывает содействие развитию процессов информатизации, принимает меры по повышению качества документированной информации и информационных услуг;

2) стимулирует создание современных информационных технологий, систем и сетей, обеспечивает развитие соответствующих коммуникаций;

3) создает условия для открытости, общедоступности и сохранности информационных ресурсов;

4) осуществляет регулирование отношений в сфере информатизации через инвестиционную, налоговую и бюджетную политику;

5) определяет полномочия государственных органов в области информатизации.

Основными задачами государственной политики в области информатизации на данном этапе развития общества являются:

1) разработка и реализация единой государственной программы информатизации, обеспечивающей устойчивое развитие информационной инфраструктуры и телекоммуникационных сетей;

2) создание нормативной правовой базы построения информационного общества;

3) эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов, обеспечение доступа к ним;

4) обеспечение государственных органов, юридических и физических лиц общественно значимой информацией и развитие средств массовой информации;

5) принятие мер по созданию и эффективному использованию информационных ресурсов на всех уровнях и др.

Решение основных задач государственной политики в области информатизации осуществляется посредством воздействия на различные объекты информационной сферы, в том числе и на информационные ресурсы.

Информатизации информационные ресурсы – это организованная совокупность документированной информации, включающая базы и банки данных, другие массивы информации в информационных системах (библиотеки, архивы, делопроизводство и др.).

Формирование и использование информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства республики. Они формируются в результате деятельности как государственных органов, так и общественных организаций.

Информационные ресурсы в государственных органах должны содействовать эффективному исполнению всех функций этих органов: развитию производительных сил общества и обеспечению высокого уровня жизни граждан, повышению безопасности государства, защите прав и свобод личности.

Механизм формирования единых информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним должны регулироваться государством при разработке комплекса нормативных правовых актов.

Управление государственными информационными ресурсами должно строиться по иерархической схеме, обеспечивающей полноту сбора информации, изучение и обобщение ее в соответствующих аналитических службах при передаче на более высокий уровень.

Иерархическая схема формирования государственных информационных ресурсов должна включать следующие уровни:

1) информационные ресурсы Главы государства, позволяющие регулировать деятельность всех ветвей власти, проводить анализ и ситуационное моделирование процессов экономического и социально-политического развития страны, обеспечивать национальную безопасность;

2) информационные ресурсы ветвей власти;

3) отраслевые (ведомственные) информационные ресурсы;

4) территориальные информационные ресурсы;

5) информационные ресурсы субъектов хозяйствования и физических лиц.

Состав и объем необходимых ресурсов на каждом уровне определяются исходя из целей и задач данного уровня управления.

Доступ к информационным ресурсам субъектов информатизации осуществляется через автоматизированные информационные системы, обеспечивающие работу с базами и банками данных, машиночитаемыми массивами и другими носителями информации. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура служит для транспортировки информации между информационными системами. Она призвана обеспечить создание единого информационного и эффективного единого социально-экономического пространства Республики Беларусь, углубление процессов информационной и экономической интеграции стран СНГ, последовательное вхождение в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру.

Правомочие пользования как одно из основных правомочий в отношении собственности подразумевает возможность использования полезных свойств объекта, извлечение с его помощью прибыли и т.п. Это правомочие характерно, прежде всего, для собственника, который может передавать его иным лицам.

Статья 36 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» предусматривает следующие права собственника информационных ресурсов:

1) предоставлять права владения и пользования информационными ресурсами иному лицу;

2) определять правила обработки информации, использования информационных ресурсов;

3) определять условия распоряжения документированной информацией в случае ее распространения и (или) предоставления по договору;

4) осуществлять иные действия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При этом собственник информационных ресурсов обязан:

1) определять условия владения и пользования информационными ресурсами в случае передачи этих прав другому лицу;

2) осуществлять меры по защите информационных ресурсов, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь.

Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, имеют право:

1) распространять и (или) предоставлять информацию, пользоваться ею;

2) устанавливать дополнительные правила, условия доступа и использования государственных информационных ресурсов, не противоречащие актам законодательства Республики Беларусь;

3) требовать от других субъектов информационных отношений в рамках своих полномочий и в определенных законодательством случаях предоставления документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов;

4) использовать при формировании государственных информационных ресурсов информацию, содержащуюся в негосударственных информационных ресурсах, с согласия их собственников (владельцев);

5) определять и устанавливать размер оплаты за пользование государственными информационными ресурсами и содержащейся в них информацией;

6) осуществлять иные действия в соответствии актами законодательства Республики Беларусь.

Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, обязаны в пределах своей компетенции:

1) осуществлять деятельность по формированию государственных информационных ресурсов, организации доступа к ним, пользованию и предоставлению документированной информации из государственных информационных ресурсов, оказанию других информационных услуг с соблюдением требований, установленных актами законодательства Республики Беларусь;

2) включать в государственные информационные ресурсы, пользоваться и своевременно предоставлять из государственных информационных ресурсов объективную, полную и достоверную информацию, обеспечивать актуальность и полноту содержащейся в них информации;

3) при осуществлении своих функций обеспечивать соблюдение прав и законных интересов иных субъектов информационных отношений, в том числе и на получение общедоступной информации;

4) распространять и (или) предоставлять информацию, в отношении которой законодательными актами Республики Беларусь установлена обязательность ее распространения и (или) предоставления;

5) создавать условия для своевременного и эффективного использования информации государственными органами и государственными организациями при осуществлении ими своих полномочий;

6) принимать в соответствии с законодательством меры по защите и обеспечению сохранности информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, осуществлять ее архивное хранение;

7) осуществлять контроль состояния государственных информационных ресурсов и порядком использования информации;

8) обеспечивать интеграцию государственных информационных ресурсов на информационном и технологическом уровнях, в том числе и с соответствующими международными информационными ресурсами для обеспечения взаимной интеграции информационных ресурсов;

9) исполнять другие обязанности в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Кроме собственника, пользоваться информацией могут владельцы информационных ресурсов, а также обладатели и пользователи информации.

Владелец информационных ресурсов имеет право определять условия их использования с соблюдением исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. На него возлагается обязанность осуществлять меры по защите информации.

Права обладателя информации, содержащейся в информационном ресурсе, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на информационный ресурс.

Обладатель информации обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц при распространении и (или) предоставлении информации, которой он обладает, а также при пользовании ею;

2) принимать меры по защите информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь;

3) ограничивать и (или) запрещать доступ к информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь;

4) обеспечивать сохранность информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено и т.д.

Пользователь информации обязан:

1) соблюдать права и законные интересы других лиц при использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей;

2) принимать меры по защите информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь;

3) обеспечивать сохранность информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, и не передавать ее полностью или частично третьим лицам без согласия обладателя информации;

4) исполнять другие обязанности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Пользователь имеет право использовать информационную систему и (или) информационную сеть для доступа к информационным ресурсам; получать, распространять и (или) предоставлять информацию, содержащуюся в информационной системе и (или) законной информационной сети.

Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, включая оператора ОАИС, несут ответственность за:

1) достоверность и полноту информации, включаемой в государственные информационные ресурсы, а также информации, предоставляемой из государственных информационных ресурсов;

2) нарушение порядка распространения и (или) предоставления общедоступной информации, а также информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами;

3) неправомерный доступ, уничтожение, изменение, использование, распространение и (или) предоставление информации, а также иные неправомерные действия, совершенные непосредственно ими и (или) другими субъектами информационных отношений вследствие их неправомерных действий;

4) непринятие соответствующих мер по защите информации.

Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление содержащейся в них информации, несут ответственность за допущенные ими нарушения в соответствии с законодательными актами.

Орган государственной власти, юридическое или физическое лицо, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут быть участниками регулируемых нормами информационного права общественных отношений, являются субъектами информационного права.

Круг таких субъектов разнообразен. Основным свойством, которым должен обладать субъект информационных правоотношений, является информационная правосубъектность, которая включает информационную правоспособность и информационную дееспособность.

Информационная правоспособность рассматривается как проявление общей правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая государством возможность или способность данного субъекта вступать в правовые отношения. Информационная правоспособность выражается в определяемой информационно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать информационные права и обязанности (права и обязанности в информационной сфере) и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию. Каждый, кто нормами информационного права наделен правами и обязанностями в информационной сфере, может рассматриваться в качестве субъекта информационного права.

Однако субъект информационного права может стать субъектом информационных правоотношений только тогда, когда он обладает вторым элементом информационной правосубъектности – информационной дееспособностью. Информационная дееспособность подразумевает способность субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия в информационной сфере. В нашем случае речь идет о практической способности субъекта реализовать свою информационную правоспособность в условиях конкретных информационных правоотношений.

Основными субъектами публичных информационных отношений выступают государственные органы, исполняющие обязанности по информационному обеспечению физических и юридических лиц. Для них участие в информационных правоотношениях является прямой юридической обязанностью, так как она является главным средством практической реализации установленной для них компетенции, а отсюда и правоспособности. Такая же ситуация возникает и в отношении юридических лиц. Однако информационная дееспособность в данном случае реализуется не самой организацией, а ее исполнительным органом.

Анализ информационной сферы и действующих в ней субъектов позволяет выделить триих основные категории:

1) производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения (издательства; редакции средств массовой информации; рекламодатели; журналисты; авторы произведений и технического творчества; государственные органы);

2) обладатели (держатели) информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, собственники информационных систем и средств их обеспечения;

3) потребители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг (граждане, юридические лица, общественные организации, государственные органы и другие субъекты, запрашивающие информацию и пользующиеся ей).

В ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» закреплено, что субъектами информационных отношений могут являться:

1) Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы;

2) государственные органы, другие государственные организации;

3) юридические лица;

4) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;

5) иностранные государства;

6) международные организации.

При этом субъекты информационных отношений могут выступать в качестве:

1) обладателя информации, т.е. субъекта, получившего права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства, или по договору;

2) пользователя информации, информационных систем и (или) информационных сетей, т.е. субъекта, получающего, распространяющего и (или) предоставляющего информацию, реализующего право на пользование ею либо субъекта, получившего доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующегося ими;

3) собственника и владельца программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, т.е. субъекта, реализующего права владения, пользования и распоряжения программно-техническими средствами, информационными ресурсами, информационными системами и информационными сетями;

4) информационного посредника, т.е. субъекта, предоставляющего информационные услуги обладателям и (или) пользователям информации;

5) оператора информационных систем, т.е. субъекта, осуществляющего эксплуатацию информационной системы и (или) оказывающего посредством ее информационные услуги.

Как отмечалось, субъектами публичных информационных отношений выступают органы государственной власти, на которые законодателем возложены важные функции по регулированию этих отношений. В соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции.

Президент Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области информации, информатизации и защиты информации.

К полномочиям Совета Министров Республики Беларусь в области информации, информатизации и защиты информации относятся:

1) обеспечение проведения единой государственной политики;

2) координация, направление и контроль работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

3) утверждение государственных программ, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, и обеспечение их реализации.

Национальная академия наук Беларуси в области информации, информатизации и защиты информации осуществляет научно-методическое обеспечение развития информатизации, реализации государственных программ; участвует в разработке проектов нормативных правовых актов; осуществляет иные полномочия.

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в области защиты информации:

1) определяет приоритетные направления технической защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

2) координирует деятельность по технической защите информации;

3) осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью по обеспечению технической защиты информации;

4) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в области технической защиты информации;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь в области информатизации:

1) реализует единую государственную политику;

2) разрабатывает и реализует государственные программы;

3) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов;

4) координирует работу по формированию и государственной регистрации информационных ресурсов;

5) устанавливает требования совместимости информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

6) разрабатывает и утверждает правила эксплуатации и взаимодействия информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

7) организует работы по техническому нормированию и стандартизации, подтверждению соответствия создания, использования и эксплуатации информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

8) стимулирует создание информационных технологий, информационных систем и информационных сетей;

9) осуществляет международное сотрудничество, включая взаимодействие с международными организациями, обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Республики Беларусь;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15.08.2005 №372 в структуре Министерства связи и информатизации был создан Департамент информатизации, основными задачами деятельности которого являются:

1) осуществление регулирования в области информатизации в Республике Беларусь;

2) координация деятельности юридических лиц независимо от форм собственности и индивидуальных предпринимателей в сфере информатизации в целях создания условий для обеспечения информационных потребностей государственных органов, юридических и физических лиц на основе создания информационных систем и (или) сетей, обеспечивающих формирование и обработку информационных ресурсов и представление пользователям документированной информации.

Для решения поставленных задач в Департаменте информатизации были образованы управление программ и проектов информатизации, управление инфраструктуры и развития информатизации, информационно-аналитический сектор и сектор информационных технологий.

Иные государственные органы в пределах своих полномочий в области информации, информатизации и защиты информации:

1) участвуют в реализации единой государственной политики;

2) формируют и используют информационные ресурсы;

3) создают и развивают информационные системы и информационные сети, обеспечивают их совместимость и взаимодействие в информационном пространстве Республики Беларусь;

4) осуществляют техническое нормирование и стандартизацию в области информационных технологий, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

5) осуществляют подтверждение соответствия информационных технологий, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

6) осуществляют иные полномочия в соответствии законодательством Республики Беларусь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...