Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Актуальные проблемы правового регулирования различных видов информационных ресурсов 8 страница




Нельзя забывать и о таком направлении государственной политики, как обеспечение безопасности, в том числе и в информационной сфере. В соответствии с п.13 Указа Президента Республики Беларусь №60 специально уполномоченным государственным органом в сфере безопасности использования национального сегмента сети Интернет является Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, который:

1) координирует деятельность государственных органов, поставщиков интернет-услуг по обеспечению безопасности информации при использовании информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет;

2) определяет по согласованию с Президентом Республики Беларусь перечень операторов электросвязи, имеющих право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств;

3) совместно с Министерством связи и информатизации устанавливает порядок ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами;

4) определяет порядок регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет;

5) представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам безопасности использования национального сегмента сети Интернет.

Информационные отношения в сети Интернет в литературе рассматриваются с позиций их структурных элементов: субъектов, объектов и содержания.

Субъектный состав информационных правоотношений в Интернете подобен субъектному составу любого правоотношения. Как и в остальных правоотношениях, субъектами в исследуемой сфере отношений являются:

· физические лица;

· юридические лица;

· государство (Республика Беларусь) и его административно-территориальные единицы.

В зависимости от выполняемых функций субъектами отношений в Интернете являются:

1. Провайдеры – лица, оказывающие услуги по размещению информации в Интернете, а также услуги по предоставлению доступа к сети при помощи автоматизированных программных и технических средств, исключающих проверку, обработку и модификацию человеком размещаемой информации, запросов пользователей и получаемой ими информации.

Услуги по обеспечению доступа юридических и физических лиц к сети Интернет и (или) размещению в данной сети информации, ее передаче, хранению, модификации называют интернет-услугами.

В качестве провайдеров (или поставщиков интернет-услуг) выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели.

2. Пользователи – лица, получающие информацию при пользовании услугами провайдера.

3. Распространители информации (или собственники информационных ресурсов) – лица, желающие разместить определенную информацию в Интернете и располагающие соответствующей информацией.

В качестве пользователей и распространителей могут выступать любые лица. Законодательство не содержит особых требований к этим субъектам, т.е. в качестве пользователей и распространителей информации в сети Интернет могут быть и несовершеннолетние, и недееспособные лица и т.п.

Объектами, по поводу которых возникают информационные отношения в Интернете, являются:

1) информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;

2) программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие формирование информационной инфраструктуры и осуществление информационных процессов;

3) доменные имена;

4) информационные права и свободы;

5) интересы личности, общества, государства в информационной сфере;

6) информационная целостность и информационный суверенитет государства;

7) информационная безопасность.

Информационные объекты в Интернет обладают той отличительной чертой, что они, как правило, представляются в виртуальной форме. В этой связи правоотношения, возникающие по их поводу, существенно отличаются от действующих в отношении информационных объектов на материальных, жестких носителях.

Несмотря на кажущееся многообразие объектов, основным объектом информационных правоотношений в сети Интернет все же является информация, основными свойствами которой в этой сфере можно назвать следующие признаки:

1) эта информация всегда представлена в электронной форме;

2) она закреплена на материальных носителях и записана в виде машинного кода;

3) эта информация доступна исключительно при помощи специальных технических и программных средств.

Содержание информационных отношений в Интернете образуют права и обязанности субъектов этих отношений и, прежде всего, в сфере обмена информацией между ними.

В целом структура информационных правоотношений в виртуальной среде информационной сферы аналогична их структуре в материальной среде. Однако их особенности определяются особенностями представления и обращения информации в Интернет.

С помощью глобальной информационной сети Интернет граждане могут реализовать свое конституционное право на получение информации. При этом Интернет, являясь глобальной телекоммуникационной сетью, предоставляет возможность доступа к большому количеству информационных ресурсов.

Основными субъектами здесь выступают потребители информации и услуг, вступающие в информационные отношения с поставщиками информации или услуг по размещению информационных ресурсов в памяти компьютера (по хостингу).

Они разделяются на следующие виды:

1) потребители информации, осуществляющие поиск и получение информации в Интернете;

2) потребители услуг по хостингу;

3) потребители услуг информационной почты.

Большинство ресурсов Интернета являются общедоступными, т.е. любое заинтересованное лицо может получить доступ к информации, размещенной на сайте. Однако нельзя забывать о том, что существующие технологии позволяют ограничивать доступ к тем или иным Интернет-ресурсам. Лицо, контролирующее такой ресурс, может обусловить доступ к нему заполнением анкеты, ответами на определенные вопросы, введением пароля и т.п. Также информация ресурса может предоставляться в обмен на уплату денежных средств (на возмездной основе).

Кроме того, доступ пользователей к Интернет-ресурсам может быть ограничен поставщиками интернет-услуг, если речь идет об информации, содержание которой направлено на:

1) осуществление экстремистской деятельности;

2) незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых, токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

3) содействие незаконной миграции и торговле людьми;

4) распространение порнографических материалов;

5) пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством государства.

В Республике Беларусь при реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет-кафе запрещается:

1) распространять по сети электросвязи общего пользования информацию, запрещенную к распространению законодательством;

2) предпринимать действия, которые могут повлечь нарушения функционирования вычислительной техники компьютерного клуба или Интернет-кафе;

3) осуществлять попытки несанкционированного доступа к информационным системам сети электросвязи общего пользования;

4) использовать компьютерные программы, которые в установленном порядке на основании заключения Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости признаны пропагандирующими культ насилия, жестокости, порнографию (п.5 Положения о порядке работы компьютерных клубов и Интернет-кафе).

Некоторые страны ввели законодательство для блокирования любого прямого доступа в Интернете посредством провайдеров путем внедрения так называемых прокси-серверов, подобных используемым в больших организациях для защиты информации, совмещаемых с составлением централизованных черных списков документов и интернетовских адресов.

Фильтрующее программное обеспечение представлено тремя видами:

1) «черные списки» – блокирует доступ к включенным в список источникам;

2) «белые списки» – доступ возможен только к перечисленным источникам;

3) «нейтральная маркировка» – установление рейтингов, согласно которым пользователь сам решает вопрос о доступе к помеченному содержанию.

Определенные трудности регулирования отношений в сфере реализации права на поиск и потребление информации в сети Интернет связаны с защитой содержания получаемой потребителем информации (авторское право, доказательственная способность документа в электронной форме, доменные имена и т.п.).

Кроме того, важная группа общественных отношений связана с защитой потребителя от вредной, опасной, некачественной информации и защиты прав и свобод каждого в информационной сфере (например, защита чести и достоинства личности). Здесь у потребителя возникает право на защиту от воздействия такой информации.

Интернет сегодня широко применяется для осуществления самых разных видов деятельности, основанной на создании электронных документов и передачи их по сети Интернет. К наиболее существенным видам такой деятельности можно отнести электронную торговлю и любой другой электронный документооборот (Интернет-магазин, Интернет-СМИ, Интернет-учреждение и т.п.).

В Республике Беларусь правовой базой в этой сфере является Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Кроме того, для регулирования указанных отношений используются общие нормы информационного законодательства.

Субъекты – производители информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг в Интернете:

1) разрабатывают и размещают свою информацию в сети;

2) предоставляют доступ к информационным ресурсам неограниченному кругу лиц (или, если доступ к информации платный или ограниченный, — строго определенному кругу лиц).

Размещение информации в Интернете существенно отличается от иных способов размещения информации:

1. Информация, размещенная в Интернете, доступна одновременно практически неограниченному кругу лиц во всем мире.

2. Информация размещается в Интернете на анонимной основе, но всегда под определенным адресом в рамках высоко централизованной системы адресации.

3. Любое лицо при помощи средств Интернета может разместить информацию на материальном носителе, расположенном на каком угодно географическом удалении от себя.

4. Лицо при помощи средств Интернета может разместить на нескольких, сколь угодно удаленных друг от друга материальных носителях, целостную информацию, разбив ее на несколько составляющих, не имеющих самостоятельного значения, при этом информация будет объединяться при определенных действиях пользователя.

5. Размещение информации в Интернете осуществляется при помощи провайдеров.

При этом размещение информации в сети Интернет имеет хоть какое-то общественное значение лишь постольку, поскольку эта информация доступна третьим лицам. Иными словами, основной целью размещения информации в Интернете является ее передача третьим лицам с возможностью ее копирования.

Вместе с тем, как существуют определенные ограничения на доступ к информации, так же выработаны и ограничения на размещение информации в Интернете. К наиболее значимым можно отнести:

1) запрет на распространение сведений, составляющих охраняемую законом тайну, налагаемый на лицо в силу прямого указания закона или в силу гражданско-правового договора;

2) запрет на распространение информации, разжигающей национальную, социальную, религиозную и т.п. вражду;

3) запрет на распространение сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию, запреты клеветы и оскорблений;

4) ограничения на распространения порнографических и иных подобных материалов, направленные на защиту общественной нравственности;

5) ограничения в области рекламной деятельности;

6) ограничения на распространение вредоносных программ для ЭВМ;

7) ограничения на воспроизведение и использование объектов исключительных прав.

Большинство из этих ограничений представляют собой комплекс правовых норм, устанавливающих правовой режим обращения соответствующей категории информации, о чем речь идет в других темах курса.

С 01.07.2010 деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке.

Государственная регистрация информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, осуществляется по заявительному принципу Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией на основании соответствующего обращения поставщиков интернет-услуг.

Поставщики интернет-услуг обязаны осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах.

Собственники пунктов коллективного пользования интернет-услугами осуществляют идентификацию пользователей интернет-услуг в этих пунктах, учет и хранение персональных данных пользователей, а также сведений об оказанных интернет-услугах.

Хранение указанных сведений осуществляется в течение одного года со дня оказания интернет-услуг (п.6 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 №60).

Ответственность за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие (передавшие) эту информацию.

В формировании информационной инфраструктуры Интернета участвуют организации, разрабатывающие, внедряющие и использующие программно-технические средства, средства связи и телекоммуникаций, а также субъекты, предоставляющие услуги по подключению к Интернету.

Это лица, которые:

1) распределяют и сопровождают применение доменных имен Интернета;

2) предоставляют хостинг (память компьютера для размещения информации на своем сервере в сети Интернет), т.е. обеспечивают физическое место для размещения данных, которые будут доступны пользователям сети Интернет.

К этой же группе субъектов следует отнести организации, занимающиеся разработкой технических стандартов на оборудование и технологии Интернет и сетей, а также технологий и алгоритмов безопасности использования сетей, развитие которых существенно влияет на спектр используемых сервисов и услуг сети Интернет.

Регулирование отношений, возникающих в этих информационных процессах, укладывается в обычные варианты проектирования, внедрения и эксплуатации (использования) информационных технологий. Здесь действуют нормы актов административного права, в которых установлены обязанности по формированию государственных систем, и нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения, возникающие при свободном производстве таких средств и систем.

В области Интернета активно действуют дизайн-студии и группы специалистов, разрабатывающие дизайн и формы подачи информации в сети Интернет, а также обеспечивающие программирование различных динамических приложений, осуществляющих интерфейс взаимодействия с пользователем.

Следующие важные направления деятельности в среде Интернет – сертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензирование деятельности в области связи и телекоммуникаций и по формированию и использованию информации и информационных ресурсов. Эта деятельность направлена на повышение качества структуры Интернет, продуктов, получаемых из Интернет, а также обеспечивающее совместимость всевозможных элементов, составляющих среду Интернет. Кроме того, эта деятельность направлена и на обеспечение информационной безопасности в сети.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...