Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Актуальные проблемы правового регулирования различных видов информационных ресурсов 5 страница




Министерство торговли Республики Беларусь в области рекламы в пределах своей компетенции:

1) осуществляет государственный контроль за осуществлением рекламной деятельности;

2) предупреждает факты ненадлежащей рекламы;

3) выносит нарушителям предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе;

4) принимает и направляет нарушителям решения о признании рекламы ненадлежащей;

5) рассматривает обращения организаций или граждан и иные материалы о нарушении законодательства о рекламе;

6) направляет материалы о нарушении законодательства о рекламе в местные исполнительные и распорядительные органы для прекращения распространения ненадлежащей рекламы, органы прокуратуры или другие правоохранительные органы;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Так, Министерство торговли рассмотрело обращение предпринимателя, который указывал на факты осуществления ненадлежащей рекламы в журнале. Министерство торговли установило, что в номерах 12, 13, 14 журнала была размещена реклама ООО «Мебельное производство», которая содержала утверждения, что изготавливаемая данным ООО мебель является самой дешевой на рынке. В то же время из представленных предпринимателем материалов усматривалось, что по ряду позиций мебель, продаваемая им, была дешевле. Министерство торговли признало данную рекламу ненадлежащей и обязало осуществить контррекламу в том же объеме, что и распространенная реклама, в трех последующих номерах данного журнала. ООО «Мебельное производство» оплатило журналу рекламную площадь, на которой была размещена контрреклама.

Министерство информации Республики Беларусь напрямую не наделено полномочиями по контролю за соблюдением законодательства о рекламе, однако может осуществлять этот контроль в части деятельности средств массовой информации, издательских, полиграфических предприятий, организаций распространения книг.

В соответствии с п. 3 Положения о Министерстве информации (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.10.2001 №1545) на это министерство возложена задача по контролю за соблюдением законодательства Республики Беларусь средствами массовой информации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими издательскую, полиграфическую деятельность и деятельность по книгораспространению.

Законом Республики Беларусь «О средствах массовой информации» предусмотрено право Министерства информации выносить предупреждения средствам массовой информации за нарушения законодательства (ст.40), в том числе за превышение допустимого объема рекламы в средстве массовой информации либо публикации рекламы лицензируемого вида деятельности без указания лицензии и т.п. Кроме того, согласно ст. 41 Закона в случае неустранения средством массовой информации нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения Министерство информации вправе принять решения о приостановлении выпуска данного средства массовой информации.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области рекламы на территории соответствующих административно-территориальных единиц в пределах своей компетенции:

1) предупреждают факты ненадлежащей рекламы;

2) выносят нарушителям предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе;

3) принимают и направляют нарушителям решения о признании рекламы ненадлежащей, за исключением решений о признании рекламы недобросовестной;

4) прекращают размещение ненадлежащей рекламы посредством демонтажа средств наружной рекламы, вынесения распространителям рекламы предписаний о прекращении распространения ненадлежащей рекламы или иными способами;

5) рассматривают обращения организаций или граждан и иные материалы о нарушении законодательства о рекламе;

6) направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы материалы о нарушении законодательства о рекламе;

7) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

4. Правовой режим информации о государственных секретах. Правовой режим коммерческой тайны

 

Одним из видов информации является информация с ограниченным доступом, которая обладает особым правовым режимом. К такой информации относится и информация о государственных секретах, доступ к которой наиболее ограничен.

Базовым законом института государственной тайны является Закон Республики Беларусь от 19.07.2010 «О государственных секретах», который определяет правовые и организационные основы отнесения сведений к государственным секретам, защиты государственных секретов, осуществления иной деятельности в сфере государственных секретов в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» государственные секреты – это сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Носителями государственных секретов выступают материальные объекты, на которых государственные секреты содержатся в виде символов, образов, сигналов и (или) технических решений и процессов, позволяющих их распознать и идентифицировать.

Государственные секреты подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну).

Государственная тайна – это сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна – это сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом.

Для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.

Режим государственной тайныдолжен определять и устанавливать:

1) информацию, которая относится к государственной тайне, и информацию, которая не может быть отнесена к государственной тайне;

2) порядок отнесения информации к государственной тайне (порядок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну);

3) порядок рассекречивания государственной тайны;

4) особый порядок допуска (или доступа) к государственной тайне;

5) порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну;

6) порядок обеспечения защиты государственной тайны;

7) ответственность за нарушения режима государственной тайны.

Сведения, составляющие государственные секреты, рассматриваются как информация, которая в соответствии с законодательством Республики Беларусь отнесена к государственным секретам, закреплена на их носителях и представлена в виде, позволяющем ее распознавать и идентифицировать.

Совокупность категорий сведений в области экономики, политики, экологии, оперативно-розыскной деятельности, военной сфере и других жизненно важных сферах деятельности, несанкционированное распространение которых создает или может создать угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан образуют перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь. Сведения, которые могут быть отнесены к государственным секретам, называются в ст.14 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах».

В соответствии со ст.15 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» к государственным секретам не могут быть отнесены сведения:

1) являющиеся общедоступной информацией, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не могут быть ограничены в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

2) находящиеся в собственности иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований и переданные Республике Беларусь.

правовых, организационных и иных мер по включению категорий сведений в перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Уполномоченные государственные органы и иные организации в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Сведения, полученные государственными органами и иными организациями, а также гражданами при осуществлении деятельности, не связанной с использованием государственных секретов, собственниками которых они являются, могут быть отнесены к государственным секретам после передачи их этими государственными органами и иными организациями, а также гражданами по договору государственному органу и иной организации, наделенным полномочием по отнесению сведений к государственным секретам. Договор о передаче таких сведений заключается в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и должен содержать указание на условия передачи этих сведений. До принятия решения об отнесении к государственным секретам указанных сведений государственными органами и иными организациями, а также гражданами осуществляется их защита.

Основными принципами отнесения сведений к государственным секретам являются:

1. Законность, т.е. отнесение сведений к государственным секретам должно осуществляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. Безопасность личности, общества и государства, т.е. отнесение сведений к государственным секретам должно осуществляться без причинения вреда личности, обществу и государству.

3. Обоснованность, т.е. решение о включении сведений в перечень сведений, подлежащих засекречиванию, должно приниматься на основании их экспертной оценки.

4. Соотнесенность с мерами защиты государственных секретов иностранных государств, т.е. должна быть согласованность подходов к определению категорий сведений, относимых к государственным секретам, степени их секретности и мер по их защите с законодательством государств, с которыми Республика Беларусь имеет договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственные секреты.

Засекречивание осуществляется на основании перечня сведений, подлежащих засекречиванию, посредством установления ограничений на распространение и (или) предоставление сведений и применения иных мер защиты в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При составлении перечня сведений, подлежащих засекречиванию, определяется степень секретности категорий сведений, включаемых в него.

Степень секретности – это показатель важности государственных секретов, определяющий меры и средства защиты государственных секретов.

Для государственных секретов в зависимости от тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате их разглашения или утраты, устанавливаются следующие степени секретности:

для государственной тайны – «Особой важности», «Совершенно секретно»;

для служебной тайны – «Секретно» (ст. 17 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах»).

В соответствии со ст. 22 Закона для государственных секретов, как правило, устанавливаются следующие сроки засекречивания:

для государственной тайны – до тридцати лет;

для служебной тайны – до десяти лет.

Срок засекречивания исчисляется с даты засекречивания.

Изменение срока засекречивания осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

При засекречивании сведений их носителям и (или) сопроводительной документации на них присваивается соответствующий гриф секретности.

Гриф секретности – это реквизит, проставляемый на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему, свидетельствующий о степени секретности содержащихся на этом носителе государственных секретов.

На носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним в зависимости от степени секретности государственных секретов проставляются следующие грифы секретности:

на носителях государственной тайны и (или) сопроводительной документации к ним – «Особой важности», «Совершенно секретно»;

на носителях служебной тайны и (или) сопроводительной документации к ним – «Секретно».

Сведения считаются засекреченными с момента проставления грифа секретности на их носителях и (или) сопроводительной документации на них.

Определение и изменение степени секретности осуществляются государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности.

Рассекречивание осуществляется посредством снятия ограничений на распространение и (или) предоставление государственных секретов и прекращения иных мер защиты.

Рассекречивание осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

При рассекречивании на носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним аннулируется гриф секретности.

Государственные секреты являются собственностью Республики Беларусь.

Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности осуществляют владение, пользование и распоряжение государственными секретами в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Другие государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, реализуют право пользования государственными секретами, а также в пределах полномочий, предоставленных им государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, распоряжаются государственными секретами.

Государственные секреты передаются государственным органам и иным организациям в целях осуществления ими своих полномочий либо в связи с проведением работ с использованием государственных секретов в объеме, необходимом для осуществления этих полномочий либо проведения таких работ (ст. 26 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах»).

Передача государственных секретов государственным органам и иным организациям осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

Передача государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь или руководителей государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в пределах их компетенции с учетом заключения уполномоченного государственного органа по защите государственных секретов о возможности их передачи.

Решение о передаче государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям принимается Президентом Республики Беларусь при наличии обязательства иностранного государства, международной организации, межгосударственного образования о защите государственных секретов.

Решение о передаче служебной тайны иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям принимается руководителями государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, при наличии международного договора Республики Беларусь о защите государственных секретов.

Допуск к государственным секретам – это право гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина, лица без гражданства или государственного органа, иной организации на осуществление деятельности с использованием государственных секретов.

Доступ к государственным секретам – это ознакомление гражданина с государственными секретами или осуществление им иной деятельности с использованием государственных секретов.

Статьи 30-38 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» определяют порядок и условия допуска к государственным секретам.

В зависимости от степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, устанавливаются три формы допуска к государственным секретам, соответствующие степени секретности этих сведений:

форма № 1 – форма допуска к государственной тайне, имеющей степень секретности «Особой важности»;

форма № 2 – форма допуска к государственной тайне, имеющей степень секретности «Совершенно секретно»;

форма № 3 – форма допуска к служебной тайне, имеющей степень секретности «Секретно».

Допуск к государственным секретам гражданам предоставляется, если:

1) граждане ознакомлены с правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Республики Беларусь о государственных секретах, с возможным временным ограничением их права на выезд из Республики Беларусь, а также с законодательными актами Республики Беларусь, устанавливающими ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о государственных секретах;

2) имеется письменное согласие граждан на проведение в отношении их проверочных мероприятий в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам;

3) гражданами представлены их персональные данные;

4) гражданами приняты письменные обязательства перед государством о соблюдении законодательства Республики Беларусь о государственных секретах;

5) имеется согласование уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов предоставления им допуска к государственным секретам;

6) проведены проверочные мероприятия в отношении граждан в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам (ст. 33 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах»).

Гражданам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, но не достигшим восемнадцатилетнего возраста, предоставляется допуск к служебной тайне.

Доступ к государственным секретам осуществляется гражданами на основании предоставленного им допуска к государственным секретам после их ознакомления в необходимом объеме с законодательством Республики Беларусь о государственных секретах.

Руководители государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, создают условия для осуществления гражданами доступа к государственным секретам, при которых граждане будут иметь доступ только к тем государственным секретам и в таком объеме, которые необходимы им для исполнения их обязанностей.

Доступ к государственным секретам без оформления допуска согласно ст. 35 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» предоставляется:

1) Президенту Республики Беларусь – с момента вступления его в должность;

2) Премьер-министру Республики Беларусь – с даты назначения его на должность;

3) депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатам местных Советов депутатов – с даты признания их полномочий;

4) судьям – с даты назначения (избрания) их на должность.

По истечении полномочий указанных лиц их доступ к государственным секретам прекращается.

Граждане временно ограничиваются в праве на неприкосновенность личной жизни в период проведения в отношении их проверочных мероприятий в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам. Граждане, осведомленные о государственной тайне, могут быть также временно ограничены в праве на выезд из Республики Беларусь.

Гражданам, осуществляющим либо осуществлявшим доступ к государственным секретам, устанавливаются надбавки к тарифным ставкам (окладам) на период их доступа к государственным секретам в зависимости от степени секретности, а также компенсационные выплаты на период действия временного ограничения их права на выезд из Республики Беларусь, если они осведомлены о государственной тайне.

Работникам подразделений по защите государственных секретов в государственных органах и иных организациях, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, дополнительно к установленным надбавкам и компенсационным выплатам устанавливаются за стаж работы в указанных подразделениях надбавки к тарифным ставкам (окладам).

Допуск юридического лица к государственным секретам осуществляется на основании разрешения на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты, выдаваемого уполномоченными государственными органами Республики Беларусь на основании результатов проверочных мероприятий.

Допуск к государственным секретам государственным органам и иным организациям предоставляется при соблюдении ими законодательства Республики Беларусь о государственных секретах, а также если:

1) в их структуре имеется подразделение по защите государственных секретов, состоящее из работников, количество и уровень квалификации которых достаточны для защиты государственных секретов, или ими заключен договор об оказании услуг по защите государственных секретов с государственным органом и иной организацией, имеющими подразделение по защите государственных секретов;

2) разработана и утверждена номенклатура должностей работников, подлежащих допуску к государственным секретам;

3) их руководители, ответственные за обеспечение защиты государственных секретов, имеют допуск к государственным секретам;

4) приняты иные меры защиты государственных секретов, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о государственных секретах (ст. 30 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах»).

Передача государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь или руководителей государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в пределах их компетенции с учетом заключения уполномоченного государственного органа по защите государственных секретов о возможности их передачи.

Решение о передаче государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям принимается Президентом Республики Беларусь при наличии обязательства иностранного государства, международной организации, межгосударственного образования о защите государственных секретов.

Решение о передаче служебной тайны иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям принимается руководителями государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, при наличии международного договора Республики Беларусь о защите государственных секретов.

Защита государственных секретов осуществляется посредством применения правовых, организационных, технических мер, в том числе посредством использования сертифицированных средств защиты государственных секретов, и иных мер в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь в целях предотвращения тяжких последствий или существенного вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

В государственных органах и иных организациях, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, должны быть созданы подразделения по защите государственных секретов.

Другие государственные органы и иные организации по решению их руководителей создают подразделения по защите государственных секретов или заключают договор об оказании услуг по защите государственных секретов с государственным органом и иной организацией, имеющими подразделение по защите государственных секретов, по согласованию с государственным органом и иной организацией, которые передают им государственные секреты.

Государственные органы и иные организации в случае их реорганизации или ликвидации, а также прекращения деятельности с использованием государственных секретов обязаны принять меры по защите находящихся у них государственных секретов.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» государственное регулирование и управление в сфере государственных секретов осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, а также Межведомственной комиссией по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь, уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов, органами государственной безопасности, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Межведомственная комиссия по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь в сфере государственных секретов:

1) координирует деятельность государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам;

2) осуществляет подготовку предложений Президенту Республики Беларусь и Совету Безопасности Республики Беларусь о формировании государственной политики и совершенствовании защиты государственных секретов;

3) рассматривает проекты государственных программ, актов законодательства Республики Беларусь, в том числе международных договоров Республики Беларусь о защите государственных секретов;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Конкретный перечень государственных органов и иных организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 №68.

Полномочия государственных органов и организаций в сфере защиты государственных секретов определяются законодательством Республики Беларусь о государственных секретах.

Защита государственных секретов иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований, переданных Республике Беларусь на основании международных договоров Республики Беларусь либо в связи с ее членством в этих международных организациях, межгосударственных образованиях, а также сведений, образовавшихся при их использовании, осуществляется в соответствии актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь о защите государственных секретов, с учетом требований иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований, передавших государственные секреты.

Организация защиты государственных секретов в государственных органах и иных организациях возлагается на их руководителей.

В соответствии со ст. 38 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» допуск к государственным секретам граждан прекращается в случае:

1) прекращения гражданами трудовых отношений с государственными органами и иными организациями, осуществляющими деятельность с использованием государственных секретов;

2) завершения участия граждан в проведении работ с использованием государственных секретов либо прекращения проведения таких работ;

3) прекращения полномочий граждан Республики Беларусь, которые имеют доступ к государственным секретам без оформления допуска;

4) завершения участия граждан в уголовном, гражданском, хозяйственном или административном процессе, которым допуск к государственным секретам был предоставлен по решению органа, ведущего уголовный, гражданский, хозяйственный или административный процесс;

5) завершения использования в интересах Республики Беларусь профессиональных навыков и квалификации граждан;

6) завершения оказания гражданами на конфиденциальной основе содействия органам, осуществляющим разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, или исполнения обязанностей штатного негласного сотрудника указанных органов;

7) исключения из обязанностей, исполняемых гражданами по месту работы (службы) либо в ходе проведения работ с использованием государственных секретов, осуществления деятельности с использованием государственных секретов;

8) возникновения оснований, предусмотренных как основания для отказа в предоставлении допуска (ч.1 ст.37 данного Закона);

9) внесения органом государственной безопасности в государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, предписаний о прекращении допуска к государственным секретам граждан.

Прекращение допуска к государственным секретам граждан не освобождает их от соблюдения законодательства Республики Беларусь о государственных секретах, в том числе от возможного временного ограничения их права на выезд из Республики Беларусь, если они осведомлены о государственной тайне.

Решение о прекращении допуска к государственным секретам принимается в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь и может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию) и (или) в суд.

Порядок доступа к государственным секретам иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за границей, устанавливается Указом Президента Республики Беларусь от 12.06.2006 №389.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...