Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VII.4. Общие рекомендации по видам МП




С политической точки зрения полезно иметь более конкретные цели для разных категорий предприятий, которым следует помогать. В принципе можно назвать четыре разных типа МП, с различными, но общими для каждого типа вопросами и проблемами. Первая подгруппа почти целиком попадает в категорию национальных предприятий с высокой степенью риска. Остальные три подгруппы включают в себя растущие МП, у которых есть возможность превращения в интернациональные.

1. Медленно растущие МП. Большой процент МП, нацеленных исключительно на местные рынки, не ориентированы на рост или не преуспевают в росте. В совокупности они дают довольно стабильный вклад в экономику, поскольку держат на работе значительный процент людей, хотя и не ставят себе задачи роста занятости населения. Многие из них имеют сравнительно небольшую продолжительность жизни, хотя все это зависит от местных экономических условий. Большинство таких МП имеют высокую степень риска и в основном думают о том, как лучше всего адаптироваться к возрастающей конкуренции в условиях быстро развивающегося рынка. Как показывает международный опыт, можно выделить четыре довольно обширных области, где агентства поддержки имеют возможность помочь такому типу МП стать более конкурентоспособными:

· доступ к информации, касающейся тенденций рынка, гарантирующий, что они смогут легко выяснить возможности развития и роста, и смогут их реализовать;

· обеспечение оборудованием посредством лизинга, в противовес тому, что малые предприятия находятся в невыгодном положении из-за систематического притеснения на финансовых рынках;

· информация о предпринимательской среде, создающая гарантию того, что малые предприятия не окажутся в конкурентно-невыгодных условиях из-за непонимания законодательства или общих экономических стратегий;

· Обучение и экспертная поддержка, гарантирующие, что МП смогут приобрести должный профессионализм и получить консультации, необходимые для повышения их конкурентоспособности.

2. Быстрорастущие малые предприятия. Как показывает опыт европейских стран, рост рабочих мест и длительный экономический динамизм присущи лишь небольшому проценту МП, которые держат курс на расширение и следуют духу предпринимательства. Многие из этих быстро развивающихся МП ориентируются на международные рынки. Такой тип предприятия особенно ценен в следующих ситуациях:

· реструктуризация уже существующих отраслей промышленности на основе поиска способов производства товаров или предоставления услуг, имеющих хорошую отдачу, а также

· создание новых отраслей промышленности в современных, пользующихся высоким спросом отраслях, таких как программное обеспечение или мультимедийные услуги.

Возможности для того, чтобы реструктурирование услуг и производств стало более эффективным, либо для создания новых производств и услуг, существуют даже для очень малых фирм. Такие же возможности существуют и для фирм в тех областях, которые считаются экономически неэффективными. Интернационализация, которая является главным направлением многих быстрорастущих МП, требует партнерства в виде прямых зарубежных инвестиций, либо в виде союзов и договоров по франчайзингу. Главные проблемы для таких фирм заключаются в том, как прорваться через устаревшее законодательство, получить доступ к рынкам, приобрести соответствующую квалификацию в области управления и найти финансирование. Для агентств поддержки ключевой вопрос - как гарантировать, чтобы эта важная региональная “предпринимательская машина” работала как можно лучше. МП с предпринимательским уклоном стоят перед многими проблемами, которые связаны с необходимостью этих предприятий проникнуть на национальные или иностранные рынки. Основные проблемы и услуги поддержки, касающиеся именно МП, состоят в следующем:

· доступ к рынкам с помощью получения информации и консультаций по существующему законодательству, особенно в отношении регистрации и получения прав юридического лица. Эти мероприятия бывают весьма различными и нередко сложными и дорогостоящими;

· изыскание возможностей получения надежной информации о рыночной конъюнктуре и о специальных требованиях к новым продуктам, услугам и методам;

· Определение пригодных сетевых партнеров и партнеров для совместных предприятий;

· информация и консультации о юридической защите интеллектуальной собственности, не требующей больших затрат (торговые названия, патенты, авторские права);

· повышение квалификации руководства и остального персонала. Быстрорастущие фирмы часто нуждаются в специальной управленческой квалификации и требуют персонал со специальной подготовкой. Приобретение такой квалификации и консультаций является необходимым, и вложение средств в обучение несомненно представляет собой косвенное инвестирование.

· помощь в открытии дела. Начинать дело на голом месте бывает особенно трудно и, как показывает опыт европейских стран, поддержка нужна с первых шагов предприятия, иначе оно может стать добычей конкурентов. Здесь могут помочь гранты, выделяемые при создании предприятия, и обучающие программы для повышения квалификации управленческого персонала;

· социальный статус предпринимательства. Карьера в предпринимательстве до сих пор часто считается менее привлекательной и социально ответственной, чем карьера в большой фирме или в обычной профессии. Разъяснение социальной значимости предпринимателей в Сообществе (благодаря информационным кампаниям) и понимание важности бизнеса (например, путем введения соответствующих дисциплин в школах) может стать эффективным средством для разных отраслей экономики, способствующим росту числа предпринимателей;

· доступ к кредитным гарантиям, стартовый и венчурный капитал и лизинговые компании. Разъяснения методов доступа к соответствующему финансированию и применение лизинга при процентных ставках, отражающих величину реального риска, всегда являются большим подспорьем для предпринимательских фирм;

· телекоммуникации. Доступ к надежным средствам связи (телефон, мобильный телефон, пейджеры, факсы, Интернет, и т.д.) при разумных ценах является особенно важными для малых растущих и, особенно, международных фирм.

3. Субподрядные малые предприятия. Субподрядными МП называются такие, которые имеют комплексные связи с иностранной фирмой большего масштаба, либо с национальной фирмой, занимающейся экспортом. Имеется сравнительно немного МП, представляющих собой международных субподрядчиков. Тем не менее, экономическое значение их велико, поскольку такие фирмы, как правило, крупнее обычных, имеют больший штат и используют более сложную технологию, чем другие местные МП. Они также являются важным приводным звеном экономической интеграции, передачи технологий и профессиональных знаний, внося значительный вклад в экономическое и промышленное развитие своего региона. Субподрядчики в основных и вспомогательных производствах испытывают повышенное международное давление. По мере того как каждая отрасль экономики становится более развитой, а также по мере роста затрат субподрядчикам приходится переходить к другой базе с пониженной стоимостью, либо двигаться “вверх по течению рынка” к более высококачественному и высокотехнологичному субподряду. Основные проблемы, стоящие перед агентствами поддержки, заключаются в том, как создать надежную и эффективную индустрию субподрядов и как помочь свои субподрядным МП перестроиться и остаться конкурентоспособными. Главные стратегические моменты и области, которые имеют особое отношение к таким МП, состоят в следующем:

· консультации и поддержка по использованию EDI. Субподрядчики различаются по степени интеграции с более крупным подрядчиком, например, при разработке проекта и составлении смет. Широкое использование общих протоколов на основе Обмена Электронной Информацией могло бы повысить эффективность, мобильность и конкурентоспособность;

· консультации и поддержка, направленные на улучшение качества и признание. Поддержание приемлемого уровня качества является важным для МП, желающих стать или остаться субподрядчиками. Меняющиеся законодательные акты также могут стать барьером для данного вида деятельности;

· обучение персонала, поскольку большинству субподрядчиков необходим квалифицированный персонал;

· консультации по контрактным отношениям. Часто существует дисбаланс рыночных возможностей в пользу более крупных подрядчиков, и здесь МП нуждаются в дополнительной законодательной поддержке;

· облегчение доступа к зарубежным подрядным фирмам;

· Поддержка бизнес-планирования на основе программ, разрабатываемых на 3-5 лет, и отраслевых программ для некоторых ключевых отраслей промышленности. Это можно связать с планами регионального развития.

4. Торговые МП. И наконец, определенный процент МП вовлечен в торговую деятельность, иногда – на международном рынке. В экономическом отношении такие предприятия являются важными (помимо того, что создают новые рабочие места), поскольку могут вносить значительный вклад в экспорт. Интернациональность рынков помогает снижению торговых рогаток для таких МП. Главный вопрос для торговых МП состоит в том, как определить и воспользоваться возможностями, а также - как разрешить или избежать трудностей быстро и без особых затрат. Основные политические моменты, связанные с такими компаниями, являются следующими:

· Техническая поддержка в доступе к рынкам. Сравнительно небольшие препятствия могут для торговых МП оказаться весьма высоким барьером. Барьеры, которые можно преодолеть, иногда возникают вследствие различий в местных традициях в области бизнеса.

· Информация по таможенным процедурам. Понимание таможенных процедур и применение электронной пересылки и обработки документов дают положительный эффект в снижении операционных затрат, связанных с торговлей через МП.

· Обучение. МП, участвующие в международной торговле, требуют большего профессионализма в менеджменте, особенно в области рискованного менеджмента, культурного взаимопонимания, руководства экспортом и торговли.

· Юридическая поддержка в разрешении спорных ситуаций, поскольку МП обычно не могут себе позволить ввязываться в длительные и дорогостоящие тяжбы.

· Доступ к коммерческому финансированию и гарантии кредитов, поскольку МП часто испытывают трудности в получении таких кредитов при процентных ставках, соответствующих истинной степени риска.

· Консультации, облегчающие проведение торговых операций. Несколько агентов смогли бы сыграть важную роль в облегчении торговли в рамках МП, связав поставщиков от МП с более крупными рынками. Даже сами МП могут часто действовать как специалисты, помогающие другим МП, либо через сеть в качестве группы.

· Содействие экспорту и помощь в повышении конкурентоспособности экспортеров МП.

 

VIII. Приложение: Лизинговое законодательство в странах Западной Европы

С использованием материалов исследований в разных странах, включенных в “Лизинговое законодательство в Европейском Союзе”, а также недавней публикации по “лизингу как финансовой политике для укрепления МП”, основные достоинства и недостатки лизингового законодательства четырех европейских стран сведены в следующие таблицы.

ФРАНЦИЯ

                           ДОСТОИНСТВА                                НЕДОСТАТКИ
· Наличие регистра в Коммерческом Суде в месте действия арендатора, где каждая операция финансового лизинга должна быть записана. Это является важным для репутации арендодателя. · Компании, занимающиеся финансово-лизинговой деятельностью, подчиняются Банковскому Закону и должны зарегистрироваться как кредитное учреждение. Поэтому к ним предъявляется масса требований с заполнением различных деклараций для Национального Совета по Кредитам, который возглавляет этот сектор банковской деятельности. · Существуют высокие требования к минимальному капиталу, который составляет 15 млн. французских франков.

ГЕРМАНИЯ

                             ДОСТОИНСТВА                                НЕДОСТАТКИ
*Лизинговая компания может быть учреждена как любая другая компания, без дополнительных особых требований. Лизинговая деятельность не считается банковской деятельностью. *Существует четкое определение права арендодателя на прекращение действия контракта. *Арендодатель и арендатор могут оговорить в контракте, что арендодатель имеет право прекратить действие контракта с немедленным вступлением в силу в случае банкротства арендатора. *Арендатор имеет право продолжать контракт в случае банкротства арендодателя. *Не существует уставного определения лизинга в национальном законодательстве, так что в большинстве своих применений он подчиняется закону об аренде. *Определение экономического владельца имущества для целей налогообложения является слишком сложным и иногда неопределенным. *Если арендодатель является экономическим владельцем, арендатор не имеет права превратить имущество в капитал или уценить его. *Не существует регистра для записи каждой операции лизинга и не существует регистра для движимого имущества, так что добросовестный покупатель может стать владельцем имущества, купленного у арендатора и находящегося в его владении.

ИТАЛИЯ

                          ДОСТОИНСТВА                                НЕДОСТАТКИ
*Арендатор обязан раз в год информировать арендодателя о каждом событии, существенном для оценки течения контракта. *Арендатор имеет право на ускоренное погашение      долга в случае краткосрочного лизинга. *В случае финансового лизинга арендатор имеет право погасить взятое в аренду имущество путем нескольких равных взносов, рассчитанных на основе арендного срока, который чаще бывает короче, чем период погашения, установленный по утвержденному графику, что позволяет, фактически, проводить ускоренную выплату. *Лизинговая компания может подвергаться надзору и подчиняться законам Банка Италии, вследствие вида операций и в зависимости от величины отношения долга к капиталу. *Не имеется практической системы для регистрации движимого оборудования, за исключением самолетов, кораблей и автомобилей. * Суд может считать ничтожными и не имеющими юридической силы те дела, которые объявляют об окончании контракта в случае неплатежеспособности арендатора.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

                            ДОСТОИНСТВА                                НЕДОСТАТКИ
*Не требуется никаких регистраций или разрешений, чтобы войти в контрактные отношения, поскольку данная деятельность не подпадает под Акт о Банках, при условии, что он не финансируется путем взятия вкладов, включая долговые иски. *Лизинговый контракт может предоставить арендодателю право прекратить действие контракта при наступлении некоторых событий, которые содержат в себе предостережение о неплатежеспособности арендатора. *Если лизинговая компания подпадает под Акт о Банках, то Банк Англии, который, среди всех прочих, имеет полномочия контролировать наличие капитала у компании, может ее проверить. *Не существует практической системы для регистрации движимого имущества, за исключением самолетов и кораблей. Чтобы защитить свое имя, арендатор должен гарантировать, что третьи стороны знают о его праве собственности на данное имущество.  

IX. ЛИТЕРАТУРА

CEDEFOP : Improving SME Access to Training, Strategies for Success, A Report on Best Practice in EC Member States, 1994.

Euromoney: Leasing Law in the European Union, 1994.

European Commission: Communication on the Financing Problems Experienced by SMEs, COM (93) 528 final, 993.

European Commission: Communication on the Round Table of Leading Representatives from the Banking Sector, COM (94) 435 final, 1994.

European Commission: Guide to Financial Engineering Techniques Used by the European Commission in the Context of Regional Policy, 1994.

European Commission: Small and Medium - Sized Enterprises, A Dynamic Source of Employment, Growth an Competitiveness in the European Union, Presented for the Madrid European Council, 1995.

European Commission: Responding to New Skill Needs, A Regional Perspective, 1995.

European Commission: Proposal for a Council Decision on a Third Multiannual Programme for Small and Medium – Sized Enterprises (SMEs) in the European Union (1997 – 2000), 1996.

European Commission: Communication on the Creation of a Pan-European Capital Market for Fast -Growing Small and Medium-Sized Enterprises, COM(97) 187 final, 1997.

European Network for SME Research (ENSR) & Small Business Research and Consultancy (EIM): Fourth Annual Report of the European Observatory for SMEs, DG XXII, 1996.

European Network for SME Research (ENSR) & Small Business Research and Consultancy (EIM): Fifth Annual Report of the European Observatory for SMEs, Report Submitted to DG XXII, 1997.

European Union: Council Decision on a Third Multiannual Programme for Small and Medium – Sized Enterprises (SMEs) in the European Union (1997 – 2000), December 1996.

Galardo Joselito: Leasing to Support Micro and Small Enterprises, Financial Sector Development Dept, World Bank, 1997.

Hall Chris: APEC and SME Policy, Suggestions for an action agenda, 1995.

Institute for Private Sector Development and Strategic Analysis: Small Business in Russia, 1998.

International Finance Corporation: Leasing in emerging Markets, 1996.

OECD Centre for Co-operation with the Economies in Transition: Entrepreneurship and SMEs in Transition Economies, The Visegrad Conference, 1997.

United Nations Economic Commission for Europe: Leasing, Lessons of Experience, paper prepared for the Southeast European Co-operative Initiative (SECI), 1997.

 



Заключение

Всесторонний анализ системы государственного регулирования и практики функционирования таких составляющих внешней среды малого предпринимательства как отношения финансового лизинга, сферы информационных, консультационных услуг и подготовки кадров для малых предприятий позволяет сделать следующие общие выводы.

Нормативно-правовое обеспечение указанных выше составляющих внешней среды формируется (хотя и неравномерно по сферам охвата) преимущественно на федеральном уровне и лишь крайне фрагментарно – на уровне субъектов Федерации и систем местного самоуправления. Такая ситуация особенно ущербна, поскольку малое предпринимательство, по своей природе в наибольшей мере зависящее именно от специфики регионального социально-экономического развития, прежде всего реагирует именно на внешнюю среду на местах, включая и ее нормативно-правовые компоненты. В этой связи отставание с формированием регионально-муниципальной правовой базы функционирования и поддержки малого предпринимательства является одним из наиболее существенных недостатков внешней среды его развития российского.

Из всех проанализированных элементов внешней среды развития и поддержки российских малых предприятий отношения лизингахарактеризуются наибольшей степенью правовой проработки. Лизинговые операции вошли в российскую хозяйственную практику. Однако в силу в целом неудовлетворительного положения дел с нормативно-правовым регулированием этой сферы хозяйственных отношений, лизинговые услуги все еще малодоступны непосредственно для малых предприятий. Особенно, если прямо не задействованы инструменты государственной поддержки или кооперации их с представителями крупного капитала. Возможности лизинга недостаточно увязаны с другими формами содействия малому предпринимательству, которые определяют степень его жизнеспособности и хозяйственного успеха (имущественная поддержка, информация, обучение, консалтинг и пр.).

В области нормативно-правового обеспечения информационных услуг заметен разрыв между значительным объемом нормативно-правовых документов, регулирующих различные аспекты информатизации российской экономики в целом, и слабой проработкой вопросов информационной поддержки предпринимательства, особенно малого. Действующие системы информационно неполны и часто экономически недоступны представителям малого бизнеса и организаций целевой государственной поддержки.

Нормативно-правовое обеспечение рынка консалтинговых услугидет по двум направлениям. Во-первых, это государственное регулирование процесса предоставления услуг в целом. Во-вторых, регулирование вопросов, касающихся лицензирования отдельных видов консалтинговой деятельности. Анализ сложившейся ситуации показывает, что функционирующие институты консалтинга для субъектов малого предпринимательства не испытывают трудностей, связанных с проблемами неадекватного правового регулирования их деятельности и, напротив, откровенно боятся появления здесь признаков избыточной зарегулированности, что может неоправданно усилить рычаги бюрократического воздействия на эту сферу услуг для малых предприятий.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности систем обучения и подготовки кадров для малых предприятий относится к числу весьма объемных и разносторонних ввиду традиционно жесткого регулирования всякой образовательной деятельности со стороны государства. Система услуг в области бизнес - образования пока недостаточно откликается на наиболее актуальные запросы в области обученческих услуг, в частности, недостаточно развиты системы дистанционного обучения, открытого обучения с индивидуализированными модулями, тренинг - обучения в России и за рубежом и пр. Плата за обучение велика и малые предприятия часто не заинтересованы обучать своих сотрудников. В среднем по стране только одно из двадцати МП регулярно выде­ляет деньги на образование своих сотрудников. Отсутствие интереса объясняется и нежеланием большинства бизнес - школ сле­дить за судьбой своих выпускни­ков, содействовать их дальнейшему профессиональному росту.

В целом из анализа нормативно-правового регулирования внешней среды малого предпринимательства и из результатов проведенных опросов следует, что необходимо законодательное закрепление финансовых источников развития сети лизинга, общедоступных информационных, консультационных и обученческих услуг для МП.

В интересах малого предпринимательства должны действовать федеральный и региональные Фонды содействия лизингу, системы льготного кредитования лизинговых операций, а также системы страхования объектов лизинга и своевременности/полноты лизинговых платежей. В дальнейшем развитии и нормативно-правовом закреплении нуждается практика передачи малых предприятий в лизинг «под ключ».

В области информационного обеспечения малого предпринимательства назрела необходимость в новом подходе к созданию целостной системы СИОМП и, соответственно, в новом нормативно-правовом обеспечении ее деятельности, включая комплексность этой системы и ее доступность для всех представителей российского малого бизнеса во всех регионах страны. В отличие от планов, существовавших 2-3 года назад, в настоящее время решение проблемы информационного обеспечения малого предпринимательства в большей мере будет опираться не на государственные структуры, а на объединения на новой экономической и организационно-правовой базе независимых, в т.ч. и частных информационных систем, что потребует четкого выделения и закрепления компоненты государственной поддержки в отношении малого бизнеса.

Развитие правовой базы консалтинговых услуг должно идти в направлении создании единой системы лицензирования этих услуг, закрепления условий их доступности для всех малых предприятий, т.е. механизмов льготного финансирования, а также усиления взаимодействия консалтинга с другими компонентами внешней среды (финансовая и имущественная поддержка, лизинг, обучение и пр.).

В области обучения и подготовки кадров для малых предприятий целесообразна большая чем в настоящее время (сводящаяся лишь к одноразовому лицензированию) нормативная регламентация обученческих центров для субъектов малого предпринимательства, включающая контроль за качеством обучения, а также стимулирующая обученческие центры участвовать в послеобученческой бизнес - карьере своих выпускников. Перечень форм контроля за бизнес - школами и формами их участия в послеобученческой бизнес - карьере своих выпускников следует закрепить законодательно на уровне субъектов Федерации. На федеральном и региональном уровне нормативным порядком должны быть закреплены права всех категорий населения на получение на льготных условиях одной из форм обучения основам предпринимательской деятельности.

 

 


[1] Описание опыта стран ЕС оперирует понятием «малого и среднего предпринимательства» (МСП). Термин «малое предпринимательство» (МП) использован в данном случае условно для сопоставимости с российскими условиями, где феномен «среднего предпринимательства» не имеет нормативного закрепления.

[2] В докладе не рассматриваются проекты нормативно-правовых документов (исключение сделано для Федерального закона «О лизинге», не вступившему к настоящему времени в законную силу, и проекта Конвенции СНГ о межгосударственном лизинге), а также нормативно-правовые документы, имеющие статус «утративших силу» или отложенные в своей реализации, как это фактически имело место с Указом Президента РФ N.491 от 4 апреля 1996г. «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Его действие приостановлено Указом Президента РФ от 18 августа 1996г. N.1208. В докладе, как правило, не рассматриваются нормативные документы, регулирующие технические вопросы учета и отчетности по соответствующим видам хозяйственной деятельности за исключением тех случаев, когда эти вопросы являются принципиальными для развития лизинговых отношений, систем информационного обслуживания, консалтинговых и образовательных услуг сфере малого предпринимательства, в т.ч. и в качестве инструментов в рамках политики его государственной поддержки.

[3] История становления российского малого предпринимательства, также систем его государственной и общественной поддержки (причем особенно применительно к названным выше элементам внешней среды функционирования малого бизнеса) в явно недостаточной мере отражена в системе мониторинговых исследований и опросов. Это обусловлено, во-первых, тем, что в сложившейся в российской экономике системе государственной и общественной поддержки малого бизнеса, ее основные институты не имеют прочных традиций базирования осуществляемых ими действий на практике постоянного мониторинга сферы малого предпринимательства. Во-вторых, тем, что тематика большинства ранее проведенных мониторинговых обследований (сообразно реальной стадии развития российского малого бизнеса и систем его поддержки) концентрировалась преимущественно на наиболее простых, но жизненных вопросах становления и функционирования предприятий малого бизнеса. В-третьих, тем, что лизинговые, информационные, консалтинговые и обученческие институты, обслуживающие российское малое предпринимательство, сами по себе имеют достаточно краткую историю и как объект развернутых обследований просто «еще не созрели».

[4] Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства (региональные аспекты) 1995-1997гг. Грант TACIS АСЕ T94-1052-R. 2-й промежуточный отчет по международному проекту Авторский коллектив: к.э.н. А.В. Авилова, Т.Б. Обыдённова, к.э.н. В.А. Приписнов, д.э.н. А.Ю. Чепуренко. Москва: РНИСиНП, март 1997.

[5] А.Авилова, В.Голикова. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. - «Предпринимательство в России», 1997, N.3.

* Источник: Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства (региональные аспекты). 1995-1997гг. Грант TACIS АСЕ T94-1052-R. 2-й промежуточный отчет по международному проекту. Авторский коллектив: к.э.н. А.В. Авилова, Т.Б. Обыдённова, к.э.н. В.А. Приписнов, д.э.н. А.Ю. Чепуренко. Москва: РНИСиНП, март 1997.

[6] А.Авилова, В.Голикова. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. - «Предпринимательство в России», 1997, N.3.

[7] Малый бизнес в России, М.: «Консэко», 1998.

[8] А .Авилова, В. Голикова. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. - «Предпринимательство в России», 1997, N.3.

[9] Алимова Т., Буев В., Голикова В., Евсеева И. Формирование информационной среды малого бизнеса. — «Вопросы экономики», 1994, N.2.

[10] Малый бизнес в России. М.: «Консэко», 1998.

[11] А. Авилова, В. Голикова. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. - «Предпринимательство в России», 1997, N.3.

[12] Становление нового российского предпринимательства (Социологический аспект). Российская Академия наук. Институт экономики. Междисциплинарный Академический Центр социальных наук («Интерцентр»). Москва, 1993.

[13] Авилова А., Голикова В. Государственная поддержка малого предпринимательства на региональном уровне. – «Предпринимательство в России», 1997, №3.

[14] Становление нового российского предпринимательства (Социологический аспект).Российская Академия наук. Институт экономики. Междисциплинарный Академический Центр социальных наук («Интерцентр»). Москва, 1993.

[15] Там же.

[16] Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства (региональные аспекты)(1995-1997 гг.) Грант TACIS АСЕ T94-1052-R. Авторский коллектив: к.э.н. А.В. Авилова, Т.Б. Обыдённова, к.э.н. В.А. Приписнов, д.э.н., проф А.Ю. Чепуренко. М.: РНИСиНП, 1997.

[17] Там же.

[18] Государству необходимо поощрять стремление малых предпринимателей к знаниям. «Известия», 21 мая 1998,с.7.

[19] Малый бизнес в России. М.: «Консэко»,1998.

[20] Алимова Т., Буев В.,Голикова В. Долгопятова Т. Малый бизнес в России: адаптация к переходным условиям. – «Вопросы статистики»,1995, N.9.

[21]Авилова А., Голикова В. Государственная поддержка малого предпринимательства на региональном уровне. – «Предпринимательство в России», 1997, №3.

[22] Малый бизнес в России. М.: «Консэко»,1998.

[23] Авилова А., Обыденнова Т., Приписнов В., Чепуренко А. Финансовые и институциональные проблемы российского малого предприниматель­ства (региональные аспекты. 1995-1997. Отчет по проекту ТАСIS АСЕ Т94-1052-К. М.: РНИСиНП, 1997.

 

[24] Малый бизнес в России. М., «Консэко»,1998.

[25] Бизнес и образование лишены перспектив роста поскольку живут в разных плоскостях. «Финансовые известия», 21 мая 1998, с.7.

[26] Авилова А., Голикова В. Государственная поддержка малого предпринимательства на региональном уровне. – «Предпринимательство в России», 1997, №3.

[27] Малый бизнес в России. М, «Консэко»,1998.

[28] Имеющийся вариант Федерального закона «О лизинге» вводит в связи со сроками действия лизинговых отношений три типа лизинга - краткосрочный (менее 1,5 лет); среднесрочный - (от 1,5 до 3 лет) и долгосрочный (свыше 3 лет).

[29] Именно эти обстоятельства - право пользования без права собственности и обязательства лизингодателя относительного переданного в лизинг имущества - составляют для лизингополучателя качественные отличия и преимущества системы финансового лизинга от более простой модели получения им банковского кредита на инвестиционные цели.

[30] Отличие состоит в том, что в отличие от аренды использование лизинга считается инвестиционной операцией и, как правило, дает возможность предпринимателям воспользоваться действующей системы инвестиционных льгот (в.т. и по налогообложению). Практически это проявляется в том, что лизинговые платежи в полном объеме включаются в себестоимость, а проценты по банковскому кредиту платятся из прибыли.

[31] Эта проблема решается имеющимся вариантом Федерального закона «О лизинге», который наряду с финансовым и оперативным лизингом устанавливает такие виды лизинга, как, например, возвратный лизинг (когда производитель и лизингополучатель совмещены в одном лице). Концепцией стран СНГ о межгосударственном лизинге также вводится понятие «бартерного лизинга» и пр. Однако анализировать эти экономико-правовые модели лизинговых отношений в настоящем исследовании не представляется целесообразным, т.к. скорее всего, они не будут характерны для участия МП сфере реализации услуг лизинга.

[32] Близкой по экономико-правовому содержанию формой хозяйственных отношений в российской практике является система «аренды с правом выкупа», которая также и аренда вообще не относится к сфере инвестиционных операций.

[33] «Малый бизнес в России» (ИСАРП), М.: КОНСЭКО, 1998, стр.273; «Риск», 1998,№ 1, стр. 13.

[34] Там же, стр.273.

[35] «Россия стоит на пороге лизингового бума» - «Финансовые известия», 11 июня 1998, стр.3. С учетом общего объема инвестиций в основной капитал в 1997 г. (425-430 млрд. руб. в ценах 1998 г.) объем рынка лизинговых услуг может быть оценен примерно в 6 млрд. руб. Однако есть и альтернативные данные, оценивающие услуги лизинга в пределах 0,1% всего объема инвестиций в основной капитал. См. «Риск», 1998,N.1, стр. 10. Эта оценка вызывает большие сомнения.

[36] Малый бизнес в России. М., «Консэко», 1998.

[37] В принципе это приведет к удорожанию лизинга. В настоящее время есть «рекомендательная» методика расчета величины лизинговых платежей, подготовленная Минфином России. Однако, как отмечают специалисты, налоговые органы часто воспринимают эту рекомендательную методику как обязательную и негативно расценивают все отклонения от нее.

[38] Большинство лизинговых компаний не имеет специальных складских помещений и, значит, таковые нужно в рассматриваемом случае срочно нанимать.

[39] Это подтверждается крайне трудной «судьбой» Федерального закона «О лизинге». Имеющиеся документы позволяют считать, что причиной отклонения закона стало утверждение об отсутствии «предмета регулирования» (?). Более того, доработка закона сочтена нецелесообразной, поскольку есть закон о присоединении России к Конвенции по лизингу УНИДРУА, что должно быть отражено в соответствующем разделе ГК РФ. Хотя корректировка соответствующего раздела ГК РФ по Концепции УНИДРУА действительно необходима, эксперты и предпринимательские круги не разделяют мнения о том, что необходимость закона «О лизинге» полностью снята (См. «Финансовые известия», 18 августа 1998, стр.2).

[40] Сейчас мало кто помнит, что первой Федеральной программе поддержки МП предшествовал «Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ №446 от 11 мая 1993 г. В указанном документе еще не была обозначена необходимость развития лизинговых отношений, но уже ставились задачи информационной и обучающей поддержки российских малых предприятий.

[41] Подобным образом регулируется деятельность лизинговых компаний во Франции, где установлен минимальный требуемый размер капитала лизинговой компании в 15 млн. франков.

[42] Признаки имуществ, относимых к основным средствам, содержатся в действующих нормативных документах по бухгалтерскому и статистическому учету.

[43] См. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» №16-ФЗ от 8 февраля 1998 г. Вопрос имеет правовое значение в том смысле, что согласно ст.15 ч.4 Конституции Российской Федерации, положения международных договоров и иных документов, подписанных Российской Федерацией, приобретают (в случае расхождений) более высокую юридическую силу, нежели нормы внутреннего российского законодательства, если иное не установлено в самом международно-правовом документе, что фактически имеет место по ряду статей Оттавской конвенции. Это должно быть учтено при окончательной доработке Федерального закона «О лизинге». (О конвенции и ее значении для развития отечественного законодательства по лизингу см. А.А. Стукало. Комментарий к конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. - «Законодательство», 1998, N.3, стр.25-29; А.А.Стукало Что нам финансовый лизинг? - «Экономика и жизнь», 1998, N.9.

[44] См. Постановление Правительства Российской Федерации № 1418 от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

[45] См. также письмо Минэкономики РФ от 10 июля 1996 г. № ВК-765/8-721 о лицензировании лизинговой деятельности. Письмо, повторяя основные пункты Положения, уведомляет о создании в Министерстве экономики Комиссии по лицензированию лизинговой деятельности.

[46] Последние данные бюджетной статистики показывают, что в период 1997 - начала 1998 гг. мероприятия по развитию лизинга в сельском хозяйстве практически не финансировались.

[47] Другими подобными точками государственной поддержки лизинговых услуг могли бы стать сфера АПК, реализация планов конверсии и пр., что также интегрирует в себя те или иные аспекты развития малого бизнеса, но уже в виде частной проблемы.

[48] Лицензия Министерства экономики РФ № 2.

[49] Например, за счет ускоренной амортизации ограничен двумя годами срок договоров лизинга Московской лизинговой компании на лизинг автомобилей АМО «ЗИЛ».

[50] Например, Москва освободила пользователей лизинговых автомобилей АМО «ЗИЛ» от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств при завершении договора и переходе права собственности на лизинговое имущество.

[51] Малый бизнес в России. М.: «Консэко», 1998.

[52] Формой выражения и практической реализации единства этих составляющих выступает и практика так называемого «сопровождения» МП, которая осуществляется в ряде стран специализированными институтами поддержки МП в течение первых 2-3 лет их существования. Попытки реализации такой системы комплексного «сопровождения» в настоящее время предпринимаются в МАРП.

[53] По мнению Председателя ГКРП России И.М. Хакамады, в настоящее время более 85% потенциальных информационных источников для малых предприятий - это электронные носители, в том числе, Интернет, практический доступ к услугам которого из-за отсутствия технических средств имеет пока лишь очень небольшая доля российских малых предприятий - «Финансовые известия», 6 июня 1998.

[54] В некоторых публикациях эта система иногда именуется еще и как РИАЦ - Российские информационно-аналитические центры, что, по-видимому, означало попытку развития идеи СИОМП в ходе ее практического осуществления.

[55] В этой связи возможно «подключение» к данной проблематике вновь созданного Министерства промышленности и торговли РФ.

[56] Малый бизнес в России. М.: «КОНСЭКО», 1998, стр.285.

[57] Речь идет о «коммерческой» стороне информационной обеспеченности МП, а не об осведомленности по поводу вопросов лицензирования, налогообложения и пр., которую МП часто предпочитают удовлетворять за счет формального или неформального контакта с представителями соответствующих органов власти и управления.

[58] Там же, стр.284.

[59] См. «Бизнес-образование в России». М.: ИСАРП, 1997; «Учебные центры - для малого бизнеса». Выпуск 1. М.: АНХ при Правительстве РФ - ФЦПП - ФСЗ. 1997.

[60] Особой сферой политики информатизации выступает в данном случае обеспечение информационных нужд не самих МП, а государственных (федеральных и региональных), а также муниципальных органов поддержки малого бизнеса. Концепция такой информационной системы подготовлена ГКРП России. Примером информационной системы названного профиля может служить названный выше Реестр субъектов МП г. Москвы.

[61] Таковые сегодня имеются практически во всех субъектах Российской Федерации, а в некоторых - даже несколько, общая цифра региональных отделений ТПП - более 120.

[62] Например, для открытия названных ниже «Интернет-кафе» для МП нужно, как минимум, три лицензии, что выводит число бюрократических согласований за всякие разумные пределы.

[63] Порядок ведения данного Реестра и предоставления пользователям хранящейся в нем информации определяются положением, которое разрабатывается уполномоченным органом, ответственным за проведение единой политики развития и поддержки МП в городе, и утверждается мэром Москвы. (См. Распоряжение Мэра Москвы от 7 мая 1997 г. №367-РМ). Закон города и Положение о Реестре устанавливают, что право на поддержку, оказываемую органами власти города Москвы (в том числе, и по оказанию лизинговых услуг, услуг информационного плана и пр.), имеют лишь субъекты МП, внесенные в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы (это ограничение, естественно, не относимся к мерам поддержки и иным льготам для МП, установленным федеральным законодательством и финансируемым за счет федерального бюджета). Реестр обслуживает только информационные нужды соответствующего Департамента Правительства Москвы и не является информационной базой для самих МП. По данным на середину 1998г., в указанный Реестр внесено только примерно 1-1,5% от формально числящихся московских МП, что косвенно говорит как о громадном разрыве формального и реального действующего числа МП, так и о серьезности надежд МП на получение реальной помощи от городской администрации в той или иной форме. В этой связи руководители данной работы обосновано рассматривают ее как достаточно длительный процесс.

[64] Учредители ЗАО «БИНЕК» - Правительство Москвы, МФПМП, МАРП и МЛК.

[65] За 8 месяцев 1998 г. зафиксировано примерно 13 тыс. обращений клиентов к информационной базе «БИНЕК».

[66] Малый бизнес в России. М.: «КОНСЭКО», 1998, стр.279-282.

[67] Последние, по существу, попадают под правовое регулирование предпринимательской деятельности индивидуалов без образования юридического лица.

[68] Данный институт общественной поддержки российского МП создан в качестве негосударственной организации 1992 году в рамках российско-британского правительственного соглашения при участии ГАП РФ, Британского фонда «Ноу-хау», Российской ТПП, а также ряда акционерных обществ и банков России.

[69] Отдельным проектом TACIS было создание агентств поддержки МП в Москве и Санкт-Петербурге.

[70] Это связано с тем, что в реалиях социально-экономической ситуации большинства регионов России деятельность институтов консалтинга на чисто рыночной основе крайне затруднена, а отсутствие необходимой нормативной базы не дает этим институтам четкого места в системе финансирования мер государственной поддержки МП (не в виде разовых подачек, а например, в виде твердой гарантии оплаты, скажем, 30-50% предоставляемых услуг по консалтингу, в первую очередь, для «стартовых» МП. См.: «Пилотная программа поддержки малого бизнеса в регионах» (Проект МБРР). Отчет. РНИСиНП, Москва, 1998.

[71] Признаком бизнес - услуг является то, что их потребителем выступают либо фирмы - юридические лица, либо отдельные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Названные ниже документы регулируют оказание соответствующих услуг в целом, в том числе и услуг, не ориентированных обязательно на сферу предпринимательства. Так, правовые услуги могут носить как предпринимательский, так и бытовой характер.

[72] Отсюда совершенно очевидно объяснимо отсутствие каких-либо оценок, характеризующих объем, динамику и структуру этого сегмента рынка услуг.

[73] В разделе услуг ОКДП укрупнено представлена «Деятельность в обрабатывающей промышленности (?), осуществляемая по частным заказам за вознаграждение или на договорной основе» (пункт О-94).

[74] Сказанное ниже об общеправовом регулировании сферы услуг касается как самого консалтинга, так и рассматриваемых ниже проблем бизнес - обучения, которое, хотя и имеет свои особые нормы регулирования, также может рассматриваться в виде платной образовательной услуги.

[75] Здесь, однако, возникает правовая проблема, связанная с тем, что информационные, консалтинговые, обучающие и иные услуги МП далеко не всегда предоставляются им на «обычной» рыночной основе, т.е. возмездно, а часто интегрируют в себя элемент помощи МП в виде безвозмездного или льготного предоставления указанных услуг их получателям. Это тем более говорит о том, что такая практика нуждается в особом правовом регулировании.

[76] В сфере юридических услуг понятие консалтинга тесно взаимодействует с другими видами обслуживания клиентов, в частности, с обслуживанием по оказанию адвокатских услуг и в иных формах участия субъектов юридических услуг в процессуальных действиях. Здесь действует совершенно особая сфера правового регулирования (ГПК РФ, Федеральный закон «Об адвокатуре» и ряд других нормативных актов).

[77] От некачественных услуг делового консультирования следует отличать вопрос о практических последствиях этого консультирования для того или иного предпринимательства. По международной традиции консультанты не несут прямой ответственности за названные последствия, хотя характер таковых так или иначе отслеживается и имеет прямое влияние на консультанта через его имидж на рынке данных услуг.

[78] Здесь необходимо оговориться, что качественная подготовка лидеров для малого и среднего бизнеса в плане обучения включает в себя две составляющие: менеджмент и общеэкономическая подготовка (достаточно универсальный модуль) и профессиональная подготовка по профилю хозяйственной деятельности МП (специализированные модули), часто доступные ограниченному кругу специалистов. Вновь возникающие обучающие институты, как правило, ориентируются на универсальные модули обучения, тогда как специализированные модули доступны только центрам обучения, имеющим необходимую материально-производственную базу. Даваемые в разных источниках оценки общего числа граждан России, прошедших за годы реформ то или иное обучение основам предпринимательской деятельности (в том числе, по различным формам), очень противоречивы.

[79] По имеющимся экспертным оценкам, из 100% лиц, прошедших первичный курс бизнес-обучения, от 2/3 до 3/4 реально пробуют себя в малом предпринимательстве. Примерно через год из них остается в бизнесе 30-40% (с существенными различиями по регионам). Такой отсев помимо качества самого бизнес-обучения связан с двумя факторами: недооценкой обучающимися своей внутренней способности вести личный бизнес; трудностями с разрешением стартовых финансовых и имущественных проблемам бизнеса.

[80] Последние обычно регистрируются в форме автономных некоммерческих организаций.

[81] В числе учредителей Центра ТПП РФ, РАПМиСБ, РСПП, Ассоциация российских банков, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, РАБО, Ассоциация менеджеров России, Ассоциация бухгалтеров РФ и другие организации.

[82] См. более подробно: Учебные центры - для малого бизнеса. Выпуск 1. М.: АНХ при Правительстве РФ - ФЦПП - ФСЗ. 1997, стр.4-5.

[83] Многими институтами поддержки уже сейчас практически реализуются так называемые трейнинговые услуги для руководителей и специалистов МП - как в России, так и за рубежом, для чего активно устанавливаются деловые контакты с институтами поддержки МП в зарубежных странах.

[84] Характерно, что действовавшее до этого Постановление Правительства РФ «О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения» № 315 от 14 мая 1992 г. вообще не рассматривало обучение предпринимательской деятельности в качестве направления работы по созданию рабочих мест и повышению занятости населения.

[85] Указанная комплексность, как показывает и мировой опыт, обеспечивается сочетанием предпринимательского обучения с различными формами финансовой и имущественной поддержки «стартовых» МП, постоянного консалтинга или «сопровождения» МП и пр.

[86] Наиболее известны среди них центры бизнес-обучения в Москве (Высшая школа международного бизнеса, Школа бизнеса МГУ, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», Высшая коммерческая школа и др.). Из региональных центров бизнес-обучения отмечаются Петербургский международный институт менеджмента, Международная академия бизнеса и банковского дела (Тольятти) и др. Специальные программы, адресованные МП, действуют в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, в Академии менеджмента и рынка. Обучением малых предпринимателей, как отмечалось выше, занимаются также Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд центров поддержки предпринимательства. В 1990г. создана Российская Ассоциация бизнес-образования (РАБО).

[87] «Финансовые известия», 21 мая 1998, стр.7.

[88] Примером может служить реализуемая в МАРП-е «Программа открытого обучения для предпринимателей» (OLR). OLR - комплексная модельная программа, включающая обучение, консультирование и элементы практической работы предпринимателя, которая ориентирована как на начинающих предпринимателей, так и, прежде всего, на функционирующих представителей малого бизнеса, желающих углубить свои представления о современном предпринимательстве, менеджменте и маркетинге, бизнес-планировании, бухгалтерском учете и пр. Курс изложен как в учебном пособии, так и на аудиокассетах, которые можно прослушивать в любое удобное время. Программа обучения основана на сочетании самостоятельной работы слушателей и поддержке консультантов МАРП.

[89] Программу поддерживают 14 стран мира, где для нее действуют национальные координаторы.

[90] Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» N. 88-ФЗ от 14 июня 1995г. (ст.7, п.1) устанавливает, что Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации (т.е. обеих Палат? - авт.) проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. При этом закон не уточняет, какие именно решения палаты Федерального Собрания должны вынести по поводу проекта программы. Фактически это требование закона труднореализуемо. Так, программа 1996-1997 гг. в итоге была принята только Постановлением Государственной Думы (N.444-II ГД от 7 июня 1996г.). Впрочем, это не препятствует рассмотрению федеральных программ как особой разновидности нормативных документов.

* До принятия действующей Конституции РФ 1993 года - Законы Российской Федерации.

[91] Поскольку нормотворчество не является самоцелью какого-либо направления государственной политики, в том числе, и в отношении малого бизнеса, предлагаемые далее меры в основном ориентированы на правовое оформление мер, отражающих в значительной мере перспективные направления развития экономических и организационных основ политики в отношении малого предпринимательства на федеральном и региональном уровне.

[92] В связи с многочисленными предложениями по доработке проекта Федерального закона «О лизинге» нами рассматриваются только те, которые так или иначе касаются проблем и перспектив вовлечения в лизинговые отношения малых предприятий, в том числе и на основе тех или иных форм их государственной поддержки. В нынешнем проекте закона есть статья 35 «Меры государственной поддержки лизинговых операций». Однако в этой, казалось бы, естественной нише пока не нашлось места для целевых мер поддержки участия МП в этой форме хозяйственных отношений (прежде всего, в качестве лизингополучателей).

[93] В общеправовом отношении необходимо согласование названных документов с Концепцией УНИДРУА и готовящейся Конвенцией о межгосударственном лизинге стран СНГ.

[94] Речь идет о той категории их, часто традиционных, потребителей, которая в нынешних условиях не имеет возможности приобрести необходимое оборудование обычным образом.

[95] См. Постановление Правительства СССР «О развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско-французско-германской компании «Евролизинг» от декабря 1990г. (в документе речь шла о таможенном пространстве СССР).

[96] Как показывает анализ зарубежного опыта, подобная практика характера для ряда стран ЕС. В частности, во Франции компании, осуществляющие операции финансового лизинга, должны быть зарегистрированы как кредитные учреждения. Однако такая практика, создавая элементы стабильности, делает лизинговые компании объектом особо жесткого контроля.

[97] По имеющимся оценкам, в настоящее время лишь 7% банковских кредитных ресурсов, направляемых на финансирование прироста основного капитала, реализуется в форме кредитования лизинговых операций. - «Финансовые известия», 11 июня 1998 г., стр.3. При этом свыше 90% договоров кредитования лизинговых операций заключается на срок до 5 лет.

[98] В настоящее время действуют регулирующие нормативные документы по оценке интеллектуальной собственности, но это не одно и тоже. Что касается балансовой оценки информационных ресурсов, то в большинстве случаев она сводится к стоимости материальных носителей и связанных с ними технических средств.

[99] По оценкам экспертов, уже есть Школы бизнеса, которые очень близко подошли к практической реализации идеи интеграции бизнес-образования в комплекс мер по целостному формированию реально жизнеспособных малых предпринимательств (Калининград, Ангарск, Смоленск, Ижевск, Обнинск).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...