Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовая стабилизация на основе валютного курса. Мировой опыт




Ключевые понятия:

режим валютного курса                              фиксированный валютный курс

валютное управление (currency board)       ползучая привязка (crawling peg)

валютный коридор                                      денежная масса           

управляемое плавание (managed float)       денежная база

Примером удачного опыта проведения стабилизации на основе валютного курса являются Польша, Словакия, Чехия и Эстония.

Проблема выбора варианта валютного курса в качестве номинального якоря, продолжительности его поддержания достаточно не проста. Рассмотрим наиболее перспективные и реалистичные варианты, несомненно, представляющие интерес для Беларуси – currency board (валютное управление), crawling peg (ползучая привязка), жестко фиксированный валютный курс, валютный коридор.

Значительный интерес для Республики Беларусь представляет режим валютного курса – currency board (валютное управление). Добавляет интерес к этому валютному режиму еще и введенная привязка белорусского рубля к российскому в рамках подготовки введения единой валюты и формирования единого эмиссионного центра в Союзном государстве Беларуси и России. Currency board – валютный режим, предусматривающий привязку курса национальной валюты к курсу другой свободно конвертируемой валюты или «корзине» таких валют. Это, пожалуй, самый жесткий, но очень эффективный вариант режима фиксированного обменного курса.

Идея валютного режима currency board состоит в покрытии денежной базы исключительно запасами иностранной валюты, при этом внутренний кредит правительству и коммерческим банкам исклю­чается, то есть центральный банк страны лишается права финансировать бюджетный дефицит путем денежной эмиссии. При введении режима валютного управления в его классическом виде государство фактически отказывается от проведения самостоятельной денежно-кредитной и валютной политики, а центральный банк заменяется валютным управлением (или советом), которое выполняет обязательства по поддержанию данного валютного режима перед международными финансовыми организациями (прежде всего МВФ) и центральным банком валюты привязки.

Эмиссия национальной валюты осуществляется исключительно в процессе совершения операций покупки или продажи иностранной валюты из официальных валютных резервов, а проведение кредитной эмиссии прекращается полностью. Другими словами, центральный банк производит дополнительную эмиссию национальной валюты при операции покупки иностранной валюты в объеме, соответствующем объему этой приобретаемой валюты и строго фиксированному курсу. Аналогично при продаже валюты с целью поддержания этого обменного курса центральный банк изымает соответствующий эквивалент национальной валюты. Таким образом, фактически устанавливается строгое соответствие между изменением денежной базы и объема официальных валютных резервов. Резервные средства центральный банк держит в виде высококачественных, приносящих проценты, ценных бумаг в валюте привязки. Объем официальных валютных резервов поддерживается на уровне не ниже 105-110 % к объему произведенной денежной эмиссии с учетом возможных рисков, например, обесценения ценных бумаг, в которых хранятся резервы. Центральный банк лишается возможности стерилизовать резервы иностранной валюты и проводить операции на валютном рынке, а это лишает его возможности воздействовать косвенными инстру­ментами на процентные ставки.

Крайняя простота является серьезным преимуществом валютного режима currency board. Однако перед его введением требуется изменение организационно-управленческой структуры и реструктуризация золотовалютных резервов Национального банка, закрепленных законодательным путем. Персонал Национального банка должен исполнять две функции: разменивать деньги на резервную валюту (и наоборот) и инвестировать свободные средства в высоко ликвидные ценные бумаги в резервной валюте.

Различные модификации режима currency board были использованы в более чем 70 странах (в настоящее время режим валютного управления с незначительными поправками используется в нескольких странах с переходной экономикой, в частности в Болгарии, Эстонии, Литве) и хорошо зарекомендовали себя в части стабилизации национальной валюты. Большинство стран с валютным управлением смогли приспособить темп денежной эмиссии к условиям не инфляционного экономического роста, при этом смогли значительно нарастить объем валютных резервов (например, в Литве они выросли с 400 млн. долл. США в 1993 г. до 1350 млн. долл. США в 2001 г.).

Наиболее ощутимые результаты были достигнуты в снижении инфляции и процентных ставок, что, как правило, приводило к повышению собираемости налогов, улучшению инвестиционного климата и притоку значительного объема иностранных инвестиций. Фиксированный обменный курс стимулирует рынок поддерживать процентные ставки и инфляцию на уровне близком к стране резервной валюты. Бывают, правда исключения, когда с введением стабильной валюты происходит период «догоняющего» увеличения цен, вызванный низким начальным уровнем цен в твердой конвертируемой валюте, из-за заниженного ранее обменного курса национальной валюты (вследствие ее ненадежности), и инфляция устанавливается на уровне хотя и ниже, чем раньше, все же выше, чем в стране резервной валюты.

Значительным преимуществом режима валютного управления является то, что достигается полная конвертируемость национальной валюты в валюту-якорь на заданном уровне обмена. В данном случае денежно-кредитная политика подчинена строгим правилам, сходными с правилами системы золотого стандарта, то есть изменение спроса на национальные деньги осуществляется за счет изменений объема валютных резервов. Свободное движение капиталов оказывает балансирующее воздействие на денежно-кредитную сферу и способствует приближению процентных ставок на внутреннем кредитном рынке к процентным ставкам в стране резервной валюты. Фиксированный курс снижает склонность населения к осуществлению сбережений в иностранной валюте (долларе) и способствует дедолларизации экономики.

Однако, как показал опыт стран, режим валютного управления выявил ряд недостатков. Инфляция в странах с переходной экономикой, как правило, остается выше, чем в странах, к валютам которых были жестко привязаны обменные курсы национальных денежных единиц, что ведет к росту реального курса, снижению ценовой конкурентоспособности экономики и ухудшению сальдо торгового и платежного баланса. Именно после введения режима валютного управления ежегодно и планомерно стало ухудшаться сальдо внешнеторгового баланса во всех странах Балтии: в Эстонии от плюс 21,6 млн. долл. в 1993 г. до минус 561,9 млн. долл. в 1997 г., в Латвии соответственно от плюс 417 млн. долл. до минус 441 млн. долл., в Литве от минус 85,7 млн. долл. до минус 1147,5 млн. долл..

Кроме того, стало очевидным, что финансовая стабилизация не принесла ожидаемых результатов в реальном секторе экономики. Несмотря на достижение положительных темпов роста ВВП они замедлились, выросло количество убыточных предприятий, сохранилась высокая безработица, уменьшились трансферты на социальную сферу. Однако ухудшение данных макроэкономических показателей субъективно. Так как с другой стороны валютный режим сurrency board, как никакой другой содействует устранению диспропорций в экономике: ценовых, в структуре потребления и производства, устранив все субсидиарные и дотационные схемы; структурной перестройке и реструктуризации предприятий в соответствии с современными реалиями и конъюнктурой, повышению эффективности хозяйствования и роста производительности труда, заставляя предприятия перед угрозой банкротства и ликвидации и отсутствия «заступнических сил» вступать в процессы реструктуризации, международной специализации и кооперации, поиска инвестиций на модернизацию производства и уменьшения издержек на производство продукции. То есть валютный режим сurrency board заставляет экономику решать свои внутренние проблемы искоренением действительных причин, и не допускает бесконечного откладывания их решения за счет перераспределения ресурсов от одних субъектов другим с помощью таких извечных инструментов как эмиссия, девальвация национальной валюты, инфляция, отрицательные процентные ставки. В этом плане данный режим сулит стране более быстрые структурные изменения и рост уровня жизни на реальной основе.

Чтобы избежать негативного развития событий страны принимают режим валютного управления с некоторыми оговорками, касающихся возможности проведения в исключительных случаях операций на финансовых рынках в целях валютного и денежно-кредитного регулирования. Например, Болгарский народный банк оставил за собой право рефинансирования коммерческих банков, правда, только в случае ухудшения их ликвидности, и только в пределах превышения валовых резервов над общей суммой его денежных обязательств, а также совершать операции свойственные полноценным центральным банкам, но не валютным управлениям – с иностранной валютой, кредитные операции под залог, сделки с драгоценными металлами; Банк Литвы оставил за собой возможность в исключительных случаях предоставлять «кредиты ликвидности» коммерческим банкам, осуществлять за последними надзор, оставил в действии такой инструмент денежной политики, как норма обязательных резервов, и право изменять валюту привязки и установленный обменный курс с согласия правительства в случае опасности стабильности экономики (чем уже воспользовался, фактически выйдя на краткое время в конце 1995 г. - начале 1996 г. из режима currency board и собирается воспользоваться, объявив в 1999 году о пере привязке в будущем лита с доллара на евро). Кроме того, при режиме валютного управления важно продолжать структурные реформы в реальном секторе, проводить, разгосударствление, приватизацию и реструктуризацию, в том числе банковского сектора, путем продажи части акций транснациональным банкам, для привлечения иностранных инвестиций и недопущения оттока капиталов. Важно навести «порядок» у себя в доме, чтобы исключить действие внутренних дестабилизирующих факторов на стабильность валютного курса.

Объективные недостатки режима валютного управления проявляются скорее в другом. Любое изменение в уровне золотовалютных резервов, связанное с платежным балансом, автоматически регулирует изменение денежной базы. Приведение денежной базы в соответствие с платежным балансом может порождать значи­тельные колебания денежной массы. Рост спроса на иностранную валюту может привести к сокращению денежного оборота в банковской системе. При валютном режиме currency board с подобными ситуациями бороться сложно, поскольку центральный банк не может кредитовать коммерческие банки и правительство. Единственной возможностью предотвращения кризиса банковской системы в этой ситуации является большой запас избыточных валютных резервов. Чтобы избежать такой ситуации можно предпринять ряд мер:

1. В случае проблем с торговым балансом, сальдо платежного баланса необходимо покрывать привлечением иностранного капитала.

2. Вводя режим currency board, можно добиться некоторых оговорок, например, разрешающую все же в случае угрозы кризиса банковской системы прибегнуть центральному банку к кредитной эмиссии (в конце 1995-начале 1996 гг. подобным образом Банк Литвы вышел на время из режима currency board, подобную уступку имеет Болгарский народный банк).

3. Заключить договор с МВФ и центральным банком страны резервной валюты о предоставлении стабилизационного кредита в случае наступления непредсказуемых кризисных последствий.

4. При введении currency board необходимо устранить дефицит государственного бюджета и поддерживать высокую финансовую дисциплину.

В крайнем случае, при наступлении кризиса в банковской системе или при отсутствии угрозы нарушения стабильности национальной валюты, можно выйти из currency board и перейти к менее жесткому варианту валютного режима на основе фиксированного курса, поддержав одновременно конкурентоспособность страны. Среди стран, начинавших с жестко фиксированного валютного курса (Польша, Словакия, Чехия, Эстония, Литва), только Эстония и Литва не отказались от избранной стратегии и используют самый жесткий режим привязки (Болгария перешла в режим currency board с 1997 г.). Чехия в 1997 г. с жестко фиксированного курса перешла к managed float (управляемое плава­ние). Словакия  перешла к более мягкой форме фиксированного валютного курса – валютному коридору. Польша в течение нескольких лет использовала crawling peg (ползущую привязку), затем режим managed float (управляемого плавания), затем валютный коридор, а с 2000 г. злотый находится в свободном плавании. Режим crawling peg использует и Венгрия.

Таким образом, в качестве альтернативы, не прибегая к наиболее жесткому режиму привязки currency board, в качестве номинального якоря возможно также использование более мягкого варианта режима фиксированного курса crawling peg (ползущей привязки). Использование ползущей привязки в качестве номинального якоря в борьбе с инфляцией предполагает заранее объявляемые темпы девальвации, меньшие, чем ожидается рост цен (например, в Венгрии – 0,8% в месяц, Польша в период использования объявляла о плановой девальвации 12,7% в год). Предсказуемость в динамике валютного курса и, следовательно, в динамике цен, как прямо, так и опосредованно зависимых в переходной экономике от валютного курса, позволяет избегать валютных спекуляций, сдерживать инфляцион­ные ожидания. При этом поддерживается в известной степени ценовая конкурентоспособность экономики страны. Однако, этот режим менее эффективен в борьбе с инфляцией, а недостаточные по сравнению с инфляцией темпы девальвации национальной валюты могут резко обострить проблемы платежного баланса, и в первую очередь баланса текущих операций. Выровнять платежный баланс, положительным сальдо по счету операций с капиталом как при режиме currency board, при режиме crawling peg значительно труднее.

 Пожалуй, наиболее мягким вариантом номинального якоря, является валютный коридор. При режиме валютного коридора происходит ежедневная девальвация национальной валюты на неизвестную заранее величину, но в заранее объявленных рамках. С 1995 г. режим валютного коридора использует Россия.

Таким образом, эффективность проведения стабилизации на основе валютного курса в странах с переходной экономикой не вызывает сомнения. Наибольшую проблему представляет выбор варианта режима фиксированного валютного курса в качестве номинального якоря и определения продолжительности его поддержания. Для Беларуси может представлять интерес опыт Польши – от фиксированного валютного курса – к ползущей привязке и к свободному плаванию, позволяющего сдерживать инфляционные ожидания без ощутимого ущерба для конкурентоспособности.

Правда стоит с осторожностью копировать рецепты и избегать шаблонов. В частности, опыт Литвы, России, Болгарии, Латвии и Украины демонстрирует, что стабилизация на основе валютного курса может прийти на смену стабилизации на денежной основе. Все будет определяться состоянием экономики в момент начала проведения стабилизации. Например, уровень золотовалютных запасов у Национального банка Республики Беларусь в настоящее время не позволяет всерьез обсуждать введение фиксированного валютного курса.

Валютные режимы, основанные на фиксированном обменном курсе (currency board, crawling peg, валютный коридор, жестко фиксированный валютный курс), являются более эффективными в деле финансовой стабилизации, тогда как валютные режимы на основе плавающего валютного курса (имеется ввиду с периодической непредсказуемой девальвацией национальной валюты) имеют преимущества при улучшении платежного баланса и стабилизации производства в реальном секторе, при устранении кризисных явлений в экономике, вызванных преимущественно внешними факторами, в частности, недостаточной конкурентоспособностью внешнеторгового комплекса страны.

Валютные режимы на основе плавающего валютного курса более предпочтительны для стран со стабильной и предсказуемой денежной и бюджетной политикой. Устранение нестабильности экономической политики как источника внутренней нестабильности означает, что шоки будут ограничены в основном внешнеторговым сектором и гибкие валютные курсы помогут преодолеть их с наименьшими потерями для экономики.

С другой стороны, всегда стоит помнить, что надо стремиться к стабильному валютному курсу, так как в эффективно функционирующей развитой рыночной экономике валютный курс должен быть стабильным, и основная функция любого центрального банка – поддержание стабильности национальной валюты. Экономического роста развитые страны добиваются путем понижения инфляции и процентных ставок по кредитам. Поэтому при устранении внутренних проблем структурного характера за счет привлечения значительных инвестиций в экономику, модернизации технологий, опережающего экономического роста, формирования эффективной структуры предприятий, поиска своей ниши в международном разделении труда и т.д., когда товары и услуги страны не будут нуждаться в помощи девальвации валютного курса, который перераспределяет ресурсы из внутренних секторов экономики в экспортный, необходимо переходить на стабильный валютный курс. И так как стране с переходной экономикой удастся не скоро добиться ситуации в экономике, когда стабильность национальной валюты будет поддерживаться без валютных интервенций, или когда национальная валюта будет вовсе заменена какой-нибудь региональной валютой, выполняющей роль мировых денег, фиксация валюты к свободно конвертируемой валюте, как промежуточный этап валютной политики, видится предпочтительным решением.

Фактический отказ от самостоятельной денежно-кредитной политики и существенные ограничения в валютной в случае с режимом currency board в современных условиях глобализации не расценивается как потеря суверенитета страны. Большинство режимов currency board, несмотря на устойчивый успех, исчезли из-за кажущегося правительствам недостатка политической независимости, которая могла бы помешать превращению валютного управления в центральный банк (с другой стороны постоянное опасение, что валютное управление может быть преобразовано в центральный банк подрывало кредит доверия к нему, уничтожая тем самым одно из главных его преимуществ), однако сегодня такие взгляды кажутся устарелыми предрассудками.

Только для переходной экономики характерна необычная ситуация, когда внутренние цены ориентируются на валютный курс (в развитой рыночной экономике наоборот валютный курс зависит от уровня цен), что предопределяет сильную зависимость от выбранного валютного режима одновременно стабильности национальной экономики и конкурентоспособности страны на внешних рынках. С одной стороны это позволяет стать валютному курсу эффективным номинальным якорем при стабилизации, но с другой накладывает большую ответственность на правильность выбора валютного режима, адекватного состоянию экономику. Однако, несмотря на всю свою эффективность, если валютный курс остается единственным средством макро­экономической стабилизации и не сопровождается соответствующей бюджетно-налоговой, кредитно-денежной политикой, политикой доходов, структурной перестройкой экономики, успех окажется преходящим и не приведет к скорому экономическому росту.

Целевые установки, лежащие в основе «идеологии» валютного режима currency board по существу являются обоснованными. Положительный опыт стран Балтии и Болгарии по применению режима валютного управления в различных вариациях, несомненно, представляет интерес для Беларуси, а некоторые инструменты данного режима могут и должны быть применены уже сегодня. Введение currency board с некоторыми оговорками может привести к снижению инфляции, процентных ставок, обеспечить стабильный и предсказуемый обменный курс белорусского рубля, оказать стимулирующее воздействие на сбережения в национальной валюте и преодоление долларизации, на проведение структурной перестройки экономики и встраиванию белорусских предприятий в цепочки транснациональных корпораций, повысить инвестиционную привлекательность белорусской экономики. Вместе с тем структурные проблемы нашей экономики приведут к возникновению нежелательных последствий в случае использования данного валютного режима в его классическом варианте в Республике Беларусь.

Использование режима валютного управления сейчас без проведения ощутимых экономических реформ скорее создаст проблемы, чем решит их. Так планируемая жесткая привязка белорусского рубля к российской валюте в условиях более высокой инфляции в Беларуси приведет к ревальвации BYR к RUB, понижению конкурентоспособности белорусских товаров, а, следовательно, к дальнейшему ухудшению внешнеторгового баланса страны, снижению международной валютной ликвидности банковской системы.

Более реальным в сегодняшних условиях мог бы стать режим жестко фиксированного валютного курса. Реалистичен и вариант «ползучей девальвации» (crawling peg) (в официальных документах и отечественной периодике получил название «скользящей фиксации») обменного курса белорусского рубля к одной из свободно конвертируемых валют (к евро или доллару) или к корзине евро-доллара (а возможно и российского рубля). Уровень фиксации курса определяется исходя из соотношения денежной базы и золотовалютных резервов страны. В дальнейшем производится планомерная девальвация курса национальной валюты в соответствии с заранее установленным и объявленным графиком. Эмиссия рублевых средств может осуществляться исключительно путем приобретения валюты Национальным банком. При соблюдении определенных условий использование такого валютного режима позволит решать многие проблемы белорусской экономики.

Валютный режим crawling peg успешно использовали в целях стабилизации многие страны с переходной экономикой. До сих пор венгерский форинт привязан к корзине евро-доллар (до 1999 г. немецкая марка-доллар) в соотношении 70:30 с установленным темпом девальвации 0,8% в месяц, словацкая крона к корзине евро-доллар в соотношении 60:40 с установленным темпом девальвации или ревальвации 7% в год. Польский злотый до апреля 2000 г. был привязан к корзине из доллара США (на который приходилось 45%), немецкой марки (35%), фунта стерлингов (10%), французского и швейцарского франков (по 5%) с установленным темпом девальвации 12,7% в год. Чешская крона в период с 1993 по 1997 год была привязана к корзине немецкая марка-доллар в соотношении 65:35. Румынский лей собираются привязать к евро также в режиме crawling peg.

После периода стабилизации и устойчивого положения страны на внешних рынках, фиксация национальной валюты к твердой свободно конвертируемой валюте или «корзине» таких валют должна завершиться переходом к режиму «управляемого плавания» или «свободного плавания» при сохранении стабильности обменного курса, формируемого на основе спроса и предложения. Режим «свободного плавания» изначально в 1991 году для толара ввела Словения, а в 2000 г. для злотого Польша.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом осуществляется денежная эмиссия при валютном режиме currency board?

2. Какие преимущества имеет режим валютного управления перед остальными режимами валютного курса?

3. Является ли проведение стабилизации на основе валютного курса более эффективным, чем стабилизация на основе регулирования денежной массы?

4. Почему отказ от самостоятельной кредитно-денежной и валютной политики в настоящее время не считается потерей суверенитета страны?

5. Почему при проведении экономической политики, как правило, необходимо стремиться к стабильному валютному курсу?

Рекомендуемая литература:

26-28, 59, 77, 97, 100, 112, 114, 117, 120, 141, 144, 148, 149










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 524.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...