Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование валютного механизма в условиях усиления глобализации мировой экономики




 Процесс формирования национального валютного механизма стран с переходной экономикой, кроме соответствия структурным принципам мировой валютной системы, должен также быть адекватным условиям и темпам развития рыночной экономики в этих странах. Это предполагает формирование целостного внутреннего валютного рынка, рынка золота и других драгоценных металлов, достижение конвертируемости национальной валюты за счет поиска оптимального режима валютных ограничений, установление единого обменного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, преодоление долларизации экономики.

Формированию национального валютного механизма, адекватного принципам рыночного хозяйства, может способствовать участие страны в деятельности международных финансовых организаций, в частности в МВФ, Всемирного банка, ЕБРР. Сотрудничество с ними, как правило, облегчает достижение соответствия формируемого национального валютного механизма мировым стандартам, сложившимся в развитых странах с рыночной экономикой.

Роль валютного курса в переходной экономике заметно отличается от той, которую он выполнял в плановой экономике и выполняет в развитой рыночной.

В централизованно управляемой экономике при монополии государства на внешнеэкономическую деятельность существовал жесткий валютный контроль над все­ми экспортно-импортными операциями, включая контроль за распределением валютных ресур­сов, обязательную продажу валютной выручки экспортерами по установленным валютным курсам, неодинаковым для разных групп экспортеров и импортеров, и сильно завышенными по сравнению с валютным курсом на «черном» рынке. Существовавшая система множественных валютных курсов, ставила в неравные экономические условия разные группы экспортеров и импортеров. Исключалась возможность конвертируемости национальной валюты. Официальный курс национальной валюты был сильно завышен и превышал курс «черного» валютного рынка в несколько раз. Сложившееся положение при отсутствии легального валют­ного рынка препятствовало эффективному распределению ограниченных валютных ресурсов, приводило к ухудшению баланса текущих операций. В этих условиях проблемы платежного баланса решались с помощью жестких внешнеторговых ограничений (в первую очередь это касалось импорта) и обращения к внешним займам по линии государства.

В экономической теории развитых стран доминирует позиция, что валютный курс должен быть стабильным и регулирование его, с целью повышения конкурентоспособности экспортеров и выравнивания платежного баланса страны, недопустимо и вредно, так как надо заниматься наведением порядка в «доме», вместо перераспределения валютных ресурсов, вторгаясь в функциональную сферу рынка [4]. Считается, что стабильный валютный курсэто низкая инфляция и низкие процентные ставки по кредитам. Таким образом, это приход инвестиций и повышение экономической активности – рост производства и соответственно экспорта. Экономика не может развиваться без инвестиций, как не возможен без них и долговременный устойчивый экономический рост. Для привлечения инвестиций одно из главных условий – ценовая и валютная стабильность. Девальвация национальной валюты расценивается как ущербность национальной экономики, показывающая инвесторам о наличии в ней структурных проблем. Как факторы нестабильности воспринимаются инвесторами разговоры о денежной эмиссии для покрытия дефицита государственного бюджета и об установлении допустимых диапазонов колебания валютного курса национальной валюты. Снижение налогов и снижение процентных ставок по кредитам – источники реального экономического роста. Правда, это приводит потребление населения и доходы предприятий в соответствие с реальными возможностями, но таков коммерческий смысл рыночной экономики.

В переходной экономике, в зависимости от текущих проблем, валютный курс часто используется как якорь для достижения макроэкономической стабилизации или инструмент восстановления конкурентоспособности экспорта в результате ухудшения условий внешней торговли. Отличительная роль валютного курса в переходной экономике определяется рядом важных обстоятельств: девальвация валютного курса смягчает негативные последствия либерализации внешней торговли, повышая ценовую конкурентоспособность экспорта; валютный курс используется для выравнивания платежного баланса и, прежде всего, баланса текущих операций; валютный курс, уравновешивающий спрос и предложение на валютном рынке, на первых этапах рыночных преобразований выполняет еще одну важную функцию, свойственную исключительно для переходной экономики: он устраняет искажения в структуре относитель­ных цен, доставшихся в наследство от административно-командной системы; стабильность и предсказуемость валютного курса, под­крепленные соответствующей бюджетно-налоговой и кредитно-денеж­ной политикой, выступают факторами, обеспечивающими устойчивость национальной валюты и доверие к ней, что является необходимым условием для привлечения иностранных инвестиций. Таким образом, в переходной экономике валютный курс становится инструментом решения внутренних проблем структурного характера. Когда же странам с транзитивной экономикой удается их решить, то они, как правило, пререходят на стабильный валютный курс и больше заботятся о формировании привлекательного инвестиционного климата в стране, поскольку стабильный валютный курс – это низкие процентные ставки и инфляция.     

В связи с этим очень важно выбрать эффективный валютный режим. Выбор режима валютного курса определяется уровнем развития и размерами экономи­ки, степенью ее открытости, состоянием финансовых рынков, степенью диверсификации производства, состоянием платежного баланса, уровнем конкурентоспособнос­ти экспорта, величиной золотовалютных резервов, степенью зависимости экономики от внеш­ней торговли, общественно-политическим климатом, состоянием национальной денежной системы, особенностями экономических проблем, с которыми сталкивается страна.

Сравнительные исследования эффективности валютных режимов в странах с транзитивной экономикой с позиций их влияния на производство валового продукта, реальное потребление, уровень внутренних цен и другие макроэкономические показатели, свидетельствуют о том, что плавающий валютный курс наиболее предпочтителен для больших относительно «закрытых» экономик с высоко диверсифицированной структурой производства, с относительно высоким уровнем экономического и финансового развития, а также в тех случаях, когда причиной экономических проблем выступают внешние факторы (например, повышение мировых цен на импорт, ухудшение условий торговли). Фиксированный валютный курс в его различных формах оказывается более предпочтительным для небольших открытых экономик, сильно зависимых от внешней торгов­ли, с высокой долей отдельных стран в их внешнеторговом обороте, а также в том случае, когда страна сталкивается с «внутренними проблемами», например, с завышенными инфляционными ожиданиями.

Опыт стран с переходной экономикой (Болгария, Румыния, Чехия, Россия, Беларусь, и др.) свидетельствует о том, что если выбранный валютный режим не отвечает реально складывающейся экономической ситуации, то он может усугубить переживаемые страной экономические трудности. Например, если страна продолжает практиковать значительный дефицит госбюджета и денежную эмиссию для его покрытия, то стратегия поддержания фиксированного валютного курса нереалистична, потому что это приведет к быстрому расходованию официальных валютных резервов страны. Успех валютной поли­тики зависит от того, насколько тесно она скоординирована с другими направлениями макро­экономической политики.

В странах постсоветского пространства проблема выбора режима валютного курса после распада административно-командной системы осложнялась рядом дополнительных обстоятельств. У всех стояла задача перехода к совершенно новому валютному механизму и режиму валютного курса, полностью отсутствовал опыт конвертируемости валюты, в образовавшихся государствах еще не было полноценных национальных валют, шел процесс становления валютных рынков, степень доверия к правительствам, начавшим проведение рыночных реформ, была невысокой, экономическая ситуация характеризовалась резким падением производства, снижением реального уровня жизни, высокой инфляцией и даже гиперинфляцией, последовав­шими за либерализацией цен. Во внешнеэкономической сфере многие пост советские страны столкнулось с ухудшением условий торговли (в первую очередь из-за перехода к расчетам за энергоносители по мировым ценам), ростом реального валютного курса, падением ценовой конкурентоспособности, ухудшением платежного баланса, потерей традиционных рынков сбыта, разрывом экономических связей, распадом рублевой зоны в рамках СНГ и системы расчетов в рамках СЭВ.

На первых этапах реформирования пост социалистических экономик в начале 90-х годов сохранялась система множественных валютных курсов, хотя многие страны провели значительные девальвации своих валют. Это ставило в крайне тяжелое положение экспортеров, приводило к сокрытию значительной части экспортной выручки, и, следовательно, к уменьшению поступлений валютных резервов, активизации «черных» или «параллельных» валютных рынков. Отказ от системы множественных валютных курсов и унификация валютного курса происходила быстрее в тех странах, которые более последовательно осуществляли рыночные реформы (в начале 90-х на единый валютный курс вышли Чехия, Польша, Венгрия, 1992-93 гг. Россия, Болгария, страны Балтии, Киргизия, Молдова, и только в 2000 г. Беларусь).

Отказ от системы множественных валютных курсов и унификация валютного курса вместе с либерализацией внешней торговли позволили ликвидировать «черный» валютный рынок, избежать значительного сокрытия экспортной выручки, обеспечить равный доступ субъектов хозяйствования на валютные рынки, устранить коррупцию, порождаемую системой множественных валютных курсов с ее «специальными льготами» для отдельных групп экспортеров и импортеров, реально приблизить уровень внутренних ценк ихмировому уровню.

В большинстве стран с переходной экономикой на смену множественным валютным курсам пришел режим гибкого валютного курса: свободное плавание, а при наличии достаточных золотовалютных резервов – «управляемое плавание», означающее возможность осуществления интервенций на валютном рынке центральным банком с целью «сгладить» нежелательные колебания валютного курса. «Управляемое плавание» стало возможным в тех странах, которым удалось накопить золотовалютные резервы, либо за счет расширения экспорта в результате девальвации национальной валюты, переориентации на новые рынки и достижения положительного сальдо по балансу текущих операций, либо за счет кредитов, получаемых по линии международных организаций, либо в результате отсрочки выплат или пересмотра внешней задолженности. Различные формы гибкого валютного режима использовали почти все страны СНГ, а также Болгария, Румыния до 1997 г.

Выбор режима гибкого валютного курса предопределялся рядом обстоятельств, но, прежде всего, низким уровнем золотовалютных резервов, что делало невозможным введение фиксированного валютного курса. Кроме того, развал рублевой зоны, введение собственных национальных валют и становление вновь образованных центральных банков в ряде государств, не завоевавших еще доверия со стороны экономических агентов, а также нестабильность в условиях высокой инфляции делали большой вероятность валютных спекуляций в случае введения фиксированного валютного курса. Гибкий валютный курс лучше решал внешние проблемы, с которыми столкну­лись пост социалистические страны – ухудшение условий внешней торговли, реальное удорожание валюты, падение ценовой конкурентоспособности, уменьшение объемов внешней торговли. В условиях стран с переходной экономикой, когда существует запрет на движение капитала, и потоки капитала практически не оказывают воздействия на валютные рынки, именно показатели конкурентоспособности и состояние баланса текущих операций являются главными показателями при выборе валютного режима.

Слабость региональной интеграции после развала СССР и СЭВ, неразвитость финансовых рынков, сложности в определении равновесного уровня реального валютного курса (при котором одновременно достигается внутреннее и внешнее равновесие в экономике, то есть финансовая стабильность и равновесие платежного баланса), что очень важно для определения исходного уровня номинального валютного курса при переходе к фиксированному валютному курсу, также послужили доводами в пользу гибких валютных курсов.

Однако вскоре стали очевидными и недостатки выбранных валютных режимов на основе гибкого валютного курса. На первых этапах осуществления экономических реформ в большинстве стран с переходной экономикой сохра­нялся бюджетный дефицит, финансируемый главным образом за счет денежной эмиссии. Целевое бюджетное кредитование оставалось основным инструментом кредитно-денежной политики, резко росли издержки производства в связи с либерализацией цен и инфляцией. В этих условиях либерализация валютного курса приводила к росту уровня «долларизации» экономики, потере доверия к национальной валюте, к бегству от нее. Кроме этого, обесценение национальной валюты не привело к росту экспорта ввиду потери традиционных рынков и ограниченного доступа на западные рынки. В то же время росла стоимость импорта, в первую очередь энергоносителей, что ухудшало балансы текущих операций многих транзитивных стран. Постоянная девальвация национальной валюты подпитывала инфляцию и ограничивала выбор инструментов кредитно-денеж­ной политики в борьбе с ней (в частности, делало невозможным проведение дисконт­ной политики в условиях отрицательных реальных процентных ставок, порождало недове­рие к правительственным ценным бумагам), увеличивала расходы на обслуживание внешнего долга. Кроме этого, непредсказуемость валютного курса, его постоянные колебания вносили элемент нестабильности в экономическую систему, подрывали доверие к проводимой экономической политике, делали непривлекательным и рискованным инвестиционный климат, так как, в период формиро­вания финансовых рынков, валютный рынок и динамика валютного курса являлись основным источником информации о функционировании экономики в целом.

Именно в этих условиях стало очевидным, что снижение инфляции, являясь предпосылкой экономического роста, должно быть приоритетной целью программ стабилизации, которой не удастся достичь при отсутствии жесткой кредитно-денежной политики и бюджетной дисциплины. Поэтому, по мере решения структурных проблем, одна за другой страны с переходной экономикой стали переходить на валютные режимы с различными формами привязки национальных валют к более твердым валютам или к корзинам из таких валют.

Эстония (с 12.06.1992 г.), Литва (с 1.04.1994 г.), Болгария (с 1.07.1997 г.) перешли на валютный режим “currency board” – жесткая привязка национальных валют (в настоящий момент все эти страны находятся в управлении Европейского центрального банка, а их национальные валюты соответсвенно привязаны к евро); Латвия (с 5.03.1993 г.), Чехия (с 1.06.1997 г.) избрали валютный режим “managed float” управляемая привязка к СДР специальным средствам заимствования в Латвии и к немецкой марке в Чехии; Польша (до 1.04.2000 г.), Венгрия, Румыния (с 1.02.1997 г.), Чехия (с 1993 по 1997 г.) – валютный режим “crawling peg” ползучая привязка, использованная этими странами, как правило, к корзинам твердых валют. Словения (с 8.10.1991 г.) и Польша (с 1.04.2000 г.) перешли на свободное плавание, но с обязательствами сохранения стабильности валютного курса.

 

 


Таблица 5.1.

Валютные режимы в государствах Центральной и Восточной Европы и

европейских странах СНГ

Страна Режим валютного курса
Болгария Валютный совет (currency board) – евро
Венгрия Ползучая привязка (crawling peg)
Латвия Регулируемое плавание (managed float)
Литва Валютный совет (currency board) – евро
Польша Свободное плавание с обязательствами сохранения стабильности валютного курса
Румыния Регулируемое плавание (managed float)
Словакия Фиксированный обменный курс
Словения Свободное плавание с обязательствами сохранения стабильности валютного курса
Чехия Регулируемое плавание (managed float) – евро
Эстония Валютный совет (currency board) – евро
Беларусь Скользящая привязка (модернизированный вариант crawling peg) к доллару США и к российскому рубллю
Молдова Свободное плавание
Россия Грязное плавание
Украина Регулируемое плавание

 

Источник: Temperton P. Euro.Wspólna waluta – Warszawa: Wydawnictwo FELBERG SJA, 2001. – 290 c.

Одновременно с отказом от системы множественных валютных курсов страны с переходной экономикой вводили конвертируемость валюты.

На первом этапе осуществления рыночных реформ страны с переходной экономикой вводили внутреннюю конвертируемость валюты. Целью ее введения было побудить резидентов продавать имеющуюся у них наличную валюту, направляя тем самым валютные ресурсы в банковскую сферу, а также необходимость интегри­ровать «черные» рынки в официальную экономическую структуру, снижая трансакционные издержки и способствуя формированию единого валютного курса. Кроме того, введение внутренней конвертируемости преследует еще одну цель, – она способствует устранению искажений в структуре относительных цен на товары и услуги, которые были накоплены в предыдущей системе централизованно-управляемой экономики.

Некоторые страны (Польша, Чехия, Эстония, Болгария) ввели внутреннюю конвертируемость ва­люты одновременно с либерализацией цен, другие (Венгрия, Латвия, Молдова, Россия, Румыния, Киргизия) вводили ее постепенно, по мере накопления официальных золотовалют­ных резервов, улучшения платежного баланса, снятия количественных ограничений на им­порт. Введение внутренней конвертируемости посредством «шоковой терапии» было направлено на выравнивание внутренних структур цен по отношению к структурам цен мирового рынка через импортирование конкуренции. Внутренняя конвертируемость, давала еще ряд преимуществ: она послужила импульсом развития внутреннего товарного и валютного рынков, способствовала созданию конкурентной среды, расшив доступ к импорту, вела к уменьшению долларизации внутренней экономики и повышению доверия к национальной валюте. В то же время в тех странах, где отсутствовала обоснованная макроэкономическая политика, она усиливала «долларизацию» экономики, бегство от национальной валюты, обостряла проблемы инфляции, приводила к падению спроса на товары отечественного производства, затрудняла эффективный контроль за экспортно-импортными операциями и за вывозом капитала. Поэтому сохранялись как тарифные, так и нетарифные внешнеторговые ограничения.

К середине 90-х годов большинство стран Центральной и Восточной Европы (в том числе по классификации ЕС страны Балтии), кроме Беларуси и Украины, ввели конвертируемость валюты по счету текущих операций и подписали VIII статью Устава МВФ. Это стало возможным в результате осуществления этими странами внутренней стабилизации экономики (в настоящее время экономическое положение там характеризуется невысокой инфляцией и реальным экономическим ростом), формирования рыночной инфраструктуры, перехода к мировой структуре относи­тельных цен, улучшения ситуации во внешнеэкономической сфере, в том числе достижения достаточного уровня официальных золотовалютных резервов. Это позволило оградить валютный курс от постоянных колебаний, сделать его стабильным и вернуть доверие к национальной валюте. Введение конвертируемости валюты по счету текущих операций позволяет каждой стране производить те товары и услуги, по которым она имеет сравнительные преимущества, способствует эффективному распределению ресурсов, росту производительности труда вследствие усиливающейся конкуренции; кроме внешней торговли способствует развитию других форм системы МЭО страны, в частности привлечению иностранных инвестиций в экономику, поскольку устраняются все препятствия на пути репатриации прибылей. В этом смысле введение конвертируемости по счету текущих операций является более эффективным инструментом, чем различные налоговые льготы и субсидии, предоставляемые зарубежным инвесторам, ставящие в неравные условия местных и иностранных производителей.

Однако введение конвертируемости валюты по счету текущих операций при определенных условиях можетсоздать проблемы. Во-первых, поддержание конкурентоспособности, вусловиях усилив­шейся конкуренции вследствие быстрого перехода к конвертируемости, требует поддержания более низкого реального обменного курса, чем курс, соответствующий долгосрочному равно­весию. Повысившиеся в результатеэтого относительные цены на экспорт могут привести к формированию нерациональной структуры размещения ресурсов в том случае, если инвесторы не смогут предвидеть будущиеизменения реального валютного курса. Во-вторых, равновесие платежного баланса и валютного рынка, из-за падения деловой активности местных производителей в связи с усилением конкуренции после введения конвертируемости, может быть достигнуто либо за счет усиления неустойчивости валютного курса (за счет усиления давления на органы управления со стороны экспортеров и других лоббистских групп с целью добиться принятия мер, направлен­ных на восстановление внешнего равновесия в ущерб внутреннему), либо за счет прироста иностранных инвестиций, то есть финансового счета, что не всегда возможно. В-третьих, имеют почву опасения, что усиление конкурентного давле­ния со стороны импорта на предприятия ряда отраслей национальной экономики приведет к сокращению или даже закрытию многих производств. В этом случае странам с переходной экономикой можно было бы увеличить таможенные пошлины, однако это становится невозможным в связи с членством или приготовлением для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).

О сроках введения конвертируемости валюты по счету движе­ния капитала в большинстве стран с транзитивной экономикой развернулись оживленные дискуссии. Из всех этих стран пока только страны Балтии и Словения, ввели полную конвертируемость для своих валют. Сторонники ускорения перехода к полной конвертируемости считают, что достижение международного стандарта конвертируемости будет способствовать значительному увеличению иностранных инвестиций в экономику и росту экспорта. Более полное включение в систему международной конкуренции приведет к повышению производительности труда, эффективности хозяйствования, ускорению структурных сдвигов. Тесные связи внутреннего и международного валютного рынка увеличит доверие к национальной валюте.

Противники скорого перехода к внешней, а тем более полной конвертируемости считают, что в условиях относительно высокой инфляции, бюджетного дефицита, значительной величины внешенего долга, низкого уровня золотовалютных резервов и процентных ставок, недостаточной стабильности на внутренних валютных и финансовых рынках, высоких инвестиционных рисков, такой переход будет способствовать оттоку капитала из страны и повысит риск дестабилизации валютного рынка. Расширение возмож­ностей вложения национальных сбережений за границей приведет к сокращению объема внутренних инвестиций в национальное производство, что может оказать существенное давление на валютный курс. Кроме того, ограничения на обмен валюты по счету движения капитала позволяют сохранить внутренние накопления, максимизировать налоговые поступления от внутренних операций с капиталом. Они считают, что кон­вертируемость валюты по счету движения капитала и отмену внешнеторговых ограничений следует вводить через определенное время после введения конвертируемости по счету текущих операций, когда окрепнут производственный и банковский сектор, финансовая сфера, межбанковский валютный рынок, политика положительной процентной ставки, национальная валюта.

Остальные элементы валютных механизмов стран с переходной экономикой формируются в русле приближения к структуре и параметрам валютных механизмов стран с развитой рыночной экономикой, продвигаясь по пути к более глубокой интеграции в мировую валютную систему. Наряду с созда­нием свободного режима валютного рынка, установлением равновесного валютного курса и эффективного валютного режима, введением конвертируемости национальной валюты и соответствующего режима валютных ограничений, процесс трансформации экономики от плановой к рыночной предполагает, формирование эффективной структуры и стратегии управления золотовалютными резервами, регулирование международной валютной ликвидности, формирование режима международных расчетов страны, рынка золота и других драгоценных металлов, механизма регламентации международных кредитных средств.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему с методологической точки зрения имеет смысл выделять краткосрочную и долгосрочную валютную политику?

2. Почему появление евро сделало невыгодным в долгосрочной перспективе сохранение валют постсоциалистическими странами, в том числе и всеми европейскими странами СНГ, включая Россию?

3. Почему множественность валютных курсов является скрытой формой девальвации национальной валюты?

4. На каком этапе валютный курс в переходной экономике должен начинать выполнять ту же роль, какую он выполняет в странах с развитой рыночной экономикой?

5. Какие преимущества и недостатки для экономики страны имеет скорое введение полной конвертируемости валюты?

Рекомендуемая литература:                                                            

10, 14, 15, 21, 33, 36, 38, 40, 43, 45, 61-64, 77, 78, 85, 87, 93, 95, 104, 121, 123, 131, 143-146










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 499.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...