Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика валютной системы Беларуси




Процесс становления валютной системы Беларуси еще не завершился, однако ее контуры выявились достаточно определённо. Обобщенная структура современной валютной системы Беларуси представлена на рис. 3.4.

 


                                                            

Рис. 3.4. Структура валютной системы Республики Беларусь

Формирование валютной системы Республики Беларусь началось с 1993 года, когда Совет министров РБ совместно с Национальным Банком РБ признали де-юре существование «официальной денежной единицы РБ» и постановлением №113/9 «в целях совершенствования денежно-кредитной и валютной политики, направленного на достижение внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь», был создан Совет по вопросам денежного обращения, кредитования, расчётов и валютного регулирования. За месяц до этого события, в июне 1993 г. Национальный банк Беларуси (НББ) получил телеграмму из Москвы, в которой российская сторона убедительно просила до 1 июля 1993 г. определиться в денежно-кредитной политике: или ввести свою национальную валюту, или делегировать банку России полномочия регулировать объемы кредитной эмиссии. Введенная в наличный и безналичный оборот в июле 1993 года национальная валюта получила название – билет национального банка Республики Беларусь (белорусский рубль) и находится в обороте до сих пор. Дважды белорусский рубль был подвержен деноминации – в 1994 г. в соотношении 1:10 и в 2000 г. в соотношении 1:1000, вследствие чего внешний вид купюр подвергся незначительным изменениям.

Применяется косвенная котировка белорусского рубля (была введена 18 марта 1992 года еще для советского рубля), то есть единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. Динамика валютного курса белорусского рубля за время его существования была исключительно падающей, при краткосрочных периодах стабилизации (максимальный из которых длился 1 год – с апреля 1995 – по апрель 1996 – 11500 бел. рублей за 1 доллар США).

В периоды 1991-1993, 1998-2000 гг. в Беларуси действовала система множественных валютных курсов. С 1991-1993 гг. наряду с официальным обменным курсом существовали коммерческий, инвестиционный, туристический валютный курс. С января 1994 г. была введена котировка единого обменного курса рубля. Единый курс устанавливался на основе спроса и предложения на внутреннем рынке для всех экспортно-импортных операций, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Одновременно был введен курс иностранных инвестиций, который просуществовал до августа 1993 г. В 1998-2000 гг. кроме официального, действовали следующие обменные курсы: наличный в обменных пунктах, рыночный наличный, рыночный безналичный (межбанковский), банков нерезидентов, в торговых фирмах, дополнительной сессии Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ).

Важным элементом современного механизма валютного регулирования Республики Беларусь является регулирование международной валютной ликвидности, то есть, в первую очередь, официальных золотовалютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Национального банка и Совета министров, в частности Министерства финансов Беларуси. Величина золотовалютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от конъюнктуры валютного рынка, динамики валютного курса, состояния платежного баланса, структуры погашения внешнего долга. Валютные резервы нашей страны включают также кредиты международных организаций и правительств других стран, а также резервную позицию в МВФ. В 1999 году, в соответствии с одиннадцатым пересмотром квот, Беларусь увеличила свою резервную позицию до 386,4 млн. СДР с 187,0 млн. СДР на момент вступления в эту организацию. Основными источниками пополнения валютных резервов Национального банка Республики Беларусь являются обязательная продажа экспортерами валютной выручки и операции на валютном рынке, а валютные ресурсы Министерства финансов Беларуси складываются из поступлений от таможенных пошлин, централизованного экспорта, кредитов международных финансовых организаций.

В соответствии с Положением НББ о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь от 01.08.1996 г. №768, все расчеты по операциям между резидентами и нерезидентами осуществляются в свободно конвертируемых валютах; расчеты в иных валютах и белорусских рублях производятся, если это предусмотрено межправительственными соглашениями или соглашениями между Национальными банками сторон, осуществляющих расчеты. Исходя из принципа поэтапного формирования Платежного союза государств-участников СНГ от 21.10.1994 г., Правительством и Национальным банком Республики Беларусь заключены межправительственные (межбанковские) соглашения об организации расчетов и взаимной конвертируемости валют, регламентирующие применение валют в расчетах между Республикой Беларусь и странами СНГ. Соглашения об организации расчетов также заключены Национальным банком Республики Беларусь с Центральными банками стран Балтии.

Институциональная структура валютного рынка Республики Беларусь включает несколько сегментов: биржевой, межбанковский, рынок наличной валюты и рынок срочных валютных операций (форвардный и фьючерсный). Биржевой валютный рынок представлен в Беларуси одной валютной биржей, которая была создана в 1993 году – Межбанковская валютная биржа (МВБ), а в 1999 г. переименована в Белорусскую валютно-фондовую биржу (БВФБ). Валютная структура биржевой торговли в 2000 г. была следующей: чуть более 10% приходилось на немецкую марку (с 2002 г. – евро), около 6% на российский рубль, более 80% на доллар США. Преимущественная ориентация на доллар США объясняется его ведущей ролью в мировом валютном обороте, долларизацией экономик стран СНГ. В перспективе серьезную конкуренцию доллару США окажет евро.

В странах с рыночной экономикой подавляющий объем валютных операций совершается на межбанковском рынке, который также играет значительную роль в определении обменного курса национальной валюты. В Беларуси пока таких тенденций не прослеживается. Было даже время, когда межбанковский валютный рынок в Беларуси в 1998-1999 гг. был практически заблокирован. Субъектам хозяйствования было запрещено продавать на нем оставшуюся в их распоряжении выручку после 40% обязательной продажи. Тем самым Национальный банк хотел свести все валютные потоки на валютную биржу.

Краткая характеристика механизма валютного регулирования Республики Беларусь представлена в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Краткая характеристика элементов

механизма валютного регулирования Республики Беларусь

Элементы Валютный механизм Республики Беларусь
Национальная валюта билет Национального банка Республики Беларусь (белорусский рубль)
1. Режим валютного курса скользящая привязка к российскому рублю и доллару США котировка белорусского рубля только НБ РБ
2. Режим валютных ограничений достаточно жесткие валютные ограничения, направленные на стабилизацию обменного курса и поддержание ценовой конкурентоспособности белорусской экономики
3. Режим конвертируемости белорусский рубль имеет конвертируемость только по текущим операциям платежного баланса
4. Регулирование международной валютной ликвидности золотовалютные резервы НБ РБ, резервная позиция в МВФ; государственные ценные бумаги в иностранных банках
5. Регламентация использования международных кредитных средств применяются Унифицированные международные нормы, которые регламентируют использование, в частности векселей и чеков
6. Режим международных расчетов страны применяются Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, чековый закон в редакции Международной торговой палаты
7. Режим валютного рынка и рынка золота функционируют биржевой (на основе БВФБ) и внебиржевой рынок (последний временами ограничивается) рынок золота не развит в полной мере
8. Стратегия управления золотовалютными резервами разрабатывается совместно Национальным банком Беларуси и Министерством финансов Беларуси

Правовое и нормативное обеспечение функционирования валютного механизма Республики Беларусь включает законы, указы, декреты, постановления, положения, правила, приказы, письма, инструкции, методические указания, нормы, нормативы и т.п. (см. рис. 3.4).

Правовые документы, регламентирующие функционирование валютной системы Беларуси: постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 20.03.1992 г. № 1538-ХІІ “О временном порядке валютного регулирования и проведении валютных операций на территории Республики Беларусь”; указ Президента Республики Беларусь от 23.02.2000 г. № 87 “О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь”.

Валютное регулирование в Беларуси включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Валютный механизм Республики Беларусь в общем смысле представляет собой государственную регламентацию валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в Беларуси, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.

В Беларуси сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, осуществления валютной политики, валютного регулирования и контроля. В соответствии с указом Президента Республики Беларусь № 87 “О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь” от 23.02.2000 г., в целях создания действенной системы регулирования валютного обращения, функции органа валютного регулирования и валютного контроля, кроме Национального банка, стал исполнять Совет Министров Республики Беларусь, а органа валютного контроля, кроме НБ РБ, Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет. Агентами валютного контроля являются таможни, банки, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком. Руководство валютной политикой осуществляют Президент и Национальное собрание (Палата представителей и Совет Республики). Они принимают законодательные акты в сфере валютных отношений Беларуси, распределяют полномочия и функции по валютному регулированию и контролю. Законодательные акты конкретизируются и дополняются постановлениями Совета Министров, положениями отдельных министерств и комитетов, и нормативными документами Национального Банка. Практически, совместно с Национальным банком валютную политику реализуют Министерство финансов, Государственный таможенный комитет и Государственный комитет контроля. Таким образом, Национальный банк в Беларуси подотчетен Совету министров и не несет в полной мере ответсвенности за результаты проводимой кредитно-денежной и валютной политики, что является существенным сдерживающим фактором на пути формирования цивилизованной рыночной экономики.

Национальный банк является главным исполнительным органом, отвечающим за эффективное функционирование валютного механизма страны. В соответствии с указом Президента №87 он определяет сферу и порядок обращения в Республике Беларусь иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте; правила проведения нерезидентами в Республике Беларусь операций с валютой Республики Беларусь. Устанавливает правила выдачи лицензий на осуществление валютных операций и выдает такие разрешения; порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь иностранной валюты, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Республики Беларусь; официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; функции банков как агентов валютного контроля. Создает резервы иностранной валюты и иных валютных ценностей Республики Беларусь и управляет ими. В соответствии с законодательством представляет Комитету государственного контроля необходимую для осуществления валютного контроля информацию  о платежах юридических лиц по импортным операциям, поступлении денежных средств от экспортных операций. Осуществляет контроль за проведением валютных операций банками, имеющих лицензии на проведение таких операций, и соблюдением ими валютного законодательства. Совместно с Советом Министров Республики Беларусь определяет сферу и порядок обращения в Республике Беларусь ценных бумаг в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с ценными бумагами в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь, порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки ценных бумаг в иностранной валюте.

Министерство финансов осуществляет учет внешнего государственного долга, регистрацию и обслуживание внешних государственных займов, осуществляет контроль за доходами и расходами республиканского и местных бюджетов в иностранной валюте. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подведомственными юридическими лицами валютной выручки от экспорта товаров.

Национальный банк вместе с другими органами валютного контроля – Комитетом государственного контроля и Государственным таможенным комитетом, обеспечивают функционирование механизма валютного контроля, который преследует цель – обеспечить выполнение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, особенно ограничений по движению капиталов. Вместе с агентами валютного контроля они добиваются с одной стороны – поступления валютной выручки от экспорта, с другой – обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и услуги. Исполнителями валютного контроля выступают коммерческие банки, подотчетные Национальному банку.

Таким образом, Национальный Банк Беларуси, а также Совет Министров РБ, каждый в пределах своих полномочий, осуществляют текущее оперативное воздействие на функционирование действующего валютного механизма Республики Беларусь: определяют валютный режим, регулируют динамику обменного курса белорусского рубля, утверждают структуру золотовалютных резервов, осуществляют погашение государственного внешнего долга, оказывают влияние на основные формы системы международных экономических отношений нашей страны, в частности на внешнюю торговлю и движение капиталов, состояние платежного баланса.

Правовой режим осуществления валютных операций в Беларуси устанавливается следующими документами: Положением Национального банка Республики Беларусь о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь №768 от 01.08.1996 г., Положением НБ РБ о порядке проведения валютных операций, связанных с движением капитала №142 от 31.12.1998 г.

По действующему законодательству к валютным операциям, связанным с движением капитала, в Беларуси относятся: прямые инвестиции, то есть вложения в уставный фонд предприятий с целью извле­чения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; портфельные инвестиции, то есть приоб­ретение ценных бумаг; переводы в оплату права собственно­сти на здания, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту товаров и услуг; предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней.

К текущим валютным операциям в Беларуси относятся: переводы в страну и из страны для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление кредитов в денежной форме на срок не более 180 дней; переводы в страну и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанных с движением капитала, а также переводы неторгового характера – сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства.

В период 1993-2003 гг. в Беларуси функционировало несколько типов режимов валютного курса (см. рис. 3.5.).

1-ый этап. 1993-1995 гг. – свободно плавающий валютный курс.

В 1993 году, с момента начала проведения самостоятельной валютной и денежно-кредитной политики, Национальный банк Республики Беларусь продолжал использовать вслед за Центральным банком России режим свободно плавающего валютного курса, периодически используя валютные интервенции. Выбор плавающего валютного курса, да еще в самой мягкой форме, был обусловлен в то время несколькими причинами: высокой инфляцией (1290,2% в 1993 г., 2321% в 1994 г., 809,3% в 1995 г.), вследствие чего резко понижалась ценовая конкурентоспособность белорусских экспортеров; громадными искажениями в структуре относительных цен, доставшихся от централизованно-управляемой экономики; катастрофической нехваткой свободно-конвертируемой валюты в стране из-за неосвоенности рынков развитых стран; низкой величиной валютных резервов и полным отсутствием золотого запаса; формирования и роста отрицательного сальдо торгового баланса с плюс 63,9 млн. долл. США в 1992 г. до минус 568,6 млн. долл. США в 1993 г. и минус 760,4 млн. долл. США в 1995 году.

 


Рис. 3.5. Режимы валютного курса в Беларуси в период независимости

2-ой этап. 1995-1996 гг. – жестко фиксированный валютный курс. 

В период 1995-1996 года в Беларуси была осуществлена макроэкономическая стабилизация на основе валютного курса. Как и во многих странах с переходной экономикой, осуществлявших макроэкономическую стабилизацию на основе валютного курса (Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии), был использован режим жестко фиксированного валютного курса. В период с апреля 1995 г. по апрель 1996 г. единый курс белорусского рубля по отношению к доллару был неизменен и равен 11500 рублей за 1 доллар США. В результате инфляция в 1996 году уменьшилась с 809,3% в 1995 г. до 52,7% и это при том, что за оставшиеся 8 месяцев 1996 года обменный курс был девальвирован на 34,8%. Национальный банк не устоял тогда перед требованиями лоббистских групп экспортеров (как показал опыт трансформирующихся экономик традиционных для такой ситуации), а также из-за несоответствия проводимой валютной политики общей экономической политике (в связи с началом реализации основных направлений социально-экономического развития, предусматривавших мягкую денежно-кредитную политику).

3-ий этап. 1996-2000 гг. – управляемое плавание.

Постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь №87/4 от 14.02.1997 г. в связи с выполнением установленных параметров по переходу на единый обменный курс белорусского рубля к иностранным валютам, стимулирования экспорта и удовлетворения потребности субъектов хозяйствования в иностранных валютах, официальный курс белорусского рубля к иностранным валютам устанавливается Национальным банком Республики Беларусь исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту и с учетом темпов инфляции. Такой валютный режим Международный валютный фонд классифицировал как управляемое плавание без заранее объявленных темпов девальвации (мanaged float with no pre-announced exchange rate path).

4-ый этап. 2000-н.вр. (подготовительный этап начался еще с июля 1999 г. и первоначально предполагалась привязка к доллару США) – скользящая фиксация.

С конца 2000 года на основании закона Республики Беларусь «О стабилизации белорусского рубля и установлении фиксированного соотношения между денежной базой и официальными золотовалютными резервами Республики Беларусь» введен валютный режимблизкий к классическому crawling peg (скользящей фиксации или ползучей привязки). В качестве валюты привязки выбран российский рубль и доллар США, что было обусловлено в первую очередь долей России в структуре внешней торговли страны и высокой долларизацией экономики, во-вторых, необходимостью создания предпосылок для введения с 2005 г. единой с Россией валюты, в-третьих, необходимостью достижения плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля. Плановые значения девальвации белорусского рубля устанавливаются Межбанковским валютным советом.

Валютный режим crawling peg – это более мягкий вариант режима currency board (валютного управления): включает его основные элементы, но предусматривает осуществление плановой невысокой девальвации заранее объявленным темпом. Кроме того, что можно отнести к белорусской специфике, НББ оставил за собой право в исключительных случаях при трудностях в экономике прибегать к ограниченной кредитной эмиссии. Напомним, что валютный режим currency board (валютного управления) в чистом виде это жесткая фиксация обменного курса национальной валюты к одной из твердых валют при осуществлении денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной валюты.

Реализация политики «скользящей фиксации» по замыслу НББ должна обеспечить решение следующих задач: стабилизацию инфляции; достаточно стабильный и предсказуемый валютный курс; рост рублевых сбережений и срочных депозитов в национальной валюте (улучшение денежной массы); расширение финансовых ресурсов для инвестиций; сокращение вывоза капитала и увеличение притока инвестиций в страну; ликвидацию дефицита валютных ресурсов, в целях улучшения условий для наращивания продукции предприятиями; снижение издержек на проведение валютных операций; повышение обеспечения предприятий оборотными фондами; прекращение обесценения амортизационных отчислений. При этом, при выборе данного валютного режима НБ руководствовался двумя основными целями: достижение единого обменного курса белорусского рубля и удовлетворение потребностей национальной экономики в иностранной валюте[2].

Вопросы для самоконтроля:

1. С какими объективными причинами связаны такие явления как долларизация и евроизация национальной экономики?

2. В чем заключается принципиальное отличие между реальным обменным курсом и национальным уровнем цен?

3. Почему для стран с переходной экономикой девальвации национальных валют малоэффективны в аспекте их стимулирующего влияния на экспорт и сдерживающего на импорт?

4. Почему для транзитивной экономики может быть характерна ситуация когда внутренние цены ориентируются на динамику обменного курса национальной валюты, а не наоборот, как в развитых странах?

5. Можно ли совсем отказаться от валютных ограничений?

6. Если золото не определяет стабильность цен в национальной экономике, то зачем стране нужны золотовалютные резервы?

Рекомендуемая литература:

1, 2, 5, 8, 9, 13, 16-20, 24-27, 29-32, 34, 35, 39, 41, 46, 51, 54, 60, 65-67, 69, 72-78, 80, 82, 92, 94, 98, 105, 110, 116, 118, 127, 129, 130, 135, 137, 138, 147










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 496.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...