Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Библейская концепция исторического развития. Провиденциализм, эсхатология, хилиазм, мессианизм.




Древнееврейский Бог Яхве, как известно, сотворил мир за шесть дней. Первые четыре дня Бог главным образом занимался физиогенезом. Правда, в третий день он занимался и растительностью. Следовательно, биогенез, по библейским представлениям, зародился в недрах физиогенеза. Зато пятый день был посвящен целиком биогенезу, а также и психогенезу. Шестой библейский день - начало и культурогенеза ( А. и Е. начали заниматься материальным производством). Можно сказать так: в 1ой главе «Бытия» больше внимания уделено физиогенезу и биогенезу, чем психогенезу и культурогенезу. Тем не менее, все 4 ступени эволюции уже фигурируют. Библейская картина мира, изображающая сотворение мира, в целом соответствует реальному ходу эволюции - от физиогенеза к культурогенезу. Человек в ней – заключ-е творение Бога, но он и в научной картине мира - венец природы.

Джеймс Фрейзер – «Фольклор» - указал на отступление от эволюционизма в Бытие: в 1ой главе М и Ж созданы одновременно, а во 2ой главесначала М потом Ж после низших животных – Ж знаменует низшую ступень божественного творчества.Подобные противоречия в «Библии» объясняются тем, что она писалась разными людьми и в разное время (в 1 половине 1 тысячелетия до н.э.).

3 ступени мироздания: преисподняя, земля, небо. Небеса – высшая составляющая вещей. Земля – плоская, кт держится на 3х столбах. Она в центре, остальные планеты вращ-ся вокруг нее. Преисподняя – под землей, это кипящее серное озеро. Откров. Иоанна Богослова о аде.

Эсхатология(от греч. «последний» и «учение») –с-ма р. взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной р. доктрины. В р. различается индивид. Э, т.е. учение о загробной жизни индивид. челов-й души, и всемирная Э, то есть учение о целях космоса и истории и их конце.

Мессианизм — религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца — мессии, призванного установить справедливость, мир, покой на земле. Причины возникновения мессианизма связаны с нерешенностью социальных проблем, потерей надежды на лучшее будущее и т. д. Не случайно, что мессианизм находил благоприятную почву среди народов, этноконфессиональных групп, подвергшихся гонениям и преследованиям =>проповедь мессианства в иудаизме усиливалась именно тогда, когда еврейское государство было разрушено, когда евреи находились в плену в Египте и Вавилоне. Отчаявшиеся люди возлагали надежду на помощь божественных сил. Мессианизм был привлекателен и для христиан в период преследований в Римской империи. Согласно христ. эсхатологии, грядет Второе пришествие мессии (ИХ). Идеи Мессианизма разработаны и в исламе, особенно среди мусульман-шиитов. Шиитское меньшинство испытывало гонения во многих странах. Мессианские ожидания появления Махди в шиитском учении связывались с народными чаяниями об уст. царства справедливости на земле. Т. о., чем более люди теряли надежды на избавление от зла, тем шире распространялись среди них р. искания, мучительные ожидания пришествия мессии.

Хилиазм – учение, в основе кт лежит буквальное толкование пророчества Иоанна Богослова, говорящего о тысячелетнем Царстве Иисуса Христа на земле в конце истории.. Основ-сь на пророчестве Апокалипсиса, в кт содерж-ся мотив компенсации обществ. неправды, хар-ное уже для ВЗ пророков умозаключение «от невыносимости наст. к возмещению крови в будущем»; притом эта компенсация должна произойти не вне человеч. истории (в царстве небесном), а внутри ее, ибо иначе история потеряла бы для жаждущих возмездия приверженцев Христа свой смысл.

Провиденциализм – историко-философский метод, рассмотрение ист. событий с т. з. непосредственно проявл. в них Провидения, высшего Промысла, осущ-ия заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.. Религ. понимание истории как проявления воли Бога, осущ-ния заранее предусмотр. божеств. плана «спасения» чел-ва.





Идея спасения. Образ мессии в пророческих книгах. Иисус Христос – мессия Нового Завета.

Израильский образ Мессии уже дважды изменялся в дохрист. времена - и оба раза в связи с великими кризисами и временами страданий, но в древний образ не вносилось никаких новых формальных перемен; разные образы продолжали сосущ-ть друг подле друга, причем др. образ, возникший до плена, оставался господствующим, но с чертами другого, возникшего в период после плена, все-таки вошедшими в него. Этот первый, древний образ Мессии можно назвать образом царя, исполняющего свое предназначение. Он возник не из созерцания ист. реальности в пророческой перспективе. Мессия, Христос, Помазанник Божий - этими именами в Израиле называли царя как восприемника священного помазания елеем во имя Бога. В понимании пророков, благодаря помазанию царю дается особое поручение- он получает повеление небес, что позволяет пророкам на законном основании всякий раз ставить царя перед сегодняшним требованием Бога; они ставят царя перед лицом особого требования, обращенного к нему, установить в Израиле справедливость.

Первая, приготовительная ф-ция Мессии - страдание: "Раб" времен страдания в теперешней своей жизни, которую он проводит в состоянии пророческой потаенности, принимает на себя бремя грехов "многих" среди народов всего мира. Он, свободный от вины, снимает вину со многих и тем самым делает возможным скорый прорыв избавления в мир. Вторая ф-ция, ф-ция мессианского свершения, сохраняется за другим, открытым явлением "Раба" - лишь тогда народы мира с Израилем узнают, как и через кого происходило приготовление. Важно для понимания мессианского образа то, что и предназначенный к открытому служению остается до поры в "колчане", пока не будет извлечен оттуда. Иначе говоря, он может догадываться о своем мессианском призвании, но ничего опр. о нем не знает.

Однако оба мессианских образа, о кт мы говорим, - образ царя допленной эпохи и пророческий образ "Раба" периода плена, - имеют то общее, что Мессия здесь поднимается, а не спускается, восходит от людей, а не нисходит от Бога. Он выступает вперед из человеческой толпы и "избирается" Богом, что, разумеется, может означать разное: для царя - начало испытания, для "Раба" - подтверждение его мессианского достоинства. Поручение, кт получает Мессия, дается ему на земле, он не посылается с ним с небес на землю.

И для пророка тоже имеется особая традиция, согласно кт он узнает о своем посланничестве во время призвания, и даже если он считает, что еще прежде рождения он был "известен" Богу и освящен Им (Иер. 1:5), то и тогда в его душе не возникает никаких помышлений о собственном небесном предсуществовании. И Второисаия, конечно, не думает об окончательном, решающем явлении Раба Бога как о ниспослании с небес на землю. Положение изменяется с наступлением второго, сирийского кризиса и эпохи народных страданий. Народ теперь был не только близок к утрате всяких надежд на спасительное деяние царской власти, но и к утрате веры в спасительное деяние земного человека вообще. Землю уже нельзя избавить, находясь на земле.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...