Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Псалтырь как художественное произведение. Жанры псалтыри. Псалом как жанр храмового пения.




Псалты́рь— библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 песней. В Евр. Б-и (Танахе) называется тегилим — буквально «восхваления». В бол-ве языков книга наз. «псалмы». Два вступит. псалма задают тон всей кн., все псалмы сложены по правилам евр-й поэзии. Поэтическая форма осн. на синтаксич. параллелизме. По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровые разновидности: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 50), проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»). Нект псалмы отличаются философски медитативным хар-ром, напр. 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религ. тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. Псалмы как литер. жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (псалом 103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр псалмов разрабатывался в иудейской литературе и позднее (так называемые Соломоновы псалмы, I век до н. э.).В Танахе книга Тегилим разделена на пять книг. 1ую сост. псалмы 1-40, 2ую — 41-71, 3ю — 72-88, 4ую — 89-105, 5ую — 106—150. Псало́м («хвалебная песнь»), — гимны иудейской и хр-кой религ-й поэзии и молитвы (из ВЗ). Псалмы были созданы в разное время разл.авторами.Судя по названиям,половина их написана царем Давидом.Вполне допустимо,что нект из них дейст-но были сочинены во время правления Давида или даже принадлежат перу самого царя,питавшего склонность к поэзии,музыке,танцам,культу. Бол-во же относится к более поздним временам. Авторство нект псалмов установить невозможно. Всего в Псалтырь входит 150 псалмов, условно подразделяющихся на молитвы, хвалы, песни и учения. Псалмы оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. В иудаизме псалмы исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. При каждом псалме, как правило, указывались способ исполнения и «модель» (в григорианском хорале называемая псалмовым тоном), то есть формульный напев. Псалтырь заняла важное место в христ-ве. Псалмы исполнялись во время богослужений, домашних молитв, перед боем и при передвижении строем. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Псалмы исполнялись а капелла, лишь в домашней обстановке разрешалось применение инструментов. Тип исполнения был декламационно-напевным, или псалмодическим. Помимо целых псалмов, использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самост. песнопения — антифон, градуал, тракт и аллилуйя.

Псалмы и псалмодия были приняты христ. церковью. Древними христианами псалмы исполнялись в унисон. Начиная с позднего средневековья псалмы стали подвергаться поэтической и музыкальной переработке.





Миф и притча как структурные элементы Библии. Место и функции сказаний.

В каноне Вульгаты перед книгами пророков находится 7книг,обычно называемых книгами премудрости или поучения. Древневосточная лит-ра вообще,и Б.полна притч(машал) и поучений(хокма).В отдельных книгах ВЗ встречаются многочисленные афоризмы и краткие поучения.Две книги (Кн.Притч и Кн.Премудрости Иисуса,сына Сирахова)представляют собой сборник притчей и премудростей. Регулировать поведение чка призвана также и Кн.Премудрости Соломона.В Кн.Иова ставится вопрос,откуда берется столько несправедливости и зла,а Кн. Экклесиаста или Проповедника,пытается дать ответ на вопрос,в чем смысл жизни. К этим книгам,претендующим на роль руководства в повседневной жизни,примыкают 2 поэтич.произведения:Псалтирь и Кн.ПесниПесней Соломона. В еврейскую Б.Кн.Премудрости Иисуса,сына Сирахова,и Кн.Премудрости Соломона не входят.

Миф – непременный элемент народного творчества и первоначального научного знания, присутствует в Библии в формах преданий, этнографич. и культовых легенд, а также сказок. Часть этих сказок постепенно приблиз. к нравоучит. басням. В библ-х кн-х есть факты и события, относ-ся преимущ. к ист. др. евреев, а также ряда др. народов древнего Средиземн. Вся жизнь людей того– нах. свое отраж.в произвед. фольклора.Книги ВЗ, содержащие мифы, стадийно относятся к тому времени, когда на основе легенд и мифов складывались эпические произведения. Сравнивая Б-ю с др. произвед-ми древности и религ.док-ми (древнерим. Веды, Калевала и др.), Б-я особенная: те потеряли свое актуально- идеологическое значение, она его сохранила.

В отличие от мифа сказание (легенда) рассм. как сообщение, в основе кт лежат нек. эл-ты дейст-но происходившего, в дальнейшем «приукрашенные» и изображающие события в более или менее искаженном виде. Сказание может не иметь религ. направл-ти и сообщать свед-я о том или ином персонаже, не наделенном никакими сверхъест. чертами, как и о событиях, не связ. с проявл. сверхъест. мира.

В сказаниях показаны конкретные примеры, как чел-к должен себя вести.

Народные сказания делятся на космогонические и генеалогические мифы и на собственно исторические сказания. Такие саги разбросаны по всем книгам Пятикнижия, в книге Судей, Самуила (Царств, I, II), Царей (Царств, III, IV) и т. д. При дальнейшем развитии они принимают вид целых «новелл», как напр. сказание о «Продаже Иосифа», о «Восстании Авессалома» и т. д. К этому разряду относится также книга «Руфь» — новелла-идиллия, к-рая однако окрашена известной тенденцией (борьба с националистами — противниками смешанных браков) и к-рую поэтому следует отнести к более позднему времени. Такую же новеллу с более поздней тенденцией мы имеем и в книге Ионы: автор использовал старые сказочные мотивы, приспособив их к своим спец. целям. Эту новеллу обыкновенно рассм. как религ. легенду, очевидно довольно позднего происхождения. Книга «Эсфирь», в кт мы имеем зачатки «романа» как по языку, так и по своей тенденции, уже носит следы полного лит-ого эпигонства, о чем между прочим свидетельствует ее крайне националистическая устремленность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 567.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...