Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 36. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ




АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА

 

Статья 292. Пересмотр судебных актов в порядке надзора

 

Комментарий к статье 292

 

1. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является ВАС РФ, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Тем самым на конституционном уровне определены место и роль ВАС РФ в системе арбитражных судов в сфере осуществления правосудия.

В ч. 1 ст. 292 АПК РФ определяется процессуальная форма такого надзора - пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных названных лиц.

Высший Арбитражный Суд РФ определенную категорию дел рассматривает в качестве суда первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), производство же в порядке надзора является основной функцией ВАС РФ и формой его участия в осуществлении правосудия.

В связи с этим основными задачами института надзора и ВАС РФ как органа судебного надзора является создание механизма обеспечения единообразного толкования и применения права арбитражными судами и качества правосудия. При этом из ч. 1 комментируемой статьи и других положений гл. 36 АПК РФ следует, что судом надзорной инстанции является весь ВАС РФ, а не только Президиум ВАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 292 предметом пересмотра в порядке надзора являются вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Здесь же определяется круг лиц, которые могут инициировать надзорное производство. Это могут быть лица, участвующие в деле, и лица, не участвующие в деле, права и законные интересы которых были нарушены оспариваемыми судебными актами, а также прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица в порядке, определенном законодательством.

При этом прокурор выносит представление как по заявлению лиц, участвующих в деле, так и по собственной инициативе.

Процессуальной формой судебного надзора по АПК РФ является пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по заявлениям лиц, участвующих в деле, иных лиц (ст. 42 АПК РФ), а также по представлениям прокурора (ст. 52 АПК РФ).

2. В ч. 2 ст. 292 предусматривается, что лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если считают этот судебный акт незаконным, принятым с нарушением норм материального права или норм процессуального права, в результате чего существенно нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из этого положения следует, что заинтересованные лица сами определяют наличие оснований для обращения в ВАС РФ как суд надзорной инстанции, который вправе проверять законность оспариваемого судебного акта. При этом важно, чтобы такие основания были связаны для лица с существенными нарушениями его прав и интересов.

Понятие существенного нарушения является категорией оценочной, определяемой заинтересованным лицом при обращении в ВАС РФ. Однако эта категория будет иметь значение и для судебного состава, рассматривающего заявление, который также должен будет дать оценку содержащегося в заявлении основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора исходя из того, насколько существенно нарушение, допущенное арбитражным судом при принятии оспариваемого акта, чтобы оно стало поводом для пересмотра данного судебного акта в порядке надзора.

Категория существенного нарушения используется в международных актах. В частности, в ст. 4 Протокола N 7 к Европейской конвенции о правах человека в качестве основания для повторного рассмотрения дела называются существенные нарушения, повлиявшие на исход дела, допущенные при предыдущем рассмотрении дела.

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 17.07.2002 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 342, 371, 373, 378, 379, 380 и 382 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, статьи 41 Уголовного кодекса РСФСР и статьи 36 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Подольского городского суда Московской области и жалобами ряда граждан" в данном случае толкует существенные нарушения как нарушения, имеющие фундаментальный, принципиальный характер.

Такая оценка существенных нарушений как нарушений фундаментального, принципиального характера представляется приемлемой и при оценке нарушений, допущенных арбитражным судом при рассмотрении дела в нижестоящих судебных инстанциях и повлиявших на исход дела.

К числу таких принципиальных нарушений могут быть отнесены нарушения, которые по правилам АПК РФ являются безусловными основаниями для отмены судебного акта (ч. 4 ст. 270, ч. 4 ст. 288), если эти нарушения повлияли на исход дела и др.

Законодатель предусмотрел права лица, полагающего, что нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, который вправе в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора также изложить требование о присуждении ему компенсации за нарушения рассмотрения дела в разумный срок.

3. В ч. 3 ст. 292 определяются условия обращения в ВАС РФ. В числе таких условий называется срок, который не должен превышать трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу.

Тем самым АПК РФ устанавливает довольно короткий период времени в три месяца, в который возможно ходатайствовать о пересмотре судебного акта. Представляется, что этот срок является гарантией стабильности, определенности в положении сторон, которая устанавливается в связи с вступлением в законную силу судебного акта. Кроме того, ограничение срока на обращение в ВАС РФ во многом связано и с доверием к нижестоящим судебным инстанциям, с повышением их ответственности за законность принимаемых актов.

При этом важно иметь в виду, что трехмесячный срок для обращения в ВАС РФ исчисляется не с момента вступления в законную силу оспариваемого в порядке надзора судебного акта, а со дня вступления в силу последнего судебного акта, принятого по данному делу.

Другим условием обращения в ВАС РФ является необходимость исчерпания других имеющихся возможностей для проверки в судебном порядке законности оспариваемого судебного акта.

В АПК РФ предусматривается гибкая система обжалования судебных актов по срокам подачи жалобы (ст. 259 - один месяц, ст. 276 - два месяца). Кроме того, имеется возможность возобновления производства по делу в связи с вновь открывшимися обстоятельствами (ст. ст. 309, 311, 312). И лица, участвующие в деле, должны использовать эти возможности для проверки судебных актов с целью исправления судебных ошибок.

Проверка судебных актов в процедуре обычного судопроизводства обеспечивает гарантии эффективности правосудия, и лица, участвующие в деле, заинтересованы в ее использовании.

4. Если пропущен срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с таким заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, то по ходатайству заявителя этот срок может быть восстановлен судьей ВАС РФ. Однако такое ходатайство должно быть подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом.

 

Статья 293. Порядок надзорного производства

 

Комментарий к статье 293

 

1. В ч. 1 ст. 293 определены основания возбуждения надзорного производства. Таким основанием являются заявления лиц, участвующих в деле, их представителей на основании полномочий, с оформленной надлежащим образом доверенностью, а также прокурора и иных лиц, заинтересованных в исходе дела.

2. Вопрос о приеме заявления к производству в порядке надзора решается единолично судьей ВАС РФ в соответствии со ст. 295 АПК РФ. Если заявление принято к производству ВАС РФ, то оно вместе с делом передается на коллегиальное рассмотрение судей ВАС РФ для решения вопроса о направлении дела в Президиум ВАС РФ. Если заявление не принято к производству ВАС РФ, то оно возвращается заявителю.

3. Принятое к производству ВАС РФ заявление или представление (в случае обращения прокурора) рассматривается в судебном заседании в коллегиальном составе судей ВАС РФ по правилам, определенным ст. 299 АПК РФ, который решает вопрос о направлении дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Лица, участвующие в деле, о таком рассмотрении не извещаются.

4. Президиум ВАС РФ пересматривает судебные акты в порядке надзора в соответствии со ст. 303 АПК РФ и присуждает компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. О заседании Президиума ВАС РФ в процессе подготовке к судебному заседанию извещаются лица, участвующие в деле, и другие лица, заинтересованные в исходе дела, поскольку их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности были нарушены ранее принятыми судебными актами. Указанные участники процесса могут выступать на заседании Президиума ВАС РФ, представляя свои доводы в обоснование своих требований по разрешению дела.

5. В судебном заседании Президиума ВАС РФ подлежит рассмотрению и заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Такое заявление рассматривается Президиумом ВАС РФ по правилам, предусмотренным гл. 36 АПК РФ, и в соответствии с Законом о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Предусмотренная в комментируемой статье последовательность действий образует надзорное производство, в осуществлении которого участвует не только Президиум ВАС РФ, но и весь ВАС РФ как таковой, как высший судебный орган, осуществляющий судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

 

Статья 294. Требования к обращению в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

 

Комментарий к статье 294

 

1. В ч. 1 ст. 294 предусматривается порядок обращения с заявлением о пересмотре судебного акта. Такое заявление направляется непосредственно в ВАС РФ, а не через арбитражный суд, принявший решение, как это предусмотрено в отношении подачи апелляционной (ст. 257 АПК РФ) или кассационной (ст. 275 АПК РФ) жалобы.

Предусматриваются и требования к форме заявления. При этом требования, касающиеся заявления, в полной мере распространяются и на представление прокурора, посредством которого прокурор обращается в ВАС РФ в случаях, предусмотренных в ст. 52 АПК РФ. Заявление или представление в случае подачи его прокурором должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем. В случае если такое заявление подает представитель заявителя, то его полномочия на подачу заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора должны быть подтверждены соответствующей и надлежаще оформленной доверенностью.

Данное заявление или представление может быть подано в ВАС РФ в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на сайте ВАС РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

2. В заявлении или представлении согласно ч. 2 комментируемой статьи должны быть указаны:

- сведения о заявителе и других лицах, участвующих в деле, и их место нахождения;

- оспариваемые судебные акты, принятые по данному делу, и наименования арбитражных судов, принявших оспариваемые судебные акты;

- основания для пересмотра в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, и доводы заявителя, обосновывающие необходимость пересмотра судебных актов, со ссылками на законодательство, аргументы, подтверждающие, по мнению заявителя, незаконность судебных актов, повлекшие за собой существенное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- перечень прилагаемых к заявлению или представлению документов.

Необходимо приложить к заявлению и копии оспариваемого судебного акта, а также других судебных актов, принятых по данному делу.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты участвующих в деле лиц и их представителей.

3. При этом как заявление или представление, так и прилагаемые к нему документы направляются в ВАС РФ с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле.

 

Статья 295. Принятие заявления или представления к производству

 

Комментарий к статье 295

 

1. Для рассмотрения вопроса о принятии заявления (представления) к производству законодателем установлен пятидневный срок со дня поступления обращения в суд надзорной инстанции.

Процессуальный срок, исчисляемый днями, во всех судебных инстанциях, включая надзорную, не включает выходные и праздничные дни (ч. 3 ст. 113 АПК РФ).

2. Если заявление (представление), адресованное в надзорную судебную инстанцию, отвечает всем формально-правовым требованиям, не содержит дефектов формы и содержания, то оно безоговорочно принимается к производству.

Высшая судебная инстанция не может принять заявление (представление) под условием, предложить исправить те или иные его недостатки, поскольку институт оставления заявления без движения, введенный по аналогии с судами общей юрисдикции для использования судом первой, апелляционной и кассационной инстанций, в надзорной судебной инстанции не действует.

Это обстоятельство позволяет суду надзорной инстанции с учетом нахождения заявителей на всей территории Российской Федерации рационально организовать два потока документов - принятые к производству и возвращенные заявителям.

Если же обращение с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора не отвечает требованиям, предусмотренным в ст. ст. 292 и 294 АПК РФ, то оно должно быть возвращено определением суда (ст. 296 АПК РФ). Оно не может быть принято к производству также и при повторном обращении лица, которое ранее обращалось в ВАС РФ, и ему было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ, если при этом приводятся те же, что и ранее, основания.

3. Определением ВАС РФ о принятии заявления (представления) к производству одновременно возбуждается надзорное производство, на что может содержаться указание в том же определении.

Копия определения направляется только лицу, подавшему заявление (представление). Другие лица, участвующие в деле, о возбуждении надзорного производства не извещаются, поскольку это преждевременно.

4. Рассматривая единолично вопрос о принятии заявления (представления) к производству, судья ВАС РФ одновременно может истребовать дело из арбитражного суда РФ, если признает это необходимым или целесообразным.

Необходимость истребования дела может быть обусловлена уже на этой стадии развития надзорного производства многими обстоятельствами, к числу которых следует отнести необходимость понимания существа заявленных оснований к отмене оспариваемого судебного акта, более полного изучения обстоятельств дела, проверки заявленных фактов, если сведения о них в приложенных копиях судебных актов отсутствуют либо являются недостаточными.

И напротив, отсутствует необходимость истребования дела, если в заявлении (представлении) оспаривается правовое значение юридически значимых фактов, доказательств по делу, которым арбитражным судом дана надлежащая оценка. Суд, рассматривающий дело, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Если необходимость истребования дела очевидна на стадии принятия заявления (представления) к производству, то копия определения, содержащая указание на необходимость истребования дела по запросу надзорной судебной инстанции, направляется в арбитражный суд соответствующего субъекта РФ.

Арбитражный суд субъекта РФ направляет в адрес надзорной судебной инстанции дело безотлагательно, не позднее чем в пятидневный срок со дня получения копии определения о его истребовании.

 

Статья 296. Возвращение заявления или представления

 

Комментарий к статье 296

 

1. Для возврата заявления (представления) надзорной судебной инстанцией без его рассмотрения установлены только три основания.

Первое основание к возврату заявления (представления) связано с тем, что направленные документы объективно не соответствуют требованиям, предъявляемым арбитражным процессуальным законом. Нарушения могут иметь отношение к форме и содержанию состоявшегося обращения (ст. 294 АПК РФ) либо сроку направления заявления (представления) в надзорную судебную инстанцию.

Второе основание - если от заявителя поступает ходатайство о возвращении заявления, то суд надзорной инстанции возвращает поступившее в его адрес обращение (заявление, представление).

Третье основание связано с нарушением трехмесячного срока подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, установленного ч. 3 ст. 292 АПК РФ, и не содержит ходатайство о его восстановлении, или в восстановлении пропущенного срока отказано.

2. Возврат заявления (представления) оформляется определением суда, т.е. только в процессуальном порядке, поскольку принятие заявления (представления) к производству отнесено к компетенции судьи (ч. 1 ст. 295 АПК РФ), а его принятие к рассмотрению относится к компетенции Президиума ВАС РФ (ч. 1 ст. 303 АПК РФ).

Из этого следует вывод о том, что возврат заявления (представления) по ходатайству его подателя может иметь место до его принятия Президиумом ВАС РФ на основании вынесенного коллегиальным составом суда определения (ст. ст. 299, 303 АПК РФ).

Копия определения о возврате заявления (представления) направляется исключительно в адрес его подателя. Вместе с копией определения отсылаются все поступившие в адрес суда надзорной инстанции документы с указанием количества листов.

3. Возврат заявления (представления) судом надзорной инстанции по аналогии с возвратом документов при обращении во все другие судебные инстанции не порождает никаких препятствий для повторного обращения. При повторном обращении все указанные недостатки должны быть устранены заявителем.

Повторное обращение с заявлением (представлением) может иметь место только в общеустановленном порядке, т.е. в пределах отведенного процессуального срока (ст. 292 АПК РФ).

 

Статья 297. Отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта

 

Комментарий к статье 297

 

1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает направление отзыва на заявление (представление) лицом, участвующим в деле, возражающим относительно пересмотра судебного акта в порядке надзора. Отзыв направляется в ВАС РФ и другими лицам, участвующим в деле. К отзыву на заявление (представление) прилагаются документы, подтверждающие приведенные в нем доводы на возражения против заявления или представления. К отзыву, направленному в ВАС РФ, прилагается документ, подтверждающий направление копий отзыва другим лицам, участвующим в деле.

2. Отзыв на заявление (представление) направляется всем адресатам заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.

Отзыв направляется в срок, позволяющий всем его получателям ознакомиться с содержанием отзыва до начала пересмотра дела по существу в надзорной судебной инстанции. Поэтому названный срок устанавливается судом (ч. 1 ст. 113 АПК РФ). Срок представления отзыва устанавливается судом в определении о передаче дела в Президиум ВАС РФ. Из этого следует, что аргументы, содержащиеся в отзыве, будут исследоваться Президиумом ВАС РФ при пересмотре судебного акта, а не судом, рассматривающим заявление (представление), в порядке ст. 299 АПК РФ. Кроме того, направление отзыва не является обязательным.

Нарушение установленного порядка не влечет санкций, но его соблюдение служит надлежащей подготовке дела к разбирательству в надзорной судебной инстанции, признается проявлением деловой и профессиональной этики.

3. Отзыв на заявление (представление) подписывается в том же порядке, что и само обращение в суд надзорной инстанции. Отзыв на заявление (представление) полномочны подписывать лица, участвующие в деле, или их представители. Представители, действующие от их имени и по их поручению, должны приложить к отзыву доверенность с достаточным объемом специальных полномочий (ст. 62 АПК РФ). Арбитражный процессуальный закон предусматривает необходимость в специальных полномочиях представителя при обжаловании судебных актов.

 

Статья 298. Приостановление исполнения судебного акта Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации

 

Комментарий к статье 298

 

1. В ч. 1 ст. 298 указаны условия, при которых исполнение судебного акта, оспариваемого в порядке надзора, может быть приостановлено ВАС РФ.

Из содержания данной нормы следует, что приостановить исполнение судебного акта, вступившего в законную силу и обращенного к исполнению, возможно в определенных случаях.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи таким условием является то, что такое приостановление возможно лишь по ходатайству лица, обратившегося с заявлением о пересмотре оспариваемого судебного акта, и только при наличии угрозы невозможности поворота его исполнения, такое ходатайство должно быть обосновано заявителем.

Приостановление исполнения судебного акта возможно при предоставлении встречного обеспечения другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере оспариваемой суммы, если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Таким образом, обращение в ВАС РФ с заявлением (представлением) о пересмотре судебного акта в порядке надзора по общему правилу не должно влиять на исполнение этого акта, нарушать определенность в положении сторон.

Фактически вопрос о приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта решается судом в режиме принятия обеспечительных мер.

2. В ч. 2 ст. 298 устанавливается порядок рассмотрения вопроса о приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта.

Этот вопрос решается в судебном заседании коллегиальным составом судей ВАС РФ, на рассмотрении которого находится заявление (представление).

О приостановлении исполнения судебного акта суд должен вынести определение, направляемое лицам, участвующим в деле. При этом не предусматривается возможность обжалования данного определения.

3. Срок исполнения судебного акта приостанавливается, как правило, в рамках срока надзорного производства. Вместе с тем законодатель определил возможность ВАС РФ установить и иной срок приостановления - в тех случаях, когда это необходимо в интересах сторон.

4. Приостановление исполнения судебного акта может быть отменено либо составом судей, которыми вынесено определение о приостановлении (в случае если суд не нашел оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума ВАС РФ), либо сам Президиум ВАС РФ может приостановить исполнение судебного акта (ч. 4 ст. 298 АПК РФ).

5. Об отмене приостановления исполнения судебного акта суду надлежит вынести соответствующее определение либо указать на это в определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ. Также на это может быть указано и в постановлении об отказе в удовлетворении заявления или представления.

Копии определения, постановления ВАС РФ направляются лицам, участвующим в деле (ч. 5 ст. 298 АПК РФ).

 

Статья 299. Рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора

 

Комментарий к статье 299

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 299 пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, в порядке надзора осуществляется коллегиальным составом судей ВАС РФ.

Основанием для пересмотра судебного акта в порядке надзора является заявление или представление лица, участвующего в деле, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления или представления в ВАС РФ.

Рассмотрение таких обращений осуществляется в судебном заседании, без извещения лиц, участвующих в деле, если дело было истребовано из арбитражного суда, вынесшего обжалуемый судебный акт.

В данном судебном заседании ВАС РФ надлежит лишь оценить, имел ли место факт нарушения прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым судебным актом, насколько существенно это нарушение исходя из требований ч. 2 ст. 292 АПК РФ, и дают ли содержащиеся в заявлении (представлении) аргументы судить о наличии оснований, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ.

Таким образом, в данном заседании ВАС РФ дело не рассматривается, а решается лишь вопрос о принятии заявления (представления) к производству Президиума ВАС РФ.

2. В ч. 2 комментируемой статьи указывается на правила формирования состава суда, компетентного рассматривать принятое к производству ВАС РФ заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора. При этом применяются правила ст. 18 АПК РФ, согласно которым при формировании судебного состава должны учитываться не только нагрузка и специализация судей, но и необходимость обеспечения независимости и беспристрастности судей. В связи с этим состав суда для рассмотрения конкретного дела должен формироваться в порядке, который исключал бы влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства. Кроме того, должна учитываться также очередность распределения между судьями поступающих в ВАС РФ обращений.

Такой порядок формирования состава суда является процессуальной гарантией реализации права сторон на надлежащий суд.

Это обстоятельство имеет особую значимость на данной стадии надзорного производства, поскольку лица, участвующие в деле, об этом судебном заседании не извещаются и в нем не участвуют (ч. 1 ст. 299 АПК РФ).

3. В ч. 3 ст. 299 АПК РФ содержится правило, согласно которому коллегия судей ВАС РФ в режиме судебного заседания решает вопрос о приемлемости заявления (представления). Этот вопрос решается судом исходя из оценки доводов, изложенных в заявлении (представлении), а также из содержания оспариваемого акта. На основе этих оценок суд определяет наличие или отсутствие оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора. При необходимости ВАС РФ может истребовать для этого дело из арбитражного суда, вынесшего оспариваемый судебный акт.

Таким образом, стадия рассмотрения заявления (представления) в судебном заседании коллегиальным составом судей является необходимой стадией отбора дел для передачи их на рассмотрение Президиума ВАС РФ. Это своего рода фильтр, препятствие для попадания дела в Президиум, который может отменить или изменить судебный акт только по основаниям, предусмотренным в ст. 304 АПК РФ. Без такого отбора Президиум не сможет выполнить конституционную функцию по обеспечению единообразия судебной практики, гарантировать законность и качество решений, содействовать развитию права, поскольку попытка исправить все судебные ошибки сделала бы высший судебный орган обычной, причем четвертой, судебной инстанцией, заботящейся о конкретном деле.

4. В ч. 4 ст. 299 определяется процессуальное оформление результатов рассмотрения заявления (представления), когда судом устанавливается наличие оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, для пересмотра судебного акта в порядке надзора и присуждения компенсации. В этом случае ВАС РФ выносит определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ, которое и будет для него процессуальным основанием для пересмотра судебного акта.

Указанное определение направляется в пятидневный срок вместе с делом, истребованным из арбитражного суда, в Президиум ВАС РФ.

5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи копии определения ВАС РФ о передаче дела в Президиум ВАС РФ направляются лицам, участвующим в деле.

Копия указанного определения фактически является первым официальным документом ВАС РФ, которым другие лица, участвующие в деле, за исключением заявителя, будут поставлены в известность о возбуждении надзорного производства.

В связи с этим лицам, участвующим в деле, должны быть направлены не только копии определения, но и копии заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, а также прилагаемых к нему документов, с тем чтобы была обеспечена возможность выслушать (узнать) позицию и других лиц, участвующих в деле. Они могут это осуществить посредством представления отзыва на заявление (представление) о пересмотре и возражений относительно пересмотра судебного акта в порядке надзора.

С учетом этого суду надлежит указать в определении не только на возможность представления отзыва, но и срок, в течение которого этот отзыв может быть представлен.

При определении срока представления отзыва суду необходимо исходить из предполагаемого времени рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ, с тем чтобы была обеспечена возможность ознакомления с ним как членов Президиума, так и лиц, участвующих в деле, до начала заседания Президиума по конкретному делу.

6. В соответствии с ч. 6 ст. 299 суду, рассматривающему заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, предоставляется право направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции, если дело в порядке кассационного производства не рассматривалось.

Таким образом, коллегиальный состав судей ВАС РФ на основании оценки доводов, содержащихся в заявлении (представлении), и содержания оспариваемого акта должен различать дела, подлежащие рассмотрению в Президиуме ВАС РФ, и дела, при рассмотрении которых хотя и была допущена судебная ошибка, но она может быть исправлена в обычной судебной процедуре в порядке кассационного производства.

Компетенция, которой наделяется суд в соответствии с ч. 6 ст. 299, выходит за пределы решения вопроса о приемлемости дела Президиумом ВАС РФ, поскольку в данном случае этот суд указывает на наличие судебной ошибки, которая может быть исправлена при проверке судебного акта в порядке кассационного производства. Для этого дело направляется в арбитражный суд кассационной инстанции, если дело там ранее не рассматривалось.

При этом надо полагать, что ВАС РФ может направить дело в суд кассационной инстанции независимо от того, был ли пропущен срок на подачу кассационной жалобы и было ли заявителю отказано в его восстановлении (ст. 276 АПК РФ), поскольку ч. 6 ст. 299 не связывает с этими обстоятельствами право суда направить дело в кассационную инстанцию.

В связи с этим суд кассационной инстанции не должен возвращать лицу, участвующему в деле, заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, адресованное в ВАС РФ и направленное им в порядке ч. 6 ст. 299 Кодекса в суд кассационной инстанции, по основаниям, предусмотренным в п. 2 ч. 1 ст. 281 Кодекса, или оставлять его без движения по правилам ст. 280 АПК РФ.

7. В ч. 6.1 комментируемой статьи законодатель установил право ВАС РФ в случае, если при рассмотрении заявления будет установлено, что оно содержит также и требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, и отсутствуют предусмотренные ст. 304 АПК РФ основания для пересмотра судебных актов в порядке надзора и имеются основания для проверки требования о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, то ВАС РФ может направить дело на рассмотрение в федеральный арбитражный суд округа, но при условии, что данное требование не рассматривалось этим судом ранее.

8. О направлении дела в суд кассационной инстанции должно быть вынесено определение. Согласно ч. 7 ст. 299 АПК РФ содержание этого определения может быть изложено и в определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.

Таким образом, ч. 7 не исключает возможность вынесения как самостоятельного, отдельного определения о направлении дела в суд кассационной инстанции при отсутствии оснований для передачи дела в Президиум ВАС РФ, так и указания о направлении дела в кассационную инстанцию в определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.

Копия такого определения должна быть направлена лицам, участвующим в деле, а также суду кассационной инстанции, поскольку именно это определение является для суда кассационной инстанции основанием для проверки законности оспариваемого судебного акта в порядке кассационного производства.

9. Если по результатам рассмотрения заявления (представления) ВАС РФ не найдет оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, и не посчитает в связи с этим возможным "отобрать" данное дело как приемлемое для рассмотрения его в Президиуме ВАС РФ, то ВАС РФ выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Копия данного определения согласно ч. 8 ст. 299 АПК РФ должна быть направлена не позднее следующего дня после его вынесения тому лицу, которое ходатайствовало о пересмотре, так как права других лиц, участвующих в деле, этим определением не затрагиваются.

Законодатель в данной норме не предусматривает обжалование данного определения. Отсутствие возможности обжалования определения суда об отказе в передаче дела для рассмотрения в Президиум ВАС РФ говорит об исключительном праве данного суда, образованного в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 299 Кодекса, решать вопрос о приемлемости дела для пересмотра в порядке надзора Президиумом ВАС РФ.

10. Часть 8.1 комментируемой статьи определяет, что ВАС РФ при рассмотрении заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, в случае обнаружения того, что имеются основания для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, изложенным в п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ, в котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по новым обстоятельствам.

Копия определения не позднее следующего дня после дня вынесения направляется лицу, ходатайствующему о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

11. Положение, содержащееся в ч. 9 ст. 299 АПК РФ, ограничивает возможность обращения одного и того же лица в ВАС РФ с заявлением (представлением) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, если при этом нет других оснований для пересмотра, кроме тех, которые уже оценивались судом при рассмотрении обращения в порядке ст. 299 АПК РФ.

Такое повторное обращение не должно приниматься к производству ВАС РФ, так как оно не соответствует установленным требованиям (ч. 2 ст. 295 АПК РФ).

Однако определение суда об отказе в передаче дела для рассмотрения в Президиуме ВАС РФ не лишает права других лиц, не обращавшихся с заявлением (представлением), обратиться в ВАС РФ в общем порядке в соответствии со ст. 292 АПК РФ.

 

Статья 300. Содержание определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 300

 

Статья 300 АПК РФ предусматривает требования, которым должно соответствовать определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.

Установление таких требований согласуется с общими требованиями, предъявляемыми к судебным актам, о законности, обоснованности и мотивированности (ч. 3 ст. 15 АПК РФ), и с положениями о содержании определения, предусмотренными ст. 185 АПК РФ.

Соблюдение требований к оформлению судебного акта является процессуальной гарантией прав лиц, участвующих в деле. В связи с этим очень важно, чтобы из содержания определения, указанного в ч. 4 ст. 299 и в ст. 300 АПК РФ, лицам, участвующим в деле, а также Президиуму ВАС РФ были понятны мотивы передачи дела для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Мотивы передачи должны свидетельствовать о наличии и исключительности оснований, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ, поскольку речь идет о пересмотре судебного акта, вступившего в законную силу, возможно, уже исполненного.

В связи с этим особое значение придается положению, предусмотренному в п. 6 ст. 300 АПК РФ. В определении, в частности, должно быть указано, какие нормы материального или процессуального права были нарушены арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, в результате чего оказались существенно нарушенными права и интересы заявителя. Причем указанные нарушения должны свидетельствовать о наличии оснований, предусмотренных в ст. 304 Кодекса, о чем следует указать в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум ВАС РФ, а также мотивы присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, в том числе общую продолжительность судопроизводства по делу.

В п. 7 ст. 300 АПК РФ предусматривается, что в определении должны быть сформулированы предложения суда, вынесшего определение. Эти предложения могут касаться выводов относительно пересмотра дела в Президиуме ВАС РФ и принятия судебного акта по результатам рассмотрения (ч. 1 ст. 305 АПК РФ) и предложения по вопросу о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Суд, вынесший определение, должен в этом определении предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв на заявление (представление) о пересмотре судебного акта и в соответствии с ч. 5 ст. 299 АПК РФ установить срок, в течение которого указанные лица могут направить отзыв в ВАС РФ (ст. 297 АПК РФ).

 

Статья 301. Содержание определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 301

 

Определение ВАС РФ об отказе в передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора содержит аналогичные определению о передаче дела в Президиум ВАС РФ требования к форме и содержанию. Форма названного определения содержит обязательные реквизиты, позволяющие установить его относимость к лицам, участвующим в деле, предмету спора и самому арбитражному делу.

Обязательными реквизитами законодатель называет дату вынесения определения, состав суда при его принятии, наименование лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта с указанием его процессуального положения и места нахождения (места жительства), наименование иных лиц, участвующих в деле, их места нахождения (места жительства), выходные данные оспариваемого судебного акта (дата его принятия и вступления в законную силу), иных судебных актов, принятых по делу, наименование арбитражного суда, принявшего оспариваемый судебный акт, и предмет спора.

В определении об отказе в передаче оспариваемого судебного акта для пересмотра в порядке надзора, равно как в определении о передаче дела в Президиум ВАС РФ о его пересмотре, указываются наряду с оспариваемым не все другие судебные акты, а лишь имевшие место при завершении судебного разбирательства.

В п. 6 комментируемой статьи законодатель определил мотивы отказа в передаче дела в Президиум ВАС РФ, препятствующие пересмотру оспариваемого судебного акта. Авторитет судебной власти будет высоким только тогда, когда мотивированный отказ будет иметь место по каждому из числа заявленных оснований. В противном случае следует признать немотивированный отказ в судебной защите оспариваемых прав и интересов.

В п. 7 данной статьи определены мотивы, связанные с направлением дела в арбитражный суд кассационной инстанции, если к тому имеются основания (ч. 6 ст. 299 АПК РФ). Эти мотивы должны быть предельно конкретными и понятными, поскольку приводимые доводы высокой судебной инстанции будут проходить проверку в судебном заседании.

 

Статья 302. Извещение о рассмотрении дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 302

 

Рассмотрение дела в порядке судебного надзора производится во многом по общим правилам судопроизводства, в том числе с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела по пересмотру судебного акта.

Президиум ВАС РФ заблаговременно направляет в адрес лиц, участвующих в деле, извещения по правилам, установленным для всех судебных инстанций. Данные извещения направляются через почтовую связь с уведомлением, которое должно содержать все необходимые для адресата сведения (ст. 121 АПК РФ). При необходимости могут использоваться иные средства связи (телефонограмма, телеграмма, электронная почта).

Президиум ВАС РФ своим извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела по пересмотру судебного акта гарантирует пересмотр судебного акта в порядке надзора в рамках судебной процедуры, о чем лица, участвующие в деле, извещаются надлежащим образом.

Неявка кого-либо из лиц, участвующих в деле, в заседание суда надзорной инстанции не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Неявка лиц, участвующих в деле, в заседание Президиума ВАС РФ лишь тогда не будет являться препятствием для рассмотрения дела по существу в порядке надзора, когда Президиум будет располагать сведениями о получении указанными лицами информации о времени и месте судебного заседания.

 

Статья 303. Порядок рассмотрения дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 303

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи предусматривается основание принятия дела к производству Президиума ВАС РФ. Таким основанием является определение о передаче дела в Президиум, вынесенное коллегиальным составом судей ВАС РФ в соответствии со ст. 299 АПК РФ.

Другие лица или органы не могут инициировать рассмотрение дела в Президиуме ВАС РФ.

Лицо, участвующее в деле, полагающее, что его права существенно нарушены судебным актом арбитражного суда, не может обратиться непосредственно в Президиум ВАС РФ, поскольку такое обращение должно быть подано в ВАС РФ как орган, уполномоченный принимать решение о направлении заявления о пересмотре дела в порядке надзора в Президиум ВАС РФ для рассмотрения дела.

Не может быть направлено непосредственно в Президиум ВАС РФ и представление прокурора, которое подается и рассматривается согласно правилам гл. 36 АПК РФ в том же порядке, что и заявление лиц, участвующих в деле.

Возможность же рассмотрения дела непосредственно Президиумом зависит от того, будут ли в судебном порядке в соответствии со ст. 299 АПК РФ установлены основания для передачи дела в Президиум.

Таким образом, АПК РФ гарантирует каждому лицу, участвующему в деле, право на обращение в ВАС РФ при соблюдении условий, предусмотренных в ст. 292 АПК РФ, и устанавливает обязанность ВАС РФ в соответствии со ст. 295 принять к своему производству всякое обращение, если оно соответствует установленным в гл. 36 АПК РФ требованиям.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи срок рассмотрения дела в Президиуме не может превышать трех месяцев со дня вынесения определения суда о передаче дела в Президиум. Рассмотрение дела в Президиуме осуществляется в порядке очередности поступления дел.

Установление трехмесячного срока рассмотрения дела в Президиуме создает условия для эффективного правосудия.

3. Правило о составе Президиума ВАС РФ, правомочного рассматривать дело, содержащееся в ч. 3 ст. 303 АПК РФ, увязывается с положением п. 2 ст. 17 Закона об арбитражных судах, согласно которому Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства его членов.

При этом следует иметь в виду, что состав Президиума как структуры ВАС РФ формируется в соответствии с Законом об арбитражных судах (ст. ст. 11, 15), что имеет значение при оценке требования о надлежащем суде.

4. Важной гарантией того, что Президиум ВАС РФ рассматривает дело в процедуре открытого судебного разбирательства, является предусмотренное в ч. 4 ст. 303 АПК РФ правило о праве лиц, участвующих в деле, участвовать в заседании Президиума. Это право обеспечивается обязанностью ВАС РФ известить указанных лиц о времени и месте заседания Президиума, причем сделать это заблаговременно и в установленном в АПК РФ порядке (ст. 302 АПК РФ).

5. В положениях, содержащихся в ч. ч. 5 - 8 комментируемой статьи, определяется порядок судебного заседания, проводимого в рамках рассмотрения дела Президиумом ВАС РФ.

На заседании Президиума дело докладывается судьей ВАС РФ - докладчиком по данному делу.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта, а также других принятых по данному делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Кроме того, судья-докладчик излагает основания для пересмотра, а также мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела в Президиум, имея при этом в виду полномочия ВАС РФ по проверке законности судебных актов и возможности их отмены или изменения в ограниченных случаях (ст. ст. 292, 304 АПК РФ).

6. В ч. 6 ст. 303 определяется порядок выступления в заседании Президиума лиц, участвующих в деле, если они присутствуют в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, выступают после доклада судьи-докладчика. Тем самым АПК РФ гарантирует лицам, участвующим в деле, их право быть выслушанными в суде как посредством предоставления им возможности дать устные объяснения по существу рассматриваемого дела, так и путем представления ими своих доводов в письменном виде.

7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи Президиум принимает постановление по результатам рассмотрения дела после завершения его слушания, в том числе после устных выступлений лиц, участвующих в деле.

При этом устанавливается, что постановление принимается в закрытом совещании. Это означает, что при принятии постановления, обсуждении вопросов, связанных с рассмотрением дела, присутствуют только судьи - члены Президиума ВАС РФ, входящие в состав суда (Президиума), рассматривавшего конкретное дело.

Это правило гарантирует соблюдение требования о принятии решения в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей, установленного в ч. ч. 3 - 5 ст. 167 АПК РФ.

8. Разрешая вопрос о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, Президиум ВАС РФ устанавливает факт нарушения права заявителя на осуществление судопроизводства в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении заявителя, содержания принятых по делу судебных актов, материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

- правовой и фактической сложности дела;

- поведения заявителя и других участников арбитражного процесса;

- достаточности и эффективности действий суда или судьи, производимых в целях своевременного рассмотрения дела;

- общей продолжительности судопроизводства по делу.

9. Важная гарантия независимости и беспристрастности суда содержится в ч. 8 ст. 303 АПК РФ, предусматривающей не только принятие постановления Президиума большинством голосов, но и то, что председательствующий в заседании голосует последним. Учитывая, что председательствующим в заседании Президиума в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 20 и п. 3 ст. 21 Закона об арбитражных судах всегда является должностное лицо ВАС РФ (Председатель ВАС РФ или его заместитель), то установление данного правила позволит избежать каких-либо сомнений в независимости суда при принятии постановления.

Устанавливаются правила принятия постановления при равенстве голосов. При этом приоритет отдается оставлению неизменности оспариваемого судебного акта, если за его отмену и за оставление без изменения проголосовало равное количество судей - членов Президиума, участвующих в его заседании.

10. В ч. 9 комментируемой статьи предусматривается право судьи изложить собственное мнение по разрешению дела. Судья, не согласный с мнением большинства членов Президиума ВАС РФ, вправе изложить свое особое мнение по разрешению дела. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума ВАС РФ.

Кроме того, судья, голосовавший за принятое постановление Президиума ВАС РФ по существу рассматриваемого дела, оставшийся в меньшинстве при голосовании по мотивировке принятого постановления, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение. Особое мнение судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума ВАС РФ.

 

Статья 304. Основания для пересмотра в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, и присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок

 

Комментарий к статье 304

 

1. Установленные в АПК РФ основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, является исключительной компетенцией ВАС РФ, выделяющих его среди других арбитражных судов. Только этот суд в силу ст. 127 Конституции РФ правомочен осуществлять судебный надзор за деятельностью арбитражных судов в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах.

Закрепление в законе возможности предварительного судебного отбора дел для рассмотрения в Президиуме ВАС РФ является мерой, вынужденной и оправданной с позиций конституционного статуса ВАС РФ. Критериями такого отбора являются предусмотренные в ст. 304 АПК РФ основания для отмены или изменения в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.

2. В п. 1 ч. 1 комментируемой статьи в качестве основания для отмены или изменения судебного акта называется нарушение оспариваемым актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права или норм процессуального права.

При этом важно иметь в виду, что основанием для отмены или изменения судебного акта является именно нарушение им указанного единообразия, т.е. единого подхода в применении и толковании норм права. Основанием для пересмотра судебного акта арбитражного суда должно быть также его несоответствие судебному акту Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам толкования или применения норм права, принятому до оспариваемого акта арбитражного суда.

Сказанное не означает, что при наличии указанного основания может быть отменен или изменен законный судебный акт. Предусмотренное в п. 1 ч. 1 ст. 304 Кодекса основание применимо в тех случаях, когда Президиум ВАС РФ при рассмотрении дела в порядке надзора установит, что в результате неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права вопреки их толкованию, содержащемуся в актах высшего судебного органа, существенно нарушены права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Использование названного в п. 1 основания позволит обеспечить предсказуемость судебных решений, их прецедентный характер, что является гарантией равенства участников арбитражного процесса перед законом и судом, предусмотренного ст. 7 АПК РФ.

Кроме того, предусмотренная в п. 1 возможность отмены или изменения судебного акта является процессуальной формой обеспечения единообразного понимания и применения арбитражными судами норм права, направленного на развитие права.

3. В п. 2 ч. 1 ст. 304 в числе оснований отмены или изменения судебного акта называется нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам.

Общепризнанные основные права и свободы, закрепленные в принципах, а также нормы международного права, являющиеся составной частью российского законодательства, основанные на международных договорах РФ, являются основанием для отмены или изменения судебного акта.

4. Согласно п. 3 ч. 1 комментируемой статьи оспариваемый судебный акт подлежит изменению или отмене, если он нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

Арбитражное процессуальное законодательство, являясь отраслью публичного права, должно обеспечивать баланс частных и публичных интересов. В этом смысле при защите прав и законных интересов конкретных лиц, участвующих в деле, осуществляемой при пересмотре судебного акта в порядке надзора, Президиум ВАС РФ вправе отменить или изменить оспариваемый судебный акт, существенно нарушивший права заявителя, если он в то же время нарушает интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

Таким образом, Президиум ВАС РФ должен в данном случае исходить из того, будет ли его постановление по конкретному делу иметь юридическое значение для неопределенного круга лиц или для всего общества, для государственных интересов. При этом не следует считать, что государство должно рассматриваться в качестве особого субъекта. Защита государственных интересов предполагает в данном случае обеспечение защиты национальных интересов или иных значимых для многих лиц интересов государства.

Арбитражный суд является органом публичной власти, субъектом публичных правоотношений, и нарушение указанных норм наносит ущерб авторитету судебной власти, нарушает публичный порядок, поэтому нарушает и публичные интересы.

Интересы неопределенного круга лиц будут нарушены, когда, например, решение арбитражного суда по конкретному делу устанавливает не только права и обязанности лиц, участвующих в деле, но также затрагивает права многих других лиц, не привлеченных к участию в деле (акционеров, вкладчиков и т.п.). В данном случае речь идет о социально значимых делах, когда решение правового вопроса важно для многих, а не только для конкретного заявителя. Такое значение во всех случаях приобретают судебные акты по делам об оспаривании нормативных правовых актов, которыми затрагиваются публичные интересы.

5. В ч. 2 данной статьи законодатель предусматривает, что в случае наличия нарушения права на судопроизводство в разумный срок, при обнаружении нарушения прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам, заявителю присуждается компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

6. Закрытый перечень оснований для отмены или изменения судебных актов не ограничивает право на обращение лиц, участвующих в деле, в ВАС РФ с заявлением (представлением) о пересмотре того или иного судебного акта в порядке надзора.

 

Статья 305. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 305

 

1. В комментируемой статье устанавливаются правомочия Президиума ВАС РФ по результатам рассмотрения дела в порядке надзора. Эти правомочия реализуются им в постановлении, принятием которого должно заканчиваться рассмотрение дела в заседании Президиума.

Президиум может оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление (представление) без удовлетворения, если в результате рассмотрения дела придет к выводу о законности оспариваемого судебного акта и об отсутствии оснований для пересмотра дела в порядке надзора для его изменения или отмены.

Президиум ВАС РФ вправе отменить оспариваемый судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд (п. 2 ч. 1 ст. 305 АПК РФ).

Постановление об отмене судебного акта Президиум ВАС РФ может принять при наличии оснований, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ, если при этом нарушения, послужившие основанием для отмены или изменения судебного акта, не могут быть устранены Президиумом ВАС РФ.

При этом Президиум ВАС РФ может указать на необходимость нового рассмотрения дела в ином составе судей. Данное обстоятельство важно иметь в виду во всех случаях, когда необходимы дополнительные гарантии независимости и беспристрастности суда или возникли сомнения в обеспечении этих гарантий.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 305 АПК РФ Президиум ВАС РФ вправе отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.

Реализация указанного правомочия позволяет завершить процесс, внести определенность в положение сторон.

Принять указанное постановление Президиум может в тех случаях, когда речь идет об устранении или исправлении судебной ошибки, связанной с применением или толкованием нормы права, когда не требуется исследования либо оценки фактических обстоятельств по делу.

Новый судебный акт по делу может быть принят Президиумом только в том случае, если лицам, участвующим в деле, были обеспечены равные возможности для защиты своих прав, представления своих доводов и возражений при рассмотрении дела в Президиуме.

Президиум ВАС РФ вправе отменить судебный акт и прекратить производство по делу при наличии к тому оснований, предусмотренных ст. 150 АПК РФ, а также оставить иск без рассмотрения в соответствии со ст. 148 АПК РФ.

В соответствии с п. 5 ч. 1 комментируемой статьи Президиум ВАС РФ вправе оставить без изменения один судебный акт из числа судебных актов, принятых ранее по данному делу арбитражными судами. При этом Президиум должен обосновать свой вывод ссылками на законность указанного акта, отсутствие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 305 АПК РФ Президиум ВАС РФ в своем постановлении также вправе присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, в случае если выявит для этого основания в соответствии с ч. 2 ст. 304 АПК РФ, или отказать в ее присуждении.

2. При отмене или изменении судебных актов Президиум ВАС РФ должен руководствоваться конкретными основаниями, предусмотренными в ст. 304 АПК РФ. На наличие этих оснований в каждом случае должно быть указано в постановлении Президиума ВАС РФ.

3. Согласно ч. 3 ст. 305 АПК РФ указания Президиума ВАС РФ, изложенные в постановлении, принятом по результатам рассмотрения дела, являются обязательными для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело. При этом Президиум может дать суду соответствующие предписания только в пределах своих полномочий, в части, касающейся вопросов применения и толкования норм права, обеспечивая тем самым защиту права, единообразие и правильность его применения.

4. Положение, содержащееся в ч. 4 комментируемой статьи, ограничивает Президиум пределами его полномочий, связанных с проверкой законности судебных актов. Тем самым АПК РФ обеспечивает гарантии независимости суда при новом рассмотрении дела и подчинения их только закону.

5. Постановление Президиума должно соответствовать требованиям, предусмотренным в ст. 306 АПК РФ, а также быть подписано председательствующим в заседании Президиума.

 

Статья 306. Содержание постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 306

 

Комментируемая статья устанавливает требования к содержанию постановления Президиума ВАС РФ, принимаемого по результатам пересмотра судебного акта в порядке надзора.

При этом требования, предъявляемые к содержанию постановления Президиума ВАС РФ, согласуются с общими правилами о содержании судебного решения (ст. 170 АПК РФ).

В числе обязательных реквизитов формально-юридического характера, названных в п. 1, указан состав суда, принявшего постановление. Такое требование направлено на повышение ответственности каждого судьи за принимаемые решения.

В п. п. 2 - 4 предусматривается необходимость указания на наименование лица, обратившегося с заявлением (представлением) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение, наименования лиц, участвующих в деле, предмета спора, фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий, а также наименования арбитражных судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, сведения о принятых по делу судебных актах и краткое содержание оспариваемого судебного акта.

В постановлении должны быть отражены доводы, содержащиеся в заявлении (представлении) о пересмотре судебного акта, и возражения на них, содержащиеся в отзыве (п. п. 5 и 6).

Требование относительно отражения в постановлении объяснений (а не выступлений) лиц, участвующих в деле (п. 7), направлено на обеспечение учета доказательств, исследованных в судебном заседании (ст. 64, ст. 81 АПК РФ).

Постановление Президиума должно быть мотивировано, содержать ссылки на законодательство, указания на основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказа в ее присуждении (п. п. 8 - 9).

В постановляющей части должны содержаться выводы и решения по результатам рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ (п. 10).

От четкости формулировок, содержащихся в постановлении, особенно в части выводов и указаний относительно необходимости выполнения предписаний Президиума, во многом зависит исполнимость данного судебного акта, а также размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, при наличии оснований к этому (п. п. 11 - 12).

 

Статья 307. Вступление в законную силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его опубликование

 

Комментарий к статье 307

 

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия.

При этом не предусматривается возможность его обжалования. Однако это не исключает возможности лиц, участвующих в деле, обратиться в международный суд в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.

2. Устанавливается пятидневный срок направления копий постановления не только лицам, участвующим в деле, но и другим заинтересованным лицам. В частности, копия постановления должна быть также направлена в арбитражные суды, судебные акты которых были предметом оценки в Президиуме.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 307 АПК РФ Постановления Президиума ВАС РФ подлежат опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", который согласно ст. 49 Закона об арбитражных судах является печатным органом ВАС РФ и размещается на сайте ВАС РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Обязательность обнародования постановлений Президиума обеспечивает открытость правосудия, а также единообразие судебной практики, способствует ее предсказуемости, что является важной гарантией защиты права при осуществлении правосудия.

 

Статья 308. Пересмотр в порядке надзора определений арбитражных судов

 

Комментарий к статье 308

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...