Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 33. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ




ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ

 

Статья 253. Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц

 

Комментарий к статье 253

 

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам АПК РФ с особенностями, предусмотренными гл. 33 АПК РФ.

Международным договором РФ могут быть изменены как общие правила рассмотрения споров арбитражным судом, так и правила гл. 33 АПК РФ.

2. Согласно п. 3 ст. 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом. Осуществление правосудия в разумный срок возможно только при эффективном судебном извещении.

По смыслу ч. ч. 4 и 5 ст. 121, п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 247 АПК РФ, если иностранные лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, арбитражный суд вправе направлять судебные извещения по этим адресам в Российской Федерации. Поэтому ч. 2 ст. 253 АПК РФ предусматривается, что в таких случаях дела с участием иностранных лиц рассматриваются в сроки, установленные АПК РФ.

3. В отсутствие условий, предусмотренных ч. 2 ст. 253, иностранные лица, участвующие в деле, извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора - не более чем на шесть месяцев (ч. 3 ст. 253 АПК РФ).

В связи с этим необходимо особо выделить два таких международных договора РФ: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992 и Конвенцию о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15.11.1965.

В Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992 установлен упрощенный порядок судебного извещения иностранных лиц, поскольку при оказании правовой помощи компетентные суды и другие органы государств - участников СНГ имеют возможность сноситься друг с другом непосредственно.

Согласно ст. 10 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15.11.1965 допускаются:

- возможности непосредственно посылать по почте судебные документы лицам, находящимся за границей;

- возможности судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашивающего государства осуществлять вручение судебных документов, прибегая непосредственно к услугам судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства;

- возможности любого лица, участвующего в судебном разбирательстве, осуществлять вручение судебного документа, непосредственно прибегая к услугам судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства.

При присоединении к названной Конвенции Российская Федерация оговорила, что направление (вручение) документов способами, предусмотренными в ст. 10 Конвенции, в России не допускается. Однако остается возможность использования таких способов направления (вручения) судебных документов арбитражными судами в случае, если запрашиваемое государство не сделало такой оговорки. Если запрашиваемое государство воспользовалось указанной оговоркой, то остается возможность сношения через центральный орган, определяемый в соответствии с указанной Конвенцией.

 

Статья 254. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц

 

Комментарий к статье 254

 

1. Исходя из принципа национального режима, иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами.

Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам только в случаях, предусмотренных международным договором РФ. В частности, в соответствии со ст. 3 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992 хозяйствующие субъекты каждого из государств - участников СНГ пользуются на территории другого государства - участника СНГ правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства. Хозяйствующие субъекты имеют право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение экономических споров (дел), могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

Кроме того, необходимо упомянуть Соглашение о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24.12.1993, заключенное государствами - членами СНГ для обеспечения равной защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов на территории государств - участников СНГ.

В целях обеспечения равной возможности для судебной защиты законных прав и интересов при разрешении споров хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств, в ст. 2 указанного Соглашения установлена ставка государственной пошлины при обращении в суд другого государства в размере 10% от суммы иска. При этом рубль определен в качестве единого денежного эквивалента при оплате государственной пошлины в суды, арбитражные (хозяйственные) суды государств - участников СНГ.

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 15 Постановления "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса", иностранные лица из государств - участников Соглашения о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24.12.1993 уплачивают государственную пошлину в порядке, предусмотренном этим Соглашением. Расходы, связанные с конвертацией национальных валют при уплате государственной пошлины в рублях при рассмотрении хозяйственных споров между лицами государств - участников СНГ, следует рассматривать в качестве убытков, возникающих дополнительно из-за невыполнения ответчиком основного обязательства (решение Экономического суда СНГ от 07.02.1996 N 10/95/С1/3-96).

Конвенцией по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954 предусматривается право иностранных лиц на получение бесплатной правовой помощи в случаях и порядке, установленных Конвенцией.

2. Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации по правилам подведомственности и подсудности, установленным гл. 32 АПК РФ.

Иностранные лица могут вступать в уже начавшийся арбитражный процесс в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, а также могут быть заявлены как третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований (см. п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов").

При этом в силу ч. 3 комментируемой статьи на иностранных лиц, участвующих в деле, возлагается процессуальная обязанность представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как разъяснил ВАС РФ в п. 3 Постановления от 17.02.2011 N 12, положение п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ не применяется в случае, когда истцом или ответчиком является иностранное лицо, при этом суд исходит из правил, предусмотренных ч. 3 ст. 254 АПК РФ.

В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе.

3. Защита прав и законных интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц за рубежом является одной из задач, возлагаемых государством на свои консульские учреждения.

Российская Федерация присоединилась к Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963. Кроме того, между Российской Федерацией и иностранными государствами на настоящий момент действует 79 двусторонних консульских Конвенций. Все Конвенции предоставляют право должностному лицу консульства сноситься и оказывать правовую помощь любым своим гражданам в пределах консульского округа. В ряде консульских Конвенций (например, с КНР, Вьетнамом, Польшей, Австрией, ФРГ) должностному лицу консульства предоставлено право осуществлять процессуальное представительство без доверенности.

4. В соответствии с общепризнанным принципом международного права - принципом взаимности - Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан.

 

Статья 255. Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения

 

Комментарий к статье 255

 

1. Во всем мире система контроля достоверности сведений, содержащихся в документах, построена на том, что такие документы должны предоставляться за подписью лица, в чьи должностные обязанности входит предоставление запрошенных сведений. Существует презумпция действительности сведений, содержащихся в документе, если этот документ подписан управомоченным должностным лицом.

Сложность оценки документов иностранного происхождения заключается в том, что арбитражный суд не может установить наличие полномочий у лица, подписавшего документ, а также проверить подлинность документа, потому что у него нет власти на территории иностранного государства. В этих целях мировой практикой выработана система дополнительного контроля, которая заключается в том, что другое уполномоченное должностное лицо подтверждает подлинность документа, т.е. реализуется своеобразная система дополнительного контроля подлинности документа.

В соответствии с ч. 1 ст. 255 АПК РФ документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, принимаются арбитражными судами в Российской Федерации при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором РФ.

Легализация документов иностранного происхождения - это общий способ подтверждения подлинности документа. Он осуществляется должностными лицами консульских учреждений, поэтому такой порядок называется консульской легализацией.

При консульской легализации должностное лицо консульского учреждения проверяет полномочия лица, подписавшего документ, и удостоверяет его подпись, а также удостоверяет подлинность печатей и штампов, стоящих на документе. За содержание документов консульский работник ответственности не несет.

Существуют три способа консульской легализации: в первом случае легализация документа производится в стране места его изготовления, во втором случае - в стране места предъявления документа, а в третьем - на территории третьего государства, но последний способ практически не используется. Функции по консульской легализации за границей выполняют консульские учреждения РФ, а в Российской Федерации - Консульское управление МИД России.

Проставление апостиля - это упрощенная процедура подтверждения подлинности документа, осуществляемая между государствами - участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961. Россия присоединилась к данной Конвенции.

Государства - участники названной Конвенции взаимно отказываются от требования консульской легализации официальных документов, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. Вместо этой процедуры вводится процедура проставления апостиля (специального штампа), которым удостоверяются полномочия лица, подписавшего документ, его подпись, и, в надлежащем случае, подлинность печати и штампа на документе. При этом подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения.

Достаточно велик перечень документов, на которых может проставляться апостиль. В соответствии со ст. 1 указанной Конвенции в качестве таких официальных документов рассматриваются:

- документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда и судебного исполнителя;

- административные документы;

- нотариальные акты;

- официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем данная Конвенция не распространяется на:

- документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

- административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

Таким образом, апостиль не проставляется на коммерческую переписку, акты приема-передачи, выписки по счетам и другие документы коммерческого характера. Таможенные документы и документы коммерческого характера принимаются арбитражным судом без консульской легализации и проставления апостиля.

Апостиль проставляется уполномоченным органом на подлиннике официального документа по ходатайству подписавшего лица или предъявителя документа. В государстве может быть один или несколько государственных органов, уполномоченных проставлять апостиль. В Российской Федерации основным уполномоченным органом является Минюст России, подразделения которого проставляют апостиль на всех документах, за исключением документов, оформляемых по линии органов внутренних дел, прокуратуры, государственных архивов, образования и науки, апостиль на которых проставляется учреждениями указанных министерств и ведомств.

Государственные органы, уполномоченные проставлять апостиль, не отвечают за содержание апостилируемых документов.

Следует еще раз отметить, что легализация или апостилирование документов иностранного происхождения - это условие принятия этих документов арбитражным судом. Консульская легализация или проставление апостиля не наделяют такие документы особой доказательственной силой. Легализованные и апостилированные документы оцениваются арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 АПК РФ).

В случаях, предусмотренных международными договорами РФ, арбитражный суд принимает документы иностранного происхождения без консульской легализации и проставления апостиля.

В частности, в соответствии со ст. 6 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992 документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные печатью на территории одного из государств - участников СНГ, принимаются на территории других государств - участников СНГ без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одного из государств - участников СНГ рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других государств - участников СНГ доказательной силой официальных документов.

Безусловно, принятие документов иностранного происхождения в соответствии с принципом национального режима является оптимальной юридической процедурой.

2. Одним из принципов арбитражного процесса является принцип государственного языка судопроизводства (ч. 1 ст. 12 АПК РФ), поэтому документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

В соответствии со ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате свидетельствование верности перевода осуществляется в нотариальном порядке. Как правило, перевод осуществляется профессиональным переводчиком, а нотариус свидетельствует подлинность подписи переводчика. Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если владеет соответствующими языками.

Свидетельствование верности перевода осуществляется также консульскими учреждениями.

 

Статья 256. Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий

 

Комментарий к статье 256

 

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.).

Обратите внимание: международный договор РФ или федеральный закон по смыслу ч. 1 ст. 256 АПК РФ устанавливают порядок исполнения поручений иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (иностранных судебных поручений), а не указаны в качестве оснований исполнения таких поручений. Поэтому арбитражный суд вправе исполнить иностранное судебное поручение на основе взаимности.

Собственно, на условиях взаимности арбитражный суд вправе исполнять иностранные судебные поручения, даже если рассматривать международный договор РФ или федеральный закон в качестве оснований исполнения иностранных судебных поручений, поскольку принцип взаимности - это общепризнанный принцип международного права, являющийся частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Исполнение иностранных судебных поручений на основе взаимности тем более важно, что такое исполнение закладывает правовую основу для обращения арбитражных судов к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий на основе взаимности.

На настоящий момент отсутствует федеральный закон, устанавливающий порядок исполнения арбитражным судом иностранных судебных поручений.

Российская Федерация является участником многосторонних международных договоров, предусматривающих взаимное исполнение судебных поручений, таких как Конвенция о вручении за границей судебных и несудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965, Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18.03.1970, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.

Российской Федерацией заключено более 40 двусторонних международных договоров, устанавливающих порядок взаимного исполнения судебных поручений.

2. В ч. 2 комментируемой статьи содержатся основания для отказа арбитражным судом в исполнении иностранного арбитражного поручения. Эти основания могут быть изменены (отменены) международным договором РФ. Если основания для отказа в исполнении иностранного судебного поручения, предусмотренные в международном договоре РФ и ч. 2 ст. 256 АПК РФ, совпадают, то такие основания истолковываются в соответствии с положениями международного договора РФ.

Первое основание для отказа в исполнении иностранного судебного поручения, указанное в ч. 2 ст. 256 АПК РФ, - если исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку РФ (см. комментарий к ст. 244 АПК РФ).

Иностранное судебное поручение также не подлежит исполнению, если исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 256 АПК РФ). Очевидно, что исполнение иностранного судебного поручения находится вне компетенции арбитражного суда, он не сможет исполнить такое поручение. В таких случаях в соответствии с правилами международной вежливости арбитражному суду следует передать иностранное судебное поручение в государственный орган, компетентный направить это поручение по назначению. Например, в соответствии с Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18.03.1970 таким государственным органом является Минюст России.

Наконец, арбитражный суд отказывает в исполнении иностранного судебного поручения, если не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий (п. 3 ч. 2 ст. 256 АПК РФ).

Следует отметить, что арбитражный суд не обязан проверять подлинность иностранного судебного поручения, однако в случае разумных сомнений он может это сделать, запросив судебный или иной государственный орган иностранного государства, направивший это поручение, непосредственно или через российский компетентный государственный орган. Кроме того, соответствующие доказательства могут быть получены арбитражным судом при выполнении им иностранного судебного поручения.

3. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном АПК РФ.

Настоящее правило не применяется, если иной порядок исполнения судебных поручений предусмотрен международным договором РФ.

4. Арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (ч. 4 ст. 256 АПК РФ).

Кроме того, такое судебное поручение может быть направлено арбитражным судом на основе взаимности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...