Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И ИНОСТРАННЫХ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ




 

Статья 241. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

 

Комментарий к статье 241

 

1. В соответствии с положениями гл. 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов при условии, что решения третейских судов приняты на территории Российской Федерации (с учетом ч. 5 ст. 230 АПК РФ).

Вопросы исполнимости решений третейских судов, принятых на территориях иностранных государств, а также решений судов иностранных государств регулируются положениями гл. 31 АПК РФ. По общему правилу исполнение указанных решений в Российской Федерации возможно только после прохождения процедуры их признания и приведения в исполнение.

Арбитражным судам подведомственны дела о признании и приведении в исполнение в Российской Федерации решений судов иностранных государств, принятых ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранных судов) и решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранных арбитражных решений).

В силу ч. 1 ст. 241 АПК РФ решения иностранных судов и иностранные арбитражные решения признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрены международным договором РФ и федеральным законом.

Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений могут быть предусмотрены двусторонними и многосторонними международными договорами РФ.

В рамках СНГ заключены и действуют два многосторонних международных договора РФ, предусматривающих признание и приведение в исполнение решений иностранных судов: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992 и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993. При этом в случае коллизии подлежит применению названное Соглашение, поскольку в соответствии со ст. 82 Конвенции она не затрагивает положения других международных договоров, участниками которых являются Договаривающиеся Государства.

Вопросы признания и приведения в исполнение решений иностранных судов урегулированы в ряде двусторонних международных договоров РФ (например, в Договоре между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21.05.1981, Договоре между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.06.1992).

Основным международным договором РФ, предусматривающим признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений, является Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958.

Российская Федерация является стороной множества двусторонних международных договоров, предусматривающих признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений. При этом в двусторонних международных договорах стороны зачастую просто ссылаются на Конвенцию ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958 (например, в Договоре между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25.08.1998, Договоре между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.06.1992). В отдельных двусторонних международных договорах предусматривается, что Договаривающиеся Стороны обеспечат признание арбитражных решений, вынесенных по спорам, относящимся к торговым сделкам, заключенным между юридическими и физическими лицами обеих стран, и приведение их в исполнение в соответствии с действующим в каждой из стран законодательством (например, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македония о торговле и экономическом сотрудничестве от 28.05.1993). В некоторых международных договорах стороны установили порядок признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений (например, Договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Иракской Республикой от 22.06.1973, Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23.02.1982).

Вместе с тем имеются двусторонние международные договоры РФ, в которых определен единый порядок признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам от 26.10.1990, Договор между Российской Федерацией и Республикой Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16.09.1996, Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам от 15.12.1997, Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20.11.2000 и др.).

Следует отметить, что в двусторонних международных договорах РФ не предусмотрено единого порядка признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Зачастую существенно различаются основания для отказа в признании и приведении в исполнение указанных решений. Поэтому в каждом конкретном случае судам приходится индивидуально подходить к решению указанных вопросов. Одним из способов унификации вопросов международного гражданского процесса является принятие многосторонних международных договоров. Отсюда понятно все возрастающее значение Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958, Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ подлежит применению порядок признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, в том числе основания для отказа в признании и приведении в исполнение указанных решений, установленный международным договором РФ, а не АПК РФ (см., например, информационное письмо Президиума ВАС РФ "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов").

Следует отметить, что в отношении решений по искам о признании достаточно признания арбитражными судами решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, принятых по итогам рассмотрения этих исков по существу. В отношении решений по искам о присуждении необходимо не только признание таких решений, но и приведение их в исполнение в Российской Федерации.

2. Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17.01.2001 установлено, что судебные акты арбитражных судов РФ и хозяйственных судов Республики Беларусь не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения (ст. 1).

Информационным письмом ВАС РФ от 01.06.2004 N С1-7/МО-627, Минюста России от 28.01.2004 N 06/899-ЮЧ и Банка России от 04.06.2004 N 01-31/2020 "По вопросам применения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь" разъяснено, что в соответствии с Соглашением решения судов обоих Договаривающихся Государств не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и решения судов своего государства, на основании исполнительных документов судов, вынесших решения. На территории Российской Федерации этот порядок установлен Законом об исполнительном производстве.

Вместе с тем в информационном письме Президиума ВАС РФ "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" указывается, что при исполнении Соглашения 2001 года необходимо также учитывать положения Соглашения 1992 года, поскольку применение Соглашения 2001 года основано на положениях Соглашения 1992 года и дополняет последнее, определяя на стадии исполнения судебного решения формы взаимодействия компетентных органов двух Договаривающихся Государств.

3. Европейской конвенцией о правах человека предусмотрено обязательное исполнение государствами - членами Конвенции решений и постановлений Европейского суда по правам человека. Решения и постановления Европейского суда по правам человека признаются п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ новыми обстоятельствами, с появлением которых процессуальный закон связывает возможность пересмотра вынесенных по делу судебных актов в порядке гл. 37 АПК РФ.

Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств от 18.03.1965 предусмотрено, что государства - участники Конвенции должны признавать решение Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) в качестве обязательного и выполнять финансовые обязательства, предусмотренные этим решением, в пределах своей территории, как если бы это было окончательным решением суда данного государства. Договаривающееся государство с федеративным устройством может исполнять арбитражное решение в своих федеральных судах или через их посредство и может установить, чтобы это решение рассматривалось такими судами, как если бы оно было окончательным решением судов государств, образующих данную федерацию. При этом по смыслу Конвенции компетентные судебные органы договаривающихся государств рассматривают заявление о признании и приведении в исполнение решения Международного центра без осуществления судебного контроля.

4. Положения гл. 31 АПК РФ традиционно находятся в области международного гражданского процесса, одним из основополагающих принципов которого является принцип взаимности. Принцип взаимности является общепризнанным принципом международного права, поэтому в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ является частью правовой системы РФ. Вследствие этого допустимы признание и приведение в исполнение в Российской Федерации решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений в отсутствие международного договора РФ на началах взаимности.

Судебная коллегия Верховного Суда РФ в Определении от 07.06.2002 N 5-Г02-64 указала, что ходатайство о признании и исполнении иностранного судебного решения может быть удовлетворено компетентным российским судом и при отсутствии соответствующего международного договора, если на основе взаимности судами иностранного государства признаются решения российских судов. Такой же позиции придерживаются арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 29.11.2012 N Ф05-3492/12).

При подаче в арбитражный суд заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения в отсутствие международного договора РФ заявитель должен доказать, что на территории этого иностранного государства признаются и приводятся в исполнение аналогичные решения арбитражных судов РФ. Признание решений арбитражных судов РФ на территории иностранного государства может подтверждаться ссылкой на нормы законодательства и других источников права этого государства, а также на судебную практику (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2008 N А56-22667/2007, от 28.08.2008 N А56-22667/2007).

Если рассматривать российское законодательство, то возможность признания на территории Российской Федерации решений судов иностранных государств на началах взаимности при отсутствии международных договоров РФ прямо предусмотрена только п. 6 ст. 1 Закона о банкротстве.

5. В силу ч. 2 комментируемой статьи вопросы признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения разрешаются арбитражным судом по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом, или стороны третейского разбирательства.

 

Статья 242. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения

 

Комментарий к статье 242

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи определена подсудность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения: соответствующее заявление подается стороной в споре, в пользу которой состоялось решение (взыскатель), в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.

2. В ч. 2 ст. 242 содержатся требования к заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения.

Указанное заявление подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем. Заявление также может быть подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В ч. 2 ст. 242 установлены требования к содержанию заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения.

Если иное не установлено международным договором РФ, перечень прилагаемых к заявлению документов и их оформление определяются в соответствии с ч. ч. 3, 4, 6 ст. 242 АПК РФ.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи к заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения прилагается также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в порядке и в размере, которые установлены федеральным законом для уплаты государственной пошлины при подаче в арбитражный суд заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Согласно пп. 11 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, государственная пошлина составляет 2 тыс. руб.

При этом ч. 7 ст. 242 заявителю предоставлена возможность предоставить в арбитражный суд документы, прилагаемые к заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения, в электронном виде.

3. В случае несоблюдения заявителем требований к форме и содержанию заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения, а также требований к прилагаемым документам, арбитражный суд оставляет такое заявление без движения или возвращает заявителю по правилам, установленным в ст. ст. 128 и 129 АПК РФ (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов").

Смотрите комментарий к ст. ст. 128 и 129 АПК РФ.

 

Статья 243. Порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения

 

Комментарий к статье 243

 

Если иное не предусмотрено международным договором РФ, заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения рассматривается по правилам АПК РФ с особенностями, установленными гл. 31 (ч. 1 ст. 243 АПК РФ).

При рассмотрении дела арбитражный суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу (ч. 4 ст. 243 АПК РФ). На практике суды зачастую толкуют эту норму расширительно и применяют ее к иностранным арбитражным решениям (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 15.04.2003 N Ф03-А51/03-1/712, Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 9899/09).

По смыслу Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958 и других международных договоров РФ, регулирующих вопросы признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений, ст. 244 АПК РФ суды имеют право признать и привести в исполнение иностранное арбитражное решение или отказать в признании и приведении в исполнение, но не вправе его пересматривать по существу.

 

Статья 244. Основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения

 

Комментарий к статье 244

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи указаны основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда полностью или в части. При этом эти основания применяются в случае, если основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда не установлены в международном договоре РФ.

В двусторонних международных договорах РФ не предусмотрено единого порядка признания и приведения в исполнение решений иностранных судов. Различаются, причем зачастую существенно, основания для отказа в признании и приведении в исполнение указанных решений. Поэтому в каждом конкретном случае судам необходимо индивидуально подходить к решению указанных вопросов. В этом отношении позитивно воспринимаются соответствующие положения многосторонних международных договоров, в данном случае - положения Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992.

В п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 244 АПК РФ содержатся процессуальные основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда:

- решение по закону государства, на территории которого оно принято, не вступило в законную силу;

- сторона, против которой принято решение, не была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения;

- рассмотрение дела в соответствии с международным договором РФ или федеральным законом относится к исключительной компетенции суда в Российской Федерации;

- имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

- на рассмотрении суда в Российской Федерации находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде, или суд в Российской Федерации первым принял к своему производству заявление по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

- истек срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению, если он не был восстановлен судом. В силу ч. 2 ст. 246 АПК РФ решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в срок, не превышающий трех лет со дня его вступления в законную силу. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству взыскателя по правилам, предусмотренным гл. 10 АПК РФ;

- исполнение решения иностранного суда противоречило бы публичному порядку РФ.

Бремя доказывания оснований отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда лежит на лице, против которого вынесено решение иностранного суда (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 23.11.2012 N А40-66856/12-25-303). Оценка решения иностранного суда на наличие оснований, предусмотренных п. п. 3 и 7 ч. 1 ст. 244 АПК РФ, также может производиться судом по своей инициативе (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 10.02.2012 N А40-3459/11-124-17Б).

Обратите внимание: по смыслу п. 7 ч. 1 ст. 244 АПК РФ публичному порядку должно противоречить не само решение иностранного суда, а его исполнение на территории Российской Федерации.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения.

Арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения полностью или в части по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. 244 АПК РФ и ч. 4 ст. 239 АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Вопросы признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений регулируются двусторонними международными договорами РФ и многосторонним договором - Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958.

Основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, предусмотренные в ст. V названной Конвенции, соответствуют основаниям, установленным ст. 239 АПК РФ (см. комментарий к названной статье).

Бремя доказывания оснований отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений указанная Конвенция возлагает на должника (сторону арбитражного разбирательства, против которой вынесено решение), однако арбитражный суд также по своей инициативе может отказать в признании и приведении в исполнение такого решения, если найдет, что объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с федеральным законом или признание и приведение в исполнение этого решения противоречат публичному порядку РФ.

По смыслу пп. b п. 2 ст. V Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958 и п. 7 ч. 1 ст. 244 АПК РФ публичному порядку должно противоречить не само иностранное арбитражное решение, а его исполнение на территории того государства, в котором оно испрашивается.

Особое внимание необходимо уделить раскрытию понятия публичного порядка РФ.

Публичный порядок и публичное право не являются тождественными понятиями. Публичный порядок - это межотраслевое понятие, которое нельзя также отождествлять с императивными нормами российского права.

Понятие публичного порядка в Российской Федерации находится на стадии формирования. Представляется, что для определения содержания публичного порядка следует руководствоваться судебной практикой, а также общепризнанным доктринальным толкованием.

В связи с этим следует согласиться с позицией ФАС Московского округа, высказанной в Постановлении от 12.05.2011 N КГ-А40/3936-11, в соответствии с которой понятие "публичный порядок" включает в себя такие составляющие, как основополагающие принципы права, т.е. его основные начала, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и особой общезначимостью, и только их нарушение может служить основанием для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.

На данный момент считается общепризнанным, что публичный порядок включает в себя конституционные нормы и принципы, определяющие основы конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ) и права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ), другие основополагающие, фундаментальные принципы российского права (частноправовые и гражданско-процессуальные), общепринятые принципы морали, а также основополагающие нормы и принципы международного права, являющиеся частью правовой системы РФ <1> (см. также Постановление ФАС Поволжского округа от 04.10.2007 N А06-6957-2/2006).

--------------------------------

<1> См.: Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2004 год с комментариями / Под ред. А.А. Иванова. М., 2007.

 

Статья 245. Определение арбитражного суда по делу о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения

 

Комментарий к статье 245

 

По результатам рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения арбитражный суд выносит определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения полностью или в части или об отказе в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения полностью или в части (ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 245 АПК РФ). Указанные определения выносятся арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ для принятия решения.

Определение арбитражного суда по делу о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения (ч. 3 ст. 245 АПК РФ).

Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 определения о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, а также об отказе в признании и приведении в исполнение соответствующего решения (ч. 3 ст. 245 АПК РФ) обжалуются в порядке кассационного производства. В таком же порядке обжалуются определения о возвращении заявления и другие определения, которыми завершается производство по названным категориям дел без рассмотрения заявления по существу (определение о прекращении производства по делу, определение об оставлении заявления без рассмотрения).

 

Статья 246. Принудительное исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения

 

Комментарий к статье 246

 

1. В Российской Федерации судебные акты арбитражных судов принудительно исполняются на основании исполнительных листов. Поэтому после вынесения определения о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения тот же арбитражный суд выдает заявителю (взыскателю) исполнительный лист, который подлежит предъявлению к исполнению в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлен трехлетний срок предъявления решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения к принудительному исполнению. Процессуальный срок начинает течь со дня вступления указанного решения в законную силу. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству заявителя (взыскателя) по правилам, предусмотренным гл. 10 АПК РФ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...