Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типы организационных структур управления




В современной теории менеджмента выделяют два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально разных основаниях, и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы из рационального использования, и перспективы дальнейшего развития.

Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур в начале ХХ века разработал немецкий социолог Макс Вебер.

Ключевые положения модели бюрократии:

· четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;

· иерархичность управления, при котором нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

· наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

· дух формальной обезличенности, характерный для выполнения официальными лицами своих обязанностей;

· осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями, а не с субъективными оценками.

Главные понятия бюрократического типа структуры управления – рациональность, ответственность, иерархичность. М.Вебер считал центральным пунктом концепции рациональной бюрократии – исключение смещения «человека» и «должности», т.к. состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода.

Преимущество бюрократического типа структур: данный тип структур обеспечивает слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель.

Недостатки бюрократического типа структур: данная структура не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы; невозможность с помощью структур бюрократического типа управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы.

В отличие от бюрократического типа организационных структур органический тип возник относительно недавно и своим появлением обязан предпринимателям, которым была необходима более высокая степень гибкости и адаптивности к быстроизменяющимся условиям окружающей среды. Организации с органической структурой управления ценят импровизацию выше, чем планирование. Такая структура характеризуется меньшей связанностью правилами и нормами, более высокой гибкостью, использованием в качестве базы групповой организации труда.

Основные черты органической структуры управления:

· решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;

· обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются: доверие, а не власть; убеждение, а не команда; работа на единую цель, а не ради должностной инструкции;

· главные интегрирующие факторы – миссия и стратегия организации;

· творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивидуума и миссией;

· правила работы формулируются в виде принципов, а не установок;

· распределение работы между сотрудниками обуславливается не их должностями, а характером решаемых проблем;

· имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.

В организациях с органическим типом структур отпадает необходимость в функциональном разделении труда, но при этом повышается ответственность каждого работника за общий успех. Органический тип структуры управления находится лишь в начальной стадии своего развития, и в чистом виде его используют пока немногие организации, но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение в компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.

 

Таблица 3

Характеристики и условия эффективного применения бюрократического (механистического) и органического подходов при выборе ОСУ.

 

Механический тип ОСУ

Органический тип ОСУ

Характеристики

 

Жесткая  иерархия

Узкая специализация в работе

Регламентированные обязанности

Высокая степень формализации

Четкие права и ответственность

Ясность в условиях иерархии

Объективная система вознаграждения

Объективные критерии отбора кадров

Формализованные каналы коммуникаций

Централизованное принятие решений

  Сотрудничество Широкая специализация в работе Адаптивные обязанности Низкая степень формализации Амбициозная ответственность Уровни управления размыты Субъективная система вознаграждения Субъективные критерии отбора кадров Неформальная коммуникация Децентрализация принятия решений    
     

 

Продолжение таблицы 3

Условия

Несложное, стабильное окружение Цели и задачи известны Задачи поддаются делению Задачи простые и ясные Работа измеряема Оплата труда мотивирует Признается данная власть Сложное, нестабильное окружение Неопределенность целей и задач Задачи не имеют четких границ Задачи сложные Работу измерить сложно Мотивирование потребностей верхнего уровня Авторитет власти завоевывается

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...