Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типы организационных структур управления
В современной теории менеджмента выделяют два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально разных основаниях, и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы из рационального использования, и перспективы дальнейшего развития. Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур в начале ХХ века разработал немецкий социолог Макс Вебер. Ключевые положения модели бюрократии: · четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов; · иерархичность управления, при котором нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; · наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; · дух формальной обезличенности, характерный для выполнения официальными лицами своих обязанностей; · осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями, а не с субъективными оценками. Главные понятия бюрократического типа структуры управления – рациональность, ответственность, иерархичность. М.Вебер считал центральным пунктом концепции рациональной бюрократии – исключение смещения «человека» и «должности», т.к. состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. Преимущество бюрократического типа структур: данный тип структур обеспечивает слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Недостатки бюрократического типа структур: данная структура не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы; невозможность с помощью структур бюрократического типа управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. В отличие от бюрократического типа организационных структур органический тип возник относительно недавно и своим появлением обязан предпринимателям, которым была необходима более высокая степень гибкости и адаптивности к быстроизменяющимся условиям окружающей среды. Организации с органической структурой управления ценят импровизацию выше, чем планирование. Такая структура характеризуется меньшей связанностью правилами и нормами, более высокой гибкостью, использованием в качестве базы групповой организации труда. Основные черты органической структуры управления: · решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях; · обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются: доверие, а не власть; убеждение, а не команда; работа на единую цель, а не ради должностной инструкции; · главные интегрирующие факторы – миссия и стратегия организации; · творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивидуума и миссией; · правила работы формулируются в виде принципов, а не установок; · распределение работы между сотрудниками обуславливается не их должностями, а характером решаемых проблем; · имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений. В организациях с органическим типом структур отпадает необходимость в функциональном разделении труда, но при этом повышается ответственность каждого работника за общий успех. Органический тип структуры управления находится лишь в начальной стадии своего развития, и в чистом виде его используют пока немногие организации, но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение в компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.
Таблица 3 Характеристики и условия эффективного применения бюрократического (механистического) и органического подходов при выборе ОСУ.
Продолжение таблицы 3
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |