Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфические законы социальных организаций
Специфические законы социальных организаций способствуют установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой частями системы. Закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая структура производства и управления. Закон социальной гармонии: в каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда сотрудников благодаря повышению их эмоционального уровня и активизации трудовой деятельности. Закон социальной загрузки: для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности. Закон эффективного осмысления: эффективное осмысление нового возможного только при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике. Закон эффективного восприятия и запоминания информации: процессы восприятия и запоминания информации реализуются наиболее эффективно, если они приближаются к процессу мышления. Закон установки: любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой он приготовился. Закон устойчивости информации: первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная информация о том же событии. Закон доходчивости информации: доходчивость сообщения выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации
8. Принципы организации А. Принципы приоритета
Принцип приоритета цели: в системе « цель – задача – функции наивысший приоритет имеет цель, затем задача, далее функции. Принцип приоритета функций над структурой при создании новой организации: создание новой организации осуществляется для реализации определенных целей. Для достижения целей формируется набор функций, для которых создается набор структурных единиц (отделов, служб). Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в действующих организациях изменения системы управления должно происходить с минимальными потерями, с максимально возможным сохранением действующей структуры, то есть новые функции должны адаптироваться к действующей структуре. Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения: при создании организации учредители подбирают «под себя» персонал. Принцип приоритета объекта управления над субъектом в действующих организациях: руководители и главные специалисты должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости с коллективом.
Б. Принципы соответствия
Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых, кадровых ресурсов, предназначенных для выполнения поставленных задач. Принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления. Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций.
В. Принципы рационализации Рационализация – это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого и исполнительского труда. Термин рационализация произошел от латинского «ratio» - разум, следовательно, под рационализацией следует понимать разумную организацию труда. Принципы рационализации, сформулированные в начале ХХ века американскими учеными Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, М. Вебером, Г. Фордом и др., основывались на положениях и методах организации производства и управления, обеспечивающих получение максимальной прибыли наряду с совершенствованием техники, технологии и организации производства. Принципы рационализации эффективны только в том случае, если они опираются на законы систем. Основными направлениями рационализации деятельности организационных систем являются: · усовершенствование научной организации труда (создание более благоприятных условий труда, устранение перегрузок и непрерывного перенапряжения, улучшение производственной эстетики и др.); · усовершенствование результатов труда (повышение качества сырья, материалов, расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, упорядочение сбора, обработки и хранения информации и др.); · усовершенствование средств труда (модернизация производства, техническое переоснащение предприятия и др.); · усовершенствование технологических процессов (интенсификация производственных процессов, использование средств автоматизации и новых коммуникационных технологий и др.).
Контрольные вопросы 1. Чем отличаются законы организации от законов для организации? 2. Раскройте содержание законов организации: синергии, развития, самосохранения и др. 3. Что дает руководителю знание законов организации? 4. Дайте характеристику специфических законов социальной организации. 5. Раскройте содержание принципов организации: приоритета, соответствия, рационализации. 6. Как руководствоваться принципами организации в ее практической деятельности? ТЕМА 5. Функциональное coдержание организации 1. Состав функций управления. 2. Характеристики функций управления.
Состав функций управления Управление – это процесс формирования и реализации целенаправленного воздействия на объект (систему), основанный на обратной связи, на информационном обмене между субъектом и объектом управления. По определению А. Файоля «Управлять, значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов». Функция управления — это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частных целей и подчиненных общей цели управления. Функции организации: - производственные; - управление производственными функциями; - управление управленческой деятельностью. К производственным функциям относятся функции основного и вспомогательно-обслуживающего производства товаров и услуг. Эти функции осуществляют рабочие, конструкторы, технологи, секретари, бухгалтера и другие исполнители, которых назовем специалистами. К функциям управления производством относятся функции планирования, прогнозирования, организации, координации, стимулирования и контроля деятельности работников, занятых в основном и вспомогательно-обслуживающих производствах. Эти функции выполняют бригадиры, мастера участков, руководители групп, другие работники, имеющие в своем подчинении специалистов, действия которых они направляют своими решениями, назовем их менеджерами. К функциям управления управленческой деятельностью относятся: стратегическое управление, внешнее представительство и консультационная деятельность. Эти функции выполняют работники, имеющие в своем подчинении менеджеров и направляющие их деятельность в соответствии с целями организации, назовем их руководителями. На практике руководители, менеджеры и специалисты выполняют функции из разных групп (таблица 1). Знак «?» показывает на возможность как наличия, так и отсутствия функций соответствующей группы в деятельности субъекта управления (руководителя и менеджера). В крупных организациях руководители чаще всего выполняют функции только из одной группы, а в малых - из двух и даже трех групп. Производственные функции изучаются в специальных дисциплинах при подготовке соответствующих специалистов (технология производства, бухгалтерский учет, токарное дело и др.). Таблица 1 Распределение функций управления
В системе управления организацией рассматриваются две группы функций: функции управления производством и функции управления управленческой деятельностью, которые назовем функциями управления. Функции управления можно представить в виде следующей иерархии (рис.6): |
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 315. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |