Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфические законы социальных организаций




 

Специфические законы социальных организаций способствуют установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой частями системы.

Закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая структура производства и управления.

Закон социальной гармонии: в каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда сотрудников благодаря повышению их эмоционального уровня и активизации трудовой деятельности.

Закон социальной загрузки: для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности.

Закон эффективного осмысления: эффективное осмысление нового возможного только при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике.

Закон эффективного восприятия и запоминания информации: процессы восприятия и запоминания информации реализуются наиболее эффективно, если они приближаются к процессу мышления.

Закон установки: любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой он приготовился.

Закон устойчивости информации: первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная информация о том же событии.

Закон доходчивости информации: доходчивость сообщения выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации

 

        8. Принципы организации

А. Принципы приоритета

 

Принцип приоритета цели: в системе « цель – задача – функции наивысший приоритет имеет цель, затем задача, далее функции.

Принцип приоритета функций над структурой при создании новой организации: создание новой организации осуществляется для реализации определенных целей. Для достижения целей формируется набор функций, для которых создается набор структурных единиц (отделов, служб).

 Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в действующих организациях изменения системы управления должно происходить с минимальными потерями, с максимально возможным сохранением действующей структуры, то есть новые функции должны адаптироваться к действующей структуре.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения: при создании организации учредители подбирают «под себя» персонал.

Принцип приоритета объекта управления над субъектом в действующих организациях: руководители и главные специалисты должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости с коллективом.

 

Б. Принципы соответствия

 

Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых, кадровых ресурсов, предназначенных для выполнения поставленных задач.

Принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных.

Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления.

Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций.

 

В. Принципы рационализации

Рационализация – это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого и исполнительского труда.

Термин рационализация произошел от латинского «ratio» - разум, следовательно, под рационализацией следует понимать разумную организацию труда.

Принципы рационализации, сформулированные в начале ХХ века американскими учеными Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, М. Вебером, Г. Фордом и др., основывались на положениях и методах организации производства и управления, обеспечивающих получение максимальной прибыли наряду с совершенствованием техники, технологии и организации производства.

Принципы рационализации эффективны только в том случае, если они опираются на законы систем. Основными направлениями рационализации деятельности организационных систем являются:

· усовершенствование научной организации труда (создание более благоприятных условий труда, устранение перегрузок и непрерывного перенапряжения, улучшение производственной эстетики и др.);

· усовершенствование результатов труда (повышение качества сырья, материалов, расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, упорядочение сбора, обработки и хранения информации и др.);

· усовершенствование средств труда (модернизация производства, техническое переоснащение предприятия и др.);

· усовершенствование технологических процессов (интенсификация производственных процессов, использование средств автоматизации и новых коммуникационных технологий и др.).

 

Контрольные вопросы

       1. Чем отличаются законы организации от законов для организации?

       2. Раскройте содержание законов организации: синергии, развития, самосохранения и др.

       3. Что дает руководителю знание законов организации?

       4. Дайте характеристику специфических законов социальной организации.

       5. Раскройте содержание принципов организации: приоритета, соответствия, рационализации.

      6. Как руководствоваться принципами организации в ее практической деятельности?

ТЕМА 5. Функциональное  coдержание  организации

1. Состав функций управления.

2. Характеристики функций управления.

 

Состав функций управления

Управление – это процесс формирования и реализации целенаправленного воздействия на объект (систему), основанный на обратной связи, на информационном обмене между субъектом и объектом управления.

По определению А. Файоля «Управлять, значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов».

Функция управления — это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частных целей и подчиненных общей цели управления.

Функции организации:

- производственные;

- управление производственными функциями;

- управление управленческой деятельностью.

К производственным функциям относятся функции основного и вспомогательно-обслуживающего производства товаров и услуг. Эти функции осуществляют рабочие, конструкторы, технологи, секретари, бухгалтера и другие исполнители, которых назовем специалистами.

    К функциям управления производством относятся функции планирования, прогнозирования, организации, координации, стимулирования и контроля деятельности работников, занятых в основном и вспомогательно-обслуживающих производствах. Эти функции выполняют бригадиры, мастера участков, руководители групп, другие работники, имеющие в своем подчинении специалистов, действия которых они направляют своими решениями, назовем их менеджерами.

К функциям управления управленческой деятельностью относятся: стратегическое управление, внешнее представительство и консультационная деятельность. Эти функции выполняют работники, имеющие в своем подчинении менеджеров и направляющие их деятельность в соответствии с целями организации, назовем их руководителями.

На практике руководители, менеджеры и специалисты выполняют функции из разных групп (таблица 1). Знак «?» показывает на возможность как наличия, так и отсутствия функций соответствующей группы в деятельности субъекта управления (руководителя и менеджера). В крупных организациях руководители чаще всего выполняют функции только из одной группы, а в малых - из двух и даже трех групп.

Производственные функции изучаются в специальных дисциплинах при подготовке соответствующих специалистов (технология производства, бухгалтерский учет, токарное дело и др.).

Таблица 1

Распределение функций управления

 

 

Категории

работников

                        Функции организации

управление управленческой деятельностью управление производственными функциями производственные функции
руководители + +? -?
менеджеры - + +?
специалисты - - +

 

В системе управления организацией рассматриваются две группы функций: функции управления производством и функции управления управленческой деятельностью, которые назовем функциями управления.

Функции управления можно представить в виде следующей иерархии (рис.6):










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...