Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ РЕГИОНА
Проблема эффективности финансов региона стоит тем острее, чем больше число регионов в государстве и чем заметнее разница между экономическим состоянием этих регионов. Финансы региона могут использоваться: 1) внутри данного региона с целью формирования (улучшения) экономической и социальной ситуации в регионе; 2) в других регионах в результате государственного перераспределения финансовых потоков. В обоих случаях можно говорить о ситуациях, когда предоставленные финансовые средства используются недостаточно эффективно. В регионе финансовые ресурсы часто могут направляться не на те задачи и проекты, которые являются особенно важными или значимыми для общества и экономического развития региона. Большое значение здесь приобретают компетентность органов власти и общий уровень развития региона. Проблема эффективности использования финансов региона на государственном уровне связана с практикой перераспределения средств между регионами. Суть данной проблемы состоит в нежелании так называемых регионов-доноров предоставлять финансовые ресурсы для развития других регионов. Естественное желание регионов использовать заработанные средства на собственное развитие не соотносится с государственной необходимостью помощи регионам, которые в силу природных или иных особенностей не имеют возможности самостоятельно изыскивать средства на свое развитие. В настоящее время под воздействием более сильных в финансовом плане регионов-доноров государство приняло решение о соответствии средств, направляемых из бюджета в регионы, объему финансовых ресурсов, предоставляемых каждым регионом в бюджет. Таким образом, те регионы, которые предоставляют в бюджет большее количество финансовых ресурсов, могут рассчитывать на более высокие перечисления из государственного бюджета. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ РЕГИОНА Финансы любого региона призваны обеспечивать финансирование социально-экономической политики в данном регионе. Исходя из этого выделяются основные функции региональных финансов: экономические и социальные. К экономическим функциям региональных финансовможно отнести: финансирование определенных программ по развитию производства в регионе, созданию дополнительных рабочих мест, привлечению инвестиций, развитию приоритетных отраслей экономики. К социальным функциям региональных финансовотносится необходимость финансирования программ по обеспечению приемлемого уровня жизни населения данного региона, в том числе и той его части, которая не имеет возможности участвовать в производственном процессе. Обе группы функций должны выполняться региональными финансами в полном объеме. В противном случае финансовые потоки могут быть израсходованы без должного эффекта. ОСОБЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ Сложность в управлении финансовыми потоками на региональном уровне заключена в многообразии субъектов, взаимодей5-ствующих на данном уровне финансовых взаимоотношений. Речь идет о том, что на региональном уровне сталкиваются интересы различных групп. Здесь представлены как государственные (федеральные и региональные) финансовые подсистемы, так и финансы муниципалитетов, юридических и физических лиц. Можно сказать, что встречаются интересы и пересекаются каналы централизованныхи децентрализованныхфинансовых систем. Традиционно к централизованным финансовым потокам относят потоки средств, управляемых государственными структурами или региональными органами власти. Децентрализованные потоки средств не находятся в прямом подчинении государства, и на них можно оказывать только косвенное влияние. В свою очередь, децентрализованные потоки финансовых ресурсов оказывают большое влияние на развитие и формирование той социально-экономической среды, которая присутствует в том или ином регионе. Вне зависимости от мотивов и стремлений всех участников процесса формирования экономической среды финансы региона должны приводить возникающие финансовые потоки в соответствие с требованиями общества и ставить на службу экономики в целом. 46. ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ Основная проблема финансирования регионов заключается в постоянном дефиците финансовых ресурсов относительно тех затрат, которые необходимо производить на региональном уровне. Государственная система распределения финансовых ресурсов построена по методу учета требований федерального бюджета. Суть состоит в оценке возможности финансирования государственных расходов федеральным бюджетом. При этом совершено не учитываются возможности регионального бюджета по финансированию возрастающих расходов. Основная проблема состоит в том, что федеральные власти передают часть своих полномочий и не считают обязательным подкреплять данные полномочия источниками доходов. В результате складывается ситуация, когда региональные власти имеют очень много обязанностей и не имеют достаточных средств для финансирования полноценного выполнения возложенных на них обязанностей. Естественно, это приводит к фактическому неисполнению многих функций, которые номинально числятся выполненными. Данная ситуация не может считаться приемлемой. Государственным структурам необходимо позаботиться о приведении в полное соответствие тех требований и тех источников доходов, которые имеются у субъектов финансовых отношений. 47. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ Региональные бюджеты представляют собой бюджеты, формируемые субъектами РФ (область, край, республика и т.д.). Особенность данных бюджетов заключается в их двойственном положении. С одной стороны, они - часть бюджетной системы всего государства и подчиняются федеральному бюджету. С другой стороны, они являются весомой силой относительно местных уровней или так называемых бюджетов муниципалитетов. Именно из региональных бюджетов осуществляется поддержка многих программ, финансируемых местными муниципалитетами. Это способствует созданию благоприятной социально-экономической среды как на местах, так и в регионе. 48. ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Доходы региональных бюджетовформируются за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. К собственным налоговым поступлениям относят налоги на имущество организаций, на недвижимость, дорожный, транспортный, с продаж, на игорный бизнес и региональные лицензионные сборы. К регулирующим налоговым поступлениям относят часть налоговых средств, перераспределяемых из центра. К таким налогам относятся: налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, НДС (налог на добавленную стоимость), налог за пользование недрами, лесными фондами и доходы от некоторых видов лицензионных сборов. Кроме того, в доходную статью регионального бюджета включают доходы, полученные при использовании региональной соб- ственности, как самим регионом, так и другими субъектами (доходы региона от имущества, проданного или сданного в аренду). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 532. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |