Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ РЕГИОНА




Проблема эффективности финансов региона стоит тем острее, чем больше число регионов в государстве и чем заметнее разни­ца между экономическим состоянием этих регионов. Финансы региона могут использоваться:

1) внутри данного региона с целью формирования (улучшения) экономической и социальной ситуации в регионе;

2) в других регионах в результате государственного перерас­пределения финансовых потоков.

В обоих случаях можно говорить о ситуациях, когда предостав­ленные финансовые средства используются недостаточно эффек­тивно. В регионе финансовые ресурсы часто могут направляться не на те задачи и проекты, которые являются особенно важными или значимыми для общества и экономического развития регио­на. Большое значение здесь приобретают компетентность органов власти и общий уровень развития региона. Проблема эффектив­ности использования финансов региона на государственном уров­не связана с практикой перераспределения средств между реги­онами. Суть данной проблемы состоит в нежелании так называе­мых регионов-доноров предоставлять финансовые ресурсы для развития других регионов. Естественное желание регионов ис­пользовать заработанные средства на собственное развитие не соотносится с государственной необходимостью помощи регио­нам, которые в силу природных или иных особенностей не имеют возможности самостоятельно изыскивать средства на свое разви­тие. В настоящее время под воздействием более сильных в фи­нансовом плане регионов-доноров государство приняло решение о соответствии средств, направляемых из бюджета в регионы, объему финансовых ресурсов, предоставляемых каждым регио­ном в бюджет. Таким образом, те регионы, которые предоставля­ют в бюджет большее количество финансовых ресурсов, могут рассчитывать на более высокие перечисления из государственно­го бюджета.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ РЕГИОНА

Финансы любого региона призваны обеспечивать финанси­рование социально-экономической политики в данном регионе. Исходя из этого выделяются основные функции региональных финансов: экономические и социальные.

К экономическим функциям региональных финансовмож­но отнести: финансирование определенных программ по развитию производства в регионе, созданию дополнительных рабочих мест,

привлечению инвестиций, развитию приоритетных отраслей эко­номики.

К социальным функциям региональных финансовотносит­ся необходимость финансирования программ по обеспечению приемлемого уровня жизни населения данного региона, в том чис­ле и той его части, которая не имеет возможности участвовать в производственном процессе.

Обе группы функций должны выполняться региональными финансами в полном объеме. В противном случае финансовые потоки могут быть израсходованы без должного эффекта.

ОСОБЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Сложность в управлении финансовыми потоками на регио­нальном уровне заключена в многообразии субъектов, взаимодей5-ствующих на данном уровне финансовых взаимоотношений. Речь идет о том, что на региональном уровне сталкиваются интересы различных групп. Здесь представлены как государственные (фе­деральные и региональные) финансовые подсистемы, так и фи­нансы муниципалитетов, юридических и физических лиц. Можно сказать, что встречаются интересы и пересекаются каналы цент­рализованныхи децентрализованныхфинансовых систем. Тра­диционно к централизованным финансовым потокам относят по­токи средств, управляемых государственными структурами или региональными органами власти. Децентрализованные потоки средств не находятся в прямом подчинении государства, и на них можно оказывать только косвенное влияние. В свою очередь, де­централизованные потоки финансовых ресурсов оказывают боль­шое влияние на развитие и формирование той социально-эконо­мической среды, которая присутствует в том или ином регионе. Вне зависимости от мотивов и стремлений всех участников про­цесса формирования экономической среды финансы региона должны приводить возникающие финансовые потоки в соответ­ствие с требованиями общества и ставить на службу экономики в целом.

46.     ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО

ФИНАНСИРОВАНИЯ

Основная проблема финансирования регионов заключается в постоянном дефиците финансовых ресурсов относительно тех затрат, которые необходимо производить на региональном уровне. Государственная система распределения финансовых ресурсов по­строена по методу учета требований федерального бюджета. Суть состоит в оценке возможности финансирования государственных

расходов федеральным бюджетом. При этом совершено не учи­тываются возможности регионального бюджета по финансирова­нию возрастающих расходов. Основная проблема состоит в том, что федеральные власти передают часть своих полномочий и не считают обязательным подкреплять данные полномочия источни­ками доходов. В результате складывается ситуация, когда регио­нальные власти имеют очень много обязанностей и не имеют до­статочных средств для финансирования полноценного выполнения возложенных на них обязанностей. Естественно, это приводит к фактическому неисполнению многих функций, которые номиналь­но числятся выполненными. Данная ситуация не может считаться приемлемой. Государственным структурам необходимо позабо­титься о приведении в полное соответствие тех требований и тех источников доходов, которые имеются у субъектов финансовых отношений.

47.    СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

Региональные бюджеты представляют собой бюджеты, форми­руемые субъектами РФ (область, край, республика и т.д.). Особен­ность данных бюджетов заключается в их двойственном положении. С одной стороны, они - часть бюджетной системы всего государ­ства и подчиняются федеральному бюджету. С другой стороны, они являются весомой силой относительно местных уровней или так называемых бюджетов муниципалитетов. Именно из регио­нальных бюджетов осуществляется поддержка многих программ, финансируемых местными муниципалитетами. Это способствует созданию благоприятной социально-экономической среды как на местах, так и в регионе.

48.    ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Доходы региональных бюджетовформируются за счет соб­ственных и регулирующих налоговых поступлений. К собствен­ным налоговым поступлениям относят налоги на имущество организаций, на недвижимость, дорожный, транспортный, с про­даж, на игорный бизнес и региональные лицензионные сборы.

К регулирующим налоговым поступлениям относят часть налоговых средств, перераспределяемых из центра. К таким на­логам относятся: налог на прибыль предприятий, подоходный на­лог с физических лиц, НДС (налог на добавленную стоимость), налог за пользование недрами, лесными фондами и доходы от не­которых видов лицензионных сборов.

Кроме того, в доходную статью регионального бюджета вклю­чают доходы, полученные при использовании региональной соб-

ственности, как самим регионом, так и другими субъектами (до­ходы региона от имущества, проданного или сданного в аренду).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 532.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...