Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Процесс принятия государственного бюджета является одновременно и этапом бюджетного процесса в целом, и сложной системой действий различных структур, направленных на достижение скоординированного бюджетного процесса. В данном процессе можно выделить: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение представленного плана бюджета Правительством и внесение соответствующих корректировок; 3) рассмотрение нижней палатой Федерального Собрания РФ представленного Правительством проекта бюджета; 4) рассмотрение верхней палатой Федерального Собрания проекта бюджета, утвержденного нижней палатой; 5) предложение утвержденного Федеральным Собранием проекта бюджета на подпись Президенту РФ; 6) опубликование утвержденного бюджета в средствах массовой информации. Множественность субъектов, участвующих в этом процессе, существует для того, чтобы бюджет приобретал формы, действи- тельно необходимые для общества, поскольку в данном процессе участвуют представители всех групп общества. Тем не менее стоит заметить, что столь частый пересмотр бюджета субъектами с весьма различными интересами приводит к затруднению бюджетного процесса и замедляет процесс его рассмотрения. ТЕМА 4. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ Структура бюджетной системы предполагает наличие в государстве бюджетов различных уровней. Процесс взаимоотношений, возникающих между бюджетами различных уровней как финансовыми структурами, можно назвать бюджетным федерализмом. Другими словами, бюджетный федерализм - форма финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных ресурсов. Основные вопросы в межбюджетных отношениях возникают в связи с распределением денежных средств, поскольку от вышестоящего бюджета во многом зависит, на какую сумму денежных средств могут рассчитывать нижестоящие бюджеты. Кроме того, проблемы межбюджетных отношений осложнены вопросами государственного перераспределения финансовых ресурсов, поскольку регионы часто бывают недовольны существующей системой перераспределения средств, осуществляемой государственным бюджетом. БЮДЖЕТНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА Бюджетный федерализм - это определенная система взаимоотношений центра и регионов. Другими словами, именно бюджетный федерализм является фактором, определяющим систему межбюджетных отношений. Понятие сбалансированности предполагает равную степень обеспеченности регионов финансовыми ресурсами. Изначально все регионы поставлены в различные условия. Это связано как с наличием определенных природных ресурсов, так и с тем потенциалом, который был накоплен в регионе в прошлом. Соответственно, все регионы имеют разную величину доходов и расходов. Тем не менее следует учитывать, что определенные обязательства должны выполняться во всех регионах вне зависимости от степени их доходности. Глав- ным образом имеются в виду обязательства государства по обеспечению обороноспособности страны и приемлемого уровня жизни населения. Финансирование данных программ и происходит зачастую за счет средств, полученных путем перераспределения финансовых ресурсов, осуществляемого государством посредством механизма бюджетной сбалансированности. Сбалансированность бюджетов может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Вертикальным выравниванием признается процесс достижения сбалансированности объемов обязательств каждого уровня власти по расходам и потенциала его доходных ресурсов. Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЮДЖЕТОВ Бюджеты постоянно взаимодействуют между собой. Это взаимодействие связано с перечислением денежных ресурсов от одного бюджета к другому. Чаще всего имеет место перемещение финансовых ресурсов от вышестоящего бюджета к нижестоящему. Такое перемещение средств должно проходить по определенным принципам. В противном случае подвергаются серьезному ущемлению права местных бюджетов, соответственно нарушаются сами правила существования системы бюджетного федерализма. Самостоятельность и обособленность бюджетов гарантируются соблюдением данных принципов взаимодействия бюджетов и означают выполнение следующих требований: 1) право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс на соответствующих уровнях бюджетной системы; ' 2) наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня необходимо для создания определенной финансовой независимости бюджетов друг от друга; 3) возможность самостоятельного определения направления расходования средств бюджета как необходимый элемент полноценного процесса взаимодействия бюджетов различных уровней. Важным моментом является недопустимость компенсации расходов бюджета одного уровня с помощью изъятия средств из бюджета другого уровня. Здесь имеются в виду средства, которые вышестоящие государственные органы в силу определенных полномочий могли бы изымать из бюджетов нижестоящих уровней, что недопустимо. МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА Механизм бюджетного федерализма предполагает тесное взаимодействие нескольких систем, цель которых - создание условий сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы. К данным системам относятся три финансовых механизма: 1) механизм распределения расходных полномочий; 2) механизм распределения налоговых полномочий и налоговой базы; 3) механизм бюджетных трансфертов. Сущность действия механизма налоговых полномочий сводится краспределению собираемых налогов между бюджетами различных уровней. От того, какие именно налоги будут закреплены . за тем или иным бюджетом, во многом зависят его общее финансовое состояние и его реальная независимость от других бюджетов. Особенно остро стоит вопрос реальности или собираемости налогов, закрепленных за местными бюджетами. Бюджетные трансферты определяют социально-экономическую ситуацию в регионе или стране и во многом влияют на последующее финансовое состояние других бюджетов (например, трансферты, представляемые федеральным бюджетом, могут влиять на уровень доходности местных бюджетов). ТЕМА 5. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ РЕГИОНА Финансы региона являются неотъемлемой и важной частью финансовой системы страны. Регион- это субъект не только финансовой, но и политической жизни страны. Финансовые потоки, формируемые на региональном уровне, во многом определяют общее направление развития всего государства. Именно развитость регионов является признаком достаточного уровня развития всего государства. Под регионом чаще всего понимается определенный субъект федерации. Субъектом Российской Федерации может быть область, край, республика, автономная область или округ. Финансы региона- это денежные ресурсы и потоки в наличной илибезналичной формах, призванные обеспечить нормальный с точки зрения потребностей хозяйства данной территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен исоциально приемлемый уровень жизни населения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 394. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |