Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА




Процесс принятия государственного бюджета является одно­временно и этапом бюджетного процесса в целом, и сложной си­стемой действий различных структур, направленных на достиже­ние скоординированного бюджетного процесса. В данном процес­се можно выделить:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение представленного плана бюджета Правитель­ством и внесение соответствующих корректировок;

3) рассмотрение нижней палатой Федерального Собрания РФ представленного Правительством проекта бюджета;

4) рассмотрение верхней палатой Федерального Собрания проекта бюджета, утвержденного нижней палатой;

5) предложение утвержденного Федеральным Собранием про­екта бюджета на подпись Президенту РФ;

6) опубликование утвержденного бюджета в средствах массо­вой информации.

Множественность субъектов, участвующих в этом процессе, существует для того, чтобы бюджет приобретал формы, действи-

тельно необходимые для общества, поскольку в данном процес­се участвуют представители всех групп общества. Тем не менее стоит заметить, что столь частый пересмотр бюджета субъектами с весьма различными интересами приводит к затруднению бюд­жетного процесса и замедляет процесс его рассмотрения.

ТЕМА 4. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Структура бюджетной системы предполагает наличие в госу­дарстве бюджетов различных уровней. Процесс взаимоотноше­ний, возникающих между бюджетами различных уровней как фи­нансовыми структурами, можно назвать бюджетным федерализ­мом. Другими словами, бюджетный федерализм - форма финансовых отношений, которые возникают в процессе форми­рования, распределения и использования денежных ресурсов. Основные вопросы в межбюджетных отношениях возникают в связи с распределением денежных средств, поскольку от выше­стоящего бюджета во многом зависит, на какую сумму денежных средств могут рассчитывать нижестоящие бюджеты. Кроме того, проблемы межбюджетных отношений осложнены вопросами го­сударственного перераспределения финансовых ресурсов, по­скольку регионы часто бывают недовольны существующей сис­темой перераспределения средств, осуществляемой государ­ственным бюджетом.

БЮДЖЕТНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ

В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Бюджетный федерализм - это определенная система взаи­моотношений центра и регионов. Другими словами, именно бюд­жетный федерализм является фактором, определяющим систе­му межбюджетных отношений. Понятие сбалансированности предполагает равную степень обеспеченности регионов финан­совыми ресурсами. Изначально все регионы поставлены в раз­личные условия. Это связано как с наличием определенных при­родных ресурсов, так и с тем потенциалом, который был накоп­лен в регионе в прошлом. Соответственно, все регионы имеют разную величину доходов и расходов. Тем не менее следует учи­тывать, что определенные обязательства должны выполняться во всех регионах вне зависимости от степени их доходности. Глав-

ным образом имеются в виду обязательства государства по обес­печению обороноспособности страны и приемлемого уровня жиз­ни населения. Финансирование данных программ и происходит зачастую за счет средств, полученных путем перераспределения финансовых ресурсов, осуществляемого государством посред­ством механизма бюджетной сбалансированности.

Сбалансированность бюджетов может быть как вертикаль­ной, так и горизонтальной. Вертикальным выравниванием при­знается процесс достижения сбалансированности объемов обязательств каждого уровня власти по расходам и потенциа­ла его доходных ресурсов. Горизонтальное выравнивание оз­начает пропорциональное распределение налогов между субъектами.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЮДЖЕТОВ

Бюджеты постоянно взаимодействуют между собой. Это вза­имодействие связано с перечислением денежных ресурсов от одного бюджета к другому. Чаще всего имеет место перемещение финансовых ресурсов от вышестоящего бюджета к нижестояще­му. Такое перемещение средств должно проходить по определен­ным принципам. В противном случае подвергаются серьезному ущемлению права местных бюджетов, соответственно нарушают­ся сами правила существования системы бюджетного федера­лизма.

Самостоятельность и обособленность бюджетов гарантируют­ся соблюдением данных принципов взаимодействия бюджетов и означают выполнение следующих требований:

1) право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс на соответствующих уровнях бюджетной си­стемы;

' 2) наличие собственных источников доходов у бюджетов каж­дого уровня необходимо для создания определенной финансовой независимости бюджетов друг от друга;

3) возможность самостоятельного определения направления расходования средств бюджета как необходимый элемент полно­ценного процесса взаимодействия бюджетов различных уровней.

Важным моментом является недопустимость компенсации расходов бюджета одного уровня с помощью изъятия средств из бюджета другого уровня. Здесь имеются в виду средства, которые вышестоящие государственные органы в силу определенных пол­номочий могли бы изымать из бюджетов нижестоящих уровней, что недопустимо.

МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Механизм бюджетного федерализма предполагает тесное вза­имодействие нескольких систем, цель которых - создание условий сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы. К данным системам относятся три финансовых механизма:

1) механизм распределения расходных полномочий;

2) механизм распределения налоговых полномочий и налого­вой базы;

3) механизм бюджетных трансфертов.

Сущность действия механизма налоговых полномочий сводит­ся краспределению собираемых налогов между бюджетами раз­личных уровней. От того, какие именно налоги будут закреплены . за тем или иным бюджетом, во многом зависят его общее финан­совое состояние и его реальная независимость от других бюдже­тов. Особенно остро стоит вопрос реальности или собираемости налогов, закрепленных за местными бюджетами.

Бюджетные трансферты определяют социально-экономичес­кую ситуацию в регионе или стране и во многом влияют на после­дующее финансовое состояние других бюджетов (например, трансферты, представляемые федеральным бюджетом, могут вли­ять на уровень доходности местных бюджетов).

ТЕМА 5. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ РЕГИОНА

Финансы региона являются неотъемлемой и важной частью финансовой системы страны. Регион- это субъект не только фи­нансовой, но и политической жизни страны. Финансовые потоки, формируемые на региональном уровне, во многом определяют общее направление развития всего государства. Именно разви­тость регионов является признаком достаточного уровня развития всего государства. Под регионом чаще всего понимается опреде­ленный субъект федерации. Субъектом Российской Федерации может быть область, край, республика, автономная область или округ.

Финансы региона- это денежные ресурсы и потоки в налич­ной илибезналичной формах, призванные обеспечить нормаль­ный с точки зрения потребностей хозяйства данной территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен исоциально приемлемый уровень жизни населения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 394.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...