Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА НА ЭКОНОМИКУ




Бюджетный дефицит оказывает в общем весьма негативное влияние на экономические прессы, протекающие внутри данного государства. Кроме того, достаточно неприятными последствия­ми для экономики оборачивается и процесс покрытия бюджетно­го дефицита (или его финансирования).

Эффективное управление бюджетным дефицитом подразуме­вает использование вновь привлеченных ресурсов на благо эко­номики в целом. Другими словами, предполагается,^то средства будут направлены на расширение производства и осуществление различных программ занятости населения. Исходя из этого необ­ходимо четко понимать степень влияния на экономику тех или иных процессов, происходящих в ра'мках ликвидации бюджетно­го дефицита.

Одним из основных методов финансирования бюджетного дефицита является практика государственного заимствования.Следует также иметь в виду причину дефицита бюджета, поскольку может сложиться ситуация, при которой средства необходимы для того, чтобы покрыть ранее сделанный заем. В данном случае го­сударство, по сути, не решает проблемы, а лишь откладывает вопрос. Следует также учитывать, какой заем был использован для покрытия бюджетного дефицита. Этот фактор оказывает суще­ственное влияние на экономику. В случае привлечения средств населения страны происходит сокращение спроса, поскольку де­нежные средства населения были значительно сокращены внут­ренним займом. Происходит это оттого, что внутренний заем со-

кращает свободные капиталы в стране, которые могли быть вов­лечены в производство. Таким образом, производя внешний заем, государство фактически откладывает решение проблемы бюджет­ного дефицита до лучших времен, а производя внутренний заем, оно еще и затормаживает темпы развития экономики внутри го­сударства. Другими словами, государственный заем приводит к снижению инвестиционной активности.

Денежная эмиссиякак средство финансирования бюджетно­го дефицита позволяет избежать сокращения инвестиционных ресурсов, но приводит к другим не менее печальным для эконо­мики государства последствиям. С одной стороны, эмиссия де­нежных средств позволяет увеличить государственные расходы и тем самым приводит к возрастанию совокупного спроса в эконо­мике. С другой стороны, эмиссия часто приводит к развитию ин­фляционных процессов, что не может считаться благом и порож­дает дополнительные трудности.

Следует обратить внимание на такой способ финансирования бюджетного дефицита, как использование чистого экспорта.Обычно этот метод используется для погашения государственно­го долга. Следует учитывать, что в данном случае расходы госу­дарственного бюджета сокращаются, поскольку более нет нужды тратиться на обеспечение государственного долга. Но такая прак­тика имеет и негативные последствия, поскольку использование чистого экспорта в целях покрытия государственного долга при­водит к сокращению ресурсов, которые государство может ис­пользовать для собственного развития. В результате государство может сильно отстать по уровню развития от других стран и поте­рять больше, чем в случае финансирования бюджетного дефици­та другими способами.

Таким образом, бюджетный дефицит - серьезная проблема для государства, поскольку ни один из методов его финансирова­ния не обеспечивает государству выигрышного положения, что чревато определенным риском.

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОФИЦИТА

Профицит бюджетаможно характеризовать как ситуацию, когда доходы превышают расходы и у хозяйствующего субъекта наблюдается некоторый остаток денежных средств даже после произведения всех запланированных трат.

Следует отметить, что профицит бюджета, несмотря на благо­стное восприятие данного явления некоторыми субъектами хозяй­ственной деятельности, также не является положительным эле­ментом хозяйственной деятельности. По сути профицит- это упущенная выгода в будущем, потому что он представляет собой

потерю потенциальных инвестиций в экономику страны. Профицит -это мертвые инвестиции, которые не работают на экономику стра­ны и, следовательно, не приносят дохода. Эйфорию по поводу возникшего в последние годы профицита средств государствен­ного бюджета можно объяснить только долговременной борьбой с бюджетным дефицитом, которая вдруг обернулась столь долго­жданной победой. Бюджетный профицит является следствием не­продуманной финансовой политики государства, что уменьшает объем реальных вложений в экономику и приводит к упущенной выгоде.

31.    ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОФИЦИТА

Обычно проблеме бюджетного профицита уделяется недоста­точно большое внимание. Это происходит по двум причинам. Пер­вой и основной проблемой последних лет бюджета нашего госу­дарства являлся как раз дефицит бюджетных средств. Именно с дефицитом бюджета боролось правительство, и именно он актив­но обсуждался в экономической литературе. В результате этого проблема бюджетного профицита отошла на второй план и эко­номисты не уделяли вопросу бюджетного профицита достаточно­го внимания. Вторая причина недостаточного внимания к вопро­сам бюджетного профицита - отсутствие осознания сущности данной проблемной ситуации. Это связано с тем, что многие субъекты хозяйственных взаимоотношений не считают бюджет­ный профицит отрицательным явлением. Многие считают, что остаток денег - не проблема, а, напротив, - благо, поскольку позволяет приобрести дополнительное количество благ и услуг. Тем не менее профицит нельзя признать положительным момен­том, поскольку он является следствием непродуманной полити­ки или других негативных причин. Например, профицит бюдже­та может сформировываться в результате недофинансирования социальных статей бюджета, что нельзя признать положительным моментом состояния бюджета.

32.    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОФИЦИТА

Государство использует профицит для создания финансового резерва. Резерв создается на случай непредвиденных расходов, которые могут возникнуть, или на покрытие заранее известных расходов. Если точно известно, что в ближайшее время государ­ство вынуждено будет понести большие расходы, то государство при наличии профицита бюджета склонно формировать резерв, который пойдет на финансирование данных выплат, уменьшая тем самым нагрузку на бюджет будущих лет.

Формирование резервных фондов позволяет финансировать непредвиденные расходы государства, возникающие вследствие каких-либо происшествий. Эти происшествия могут быть как тех­ногенного, так и природного происхождения: различные природ­ные катастрофы, резкие изменения природных условий, всевоз­можные аварии на промышленных предприятиях и др. Кроме того, профицит может снижать нагрузку на бюджет, связанную с выпла­той государственного долга. И хотя профицит представляет собой упущенные инвестиции, он намного выгоднее бюджетного дефи­цита и является более желательным состоянием бюджета.

ТЕМА 3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

33.     ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Бюджетная система государства- часть системы государ­ственных финансов, представляющая собой совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны.

Бюджетное устройство государствапредставляет по сути бюджетную систему и классификацию бюджетов. Бюджетная си­стема государства зависит от его политического устройства и эко­номических взаимосвязей между политическими субъектами. Так, если государство представляет собой федерацию, то в состав бюджетной системы будут входить бюджеты государства, регио­нов и муниципалитетов. В государствах с унитарной системой уп­равления существуют только государственный и муниципальный уровень управления, и, соответственно, только из двух уровней состоит бюджетная система.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Федерации и бюджета территориаль­ных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Внебюджетные фонды имеют большое значение для обеспе­чения населения необходимыми благами и услугами социальной сферы и поддержания необходимого минимального уровня жизни населения. Внебюджетные фонды формируются для финансирова­ния расходов на социальные нужды населения. Необходимость формирования отдельных фондов и их выделения из бюджета го­сударства связана с практикой сокращения наименее защищен­ных статей бюджета в ситуации нехватки доходов государства на все запланированные расходы. Наиболее незащищенными всегда

являлись те статьи бюджетов, которые предполагали финансиро­вание социальных программ. Неисполнение данных программ мог­ло привести к слишком весомым последствиям в обществе, а из­лишнее социальное напряжение затрудняло осуществление многих экономических решений. Таким образом, возникала необходимость формирования определенных фондов, денежные средства в кото­рых не были взаимосвязаны непосредственно с бюджетом и пре­доставляли реальную возможность финансирования социальных программ. Такими фондами стали социальные внебюджетные фон­ды, формируемые за счет прямых перечислений денежных средств в данные фонды и используемые для финансирования социальных программ и выполнения социальных обязательств государства.

34.     ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ

Существует несколько принципов построения бюджетной си­стемы.

1. Принцип единства бюджетной системы. Предполагает об­щее правовое поле, единую систему документации и единый по­рядок ведения бухгалтерского учета для всех бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов. Предполагает наличие четкого закрепления определенных видов доходов и рас­ходов за бюджетами соответствующих уровней.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает четкое раз­граничение и независимость (как административную, так и финан­совую) нижестоящих бюджетов от вышестоящих.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов и внебюд­жетных фондов предполагает, что абсолютно все доходы бюдже­та, как и все осуществляемые из данного бюджета расходы, будут отражены в соответствующих статьях бюджета.

5. Принцип сбалансированности бюджета предполагает соот­ветствие объемов доходов бюджета с расходами, осуществляемы­ми данным бюджетом.

6. Принцип эффективности и экономности гласит о важности создания таких условий и выполнения таких программ, при кото­рых наилучший результат будет достигаться ценой минимально возможных затрат.

7. Принцип общего покрытия расходов. Основан на необходи­мости покрытия всех расходов, производимых из бюджета, общей суммой доходов данного бюджета.

8. Принцип гласности означает необходимость обеспечения свободного доступа к информации о структуре бюджета, его до­ходных и расходных статьях всем субъектам экономики. Выполне­ние данного принципа достигается публикацией бюджетов в сред­ствах массовой информации.

9. Принцип достоверности бюджета предполагает возмож­ность точного прогноза социально-экономического развития рас­четов доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Предполагает использование средств бюдже­та исключительно на те цели, которые были запланированы в бюд­жете.

Следует учитывать, что только полноценное выполнение дан­ных принципов обеспечивает нормальную работу всей бюджетной системы страны. В то же время нельзя не упомянуть о том, что некоторые принципы либо вовсе не выполняются, либо выполня­ют частично. Такая ситуация приводит к трудностям в попытках до­стичь сбалансированности бюджета и создает ситуацию некото­рого недоверия к власти и бюджету как таковому.

35.     БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Под бюджетным планированием понимается составление бюджета на очередной финансовый год, а также составление пер­спективного финансового плана. С помощью бюджетного плани­рования определяются основные параметры будущего бюджета, структура его доходов и расходов, объемы средств, которые, ве­роятно, будут получены, и количество ресурсов, которые необхо­димо потратить для достижения поставленных перед государ­ством целей.

В целях повышения эффективности процесса планирования будущего бюджета необходимо не только учитывать направление развития всего государства, но и принимать в расчет реальную ситуацию как внутри государства, так и на международной поли­тической арене, ситуацию в мировой экономике, культуре и науке. Учет всех данных параметров необхрдим, поскольку любая из вы­шеперечисленных сфер может не только значительно повлиять на методы достижения государственных целей, но и изменить сами цели. Таким образом, планирование бюджета не только является важным финансово-экономическим и политическим процессом, но и предоставляет поле деятельности для науки, которая имеет больше возможности проанализировать столь разносторонние факторы и принять оптимальное решение по данному вопросу.

Перспективный финансовый план формируется раз в три года и призван спрогнозировать дальнейшее развитие финансовой и экономической ситуации в целом в стране.

ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Бюджетный процесс подразумевает соблюдение строгих пра­вил его принятия и исполнения. Он является достаточно сложным как в теории, так и на практике. Опыт показал, что используемый

метод принятия бюджета слишком длительный и предполагает постоянное изменение бюджета, которое не всегда приводит к лучшему.

Бюджетный процесс можно представить как переход от одно­го субъекта, занимающегося бюджетом, к другому, которому пред­стоит переработать предложенную версию бюджета и сделать его по возможности максимально адекватным сложившейся ситуации в государстве и мире.

Этапы бюджетного процесса:

1) составление проекта бюджета;                 .

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета.

В общей сложности весь бюджетный процесс длится два с половиной года. Только полноценное исполнение всех этапов бюд­жетного процесса приводит к исполнению государством своих функций. В условиях, когда какой-либо этап бюджетного процес­са не выполняется или выполняется в недостаточной степени, со­здается ситуация номинального исполнения государственных фун­кций. Другими словами, заявленные перед обществом програм­мы не могут финансироваться в полной мере. Естественно, это приводит к недоверию государству и повышению социальной на­пряженности в обществе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 874.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...