Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ




Рассматривая расходы бюджета с экономической точки зре­ния, получают перекрестную классификацию статей расходов. Другими словами, одна и та же сумма может быть рассмотрена дважды: первый раз как направляющаяся по определенной статье функционального назначения, а второй - как принадлежащая к определенной группе классификации по экономическому назна­чению. Если рассматривать расходы, отраженные в бюджете с точки зрения их экономического назначения, то все расходы мо­гут быть сформированы в следующие группы:

1) общие расходы и чистое кредитование;

2) общие расходы;

3) текущие расходы;

4) расходы на товары и услуги;

5) выплата процентов;

6) субсидии и другие текущие трансфертные платежи;

7) капитальные расходы;

8) чистое кредитование.

В такой структуре более объемные статьи включают в себя более мелкие направления расходования бюджетных средств.

Например, общие расходы и чистое кредитование являются наи­более полным отражением расходов бюджета, поскольку включа­ют и текущие, и капитальные расходы, и чистое кредитование. В свою очередь, текущие расходы включают расходы на товары и услуги, выплату процентов, а также субсидии и другие трансфер­тные платежи. Таким образом, изучая структуру расходов бюдже­та по ее экономическому предназначению, можно рассматривать как направление расходов в общем, так и более тщательно вни­кать в систему предполагаемых расходов.

26.    ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

В принципе доходы бюджета могут быть равны расходам. Это состояние именуют ситуацией сбалансированного бюджета. На практике хозяйствующим субъектам редко удается достичь та­кого состояния, при котором все доходы полностью соответству­ют расходам, и наоборот. Чаще всего доходов бывает недостаточ­но, и общая масса расходов превышает доходы, отраженные в бюджете. Такое состояние называется дефицитом бюджета. Таким образом, дефицит бюджета- это состояние бюджета, при кото­ром расходы превышают запланированные доходы. Следует пони­мать, что это означает фактическую невозможность финансирова­ния всех запланированных программ и потенциальное уменьше­ние жизненного уровня населения, а также снижение темпов развития экономики всего государства.

Величина бюджетного дефицита определяется разными спо­собами. Во-первых, бюджетный дефицит может определяться в абсолютном выражении в национальной валюте. Во-вторых, раз­мер бюджетного дефицита может отражаться в процентах к ВВП (валовому внутреннему продукту), национальному доходу, расхо­дам и доходам бюджетов. Величина бюджетного дефицита опре­деляется при утверждении бюджета. Точные расчеты размеров бюджетного дефицита позволяют определить более эффективные методы его финансирования.

27.    ПРИЧИНЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

Основная причина возникновения бюджетного дефицита -несбалансированное использование средств государства. Наи­более распространенной причиной, порождающей дефицит бюд­жета, является финансирование военных действий, которое вы­нуждает государство тратить больше средств, чем планирова­лось или предполагалось. Зачастую финансирование военных действий осуществляется за счет денежной эмиссии или увели-

чения налогов'. Результаты таких действий могут привести к серь­езным трудностям в экономике и при этом, вполне вероятно, не смогут компенсировать всех затрат, необходимых для проведения военных действий или послевоенного восстановления.

Другой причиной возникновения бюджетного дефицита явля­ется экономический спад, происходящий в государстве или мире. В периоды общего кризиса естественным образом сокращаются финансовые возможности предприятий, уровень доходов населе­ния и корпораций. Естественным следствием общего сокращения уровня доходности является снижение налоговых поступлений в казну государства. Таким образом, основной источник дохода го­сударства - налоги - резко сокращается, что приводит к возрас­танию бюджетного дефицита, поскольку получаемые государ­ством доходы оказываются меньше производимых расходов.

Следующей причиной бюджетного дефицита является неэф­фективное управление финансовыми потоками государства. Не­рационально построенными могут быть как доходы, так и расхо­ды государства. Например, принципы сбора налогов могут тормо­зить общее развитие экономики страны, что приводит к получению дохода, который меньше потенциально возможного. Однако рас­ходы могут быть нерационально направлены, что приводит не только к диспропорции в развитии экономики в целом, но и к уве­личению расходов, от которых-можно было бы отказаться. Напри­мер, неоправданный рост расходов на оборонную сферу, как в ситуации «гонки вооружений», приводит к перекосу в структуре экономического развития в стране в пользу ВПК (военно-промыш­ленного комплекса) и увеличению расходов на финансирование деятельности данных предприятий.

Таким образом, существуют, по сути, только две причины де­фицита государственных финансов, возникновение которых может быть обусловлено разными факторами:

1) нерациональная система расходования бюджетных средств;

2) неэффективная система формирования доходных статей бюджета.

ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

Финансирование бюджетного дефицита- покрытие недо­статка в денежных средствах, произведенное различными способа­ми в целях сокращения размеров бюджетного дефицита. Финанси­рование осуществляется для того, чтобы государственные органы могли выполнять возложенные на них функции. Существуют два основных способа финансирования бюджетного дефицита:

1) проведение политики государственных займов;

2 эмиссия новых денежных средств.

Первый метод финансирования бюджетного дефицита пред­полагает дополнительное привлечение финансовых ресурсов на возвратной основе. Средства могут быть привлечены как из внут­ренних, так и их внешних источников. Любое привлечение допол­нительных средств является дополнительной нагрузкой на бюджет в будущем. Тем не менее это достаточно распространенный ме­тод финансирования бюджетного дефицита. Его привлекатель­ность определяется возможностью быстрого погашения наблюда­емого дефицита. Использование второго метода финансирования бюджетного дефицита также может иметь весьма^егативные по­следствия в виде инфляционных процессов и последующего уве­личения нагрузки на бюджет. Объем финансирования определя­ется исходя из разницы размеров государственных доходов и рас­ходов. Финансирование, таким образом, является достаточно сложным и чревато негативными последствиями, но абсолютно необходимо для осуществления деятельности государства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...